Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1233
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович

В статье изложены подходы к определению дефиниций понятия «инклюзивная культура», описаны проблемы и пути решения вызовов времени по формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF INCLUSIVE CULTURE: CHALLENGES OF THE TIME

The article outlines approaches to defining the concept of "inclusive culture", describes the problems and ways of solving the challenges of the time in the formation of a tolerant attitude towards people with disabilities.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ»

УДК 373

ORCID 0000-0002-9899-2831

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ: ВЫЗОВЫ

ВРЕМЕНИ

Лепешев Д.В.

НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казазхстан)

Аннотация. В статье изложены подходы к определению дефиниций понятия «инклюзивная культура», описаны проблемы и пути решения вызовов времени по формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инклюзивная культура, инклюзивное образование, формирование инклюзивной культуры

MODERN PROBLEMS OF INCLUSIVE CULTURE: CHALLENGES OF THE

TIME

D.V. Lepeshev

NAO Kokshetau University named after Sh.Ualikhanova

Kazakhstan

Annotation. The article outlines approaches to defining the concept of "inclusive culture", describes the problems and ways of solving the challenges of the time in the formation of a tolerant attitude towards people with disabilities.

Key words: inclusive culture, inclusive education, the formation of an inclusive culture

Современные тенденции в области защиты прав человека имеют склонность к пересмотру внутренней мотивации международного сообщества по понятию инклюзии и инклюзивной культуры.

В настоящее время активно складывается и получает свое оформление исследовательское поле инклюзивного образования. Одним из особо значимых направлений является инклюзивная культура.

Понятие «культура» многозначно и трактуется в зависимости от области

человеческой жизнедеятельности. В гуманитарной сфере под культурой понимается система различных

общественных отношений, в которую включен субъект и которая формирует субъекта (сообщает ему знания, навыки, понятия о нормах и ценностях), с другой стороны, выступает ареной его собственной деятельности. В философском

энциклопедическом словаре дается определение «культуры» (от лат. cultura — возделывание — воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически

определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Опираясь на все это, можно дать следующее определение: инклюзивная культура — это такой уровень развития общества, который выражается в толерантном, гуманном, терпимом, безопасном отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются всеми принимающиеся инклюзивные ценности.

Сложившиеся однажды стереотипы «человек с ограниченными

возможностями», «неполноценный»,

«отсталый» так сильно приросли в сознании многих к людям с особенностями, что многие, просто не способны предположить совершенно несвойственное (по их мнению) поведение.

Ученые выделяют несколько предпосылок формирования инклюзивной культуры в организации, представляя их в виде «дома инклюзии»: признание инклюзии организации в качестве «фундамента»; взаимопонимание,

плюрализм мнений, содействие, доверие и честность в качестве «столпов» инклюзии; межкультурная моральная позиция как «крыша» инклюзивности.

Одной из приоритетных задач в реализации инклюзивного подхода в системе образования является

формирование инклюзивной культуры у всех участников образовательного процесса. Это связано с давно сложившимся типом общественного сознания, в котором понятие «инвалид» во все времена означало «непригодный к деятельности».

Инклюзивная культура — важнейшая составляющая инклюзивного образования. Ее несформированность отрицательно

сказывается на всем образовательном процессе и не дает высоких результатов. Можно создать идеальные условия обучения детей с нормой здоровья и детей с ООП (особыми образовательными потребностями), но исключить

человеческий фактор невозможно.

Инклюзивную культуру общества можно рассматривать не только как фактор успешной реализации инклюзивного образования, но и как фактор развития поликультурного образования в странах постсоветского пространства.

В педагогике понятие

«поликультурное образование»

определяется как образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним.

Сегодня современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. Чтобы обладать такими умениями, нужно владеть соответствующей культурой. Между инклюзивным и поликультурным образованием прослеживается

определенная взаимосвязь, которая отражается в общности многих идей, концепций, а также в их целях и задачах. Важнейшее сходство этих двух направлений заключается в том, что для их реализации необходима толерантность особого рода, которая может быть достигнута лишь планомерной системой нравственного воспитания общества, формированием, пропагандой,

распространением инклюзивной культуры.

Инклюзия (от английского слова inclusion - включение) - процесс реального

включения людей с инвалидностью в общественную жизнь.

Идея инклюзии родилась в рамках масштабных изменений в понимании прав человека, его достоинства, идентичности, а также механизмов социальных и культурных процессов, определяющих его статус и влияющих на обеспечение его прав. Перемена в отношении к людям с инвалидностью стала лишь одним из проявлений этих изменений.

Инклюзивное образование - это одна из инноваций ХХ века в образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом. Важно еще раз подчеркнуть, что инклюзивное образование в большинстве европейских стран- один из первых примеров борьбы родителей за образовательные права собственных детей, прецедент поведения родителей как подлинных субъектов и активных участников образовательного процесса.

Не случайно введение понятия инклюзивного образования Саламанкской Декларацией лиц с особыми потребностями (1994 г.) и принятие Декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.) близки по времени своего появления: оба эти документа выражают не просто признание неоднородности общества и его культуры, но и изменение отношения в обществе к этому разнообразию - осознание его ценности, осознание ценности различий между людьми.

Идея инклюзия основана на концепции «включающего общества». Она означает изменение общества и его институтов таким образом, чтобы они благоприятствовали включению другого (человека другой расы, вероисповедания, культуры, человека с ограниченными возможностями здоровья). Причем предполагается такое изменение институтов, чтобы это включение содействовало интересам всех членов

общества, росту их способности к самостоятельной жизни (включая лиц с ОВЗ), обеспечению равенства их прав и т.п. Если инклюзия не обеспечивается соответствующим изменением институтов, то ее результатом может становиться углубление социальной дезадаптации людей с ОВЗ и рост интолерантости к ним со стороны тех, кто подобных ограничений не имеет. Важно, чтобы практика инклюзии не опиралась на стремление или, тем более, принуждение «быть как все», поскольку в этом случае она вступает в противоречие с правом «быть самим собой». Готовность общества к изменениям навстречу другому - важная предпосылка успешной инклюзии, и она должна воспитываться.

Сегодня инклюзивным или

включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и

психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.

Сегодня во многих странах постсоветского пространства инклюзивное образование развивается относительно детей с ограниченными возможностями здоровья. Такое рассмотрение идеи инклюзии определенным образом сужает трактовку, принятую во всем мире, а,

следовательно, и саму концепцию инклюзивного образования.

Мы долгое время и в настоящий момент используем термин «инвалид».

Термин «инвалид» изначально заимствован из французского, где «invalide» — с латинского «бессильный», «слабый» плюс отрицательный префикс «in».

В современном английском языке присутствует более нейтральный аналог— disabled. Он обозначает «вышедший из строя», «недоступный», «неработающий». Disabled прежде всего — о неспособности вести активную повседневную жизнь «как обычно» в силу ограничений, накладываемых со стороны общества.

Мы глубоко убеждены в том, что каждый должен понять, что человека с особенностями можно увидеть не только в больницах или специальных центрах, но и в школах, в офисах и других общественных местах. В наших странах уже имеется много примеров талантливых и успешных людей с инвалидностью, которые добиваются успехов в профессии, ведут активный образ жизни, участвуют в Специальной Олимпиаде, в модных показах, становятся блогерами.

Мы считаем, что Инклюзия — социальное явление, и невозможно разделять инклюзивную культуру и культуру личности в целом. Суть инклюзивной культуры, как и культуры личности, — бережное отношение к людям с особенностями развития.

Любые отношения начинаются с коммуникации. Да, с человеком с инвалидностью поначалу всегда трудно общаться. Испуг, паника, неловкость — типичная и абсолютно нормальная реакция, которой не стоит пугаться или стыдиться. Главное — здравый смысл, спокойствие и доброжелательность. Вот ключ к успеху.

Автор часто задается вопросом для себя, почему так сложно идет процесс формирования инклюзивной культуры в современном обществе на постсоветском пространстве? Ответ, наверное, очевиден,

что у старшего поколения, ныне людей «серебренного возраста» долгое время скрывали данную категорию лиц, чтобы не сгущать краски успехов процветающего социализма.

Руководители страны, которая одолела фашизм, стыдилась своих воинов-победителей, потерявших парадный вид, и готовы были ради соблюдения внешней благопристойности упечь обездоленных людей в настоящие резервации.

Такая же участь была отведена и детям, которые от рождения имели патологии в развитии. Их сразу отправляли в специализированные школы-интернаты или просто после выписки из роддома родители практически оставались сами с младенцем на руках и его проблемой в развитии.

На наш взгляд, именно такая тенденция способствовала негативному мироощущению современного сообщества и его отношения к категории лиц с особенностями в развитии.

Инклюзивное образование тесно связано с задачей устранения социальных и культурных барьеров, препятствующих включению людей с особенностями в развитии в процесс образования. Но устранение барьеров - это только одна сторона решения проблемы инклюзии.

С другой стороны, фактором, способствующим или препятствующим инклюзии, является - культура.

Ученые по-разному трактуют понятие «инклюзивная культура». Это:

1) особая философия, согласно которой ценности, знания об инклюзивном образовании и ответственность приняты и разделены между всеми участниками данного процесса;

2) часть общей школьной культуры, направленной на обеспечение поддержки ценностей инклюзии, высокий уровень которой способствует повышению эффективности процесса инклюзии в целом;

3) уникальный микроклимат доверия, способствующий развитию

взаимозависимых отношений семьи и школы, позволяющих избежать

конфликтных ситуаций и нанести потенциальный вред каждому участнику процесса;

4) особая инклюзивная атмосфера, в которой внедряемые модификации адаптированы к потребностям определенной школы и органично вплетены в ее общую структуру, а также педагогам предоставлена возможность получения разнообразной поддержки, как со стороны администрации, так и со стороны других педагогов, позволяет снизить риск возникновения многих противоречий;

5) фундаментальная основа для создания культуры инклюзивного общества, в котором многообразие потребностей приветствуется, поддерживается, аккумулируется обществом, обеспечивая возможность достижения высоких результатов в соответствии с целями инклюзивного образования и обеспечивая сохранность, принятие, сотрудничество и стимулирование непрерывного совершенствования педагогического сообщества и общества в целом.

Таким образом, уважение личности, гуманное отношение, отзывчивость важны для любого человека. Поэтому инклюзивную культуру, овладение ею людьми, в первую очередь всеми участниками образовательного процесса, можно рассматривать в качестве наиважнейшего основания для развития поликультурного и инклюзивного образования.

Библиографический список

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева и др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.

2. Емелин С.М. Социальная политика в отношении инвалидов в СССР после Великой Отечественной Войны: проблема соблюдения прав человека и идеологической целесообразности. //Вестник ВЭГУ: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (г. Уфа;

3. Добровольских А. "Самовары" товарища Сталина [электронный ресурс] https://www.mk.ru/social/2011/09/01/619844-samovaryi-tovarischa-stalina.html

4. Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 8. - С. 3135. - URL: [электронный ресурс] http://e-koncept.ru/2016/56117.htm.

5. Ханов М.А., Иванова Ю.В. Инклюзивная культура лицейской среды: современное состояние и тенденции развития [электронный ресурс] https://school-science.ru/3/8/32729

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик Академии Педагогических Наук Казахстана профессор кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

е-таП: [email protected]

Дата поступления статьи: 02.09.2021

© Лепешев Д.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.