УДК 376.4.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кукубаева А.Х., Троценко А.В.
Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В данной статье рассмотрена роль социальной среды в системе инклюзивного образования. Акцентировано внимание на развитие этой формы обучения в Казахстане. Определены особенности психолого-педагогического сопровождения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Выделены основные направления и формы работы с данной категорией детей в современных условиях развития общества.
Ключевые слова: развитие и формирование личности, инклюзия, ценности инклюзивного образования, дети с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогическое сопровождение.
Роль социума в нашей жизни сложно оценить. Взаимоотношения между людьми, воздействие общества на личность представляют собой необходимую, но, в то же время, интересную сторону жизнедеятельности человека.
Итак, какова роль общества в деятельности людей? По-нашему мнению, можно выделить некоторые важные стороны влияния окружающей среды на человека. Во-первых, общность играет огромную роль в становлении и развитии людей. Социум позволил индивиду выжить в сложнейших исторических условиях. Именно то, что индивиды научились выживать в разной природной среде, имели возможность делиться с окружающими различными способами, средствами жизнедеятельности, позволило им стать теми, кто они есть сейчас на самом деле.
Другой составляющей взаимоотношений человека с социумом является формирование личности в процессе обучения и воспитания. Образовательная программа в системе образования детей - это средство развития способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности к ценностям общения.
Как протекает процесс социализации ребенка в условиях дополнительного образования? Один из возможных подходов к образованию детей с особыми образовательными потребностями в развитии является практика их обучения и воспитания в условиях специальной (коррекционной) организации образования.
Актуальность темы взаимоотношений людей в социуме обусловлена также тем, что в настоящее время в Республике Казахстан активно набирает темпы
инклюзивное образование. На сегодня проблема инклюзии актуальна во всем мире, в Казахстане - это явление также не оставлено без внимания.
Инклюзивное образование - это образовательный процесс, направленный на устранение барьеров и полное включение всех лиц с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс, несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, отставание в развитии или экономический статус, путем активного участия семьи, коррекционно-педагогической поддержки, персональных нужд ребенка и адаптации образовательной среды к индивидуальным особенностям и образовательным потребностям детей, т.е. путем создания адекватных образовательных условий [1].
Инклюзия исходит из позиции общей педагогики и психологии, которые ориентированы на ребенка, исходя из его индивидуальных образовательных потребностей. Большой вклад в развитие инклюзивного образования внесли такие российские ученые как Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев, Д. Митчелл, С.И. Сабельникова и др. [2-4].
В Казахстане данной проблемой успешно занимаются А.К. Кусаинов, А.Е. Ахтанбаев, З.А. Мовкебаева, Д.В. Лепешев, Т.С. Алхатова, А.А.Байтурсынова, Р.А. Сулейменова, В.В. и др. [5-8].
Важно отметить, что в казахстанской системе образования актуализируются ценности инклюзивного образования, которое направлено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с ограниченными возможностями.
В области социальной политики наметился переход на такую модель жизнедеятельности, когда нарушение здоровья не считается для человека и общества проблемой. Барьеры для активности и поведения людей создает сама среда.
В связи со сказанным на передний план выходит такой жизненно необходимый для личности вопрос адаптации к окружающей среде. Особенно это касается учащихся с особыми образовательными потребностями. Для них особенно важно приспособиться и сосуществовать в единой общеобразовательной среде. В этом значима роль психолого-педагогического сопровождения в системе образования.
Развитие психологической службы в учебных заведениях по работе с детьми с особыми возможностями происходит по основным законам, присущим большинству психологической служб системы образования, однако особенности социально -педагогических условий конкретного коррекционно-образовательного учреждения определяют структуру психологической службы и специфику содержательного направления основных направлений деятельности психолога, педагога.
Психолого-педагогическое сопровождение должно быть направлено на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению, развитию каждого ребенка, коррекции недостатков его психофизического развития в конкретной школьной среде.
C 2011 по настоящее время в регионах республики работает программа Круглых столов по теме «Инклюзивное образование: международная практика и
пути реализации в Казахстане» для руководителей системы общего среднего образования при поддержке Фонда Сорос Казахстан. Активно реализуется интернет-проект на базе сайта www.inclusion.kz в рамках информационной поддержки заинтересованных сторон в развитии инклюзивного образования в Казахстане.
На начальном этапе главной задачей государства является проведение информационно-просветительской работы среди научно-педагогического сообщества и общества в целом. Создание нормативно-правовой базы, обучающих материалов, подготовка преподавательского состава, изучение отечественного и зарубежного опыта по внедрению инклюзивного образования позволит Казахстану постепенно выстроить грамотную систему обучения.
Необходима и целенаправленная деятельность со здоровыми воспитанниками по взаимодействию с ребятами, имеющими проблемы здоровья. Социальные педагоги должны разработать систему мероприятий, формирующую толерантное отношение к «особым» детям, развивающую лучшие человеческие качества.
Также должна разрабатываться и система работы с родителями детей с особыми образовательными потребностями. Кроме консультационных услуг, которые уже существуют, актуально проведение бесед, обучающих семинаров, круглых столов, информационной поддержки, встреч с представителями общественных и социальных организаций.
Таким образом, можно сделать вывод, что современная образовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного ребенка и удовлетворение необходимых потребностей каждого ребенка.
Идея инклюзивного образования может быть успешно реализована в дополнительном образовании Казахстана при условии специальной готовности организации образования, администрации, педагогов к работе с детьми с особыми потребностями в развитии, если отношение родителей и самих детей к инклюзивному образованию станет положительным и позитивным.
Библиографический список
1.Савченко Н.П. Актуальные проблемы интегрированного обучения». Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). - М.: Права человека, 2011. - 194 с.
2.Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. - 384 с.
3.Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. - М.: Перспектива, 2011.-143с.
4.Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования //Справочник руководителя образовательного учреждения. - М, 2009. - №1. - С. 54.
5.Сулейменова Р.А. Методологические подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан. -А.: Открытая школа, 2012. - С.37.
6. Мовкебаева З.А., Оралканова И.А. Включение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс. Учебное пособие. - Алматы: Гылым, 2014. - 241 с.
7.Лепешев Д.В., Лепешева О.Г. Инклюзивное образование. Кокшетау, 2019. -
268 с.
8.Алхатова Т.С., Бурдинская О.В. Организация деятельности учителя дефектолога в общеобразовательной школе. Методическое пособие. - Кокшетау: АО «НЦПК «Эрлеу», 2015. - 222 с.
Кукубаева Асия Хайрушевна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Социально-педагогических дисциплин», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Троценко Александр Владимирович, студент 1 курса специальности «Экология», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
e-mail: kukubaeva_2011 @mail .ru
Дата поступления статьи: 17.11.2020
© А.Х Кукубаева., А.В.Троценко