Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНКЛЮЗИИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНКЛЮЗИИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Доскенова Д.А.

Статья подготовлена в рамках проводимого исследования научной лаборатории «Инклюзивная педагогика дополнительного образования», кафедры Педагогика и психология НАО Кокшетауского университета имени Ш.Уалиханова. Авторский коллектив рассматривает условия и возможности активного развития инклюзивных практик в дополнительном образовании, опираясь на теоретические и методологические аспекты исследований отечественных и зарубежных педагогов-практиков и ученых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Доскенова Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN POSSIBILITIES OF INCLUSION FOR THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN THE FRAMEWORK OF ADDITIONAL EDUCATION

The article was written as a part of the research conducted by the scientific laboratory “Inclusive pedagogy of supplementary education” from the Department of Pedagogy and Psychology (non-profit joint-stock company) of Ualikhanov Kokshetau University. Authors analyze the conditions and possibilities of the active development of inclusive methods in supplementary education based on theoretical and methodological aspects of the research conducted by local and foreign educators and scholars.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНКЛЮЗИИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 373

ORCID 0000-0002-9899-2831

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНКЛЮЗИИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лепешев Д.В., Доскенова Д.А. НАО Кокшетауского государственного университета им. Ш. Уалиханова

(г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Статья подготовлена в рамках проводимого исследования научной лаборатории «Инклюзивная педагогика дополнительного образования», кафедры Педагогика и психология НАО Кокшетауского университета имени Ш.Уалиханова. Авторский коллектив рассматривает условия и возможности активного развития инклюзивных практик в дополнительном образовании, опираясь на теоретические и методологические аспекты исследований отечественных и зарубежных педагогов-практиков и ученых.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивная педагогика, дети с особыми образовательными потребностями, дополнительное образование, социализация ребенка, дети с ограниченными возможностями здоровья.

MODERN POSSIBILITIES OF INCLUSION FOR THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN THE FRAMEWORK OF ADDITIONAL EDUCATION

Lepeshev D. V., Doskenova D. A. NAO of Kokshetau State University named after Sh. Ualikhanov

(Kokshetau, Republic of Kazakhstan)

Abstract. The article was written as a part of the research conducted by the scientific laboratory "Inclusive pedagogy of supplementary education" from the Department of Pedagogy and Psychology (non-profit joint-stock company) of Ualikhanov Kokshetau University. Authors analyze the conditions and possibilities of the active development of inclusive methods in supplementary education based on theoretical and methodological aspects of the research conducted by local and foreign educators and scholars.

Key words: inclusion, inclusive pedagogy, children with special learning needs, supplementary education, socialization of children, children with disabilities.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их приоритетов государственной образовательной политики Казахстана. Переход к нему

предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей и прав инвалидов, приняла Саламанскую декларацию о принципах,

политики практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, Дакарские рамки действий. В Конституции РК, в Законе о правах ребенка в РК, в Законе «Об образовании», инклюзивное образование определяется как совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями, предусматривающие равный доступ с иными категориями обучающихся к соответствующим образовательным учебным программам обучения, коррекционно -педагогическую и социальную поддержку, развитие посредством обеспечения

потенциальных условий.

Дополнительное образование играет важную роль в развитии детей, особенно детей с особыми образовательными потребностями.

Основная цель дополнительного образования — использовать ресурс ребенка для развития его собственной личности. «Дополнительное образование, как считает А.Г.Асмолов, поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития» [1].

«В области дополнительного образования мы даем возможность стать личностью, а не просто выбор предметов... Дополнительное образование всегда было подлинно вариативным: ребенок к нему приходит не из-под палки, здесь происходит не обучение, а подготовка возможности быть...Он делает другую, сегодня самую главную в жизни вещь -ищет смысл жизни и возможность быть. Он пробует себя в разных ролях, и в этом великое дело и суть дополнительного образования» [2].

Голованов В.П. говорит о том, что «Именно развитие инклюзивного потенциала современного дополнительного образования детей содействует:

• погружению «особого» ребенка в среду сверстников;

• включению в совместную деятельность не только с ребятами, но и с педагогом;

• приобщению к общепринятым нормам и правилам общения и поведения;

• раскрытию индивидуальных способностей, данных природой;

• проявление творческой инициативы и самостоятельности;

• определению своей значимости и ценности.

Сфера дополнительного образования детей, располагающая богатым творческим, методическим, кадровым потенциалом, успешно реализует программы социальной интеграции детей с особенностями в развитии»

[3].

Для любого человека важен успех, а точнее ситуация успеха. Дети с особыми образовательными потребностями не исключение. И если в школьном обучении для них это достаточно тяжело, то в дополнительном образовании они могут проявить себя, а иногда и заявить о себе. В рамках дополнительного образования у ребенка формируется мощная мотивация развития личности, развиваются волевые качества, расширяется культурное пространство для самореализации, все это приводит к самоактуализации ребенка, а затем и к социализации.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком

общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми [4].

Социализация ребенка с особыми образовательными потребностями является главной задачей стратегии инклюзивного образования. Социализация - процесс и результат усвоения существующих в обществе социальных норм, моральных ценностей и норм поведения.

Выготский Л.С. считал, что важнейшей задачей развития и воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями это интеграция его в жизнь и осуществление социальной компенсаций его недостатка.

Рассматривая проблемные стороны дополнительного образования становится ясным, что, одна из проблем — это недостаточная глубина территориального проникновения (в малых городах, селах такие

организации встречаются крайне редко), а также относительно высоким барьером доступности для малообеспеченных слоев населения [5].

В своем Послании К-Ж. Токаев говорит о необходимости обратить серьезное внимание «...на спортивный, творческий потенциал подрастающего поколения. Требуется возобновить деятельность «детских кружков», где представители юного поколения могли бы постигать азы творчества и ремесленничества» [6].

В связи с этим Президент Республики Казахстан подписал Закон «Об утверждении Правил размещения государственного образовательного заказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным,

послесредним, высшим и послевузовским образованием с учетом потребностей рынка труда, на подготовительные отделения организаций высшего и (или) послевузовского образования, а также на дошкольное воспитание и обучение, среднее образование и дополнительное образование детей», позволяющий детям бесплатно посещать спортивные секции и творческие кружки, который вступил в силу 01.05.2021г. [7].

Данный закон еще больше расширил возможности детей с ООП на посещение дополнительных кружков, секций по интересам ребенка. И если вторую проблему правительство Республики Казахстан начало решать, то первую проблему в полной мере решить пока трудно.

Основная трудность, по мнению руководителей и педагогов дополнительного образования — это необходимость адаптации программ для детей с особыми образовательными потребностями, а также наличие материально-технического оснащения и специальных приспособлений (например, подъемники) для этих детей. Еще одна трудность — это подготовка педагогических кадров, не каждый педагог готов работать с особенным ребенком.

Учреждениям дополнительного

образования детей, которые реализуют инклюзивный подход, необходимо учитывать интересы, потребности и трудности, возникающие у всех субъектов образовательного процесса в рамках данного направления [8].

Считаем, что на данный момент должна разрабатываться и система работы с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Кроме консультационных услуг, которые существуют, необходимо проведение бесед, обучающих семинаров, круглых столов, информационной поддержки, встреч с представителями общественных и социальных организаций, способных оказывать помощь и поддержку семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с проблемами здоровья [9].

Уварова Н.А. выделяет основные задачи, которые ставит перед собой учреждение дополнительного образования в работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):

- обогащение воспитательного потенциала семей, имеющих детей с ОВЗ, активизацию их воспитательных умений, поддержку уверенности в собственные педагогические возможности;

- создание развивающих условий для детей и их социально-педагогическое сопровождение;

- объединение усилий педагогов и родителей для полноценного развития и воспитания детей;

- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы [10].

По мнению Лепешева Д.В. и Алхатовой Т.С. [11] дополнительное образование является стартовой площадкой для получения знаний, социального опыта ребенком с ООП, дает возможность внутренней мотивации в формировании у ребенка с ООП выбора профессии. Желания быть социально адаптированным к жизненным ситуациям.

Успешная профессиональная

самореализация детей с ООП является закономерным итогом не только освоения академических знаний, но и верно построенной и реализованной коррекционно-развивающей и профориентационной работы через

организации дополнительного образования.

Организации дополнительного

образования могут помочь особенным детям раскрыть свой внутренний потенциал. Для этого надо преодолеть недостаточную компетентность педагогов по работе с инклюзивными детьми, пополнить

методический банк информационными материалами, посвященными обучению и личностному развитию инклюзивных детей. Дополнительное образование для детей с особыми образовательными потребностями является неотъемлемой частью в приобретении собственного опыта жизни, в повышении уровня социальной компетентности, в усвоении принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития //Внешкольник. 1997., N09. С-7

2. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития //Стенограмма межрегионального совещания -семинара по проблеме «Повышение уровня управления развитием дополнительного образования детей. Петрозаводск, 13-15 марта 1996

3.Голованов В.П. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей /В.П. Голованов // Дополнительное образование и воспитание. -2015. - №1. - С. 3 - 7.

4. Лепешев Д.В., Вашкарин В.В Анализ состояния проблем по поддержке и развитию творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями в дополнительном образовании //Наука и реальность. 2020, №4.- с. 12-15

5. Дополнительное образование детей в России //Под редакцией С.Г. Косарецкого, И.Д.

Фрумина - М.: Изд. Дом. Высшей школы экономики. 2019. - с.61

6. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана. 1 сентября 2020 г.

7. Об утверждении Правил размещения государственного образовательного заказа на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним, высшим и послевузовским образованием с учетом потребностей рынка труда, на подготовительные отделения организаций высшего и (или) послевузовского образования, а также на дошкольное воспитание и обучение, среднее образование и дополнительное образование детей// глава 7 статья 71

8. Вакуленко О.В. Роль учреждений дополнительного образования детей в инклюзивном образовании// Вестник Шадринского государственного педагогического института №1(29)// 2016г.

9. Вакуленко О.В. Роль учреждений дополнительного образования детей в инклюзивном образовании// Вестник Шадринского государственного педагогического института №1(29)// 2016г.

10. Уварова, Н.А. Организация сотрудничества с семьей в системе дополнительного образования детей: метод. рекомендации / Н.А.Уварова. - Екатеринбург: Дворец молодежи, 2005.

11. Лепешев Д.В., Алхатова Т.С., Проблемы и перспективы дополнительного образования социализации и профориентации подростков с особыми образовательными потребностями// Наука и реальность 2020, №2. - с. 4-8.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана, профессор кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

е-mail: d_Lepeshev@mail.ru

Доскенова Динара Айтбаевна, магистрант кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

е-mail: dkakimova@inbox.ru Дата поступления статьи: 08.10.2021

© Лепешев Д.В., Доскенова Д.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.