Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ РАБОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

КОНЦЕПЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ РАБОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
449
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖНАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАТОР МОЛОДЕЖНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тесленко Александр Николаевич

Возрастание значимости «молодежного вопроса» в условиях модернизации общественного сознания в РК и формирования новых структурных и культурных позиций молодых казахстанцев актуализировали потребность в глубоком изучении и социально-педагогическом обеспечении молодежной работы. Цель данной статьи заключается в презентации разработанной ВНИК кафедры социально-педагогических дисциплин основных положений Концепции молодежной работы в РК, представленной на международной научной он-лайн конференции, организованный совместно с Modern Education & Research Institute 8 октября 2020 года. Данная концепция призвана определить основные цели, принципы, приоритетные формы и содержание молодёжной работы. В соответствии с её положениями определены место и роль молодежной работы в реализации государством молодёжной политики, сформированы основы её методологического, организационного и информационного обеспечения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тесленко Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF YOUTH WORK IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The growing importance of the "youth issue" in the context of modernization of public consciousness in the Republic of Kazakhstan and the formation of new structural and cultural positions of young Kazakhstanis have actualized the need for deep study and social and pedagogical support of youth work. The purpose of this article is to present the main provisions of the Concept of Youth Work in the Republic of Kazakhstan, developed by the Department of Social and Pedagogical Disciplines, presented at an international scientific online conference, organized jointly with the Modern Education & Research Institute on October 8, 2020. This concept is designed to determine the main goals, principles, priority forms and content of youth work. In accordance with its provisions, the place and role of youth work in the implementation of youth policy by the state was determined, the foundations of its methodological, organizational and information support were formed.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ РАБОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

УДК 37.013.42 ORCID: 0000-0002-5891-4345 КОНЦЕПЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ РАБОТЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

* Статья подготовлена в рамках научного грантового проекта по бюджетной программе «Научные основы «Мэцгшк ел»: образование XXI века, фундаментальные и прикладные исследования в области гуманитарных наук» (грант № АР05132539).

Тесленко А.Н.

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова

(г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Возрастание значимости «молодежного вопроса» в условиях модернизации общественного сознания в РК и формирования новых структурных и культурных позиций молодых казахстанцев

актуализировали потребность в глубоком изучении и социально-педагогическом обеспечении молодежной работы. Цель данной статьи заключается в презентации разработанной ВНИК кафедры социально -педагогических дисциплин основных положений Концепции молодежной работы в РК, представленной на международной научной он-лайн конференции, организованный совместно с Modern Education & Research Institute 8 октября 2020 года. Данная концепция призвана определить основные цели, принципы, приоритетные формы и содержание молодёжной работы. В соответствии с её положениями определены место и роль молодежной работы в реализации государством молодёжной политики, сформированы основы её методологического, организационного и информационного обеспечения.

Ключевые слова: молодежь, социализация молодежи, молодежная работа, организатор молодежной работы.

THE CONCEPT OF YOUTH WORK IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Teslenko A.N. Abai Myrzakhmetov Kokshetau University

Аbstrасt. The growing importance of the "youth issue" in the context of modernization of public consciousness in the Republic of Kazakhstan and the formation of new structural and cultural positions of young Kazakhstanis have actualized the need for deep study and social and pedagogical support of youth work. The purpose of this article is to present the main provisions of the Concept of Youth Work in the Republic of Kazakhstan, developed by the Department of Social and Pedagogical Disciplines, presented at an international scientific online conference, organized jointly with the Modern Education & Research Institute on October 8, 2020. This concept is designed to determine the main goals, principles, priority forms and content of youth work. In accordance with its provisions, the place and role of youth work in the implementation of youth policy by the state

was determined, the foundations of its methodological, organizational and

information support were formed.

Key words: youth, youth socialization, youth work, organizer of youth work.

Введение. Молодежная политика государства в современных условиях сфокусирована на достижении двух взаимосвязанных целей: успешности социализации и создании развернутой к социуму системы психолого-педагогической и социокультурной поддержки молодого поколения. Однако на практике существует разрыв между целями молодежной политики и реальной деятельностью по отношению к молодежи. В настоящее время реализация основных положений государственной молодежной политики сталкивается с рядом трудностей, причины которых кроются в общем несовершенстве, кадровой, организационной, научной необеспеченности молодежной политики государства. В то же время в молодежном сообществе происходят значительные трансформационные процессы, выражаемые в самооценке, поведении, ценностных ориентациях молодежи и проявляющиеся в общей социальной апатии, кризисе нравственных ценностей, падении престижа честного труда, росте гедонистических и потребительских настроений. Увеличивается разрыв между растущими запросами молодых казахстанцев и возможностями их удовлетворения требует адекватного социально-педагогического обеспечения работы с молодежью.

Таким образом, казахстанское общество вплотную подошло к пониманию, что традиционные институты социализации уже не обеспечивают параметры, необходимые для самосохранения и воспроизводства общества. На фоне изменений в общественной жизни и молодежном сознании возникает необходимость в создании системы эффективной молодежной работе как совокупности средств и форм социализации, призванных интегрировать молодое поколение в социальную жизнь, гарантируя необходимые личности и обществу изменения.

Основная часть. Долгое время общество рассматривало молодежь как объект воспитания с позиции манипулирования его поведением. Современный молодой человек же в процессе социализации выступает самоорганизующимся и самореализующимся субъектом, обладающим внутренними, нередко иррациональными мотивами, потребностями, ставящим перед собой цели. Отсюда, сущностью молодежной работы является целенаправленное, систематическое создание благоприятных условий для формирования новой генерации людей с инновационным, творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой; высококвалифицированных профессионалов с этически ответственным отношением к миру. Реализация этих целей предполагает активное привлечение молодёжи к непосредственному участию в формировании и реализации политики, касающейся молодёжи и общества в целом. Государство должно создавать условия для расширения возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха, независимо от его материального уровня и социального положения. Только в этом случае окажется действенной основная задача молодёжной политики государства - обеспечение самореализации молодёжи.

Государственная молодежная политика - более широкая область молодежной сферы, предполагающая единый подход к принципам всех видов деятельности, ориентированных на молодежь, во всех сферах, касающихся ее жизни [4].

Молодежная работа - более узкая область - одна из сфер действия молодежной политики, которая создает возможности для разностороннего развития молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет вне формального образования, системы трудовой занятости и семьи. Данный термин широко используется в большинстве развитых стран мира. Для Казахстана молодежная работа - понятие сравнительно новое. Ее внутренние законы, система построения, механизмы развития, методы оценки эффективности не являются устоявшимися и не имеют единых общепризнанных стандартов, правил и традиций.

В разработанной в рамках научного проекта МОН РК по бюджетной программе «Научные основы «Мэцгшк ел»: образование XXI века, фундаментальные и прикладные исследования в области гуманитарных наук» (грант № АР05132539) Концепция молодежной работы рассматривается как неразрывное единство государственной и негосударственной составляющих молодежной политики Республики Казахстан [3].

Государственная составляющая представляет собой политику государства, осуществляемую в отношении молодежи, систему приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Государственная составляющая формируется и реализуется органами государственной и региональной (местной) власти, при партнерском участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.

Негосударственная составляющая молодежной работы в качестве основного субъекта деятельности предполагает институты гражданского общества, прежде всего, молодежные объединения, которые формулируют, представляют, отстаивают интересы и взгляды различных групп самой молодежи на свои проблемы и на способы их решения, а также представления молодежи о своем месте в решении мировых, национальных, государственных проблем. Кроме того, к негосударственной составляющей относится взаимодействие молодежи с различными институтами гражданского общества, другими негосударственными субъектами, вступающими во взаимоотношения с ней без прямого посредничества государственных структур и институтов.

Молодежная работа в новом тысячелетии находится в центре внимания государственной политики и общественного мнения многих стран мира. Согласно «Белой книги молодежной политики Европейского Союза» молодежная работа насчитывает восемь областей:

- специальная работа с молодежью (работа с группами риска);

- образование по интересам (деятельность в свободное время в соответствии с учебной программой, в т.ч. также молодежная работа в школе);

- информация о молодежи и для молодежи, а также консультирование и исследования, обучение;

- дополнительное обучение и переобучение в области молодежной работы;

- оздоровительный и развивающий отдых молодежи (деятельность молодежных лагерей);

- трудовое воспитание молодежи (трудовые отряды);

- международная молодежная работа [7, p. 11].

Современная модель молодежной работы в рамках социальной политики развитых государств мира строится на базе Всемирной программы действий в отношении молодежи, которая представляется в виде десять приоритетных направлений:

- Образование;

- Занятость;

- Окружающая среда;

- Злоупотребление наркотическими веществами;

- Вопросы охраны и здоровья;

- Положение девочек и молодых женщин;

- Преступность среди несовершеннолетних;

- Организация досуга;

- Полноценное участие молодёжи в жизни общества и в принятии решений [7, p. 196].1

Последние два направления являются специфическими и охватываются термином «молодежная работа» (англ: youth work) в большинстве развитых стран мира. В отличие от широко применяемого в международной практике термина «социальная работа с молодежью» сфера его действия охватывает разнообразные молодежные практики, в которых юноши и девушки выступают, прежде всего, как субъекты социально преобразующей и ответственной деятельности, а не только объекты социальной помощи государства.

Несмотря на тесную взаимность отдельных задач, сфера молодёжной работы в развитых странах мира, прежде всего, в странах ЕС и США, занимает особое, самостоятельное положение. За этим стоит мнение, что молодёжная работа с её многообразными возможностями представляет собой специфическую сферу для обучения и тренировки молодых людей и тем самым развивает способность к участию в общественной, культурной и политической жизни.

Участие молодежи в разнообразных сферах общественной жизни строится на принципах социального партнерства и сотрудничества государства и негосударственных организаций, финансовой поддержки их деятельности государством и организации многообразных форм молодежной работы.

В постсоветских странах решение проблем воспитания и социализации молодежи всегда имело специфический характер, отражавший особенности социально-политического устройства общества. До начала 1990 -х годов государственные функции, направленные на регулирование ее жизнедеятельности молодого поколения, исполнял Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ) и его детское крыло - пионерская организация. Учитывая, что его членами являлись более 90% советской молодежи, это была структура тотального влияния на молодежь. Она обладала рядом существенных «удобств» с

1 Утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 года

точки зрения социального контроля. Прежде всего - централизованное управление, жесткая вертикаль управления при существовании первичных организаций практически во всех учреждениях, предприятиях, учебных заведениях.

Методологически организация молодежной работы строилась на научно-обоснованной основе - педагогике и психологии комсомольской работы. Основной акцент в воспитательной работе с молодёжью делался на подготовку молодого поколения к реализации различных социальных ролей и комплексной социализации личности через коллектив. Не касаясь содержательной стороны молодежной работы и её идеологического наполнения надо отметить: организационные основы позволяли комсомолу решать большинство вопросов молодежной политики, что не исключало роста в молодом поколении антиинституциональных настроений, критического отношения к бюрократизму и формализму, демонстрируемых комсомолом.

С развалом СССР оказались разрушенными все молодежные институты (особенно в форме детских и молодежных общественных организаций), выполнявшие и идеологические, и управленческие функции. Функция социально -педагогической работы и управления ею, которую комсомол претворял как орган государственной власти, не была своевременно передана какому-либо органу исполнительной власти. По существу в период 1991-1995 гг. решением детских и молодежных задач государство не занималось, что в первую очередь нанесло серьезный ущерб материальной базе, на которой строилась молодежная работа.

На фоне системного, структурного кризиса в молодежной среде возникла острая необходимость не только в создании государственных органов по разработке и реализации молодежной политики, но и в ее кадровом обеспечении.

Только в условиях стабилизации экономики (1999-2015 гг.) наметилось реальное продвижение в решении организационных вопросов, как на республиканском, так и на региональном уровне. Правительством была принята «Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан» (1999), определяющая основные цели, принципы и приоритеты государственной молодёжной политики. В соответствии с её положениями были определены нормативно-правовые механизмы реализации государством молодёжной политики, сформированы основы её методологического, организационного и информационного обеспечения, позднее закрепленные в Законе РК «О государственной молодежной политике Республики Казахстан» (№285 V от 9.02.2015) [2].

Целью данного Закона является создание условий для полноценного духовного, культурного, образовательного, профессионального и физического развития молодежи, участия в процессе принятия решений, успешной социализации и направления ее потенциала на дальнейшее развитие страны. Для реализации данной цели были поставлены новые две задачи вовлечение молодежи в социально -экономическую и общественно-политическую жизнь страны; воспитание гражданственности и укрепление чувства казахстанского патриотизма.

Практика реализации молодежной политики государства демонстрирует всевозрастающую роль социального воспитания на современном этапе развития нашего общества [5]. Воспитание во все большей степени становится своеобразным механизмом актуализации идей развития молодежи, формирования у нее

важнейших свойств и качеств. В связи с усилением социальной направленности, общеформирующих функций воспитания в современных условиях, его основные цели заключаются в создании различных социокультурных сред, где личность приобретает социальный опыт, получает помощь в социальной самоидентификации и самореализации природных задатков и творческих способностей. Молодежная работа в этом случае основывается на идее саморазвития субъекта как творческой личности в условиях постоянного воздействия факторов социальной среды.

С позиции социального воспитания и государственной молодежной политики на современном этапе казахстанского общества следует выделить следующие актуальные социально-педагогические императивы (направления) молодежной работы:

- усиление воспитывающего характера обучения и образовательного эффекта воспитания;

- создание в образовательных учреждениях всех типов и видов эффективных гуманистических воспитательных систем;

- ориентация подрастающего поколения на вечные ценности - Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля, Природа;

- гармонизация социального поля молодого человека, педагогическое освоение социальной среды в радиусе действия образовательного учреждения;

- развертывание клубной, досуговой и любительской деятельности, поддержка имеющихся и стимулирование новых детских и молодежных общественных объединений, развитие и поощрение демократических начал в управлении образовательным учреждением, в том числе студенческого самоуправления;

- введение в рамках социального образования дополнительных образовательных программ, направленных на раннее профессиональное и жизненное самоопределение молодежи с целью повышения ее конкурентоспособности на рынке труда;

- усиление социально-защитной функции образовательного учреждения, повышение эффективности мер по охране жизни, физического, умственного и психического здоровья молодежи средствами образования и в процессе воспитательной работы;

- сохранение, укрепление ресурсной базы и развитие сети учреждений дополнительного образования, а также здравоохранения, социальной защиты, спорта, комитетов по делам молодежи, выполняющих социальный заказ по реализации дополнительных образовательных программ различного уровня, предназначенных для различных категорий и групп молодежи, имеющих возможности точно и гибко реагировать на запросы молодежи и конкретного социума.

В организации молодежной работы воспитательные принципы должны сочетаться с творческой инициативой молодежи и базироваться на общепедагогических принципах (требования):

- связь с жизнью с социокультурной средой (государственные требования, требования общества);

- гуманизм, уважение личности молодого человека в сочетании требовательности к нему;

- опора на положительные качества личности молодого человека;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;

- сочетание педагогического руководства с молодежной инициативой;

- занимательность и увлекательность (заинтересованность и эмоциональность);

- сочетание всех методов.

Из общепедагогических принципов воспитательной работы с молодежью вытекают специфические принципы молодежной работы:

1. Молодежная работа организуется для молодежи и вместе с молодежью путем привлечения ее к принятию решений относительно молодежной работы.

2. В молодежной работе исходят из потребностей, интересов и пожеланий молодежи.

3. Молодежная работа базируется на участии молодежи и ее добровольном желании.

4. Молодежная работа основывается на личной инициативе молодежи.

5. Для молодежной работы характерна как внутригосударственная, так и международная интеграция.

6. Молодежная работа предлагается молодежи по возможности наиболее близко от места проживания.

7. Главными организаторами молодежной работы являются местные самоуправления, молодежные объединения и учреждения молодежной работы.

8. Молодежная работа строится на основе принципа равных базовых возможностей для молодежи на всей территории страны.

9. Разнообразие форм, методов, технологий работы для оптимального удовлетворения потребностей различных групп молодежи, гармоничность отношений молодежи, общества и государства.

10. Реализация и среда молодежной работы являются защищенными, качественными, разнообразными, инновационными и ориентированными на создание новых (дополнительных) ценностей.

11. Организатор молодежной работы и молодежный работник - честный и открытый в отношении целей и методов молодежной работы.

12. В молодежной работе молодежный работник исходят из этических соображений и принципа равного обращения с каждым человеком.

13. В работе с молодежью молодежный работник исходит из принципа толерантности и партнерства [6].

Основные принципы, направления и стандарты молодежной работы должны строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем.

Молодежная работа строится на методах социализации, призванных интегрировать молодого человека в социум, вовлечь его в такую деятельность и такие межличностные отношения, которые своим содержанием, ходом и характером участия гарантируют необходимые молодому человеку и обществу изменения его личности. С их помощью личность приобретает новые характеристики во взаимодействии с социальной средой, решая конкретные задачи и цели развития и

поддержания определенных изменений в сознании и поведении. Основными педагогическими методами социализации являются:

Метод субъектности, преследует цель вызвать заинтересованность и приобщить в самостоятельному действию.

Метод репродуцирования обеспечивает практическое осуществление самоорганизующейся деятельности, организованной социальным педагогом на том же уровне.

Метод закрепления и обогащения воздействует на дальнейшее формирование у молодых людей необходимых для социальной адаптации и интеграции в социум качеств личности.

Метод содействия и творчества доводит развитие целостный процесс социализации, воспитания и развития до самого высокого уровня - осознанной самореализации.

Неотъемлемой частью молодежной работы являются и социально-педагогические методы молодежной работы, которые можно разделить на следующие виды:

Индивидуальная молодежная работа - вид практики, применяемой при работе с молодыми людьми в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом (основной формой является консультирование). В ходе индивидуальной работы оказывается помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (врачи, юристы, социальные службы).

Групповая молодежная работа - метод работы, используемый с целью вовлечения молодежи в общественно полезную и социально контролируемую деятельность через передачу группового опыта. Групповая работа может реализовываться в формах клубной и кружковой работы, в работе с уличными молодежными группировками и т.п. В групповые программы вносятся игровые элементы, спортивные и культурные мероприятия. Большое значение уделяется разумному и гуманистическому проведению молодыми людьми их свободного времени.

Массовая молодежная работа - данное направление призвано максимально содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечению молодых людей, их сообществ в решении острых молодежных проблем. Как правило, данный вид молодежной работы осуществляется в масштабах конкретной территории (например, микрорайона, города) и направлен на кооперацию деятельности соответствующих структур по удовлетворению потребностей молодежи, расширению и стимулированию имеющихся притязаний, ожиданий и интересов молодых людей. Он реализуется в непосредственном жизненном пространстве молодых людей и подростков, но при этом должны учитываться интересы и жителей данной территории (района).

В современных условиях молодежная работа как область профессиональной деятельности предполагает большое многообразие направлений:

- работа с молодежными сообществами по месту жительства, учебы, работы, отдыха;

- работа с объединениями молодежи по интересам (профессиональными, творческими, спортивными объединениями);

- взаимодействие с неформальными группами молодежи; молодежными и детскими общественными объединениями;

- профилактика асоциальных явлений в молодежной среде;

- реализация комплексных мер по поддержке молодых семей, обеспечению их жильем, обзаведению домашним хозяйством, воспитанию молодых людей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- информационное обеспечение молодежи, взаимодействие с молодежными

СМИ;

- научные исследования проблем молодежи и молодежной политики:

- социально-педагогическое сопровождение молодежных инициатив;

- содействие отдыху, оздоровлению, творчеству молодежи;

- содействие занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи;

- развитие международного молодежного сотрудничества;

- гражданско-патриотическое воспитание молодежи;

- развитие массового молодежного спорта;

- социокультурная анимация, организация креативной среды развития молодежи;

- поддержка международного молодежного сотрудничества.

Молодежная работа организуется в разных учреждениях с использованием

разнообразных форм и методов.

Молодежные общественные объединения - это молодежные организации и неформальные молодежные группы. Молодежные сообщества руководствуются принципом, что цели и деятельность объединения определены общим решением членов. Молодежные объединения действуют в одной или нескольких областях молодежной работы. В молодежных объединениях, большая часть молодежной работы осуществляется на основании принципа добровольности. Важное значение имеют молодежные собрания (молодежный парламент/молодежный совет), у которых отсутствует юридический статус и в состав которых избраны или делегированы молодые люди. Целью молодежного собрания является участие в процессе принятия решений и защита интересов молодежи в касающихся ее областях.

Молодежные центры. Деятельность молодежных центров организуют местные самоуправления или некоммерческие объединения. Молодежные центры могут быть разными: открытые молодежные центры, информационно-консультационные центры, центры молодежной работы и пр. В молодежных центрах молодежная работа организуется по нескольким областям молодежной работы (например: информация, консультирование, деятельность по интересам и пр.) или сосредоточиваются на одном определенном методе (например, открытая молодежная работа). Молодежные центры являются главными субъектами молодежной работы.

Молодежные объединения по интересам на базе системы дополнительного образования действуют в более формальной части молодежной работы, предлагая молодежи образование по интересам на основании учебной программы. Виды предлагаемого образования по интересам разные: спорт, музыка, искусство, танец,

драма, природа, рукоделие, техника и пр. Объединения по интересам могут также организовывать открытую молодежную работу, предлагать услуги по информированию, консультированию.

Молодежная работа, проводимая в общеобразовательных школах и колледжей, поддерживает достижение целей учебной программы организации образования, основывается на внеурочной деятельности, и ее организуют молодежной работник (классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-аниматор и т.п.) и ученический совет. Содержанием молодежной работы в организации образования являются деятельность по интересам, специальная работа с молодежью, участие молодежи, информирование и пр.

Молодежные лагеря действуют в качестве учреждения юридического лица или публично-правового юридического лица, внесенного в коммерческий регистр, регистр некоммерческих объединений и целевых учреждений, которому Министерством образования и науки РК выдано разрешение на деятельность.

Программы и проекты осуществляются в разных местах и разными структурами или лицами. Распространены различные обмены молодежью, мероприятия, кампании и действия в виде проектов; программы, ориентированные на основную деятельность молодежного объединения, молодежного лагеря, молодежного центра или школы по интересам.

Исходя из основ молодежной политики, целей и принципов молодежной работы, при планировании молодежной работы является существенным:

- осознать необходимость гибкой организации молодежной работы, исходящей из интересов и потребностей молодежи;

- обращать постоянное внимание на обеспечение участия молодежи в планировании, осуществлении и оценке молодежной работы;

- осознать важность оценки молодежной работы для повышения ее качества.

Для обеспечения последовательности и состоятельности молодежной работы

необходимо признать:

- существенные достижения в развитии правового пространства, структуры и моделей осуществления молодежной политики в Республике Казахстан;

- определяющую роль волонтеров, молодежных объединений, молодежных центров и других учреждений молодежной работы в качестве организаторов этой работы;

- важность местных органов самоуправления в качестве организатора молодежной работы;

- роль молодежных объединений в качестве представительного собрания организованной молодежи;

- важность участия неорганизованной молодежи.

Общая цель молодежной работы на 2020-2030 годы - обеспечить возможности разностороннего развития личности молодого человека через повышение разнообразия, доступности и качества молодежной работы.

Подцели:

1) повысить качество молодежной работы и профессионализм молодежных работников;

2) повысить вовлеченность молодежи в молодежную работу и доступность для молодежи услуг в области молодежной работы;

3) развить структуру молодежной работы в единую сеть;

4) больше использовать возможности молодежной работы при развитии различных областей жизни общества.

Для оценки молодежной работы, ее результативности и эффективности в Казахстане предлагаются единые социальные индикаторы молодежной работы, на основе приоритетов, выявленных ООН в ходе подготовки и проведения Международного года молодежи (1985). Статистический отдел Организации Объединенных Наций тогда впервые подготовил сборник о молодежи мира, в котором содержится 40 статистических индикаторов по отдельным странам [1, с. 211-229]. Из них, с позиции качества молодежной работы, важнейшими являются:

1. Вовлеченность молодежи (14-29) в молодежную работу.

2. Участие молодежи в молодежных объединениях.

3. Число учреждений молодежной работы (в т.ч. открытых молодежных центров, молодежных информационных центров, школ по интересам) увеличится в плане открытых молодежных центров и молодежных информационных центров.

4. Молодежные самоуправление и участие в принятии решений на местном, региональном и государственном уровнях.

В результате внедрения данных индикаторов качества можно начать координированный регулярный мониторинг критериев и индикаторов качества жизни молодого человека и его социализации и развития.

Заключение. Предлагаемая Концепция молодежной работы нацелена на обобщение практического опыта работы республиканских и региональных органов власти, органов местного самоуправления, молодежных общественных объединений, других институтов гражданского общества, осуществляющих деятельность в молодежной сфере. Она базируется на современных теоретических представлениях о молодежи, данных статистики и социологических исследований, на анализе отечественного и международного опыта.

На сегодняшний день итоги реализации проекта, с учетом мнения заинтересованных государственных органов (министерств образования и науки, здравоохранения и социальной защиты, юстиции, внутренних дел и др.), свидетельствуют о необходимости создания системы специализированных служб молодежной работы, путем развития молодежных инициатив, детско-юношеского движения и центров работы с молодежью, которые позволят укрепить стабильность общества, снизить социальную напряженность в молодежной среде и активно влиять на процессы, происходящие в обществе.

Библиографический список

1. Всемирная программа действий в отношении молодежи // Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х гг., тенденции и перспективы. / И.М. Ильинский и др. - М.: Институт молодежи, изд-во «Голос». 1999 . - 324 с.

2. Закон РК «О государственной молодежной политике Республики Казахстан» (№285V от 9.02.2015).

3. Концепция молодежной работы в Республике Казахстан. / А.Н.Тесленко, М.И.Рожков, Д.В. Лепешев, В.В. Захлебаева. - Кокшетау: Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова, Изд -во «Центр Элит», 2020 - 90 с.

4. Государственная молодежная политика. Опыт и тенденции развития. В 4 -х частях. Часть 1. Астана: МКИОС РК, 2003. -280 с.

5. Государственная молодежная политика. Опыт и тенденции развития. В 4-х частях. Часть 2. Астана: МКИОС РК, 2003. -280 с.

6. Тесленко А.Н., Рожков М.И. Юногогика: теория и практика молодежной работы. Монография. - Кокшетау: КУАМ, 2019. - 260 с.

7. European Comission White Paper: A New Impetus for European Youth. Brussels: EC. 2001. - 212 p.

Тесленко Александр Николаевич, научный руководитель проекта, доктор педагогических наук (РК), доктор социологических наук (РФ), профессор кафедры социально-педагогических дисциплин Кокшетауского университета имени Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

Teslenko Alexander Nikolaevich, project supervisor, Doctor of Pedagogical Sciences (RK), Doctor of Sociological Sciences (RF), Professor of the Department of Social and Pedagogical Disciplines, Abai Myrzakhmetov Kokshetau University.

e-mail: [email protected]

Дата поступления статьи: 08.10.2020

© А.Н. Тесленко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.