Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ПОТЕНЦИАЛА'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Магзумов Дамир Мерсултанович

Статья подготовлена в рамках проводимого исследования научной лаборатории «Инклюзивная педагогика дополнительного образования», кафедры Педагогика и психология НАО Кокшетауского университета имени Ш. Уалиханова. Авторский коллектив рассматривает условия и возможности активного развития инклюзивных практиков дополнительном образовании, опираясь на теоретические и методологические аспекты исследований отечественных и зарубежных педагогов-практиков и ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Магзумов Дамир Мерсултанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ПОТЕНЦИАЛА»

УДК 373

ORCГО 0000-0002-9899-2831

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО ПОТЕНЦИАЛА

Лепешев Д.В., Магзумов Д.М. НАО Кокшетауского государственного университета им. Ш. Уалиханова

(г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Статья подготовлена в рамках проводимого исследования научной лаборатории «Инклюзивная педагогика дополнительного образования», кафедры Педагогика и психология НАО Кокшетауского университета имени Ш. Уалиханова. Авторский коллектив рассматривает условия и возможности активного развития инклюзивных практиков дополнительном образовании, опираясь на теоретические и методологические аспекты исследований отечественных и зарубежных педагогов-практиков и ученых.

Ключевые слова: Социализация, инклюзия, инклюзивная педагогика, дети с особыми образовательными потребностями, детей с особыми образовательными потребностями

Одним из главных приоритетов инклюзивного образования в Республике Казахстан является обеспечение условий для успешной социализации ребёнка с особыми образовательными потребностями.

В рамках представленной статьи рассматривается вопросы положительной динамики социализация детей с особыми образовательными потребностями (ООП), через занятие ими в студиях изобразительной художественной деятельностью.

Актуальность выбранной темы

обусловлена малой изученностью влияния изобразительной деятельности на развитие социальных навыков у ребёнка с особыми образовательными потребностями.

Мы солидарны во мнении с научным миром в том, что человек - существо в первую очередь социальное. Через общение люди влияют друг на друга, организуют различные виды теоретической и практической деятельности, совместно выполняют различные действия, оценивают и формируют взгляды и убеждения через призму окружающих его людей, обмениваются опытом и перенимают социальные нормы поведения. Только через

общение возможно полноценное развитие личности и успешность адаптации к социуму.

Одной из главных задач педагога при работе с детьми с особыми образовательными потребностями - их социализация в коллективе с остальными детьми.

Для работы по интеграции ребёнка с ООП в среду сверстников, педагог должен обладать высокой компетенцией, владеть специальными педагогическими технологиями, которые позволяют эффективно и безболезненно социализировать детей с особенными образовательными потребностями в

общеобразовательную среду.

Педагог должен владеть широким педагогическим инструментарием, через который возможно обеспечить равную доступность образования для всех детей, вне зависимости от их психических, физических или интеллектуальных особенностей.

Изобразительная деятельность играет особую роль в формировании социальных связей, формирующихся у ребёнка с особыми образовательными потребностями путём вовлечения его в историческую, профессиональную и культурную традицию

страны. Одна из ключевых целей, которую ставит перед собой педагог, работающий в инклюзии, - это создание содержательной и эмоционально насыщенной среду

взаимодействия и общения со сверстниками, дающую опыт собственной духовной деятельности.

Система образования, которая включает в себя изобразительную деятельность, обладает особым потенциалом для разработки методов и различных путей интеграции социализации детей с особыми образовательными потребностями.

Одной из особенностей художественной деятельности является создание условий для адаптации ребёнка с ООП в социальную среду, возможность реализовать свой творческий потенциал наравне с остальными детьми в ходе их совместной художественной деятельности, выполнение имя общей поставленной задачи и совместной рефлексии.

Когда ребёнок с особыми образовательными потребностями попадает в учебное заведение, он вынужден контактировать с другими детьми. Это может привести к ряду различных проблем, связанных сегрегацией, отторжением и непринятием его со стороны сверстников. В свою очередь, изобразительная деятельность является инструментом социализации детей с особыми образовательными потребностями, так как включает в себя разнообразные занятия, коллективные игры и совместные поставленные цели, такие как подготовить рисунки на конкретную тему, организовать небольшую тематическую выставку, оформить альбом.

Во время занятия дети могут совместно изучать различный художественный материал, с которым дети работают. Это может быть пластилин, работа с аппликациями или акварель. В этот момент между детьми формируются взаимоотношения: они вместе действуют, помогают друг другу для того, чтобы выполнить поставленную задачу, обсуждают различные творческие замыслы, планируют.

В процессе занятия художественной деятельностью ребёнок с особыми образовательными потребностями обретает веру в собственные силы, начинает чувствовать себя комфортно в обществе и равным другим детям. Достигается это при условии, когда

ребёнок получает поощрения за результат творческой деятельности от педагога и одобрение сверстников. Ребёнок должен чувствовать, что в его силах рисовать картины, создавать образы и заниматься любой другой художественной деятельностью на уровне, не отличающимся от других детей. Важность этого заключается в том, что ребёнок несознательно должен понимать независимость личности и бытия человека от его внешности, пола, национальности, физиологических и психологических особенностей. Чтобы быть ячейкой общества ему достаточны социализация, возможность самоактуализации и признание окружающих.

Для того чтобы сформировать положительные аспекты через занятия изобразительной деятельностью, педагогу необходимо вырабатывать методы

индивидуального подхода к ребёнку, которые могут включать в себя, но не ограничиваться наглядным примером и пособиями, беседой с целью выявить эстетические предпочтения ребёнка, словесный методы, которые подразумевает под собой, чтение, объяснение или рассказ.

Также для того чтобы социализация ребёнка с особыми образовательными потребностями прошла успешно, педагогу необходимо проводить просмотр его творческих работ наравне со всеми и под одними критериями их оценивать, наглядно хвалить или делать замечания.

Ребёнок с ограниченными

возможностями, изображая события и различные явления окружающего мира, учится в процессе наблюдения понимать их, давать эстетическую оценку явлению или предмету, видеть его красоту. Дети с ограниченными возможностями, наблюдая за происходящими событиями и затем изображая увиденное, пытаются так или иначе определить нравственную ценность изображаемого.

Постепенное накопление опыта ребёнком в оценке красоты, эстетики, приводит к формированию нравственных критериев, личной позиции и взгляда на мир.

Когда ребёнок с ООП видит различные поступки людей в детском саду, в семье, в школе, он не всегда склонен давать нравственную оценку их поведения, так как такие вещи часто бессознательны. В процессе

занятия художественной деятельности он вынужден учиться наблюдать, оценивать и анализировать.

Большое внимание ребёнок уделяет моментам, в которых окружение проявляет нравственные качества с наибольшей яркостью, вследствие чего, это способствует накоплению нравственного опыта ребёнка, а реализация этих наблюдений на бумаге карандашом или красками, что помогает сформировать потребность в нравственные оценки поведение людей. Преподаватель может просить передать эмоции человека в фигурке из пластилина, нарисовать то, что чувствует ребёнок, оценить в каких условиях произведена та или иная картина, какой смысл может нести и т.д.

Ребёнок учится обращать внимание на поведение, чаще задумывается о том, какие причины стоят за различными событиями. Умение понимать людей, умение анализировать из-за каких предпосылок человек действует -помогает ребёнку с особыми образовательными потребностями найти правильную линию поведения среди сверстников. В учебном заведении, ребёнку это необходимо для того чтобы установить дружеские отношения в детском коллективе и сформировать отзывчивость по отношению к другим детям.

Исходя из вышеизложенного, считаем, что изобразительная деятельность позволяет детям с ООП познать окружающую их

действительность, адаптироваться в социуме и развить профессиональные умения и навыки.

Библиографический список

1. Приступа Е. Н. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Е. Н. Приступа. - М.: Инфра-М: Форум, 2015. - 160 с.

2. Ленартович А. Интеграционное обучение как способ вхождения детей в общество: обучение детей-инвалидов / А. Ленартович // Социальная педагогика, 2008.

3. Леонгард Э. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования: метод. пособие / Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. -М.: МГППУ, 2011.

4. Зырянова С. И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями /С. И. Зырянова //Дошкольная педагогика, 2010.

5. Боровик О.В. Роль рисунка при изучении детей // Личностно-ориентированный подход в развивающем и коррекционном образовании. - Биробиджан, 1998.

6. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М: Владос, 2006.

7. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана, профессор кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

е-mail: d_Lepeshev@mail.ru

Магзумов Дамир Мерсултанович, магистрант кафедры Педагогики и психологии НАО Кокшетауского государственного университета им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Дата поступления статьи: 10.10.2021

© Лепешев Д.В., Магзумов Д М, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.