Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
219
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / МОНИТОРИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алхатова Толкын Сериковна, Лепешев Дмитрий Владимирович, Алина Айгерим Боранбаевна

В статье поднимаются актуальные вопросы проблем молодежи в профессиональном самоопределение, непосредственно в Акмолинской области. Исследования молодежного ресурсного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алхатова Толкын Сериковна, Лепешев Дмитрий Владимирович, Алина Айгерим Боранбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ»

УДК 159.9.072

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

САМООПРЕДЕЛЕНИИ

Алхатова Т.С. КГУ «ОПМПК», Лепешев Д.В., Алина А.Б. Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация: В статье поднимаются актуальные вопросы проблем молодежи в профессиональном самоопределение, непосредственно в Акмолинской области. Исследования молодежного ресурсного центра.

Ключевые слова: молодежь, ресурсный центр, мониторинг, профессионально самоопределение.

В современном обществе проблема самоопределения и самоутверждения личности молодого человека является сверхактуальной и приоритетной задачей государства.

В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», озвученного 5 октября 2018 года, Н.Назарбаев отметил, что комплексная поддержка молодежи и института семьи должна стать приоритетом государственной политики, необходимо создать широкую платформу социальных лифтов, которая будет включать полный комплекс мер поддержки всех категорий молодежи.

Путь Казахстана в будущее связан со степенью участия молодых людей в экономической, политической и общественной жизни страны, отсюда можно сказать, что молодежь - это вечный двигатель будущего[1].

Центральным звеном вступления молодых людей в самостоятельную жизнь является их подготовка к сознательному жизненному самоопределению, ядром которого выступает профессиональное самоопределение^, с.-177].

Профессиональное самоопределение личности - это процесс, состоящих из трех этапов:

В.Г.Ананьев определил жизненный путь человека как история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. [3].

Жизненный путь является своеобразным портретом личности: в нем запечатлеваются ее мировоззрение и желанная направленность, притязания и достижения, отношение к жизненным трудностям и способы их преодоления.

Современное общество нуждается в специалистах, которые самостоятельно будет пополнять запас своих личных компетенций.

Когда повсеместно в работу включаются роботы и искусственный интеллект становится неотъемлемой частью современного прогресса будущие профессионалы должны легко и быстро получать новые знания, которые будут актуальны и востребованы в стремительно развивающемся мире.

Акцент ставится на следующие навыки:

мышление, позволяющее проследить развитие того или иного объекта в настоящем, прошлом и будущем.

чувство личнои

ответственности за будущее человечечства и природу

Умение держать тонкий баланс между

напряженными исследованиям и

расслабленной паузой

умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять

ресурсы и управлять своим временем

понимание технологии, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях

клиентоориентированность и работа с людьми

управление проектами

мультикультурность мультиязычиость

В Акмолинской области на данный момент проживают 163131 молодых людей, что составляет 22% от общей численности населения Казахстана. Сельской молодежи - 112 561 чел. (69%), городской - 50 570 (31%).

Вопросами молодежной политики занимается 120 человек - это 19 молодежных ресурсных центров области (МРЦ).

Проблемными вопросами остаются увеличения штатной численности и низкая заработная плата сотрудников МРЦ по всему региону. Созданные МРЦ с штатной численностью в количестве 4 - 5 единиц в районах не позволяет благоприятно вести работу с молодежью в связи с большой нагрузкой документацией со стороны вышестоящих органов, а низкая заработная плата провоцирует текучесть кадров.

Одной из главных задач работы Молодежного ресурсного центра Акмолинской области является мониторинг эффективности реализации государственной молодежной политики, с целью получения общей информации и продуктивности работы в этой сфере.

По итогам ежегодного социологического исследования разрабатываются дальнейшие планы деятельности и вносятся необходимые коррективы для успешной реализации молодежной политики государства.

В ходе опроса, проведенного в декабре 2018 года, были определены проблемы среди молодежи, которые получили сегодня наибольшую актуальность.

В пятёрку наиболее актуальных проблем среди молодежи вошли:

проблемы низкого уровня заработной платы и стипендии;

жилищные проблемы

отсутствие работы

дороговизна услуг, товаров и продуктов питания;

преступность и алкоголизм

Чуть менее были отмечены такие проблемы как получение качественного образования; отсутствие досуга; падение уровня культуры; распространение наркотиков и проблема экологической обстановки области.

Таким образом профессиональное самоопределение современной молодежи является важнейшими задачами семьи, школы, государства, особенно сейчас, когда идет очередная ломка многих устоев и принципов общественно-социальной жизни. Она решает вопросы:

• самоуважения;

• самостоятельности решения проблем;

• уверенность в себе: (самообладание, самоконтроль, независимость взглядов и поступков);

• наличие устойчивого интереса к чему-либо и мера его реализации;

• креативность (творческий подход к своим планам, делам, общению);

• адекватность самооценок; коммуникабельность; ответственное отношение к себе, семье, группе.[4]

Библиографический список

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана 5 октября 2012. «Акорда». г.Астана

2. Тесленко А.Н. Ювенальная психология: теоретический и эмпирический анализ ключевых проблем подросткового и юношеского возраста.г.Астана: АО «Университете КАЗГЮУ», 2016.

3. Тесленко А.Н. Феноменология детства: Кокшетау: издательство «Мир печати»,2015

4. Адольф В.А. Отношение выпускников школы к основным социальным явлениям -важнейший индикатор их социализированности. Воспитание школьников №4.2012г

Алхатова Толкын Сериковна, руководитель КГУ «Областная психолого-медико-педагогическая консультция» управлении образования Акмолинской области (Республика Казахстан г.Кокшетау).

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, профессор, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Алина Айгерим Боранбаевна, магистрант, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.