Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ / ИНВАЛИДЫ / ДИДАКТИКА / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ГРАФИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алхатова Толкын Сериковна, Лепешев Дмитрий Владимирович, Бушкова Кристина Олеговна

В статье рассматриваются проблемы обучения и воспитания детей с нарушением зрения в дополнительном образовании и роли в социализации детей с особыми образовательными потребностями. О взаимосвязи специальной и общей дидактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алхатова Толкын Сериковна, Лепешев Дмитрий Владимирович, Бушкова Кристина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 373.2+376.3

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Алхатова Т.С.

КГУ «ОПМПК» Лепешев Д.В., Бушкова К. О.

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы обучения и воспитания детей с нарушением зрения в дополнительном образовании и роли в социализации детей с особыми образовательными потребностями. О взаимосвязи специальной и общей дидактики.

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, дети с нарушением зрения, инвалиды, дидактика, статистические данные, специальная графика.

Современная система образования в рамках инклюзии должна непременно ориентироваться на специальную дидактику.

Специальная дидактика - теория образования и обучения лиц с отклонениями в психофизическом развитии, определяющая задачи, принципы, содержание, методы, организацию педагогического процесса [1,138].

Важно знать, что педагогический процесс наиболее эффективен при опоре на сохранные возможности ребенка.

Мировозренние учащихся формируется на основе важных дидактических принципов -научности обучения. Теория познания объективного мира и способность человеческого сознания давать правильное его отражение и есть принцип научности.

Деятельность зрительного анализатора очень важна для ориентировки человека в пространстве, для развития его двигательной сферы, для усвоения социального опыта, зрительное или как иначе говорят «...визуальное восприятие играет существенную роль в формировании различных видов его деятельности, в установлении контактов с другими людьми» [2].

Нами проведен анализ статистических данных детей с нарушением зрения по Акмолинской области с целью выявления проблем в обучении и воспитании данной категории обучающихся (рисунок 1).

т X Слабовидящие Незрячие Со слепоглухотой

■ 0-3 лет 4 1 0

■ 3-6 лет 4 37 0

07-10 лет 6 25 0

■ 11-15 лет 6 26 0

16-18 лет 2 10 0

Рисунок 1. Сведения о детях с нарушением зрения по Акмолинской области на 1.01.2019 год. Детей от рождения до трех лет с нарушением зрения -5, от 3-6 лет - 41 ребенок, от 7-10 лет 31 ребенок, от 11-15 лет - 31 ребенок и от 16-18 лет- 12 детей.

На рисунке 2, мы ранжировали детей с нарушением зрения по месту проживания, полу и имеют ли статус инвалидности.

у-1-1-V

инвалиды мальчики девочки село город

Рисунок 2. Сведения о детях с нарушением зрения по месту проживания, полу и статусу

инвалидности.

Всего детей с нарушением зрения 120 детей из них имеют инвалидность- 65, мальчиков -65, девочек-55, проживают в селе 37 детей и в городе-83 ребенка с нарушением зрения.

На рисунке 3 нами исследованы дети по сложности нарушения зрения, также место проживания и по половой принадлежности с целью определения, какие виды дополнительного образования могли бы включить детей в деятельность.

9 о

незрячие слабовидящие слепоглу>ота

■ инвалидов 17 48 □

■ мальчиков 10 55 0

■ девочек 8 47 □

■ город 15 68 □

■ село 3 34 □

Рисунок 3. Дети с нарушением зрения по назологии.

Занимаясь воспитание детей с нарушением зрения, прежде всего необходимо формировать самостоятельность, культуру поведения, навыки самообслуживания с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

По своим целям и задачам воспитание и обучение детей с нарушением зрения выполняет единые принципы обучения и воспитания. Но с учетом основной структуры нарушения необходимо обучение специальной графике.

Специальная графика- графика, преобразованная для слепых и слабовидящих, удовлетворяющая их потребности в различных видах деятельности.[3]. При использовании детьми с нарушениями зрения графических изображений приобщает к научному познанию, к техническому творчеству, социальному и художественному опыту, различным видам труда.

На рисунке 4 мы отразили основные функции, которые выполняет графика.

Познавательные функции графики

ГеоденисгичесЕая функция: графики

Рисунок 4. Функции специальной графики.

Н.А. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» отмечает, что человек - это главное богатство нашей страны. Успешность реализации стратегии модернизации страны зависит, прежде всего, от знаний и социального самочувствия казахстанцев[4].

В диссертационной работе Искаков С. С. поднимает вопрос о проблеме дополнительного образования, необходимости видоизменения системы дополнительного образования, перехода ее в новое качественное состояние определялась рядом обстоятельств:

во-первых, произошли принципиальные изменения в общественном сознании - взгляд на человека, прежде всего, как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития;

во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации;

в-третьих, культурно-образовательные, информационные услуги пользуются большим спросом. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества [5].

В этой связи дополнительное образование сохраняя и развивая связь с общей педагогикой должна охватывать детей с особыми образовательными потребностями. К сожалению, контингент детей с нарушением зрения не охвачен в дополнительном образовании Акмолинской области, что само по себе является актуальной проблемой. Нет другой такой проблемы. Воспитание и обучение нацелено в будущее для одного человека и для целого общества. В детские годы закладывается счастье всей жизни[6]. Именно об этом должны думать педагоги дополнительного образования.

Библиографический список

1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. - М.: Гуманитарное издание ВЛАДОС. 2000.

2. Ерсарина А.К. «Дети с трудностями в обучения» Алматы, 2001г.

3. Ермаков В.П., Егорова О.И. Обучение слепых специальной графике.-М.,1978.

4. Назарбаев Н.А. Послании народу Казахстана.Аккорда.2017г.

5. Искаков С. С. Развитие учебно-познавательной компетенции студентов колледжей на кружковых занятиях посредством применения аппаратно-вычислительной платформы Агёшпо. Диссертация. 2019г. Кокшетау.

_6. Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребенка. - М.: Психология, 2002._

Алхатова Толкын Сериковна, руководитель КГУ «Областная психолого-медико-педагогическая консультция» управлении образования Акмолинской области (Республика Казахстан, г.Кокшетау).

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, профессор, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Бушкова Кристина Олеговна, студентка, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.