УДК 376
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В
УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Суровицкая Ю.Ю., Такенова А.Е., Садыкова А.К., Куламбаева К.К.
Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. Основной целью инклюзии как процесса является создание свободной, безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с особыми потребностями. Один из аспектов развития инклюзивного образования педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития. Другой аспект развития инклюзивного образования подготовка специалистов для сопровождения учащихся с задержкой психического развития. Педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития как аспект инклюзивного образования предполагает поэтапное решение в создании условий, учитывающих индивидуальные особенности каждого участника образовательного процесса. Каждый ребёнок с задержкой психического развития должен максимально использовать возможности младшего школьного возраста. Отношение учителя к включению детей с задержкой психического развития в учебный процесс -ключевой фактор перехода к инклюзивной среде в школе. Необходимо совместное участие семьи и педагогов специалистов в создании условий для помощи ребёнку с задержкой психического развития в обучении.
Ключевые слова: инклюзивное образование, учитель, дети с задержкой психического развития, подготовка специалистов, младший школьный возраст.
Термин «инклюзия» в общем, обозначает процесс включения, вовлечения или вхождения во что-то, как часть целого. По отношению к образованию ЮНЕСКО понимает инклюзию как процесс «обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через участие в обучении, культуре и сообществах и сокращении отказа от поступления в школы и исключении из них» [1, С 6].
Основной целью инклюзии как процесса является создание свободной, безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с особыми потребностями [2, С 9].
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в получение образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности [3, с. 104].
В настоящее время практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется интенсивным распространением
инклюзивной ее формы, отражая сближение систем общего и специального образования [4, С. 5].
В основу стандартов инклюзивного образования положен дифференцированный подход, осуществление которых предполагает признание обучения и воспитания как единого процесса [3, с. 104].
В связи, с чем вышеназванные смысловые и организационные аспекты развития инклюзивного образования, определили для педагогического сообщества спектр достаточно сложных задач, связанных с реализацией новых подходов к организации их обучения и воспитания [4, С. 5].
Один из аспектов развития инклюзивного образования педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития.
Другой аспект развития инклюзивного образования подготовка специалистов для сопровождения учащихся с задержкой психического развития.
Подготовка специалистов для сопровождения учащихся с задержкой психического развития предполагает освоение профессиональных компетенций, выходящих за рамки традиционных вузовских программ и ориентированных на продуктивное сотрудничество с психологом, как основным партнером в процессе реализации задач совместного обучения детей с задержкой психического развития со сверстниками с условно нормативным развитием [4, С. 5].
Учитель и психолог сотрудничают в педагогической работе по обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) - выражается в недостаточности общего запаса знаний ребенка, снижении объема внимания и памяти, незрелости мышления, недостаточности автоматизации движений и действий, низкой целенаправленности и слабости саморегуляции, быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности, задержке развития эмоциональной сферы [5].
В процессе обучения ребёнка с задержкой психического развития требуется специально организованная комплексная помощь соответствующих специалистов.
Требуется организованное сопровождение учащихся.
Сопровождение - это особая форма осуществления социальной и психологической помощи [6, с. 51-56].
Организованное сопровождение учащихся с задержкой психического развития, предъявляет особые требования к профессиональной подготовке педагогов, которые должны обеспечивать не только возможность, но и должное качество усвоения детьми содержания программ начального общего образования [4, С. 5].
И как следствие педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития как аспект инклюзивного образования предполагает поэтапное решение в создании условий, учитывающих индивидуальные особенности каждого участника образовательного процесса классного коллектива.
Первый этап работы по организации инклюзивного обучения детей с особыми потребностями в развитии это изучение документов, регламентирующих деятельность учителя в работе с детьми с задержкой психического развития в условиях класса.
Второй этап, оценка возможности детей с задержкой психического развития в обучении.
Третий этап, мониторинг уровня актуального развития ребёнка с задержкой психического развития и учет при планировании учителем зон ближайшего развития ребенка.
Это возможность проследить динамику изменения в учебном и личностном росте ребёнка с задержкой психического развития.
После обработки результатов мониторинга учитель в учебный план включают индивидуальные и групповые уроки общеразвивающей и предметной направленности для повышения уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов, коррекции познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
В результате поэтапной работы учителя с детьми с задержкой психического развития будет полноценное проживание ребёнком периода счастливого детства, социальной адаптации, воспитания, обучения и коррекционного развития.
Отношение учителя к включению детей с задержкой психического развития в учебный процесс - является ключевым фактором перехода к инклюзивной среде в школе.
Каждый ребёнок с задержкой психического развития должен максимально использовать возможности младшего школьного возраста.
В настоящее время в школу для детей с задержкой психического развития внедряется единица тьютора и педагога-ассистента для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
В данной работе актуально и необходимо совместное участие семьи и педагогов специалистов в создании условий для помощи ребёнку с задержкой психического развития в обучении.
Сегодня, когда это понимание процесса предоставления образования детям с задержкой психического развития является нормой, для учителей и родителей актуальным становится повышение личных профессиональных компетенций в инклюзивном образовании.
Библиографический список
1. Гусева Т.Н. Инклюзивное образование - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - С. 6.
2. Алёхина С.В. Инклюзивное образование: история и современность - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. - С. 9.
3. Ефремова С.Е. Особенности организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Городской информационно-методический журнал «Управление развитием образования» № 1 (13) -Новосибирск: МКУДПО «ГЦРО», 2016. - С. 104-106.
4. Кузьмичева Т.В. Интегративный подход в подготовке педагогов и психологов для работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования: дис .... на соискание ученой степени д.п.н. - М.: ФГБ НУ Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, 2020 - С. 5.
5. Что такое ЗПР? https://www.detki-psy.ru/glossarij/zpr.html
6. Семаго Н.Я. Роль школьного психолога на начальных этапах организации инклюзивного образования в школе // Пути развития инклюзивного образования в Центральном округе: сб. статей - М.: ЦАО, 2009. - С. 51-56.
Суровицкая Юлия Юрьевна, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры Социально - педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Такенова Айгуль Елюбаевна, магистрант кафедры Социально -педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Садыкова Айгуль Казихановна, кандидат педагогических наук, доцент педагогики, доцент кафедры Социально - педагогических дисциплин Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Куламбаева Камбат Казыхановна, доктор педагогических наук, доцент педагогики, профессор кафедры Социально - педагогических дисциплин Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
e-mail: look57@mail.ru
Дата поступления статьи: 25.11.2020
© Ю.Ю.Суровицкая, А.Е.Такенова, А.К.Садыкова, К.К.Куламбаева