Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Просандеева Ирина Александровна

Статья посвящена проблеме формирования инклюзивной культуры. Для формирования инклюзивной культуры необходимо принятие всеми участниками образовательного процесса принципов, на которых базируется инклюзивное образование и которые способствуют эффективной адаптации и обучению всех участников образовательного процесса. Особую роль в инклюзивной культуре играет профессионализм, компетентность субъектов образовательного процесса, а также их осведомленность о принципах инклюзивного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Просандеева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 373

ORCГО 0000-0002-9899-2831

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Лепешев Д.В., Просандеева И.А. НАО Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования инклюзивной культуры. Для формирования инклюзивной культуры необходимо принятие всеми участниками образовательного процесса принципов, на которых базируется инклюзивное образование и которые способствуют эффективной адаптации и обучению всех участников образовательного процесса. Особую роль в инклюзивной культуре играет профессионализм, компетентность субъектов образовательного процесса, а также их осведомленность о принципах инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, принципы инклюзивного образования, инклюзивная культура, профессиональная этика, педагогическая этика, профессионально важные качества.

Гуманизация образования на

современном этапе своего развития пришла к потребности создания благоприятных условий и доступу получения образования для всех категорий детей, в том числе и детей с особыми потребностями. Образование является фундаментом для полноценной жизни в социуме. Образовательные учреждения играют важнейшую роль в формировании ресурсов трудоустройства молодых людей, их межличностных взаимоотношений, вклада в жизнь страны и ее прогресс.

В основе инклюзивного образования лежит право на образование, провозглашенное ООН во Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. Конвенция ООН о правах инвалидов (2005) закрепила права инвалидов и включила вопросы инвалидности в общее вопросы развития. Современный этап, девизом которого стал лозунг «От равных прав, к равным возможностям», предполагает, что у всех детей есть право на образование, которое не дискриминировало бы их ни по каким признакам.

Инклюзия - (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. Include - заключаю, вовлекаю,

включаю) - «включение» - под которым предполагается важность адаптации обучения к потребностям обучающихся. Инклюзия рассматривается как полное включение детей, подростков, молодых людей с разными ресурсами во все позитивные аспекты жизни образовательного учреждения, которые доступны их обычным сверстникам [1]. Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса: детей, подростков и взрослых, их родителей, педагогов и других специалистов образования.

Таким образом, инклюзивное образование - это процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями [2].

Вводя инклюзивное образование в общеобразовательные учреждения, стоит отдельно уделить внимание проблеме формирования инклюзивной культуры. То есть, готовы ли педагоги, обучающиеся и их родители принять ребенка с особыми потребностями?

Для формирования инклюзивной культуры необходимо всеми участниками образовательного процесса принять принципы, на которых базируется инклюзивное образование:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений, любой индивид умеет чувствовать и мыслить;

2. Любой человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

3. Все люди нуждаются в друг друге;

4. Каждый нуждается в поддержке и дружбе;

5. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

6. Разнообразие усиливает все стороны жизни человек [3].

Инклюзия в образовании включает в

себя:

1. Признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;

2. Повышение степени участия обучающихся в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части обучающихся в общешкольной жизни;

3. Различия между учениками - это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствие, которые необходимо преодолевать;

4. Признание того, что инклюзия в образовании - это одно из аспектов инклюзии в обществе [4].

Подходов к определению культуры многообразно и трактуется в зависимости от области человеческой жизнедеятельности. Термин культура означает воспитание, образование, развитие. Психология культуры -обращает внимание в основном на человека -носителя той или иной культуры. Основной акцент делается на изучении норм и ценностей, составляющих основу любой культуры, а также процессов, в ходе которых человек усваивает эти нормы и ценности.

Культура в педагогике определяется как уровень развития, типы и формы организации жизни и деятельности общества и людей, материальные и духовные результаты деятельности человека.

Таким образом, инклюзивная культура - это такой уровень развития общества,

который выражается в толерантном, гуманном, терпимом, безопасном отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются всеми принимающиеся инклюзивные ценности [5].

Т.Бут и М. Эйнскоу выделяют две составляющих в инклюзивные культуры школы: построение социальной структуры, в основе которой лежит взаимопринятие, взаимоуважении и взаимодействии. Ко второй относится принятие инклюзивных ценностей, которая основывается на равенстве, равноправии и равноценности всех участников образовательного процесса [6].

Формирование инклюзивной культуры предполагает создание комфортного, дружелюбного и уважительного отношения между субъектами образовательного процесса.

Для создания эффективности инклюзивного образовании, в образовательном процессе большую роль играет профессиональная компетентность педагогов и психологов, соблюдающие морально -нравственные и этические правила в работе с детьми.

Профессионализм - это большой уровень умелости, который позволяет качественно и надежно выполнять свою деятельность. Компетентность - это

способность грамотно применять всесторонние знания, умения и навыки, для плодотворной деятельности в заданной области.

А.К. Маркова выделяет две стороны профессионализма:

1. Состояние мотивационной сферы человека т.е. какими мотивами профессиональной деятельности он руководствуется, что побуждает его ту или иную деятельность и на сколько он удовлетворен своей работой.

2. Состояние его операционной сферы, т.е. как и какими приемами, он достигает поставленных целей, какие применяет средства т.д. [8].

Таким образом, профессиональная компетентность - это интегральное качество специалиста, определяющие его умение решать профессиональные вопросы с применением профессиональных знаний и опыта.

Являясь субъектом образовательной деятельности, специалисты использует собственные индивидуальные ресурсы, в том числе и те качества личности, которые способствуют более благополучному исполнению профессиональных вопросов, то есть профессионально важные качества.

Выделяют разнообразные подходы к определению профессионально важных качеств.

По мнению В.Д. Шадрикова: «ПВК - это индивидуальные качества субъекта

деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения» [7].

А.К. Маркова дает определение: «ПВК -это психологические характеристики или особенности человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам»

К.М. Гуревич под профессионально важными качествами понимает совокупность индивидуально - психологических и психофизиологических особенностей человека, обеспечивающих ему успешность в деятельности [8].

Таким образом, мы можем сказать, что профессионально важные качества - это личностные особенности человека,

воздействующие на успешность его деятельности.

По мнению Шмелевой А. И. успешность профессиональной деятельности зависит от способностей, а также выраженной склонности, интересы и личностные качества. К необходимым способностям относятся: концентрация и устойчивость внимания; переключение и распределение внимания; образно и словесно - логическая память; образное мышление; кратковременная и долговременная память; коммуникативные способности - общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакт, умение слушать; вербальные способности - умение говорить четко, ясно, выразительно, грамотно выражать свои мысли; ораторские способности - умение убеждать и аргументировать; способность к самоконтролю.

Значимые интересы и склонности: интерес и уважение к другому человеку; склонность к сопереживанию;

любознательность и обучаемость; творческое начало. К необходимым личностным качествам

можно отнести: высокую степень личностной ответственности; толерантность; тактичность и воспитанность; стремление к самопознанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность интересов;

целеустремленность, настойчивость; интуиция, умение хранить тайну; эрудированность [9].

К принципам профессиональной этики психолога относиться:

1. Профессиональная компетентность гласит, что психолог может выполнять только ту работу, которая соответствует его квалификации и делает это честно ответственно. Он может применять только проверенные методики и добросовестно выводить результаты.

2. Конфиденциальность означает неразглашенность информации в процессе доверительной беседы.

3. Безоценочность по отношению к людям - это нейтральная позиция по отношению к окружающей реальности в независимости от своих стереотипов, убеждений и т.д., а также не давать оценку их поступков. Психолог не осуждает человека за его позиции, эмоции или чувства, не пытается его пристыдить или обесценить его мнение и проблему.

4. Принцип ответственности. Психолог несет ответственность перед клиентом и обществом в целом, за свою профессиональную деятельность. Несет ответственность за свои высказывания и применение в работе методик, техник и несет ответственность за достоверность полученных результатов.

5. Принцип «не навреди» означает не нанесение психологическому, физическому здоровью личности, а также его социальному положению в социуме.

6. Принцип Уважения глоссит о принятии человека таким, каким он есть в независимости от его социального статуса, возраста, национальности и не нарушать его личные границы, а как же быть честным и добросовестным в общении с ним.

7. Принцип объективности означает не предвзятое отношение к людям в независимости от своего собственно мнения, то есть психолог понимает границы между личной жизнью и профессиональной деятельностью, он не переносит свои личные проблемы на людей.

К профессионально - личностным качествам педагога в инклюзивном образовании относятся: милосердие, эмпатия, педагогический оптимизм, толерантность, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, креативность.

Профессиональная этика - это кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности [10]. Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральные ценности -это общественные установки, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, о смысле жизни и счастье человека с точки зрения их моральной значимости.

К педагогической этике можно отнести:

1. Педагогическая справедливость -это нравственное качество учителя и оценка мер его взаимодействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам.

2. Профессиональный педагогический долг - это ориентации на безусловное уважение человеческого достоинства каждого участника педагогического процесса, гуманное отношение, а также уважение к личности ученика.

3. Профессиональная честь педагога -общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

4. Педагогический авторитет учителя - это его моральный статус в коллективе учащихся и колле, который путем авторитета регулирует поведение обучающихся и влияет на их убеждения. Авторитет педагога зависит от его профессионально-личностных качеств [11].

Для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы:

1. Понимание сути инклюзивного образования и его разницы между традиционным образованием;

2. Осведомленность возрастной психологии детей в условиях инклюзивной образовательной среды;

3. Знание методологии в работе с детьми с инклюзивным образованием и детей с нормальным развитием;

4. Способность создавать различные варианты педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса [12].

Для приобретения знаний по инклюзивной культуре, которые предназначены не только для педагогов и психологов, а также для детей и их родителей можно путем проведения лекций, бесед, классных часов, где будут развиваться морально-нравственные качества.

Таким образом, мы можем сказать, что в инклюзивной культуре особую роль играет профессиональная готовность,

профессионализм, компетентность субъектов образовательного процесса, а также их осведомленность о принципах инклюзивного образования, которые способствуют эффективной адаптации и обучению всех участников образовательного процесса. Формирование инклюзивной культуры предполагает создание благоприятной среды в общеобразовательной школе, где все дети будут чувствовать, что их ценят, уважают и настроены к ним дружелюбно.

Библиографический список

1. Лиходетова Л.Н. Теория и практика инклюзивного образования: учебное пособие для группы специальностей «Образование» Л.Н. Лиходетова - Костана: КГПИ, 2017. -165 с.

2. Левшунова Ж.А. Инклюзивное образование: учеб. пособие / Ж.А. Левшунова, Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова. Красноярск: Сиб. Федер. Ун-т, 2017. - 114 с.

3. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова, и др.; под ред. Д.З. Ахметовой. -Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 204 с.

4. Тони Бут, Мея Эйнскоу, под редакцией Марка Вогана, основателя Центра изучения инклюзивного образования. Бристоль, Великобритания 124 с.

5. Лепешев Д.В. Современные проблемы инклюзивной культуры: вызов

времени // Наука и реальность.- 2021, № 2 (6).1. - С. 4-8

6. Инклюзивное образование: теория, практика, перспективы [Текст]: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. 26 - 27 ноября 2018г. / Научн. Ред. Т.Т. Щелина, ред. Н.В. федосеева, - Арзамас: арзамасский филиал ННГУ, 2018. - 566 с.

7. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. И доп. М.; Издательская корпорация «Логос»,1996. 320с.

8. Локалова Н.П. Психология. Введение в профессию. - СПБ.: Питер, 2010. -176 с.

9. Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология: Учебное пособие. -СПБ.: Питер, 2007. - 253с.

10. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. - 5 -е. изд. - М., 1983.

11. Борисова С.А. Этика в профессиональной культуре педагога, 2012.

12. Дурманова Н.А. Профессионально -личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования, 2021.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана, профессор кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

е-mail: [email protected]

Просандеева Ирина Александровна, студентка 4 курса кафедры Педагоги и психологии, НАО Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан). е-mail: [email protected]

Дата поступления статьи: 08.10.2021

© Лепешев Д.В., Просандеева И.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.