Научная статья на тему 'От патернализма к самоорганизации молодежи: опыт Германии'

От патернализма к самоорганизации молодежи: опыт Германии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
558
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / государственная молодежная политика / система помощи детям и молодежи / молодежная работа / социальная работа с молодежью / социальная технология организации и самоорганизации молодежи / youth / social pedagogic / social work with youth / pedagogic of youth (komsomol) work / junogogic / youth socialization / organizer of work with youth / state youth policy / social technology of youth organization and self-organization

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тесленко Александр Николаевич, Захлебаева Виктория Викторовна

В статье рассматриваются теоретико-методологические проблемы становления новой междисциплинарной дисциплины – юногогики, осуществляющей поиск средств педагогического воздействия на молодых людей в период их социального взросления в процессе специально организуемой работы с ними. Выдвигаются аргументы в защиту создания юногогики как области комплексного междисциплинарного исследования молодежи. Показаны опыт и пути развития юногогических исследований, их теоретического осмысления. Автор подчеркивает, что изучение молодежной работы, проблем ее эффективности напрямую зависит от уровня теоретической проработанности проблем социализации молодежи и ее социально-технологического обеспечения. Юногогика рассматривается как теоретико-методологическая основа реализации государственной молодежной политики, ее педагогико-технологическое обеспечение. В настоящее время реализация основных положений государственной молодежной политики сталкивается с рядом трудностей, причины которых кроются в кадровой, организационной, научной необеспеченности молодежной политики государства. В то же время в молодежном сообществе происходят значительные трансформационные процессы, выражаемые в самооценке, поведении, ценностных ориентациях молодежи и проявляющиеся в общей социальной апатии, кризисе нравственных ценностей, падении престижа честного труда, росте гедонистических и потребительских настроений. Увеличивается разрыв между растущими запросами современной молодежи и возможностями их удовлетворения, что требует адекватного социально-педагогического обеспечения работы с молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From Paternalism to Self-Organization of the Youth: Experience of Germany

The article is devoted to the analysis of theoretical and methodological problems of a new inter-discipline discipline – junogogic – making search means of pedagogical influence on young people in period of their social adolescence and special organized social work with youth. There are arguments to protection of junogogic as a field of complex inter-discipline youth study. Here is shown the experience and the ways of social and pedagogical research of youth, their theoretical comprehension. The author emphasizes that a study of youth work, all problems of its affectivity directly depend of the level of theoretical comprehension of the youth socialization process and its social and technological provision. Junogogic is regarded as theoretical and methodological bases of state youth policy, its pedagogical and technological provision. This article was prepared and financed by the public research grant of the Committee of science MES RK project IRN АРО5132539 on the theme: «Anagogical: theory and practice of youth work in the context of modernization of public consciousness» in the framework of the international programme 5. Scientific bases of «Mangilik El» (education of the XI century, fundamental and applied research in the Humanities): 5.3 Fundamental and applied research problems of modernization of public consciousness: 5.3.1. New humanitarian knowledge.

Текст научной работы на тему «От патернализма к самоорганизации молодежи: опыт Германии»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-10101 УДК 37.01:301

A. Н. Тесленко

https://orcid.org/0000-0002-5891-4345

B. В. Захлебаева

https://orcid.org/0000-0003-1931-9145

От патернализма к самоорганизации молодежи: опыт Германии

Статья подготовлена и финансируется из средств государственного научного гранта Комитета науки МОН РК по проекту ИРН АРО5132539 на тему: «Юногогика: теория и практика молодежной работы в условиях модернизации общественного сознания» в рамках специализированной программы 5. Научные основы «Мэцгшж ел» (образование XXI века, фундаментальные и прикладные исследования в области гуманитарных наук): 5.3 Фундаментальные и прикладные исследования проблем модернизации общественного сознания: 5.3.1. Новое гуманитарное знание

В статье рассматриваются теоретико-методологические проблемы становления новой междисциплинарной дисциплины - юногогики, осуществляющей поиск средств педагогического воздействия на молодых людей в период их социального взросления в процессе специально организуемой работы с ними. Выдвигаются аргументы в защиту создания юногогики как области комплексного междисциплинарного исследования молодежи. Показаны опыт и пути развития юногогических исследований, их теоретического осмысления. Автор подчеркивает, что изучение молодежной работы, проблем ее эффективности напрямую зависит от уровня теоретической проработанности проблем социализации молодежи и ее социально-технологического обеспечения. Юногогика рассматривается как теоретико-методологическая основа реализации государственной молодежной политики, ее педагогико-технологическое обеспечение.

В настоящее время реализация основных положений государственной молодежной политики сталкивается с рядом трудностей, причины которых кроются в кадровой, организационной, научной необеспеченности молодежной политики государства. В то же время в молодежном сообществе происходят значительные трансформационные процессы, выражаемые в самооценке, поведении, ценностных ориентациях молодежи и проявляющиеся в общей социальной апатии, кризисе нравственных ценностей, падении престижа честного труда, росте гедонистических и потребительских настроений. Увеличивается разрыв между растущими запросами современной молодежи и возможностями их удовлетворения, что требует адекватного социально-педагогического обеспечения работы с молодежью.

Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, система помощи детям и молодежи, молодежная работа, социальная работа с молодежью, социальная технология организации и самоорганизации молодежи.

A. N. Teslenko, V. V. Zakhlebaeva

From Paternalism to Self-Organization of the Youth: Experience of Germany

The article is devoted to the analysis of theoretical and methodological problems of a new inter-discipline discipline -junogogic - making search means of pedagogical influence on young people in period of their social adolescence and special organized social work with youth. There are arguments to protection of junogogic as a field of complex inter-discipline youth study. Here is shown the experience and the ways of social and pedagogical research of youth, their theoretical comprehension. The author emphasizes that a study of youth work, all problems of its affectivity directly depend of the level of theoretical comprehension of the youth socialization process and its social and technological provision. Junogogic is regarded as theoretical and methodological bases of state youth policy, its pedagogical and technological provision. This article was prepared and financed by the public research grant of the Committee of science MES RK project IRN АРО5132539 on the theme: «Anagogical: theory and practice of youth work in the context of modernization of public consciousness» in the framework of the international programme 5. Scientific bases of «Mangilik El» (education of the XI century, fundamental and applied research in the Humanities): 5.3 Fundamental and applied research problems of modernization of public consciousness: 5.3.1. New humanitarian knowledge.

Keywords: youth, social pedagogic, social work with youth, pedagogic of youth (komsomol) work, junogogic, youth socialization, organizer of work with youth, state youth policy, social technology of youth organization and self-organization.

Молодому поколению, юношам и девушкам, часто нелегко врасти в современное, основанное на разделении труда и конкуренции, динамичное индустриальное общество и найти свое место в

нем. Общество должно способствовать тому, чтобы дети и молодые люди получили ту степень осведомленности об условиях общественной жизни и ориентации в современной многоликой

© Тесленко А. Н., Захлебаева В. В., 2018

культуре, которая нужна им на пути вступления в общество. Основательное знание социальной и политической среды дает возможность участвовать в общественной жизни [3]. Таким образом, задача молодежной политики - строить мосты в общество. Хотя она не может и не должна заменить ни школу, ни родительский дом, она может и должна предоставить услуги, которые разумно дополнили бы эти сферы. Социально-педагогической технологией реализации молодежной политики в современном обществе является молодежная работа. Она призвана помочь молодежи облегчить напряженный процесс врастания в открытое, плюралистическое общество, в становящийся все более сложным мир.

Молодежная работа в Федеративной Республики Германии - самостоятельная область молодежной политики, как и политика в отношении молодежи в сфере семьи, образования, социальных вопросов, здравоохранения и рынка труда.

Федеративная Республика Германия располагает широкой и социально подкрепленной системой помощи детям и молодежи (Kinder- und Jugendhilfe). Помощью детям и молодежи называется «область социальной работы, которая служит содействию развития молодых людей вне школы» [17]. Понятие «помощь детям и молодежи» было введено в начале 1990-х гг., заменив прежде применяемую терминологию «помощь молодежи» или «благотворительная помощь молодежи». Тем самым детство недвусмысленно признается немецким законодателем как самостоятельная фаза развития, наряду с юношеским возрастом [7]. В немецком законодательстве помощь детям и молодежи многолика. Спектр ее задач многосторонен и охватывает как услуги, ориентированные на всех детей и молодых людей отдельных возрастных групп (например, развитие, обеспечиваемое в детском саду, или молодежная работа), так и услуги, которые ориентируются на родителей и детей в определенных жизненных или конфликтных ситуациях (например, расставание и развод родителей или кризисы и отклонения детского развития, которые родители и дети не могут преодолеть самостоятельно) [16, s. 36].

Так как конституция возлагает основную ответственность за воспитание детей на родителей, помощь детям и молодежи должна принимать во внимание ответственность родителей за воспитание и по возможности содействовать ей [19, s. 136].

Однако если родители подвергают ребенка опасности и не меняют своего поведения, отвергая помощь, ведомство по делам молодежи должно начать действия в защиту ребенка, в том числе и против родителей.

Первоначально назначение помощи молодежи в основном ограничивалось мероприятиями по предотвращению опасности, угрожающей благополучию ребенка (попечительство молодежи -Jugendfursorge). Помощь молодым людям через мероприятия молодежной работы (забота о молодежи - Jugendpflege) находилась с ней в неких напряженных отношениях, которые несколько смягчались разделением задач между государственными и негосударственными организациями. В настоящее время классическое разделение между попечительством над молодежью и заботой о молодежи устранено и заменено широким дифференцированным спектром услуг [2].

Вместе с тем в начале 2000-х гг. в значительной степени изменилось и понимание помощью молодежи самой себя. Она воспринимает себя не как «пожарную команду» в ситуациях непосредственной опасности, а как «систему, предлагающую различные услуги, содействующие развитию детей и молодых людей» [12].

Несмотря на тесную взаимосвязь отдельных задач, сфера молодежной работы все еще занимает определенное особое положение. Ее задача часто описывается как самостоятельная. За этим стоит мнение, что молодежная работа с ее многообразными возможностями представляет собой специфическую сферу для обучения и тренировки молодых людей и тем самым развивает способность к участию в общественной, культурной и политической жизни.

Участие молодежи в разнообразных сферах общественной жизни строится на принципах социального партнерства и сотрудничества государства и негосударственных организаций (freie und offentliche Trager), финансовой поддержки их деятельности государством (Subsidiaritatsprinzip) и организации многообразных форм молодежной работы.

В области молодежной работы, заботы о детях в дневное время и воспитания в интернатных детских учреждениях большинство услуг и учреждений предоставляют негосударственные организации. Деятельность негосударственных организаций с различным отношением к жизненным ценностям и целям воспитания является гарантом разнообразного спектра услуг в помощи молодежи. Родители и дети могут выбрать пред-

ложения организаций, которые наиболее соответствуют их представлениям о жизненных ценностях. Поэтому государство не только признает негосударственные организации идейно, но и поддерживает их деятельность финансовыми средствами [4].

Спектр негосударственных организаций чрезвычайно разнообразен и простирается от союзов и организаций, действующих на федеральном уровне, с одной стороны, через региональные объединения вплоть до местных инициатив и групп самопомощи. Они в своей деятельности автономны, то есть сами определяют содержание и цели своей работы в рамках законодательства Федеративной Республики Германии. Часто возникнув из совершенно определенного конкретного дела, негосударственные организации в основном посвящают свою деятельность не всему спектру помощи молодежи, а активно занимаются определенной областью социальной работы, как например, молодежной работой, социальной работой с молодыми людьми, воспитанием в интернатных учреждениях или консультационной деятельностью в сфере воспитания [15].

Наряду с негосударственной помощью молодежи существует государственная помощь молодежи, которая, опираясь на «Закон о помощи детям и молодежи» (Kinder- und Jugendhilfegesetz), действует на четырех уровнях:

- На уровне федерации - через специальное компетентное министерство (в настоящий момент Федеральное министерство по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи) - при подготовке законодательства и финансировании мероприятий надрегионального значения и мероприятий, имеющих характер проектов-моделей (Федеральный фонд детей и молодежи).

- На уровне федеральных земель - через специальные компетентные министерства, - осуществляя поддержку проектов на уровне земель и развитиемолодежной политики на земельном уровне.

- На уровне областных организаций - через ведомства земель по делам молодежи - с консультирующими и усовершенствующими квалификацию функциями.

- На уровне местных организаций помощи молодежи - через ведомства по делам молодежи - в округах и городах не окружного подчинения. Они являются основным звеном молодежной работы. «Закон о помощи детям и молодежи» предписывает им все решения по вопросам помощи в конкретных случаях и принятия на се-

бя административного попечения и опеки. В Федеративной Республике Германии после восстановления немецкого единства имеется около 700 ведомств по делам молодежи [18].

В нашей стране социально-педагогические традиции образования имеют довольно глубокие корни, но в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств они не были реализованы раньше. Да и сегодня социальная педагогика вынуждена доказывать свое право на существование, которое включает в себя не только собственно социально-педагогические учреждения и службы, органы управления ими, но и систему подготовки специалистов, а также научно-исследовательскую базу социально-

педагогической деятельности [8]. В Германии же еще в середине 1980-х гг. была создана современная инфраструктура молодежной работы и нормативно-правовая база.

«Закон о помощи детям и молодежи» предполагает, что участие ребенка или молодого человека в развитии услуг помощи молодежи не только процессуально-правовой постулат, а существенный элемент эффективности самой услуги. Закон в качестве основного принципа предписывает, что дети и молодежь должны участвовать, в соответствии с уровнем своего развития, в принятии всех касающихся их самих решений государственной помощи молодежи. Им должно быть соответствующим образом указано на их права в производстве дел, подлежащих ведению административных учреждений, а также в производстве дел суда по делам опеки и административного суда (§8 Закона о помощи детям и молодежи) [18]. Кроме этого, закон категорически предусматривает участие детей и молодых людей в выборе учреждения или попечительской семьи (Р£^е81е11е) в рамках помощи в воспитании (§36 Закона о помощи детям и молодежи) [19].

Особое значение придается участию молодых людей в молодежной работе, содержание которой определяется и воплощается при участии самой молодежи. Потребности и интересы молодого поколения стоят в центре разнообразных форм работы и организации. При этом и молодежная работа должна, в первую очередь, внести вклад в индивидуальную самореализацию, развивая и укрепляя волю и способность к ответственному участию молодых людей в государственной и общественной жизни.

Молодежная работа, в отличие от других сфер деятельности помощи детям и молодежи, а также от других сфер образования, дает детям и молодым людям возможность к самостоятельной организации учебы и деятельности. Здесь они могут учиться и участвовать в жизни общества, а также в формировании своего будущего и организации окружающей среды. Принимая во внимание ожидания, связываемые с молодежной работой, она должна последовательно исходить из жизненного мироощущения, представлений молодых людей [5, с. 37].

Молодым людям должны предоставляться услуги молодежной работы, необходимые для содействия их развитию. Молодежная работа должна ориентироваться на непосредственную жизненную ситуацию молодых людей, и они должны участвовать в ней. Поэтому политическая ответственность за нее - задача, прежде всего, органов местного самоуправления. Таким образом, молодые люди имеют возможность оказывать непосредственное влияние на процессы принятия решения и одновременно политическая жизнь становится прозрачной для них. Этому принципу построения «снизу вверх» соответствует точка зрения, в соответствии с которой более крупная политическая единица (федеральная земля, федерация) лишь тогда несет ответственность, когда работа выходит за рамки специфической местной или земельной сферы действия.

Молодежная работа на местном уровне отражает различную ценностную ориентацию и разнообразное содержание, методы и формы работы. Современная практика объективно показывает, что не может быть реализован единый тип молодежной работы на местах. Многообразие проистекает, прежде всего, из различных потребностей молодых людей в разных местах. Наряду с этим оно является дальнейшим выражением права на свободу отдельных граждан и их объединений. Мероприятия многочисленных союзов, групп и инициатив молодежи (негосударственных организаций) и организаций государственной помощи детям и молодежи меняют картину молодежной работы в зависимости от места и времени.

Основные задачи молодежной работы отражают различные аспекты, которые по-разному проявляются в различных услугах. Это в частности

— внешкольное образование молодых людей, дополняющее общее образование, которое отражает интересы молодых людей и осуществляется

при их активном участии, должно развить в них пособность к самоопределению и подвести к общественной со-ответственности и социальной активности;

— политическое образование, которое дает знания об обществе и государстве, способствует выработке суждений о политических процессах и конфликтах и должно выработать в них способность к восприятию собственных прав и интересов, а также обязанностей и ответственности по отношению к обществу, побудить их к сотрудничеству в формировании свободного демократического общества и государственного строя;

— социальное образование, которое должно побудить и выработать у молодых людей способность мобилизовать силы для участия в социальных акциях на благо людей, в особенности индивидуально и социально обделенных;

— культурное образование, которое должно выработать у молодых людей способность творчески разбираться в вопросах искусства, культуры и повседневности, способствовать творчески-эстетическим действиям, прежде всего, в области изобразительного искусства, кино, фотографии, литературы, электронных средств информации, музыки, ритмики, игры, танца, театра, видео и т. д.;

— естественно-научное, экологическое и техническое образование, которые должно побудить детей и молодых людей к активному рассмотрению проблем естественных основ жизни;

— молодежная работа в спорте, игре и общении;

— молодежная работа, связанная с профессиональным миром, школой и семьей;

— международная молодежная работа, которая стремится сделать возможным непосредственное общение молодых людей из разных стран и их совместную учебу и работу независимо от границ;

— отдых детей и молодежи, через который осуществляется оздоровительная и социально-политически ориентированная помощь;

— консультирование молодых людей, которое направлено на помощь отдельным молодым людям и их семьям в их индивидуальном и социальном развитии [20].

Соответствующие мероприятия предлагаются преимущественно организациями негосударственной помощи молодежи. Но и организации государственной помощи молодежи предлагают услуги в сфере открытой молодежной работы и

располагают учреждениями досуга для молодежи, прежде всего, молодежных организаций.

Работа молодежных организаций - область социализации, которая существенно отличается от классических сфер социализации добровольностью, самоорганизацией и самоопределением. Она предоставляет помещения для развития детей и молодых людей. Работа молодежных организаций, наряду с воспитанием и образованием, общением и организацией досуга, оказанием помощи и консультациями, представляет интересы молодых людей во всех сферах перед государством и обществом. Это и есть политика поперечного среза, а именно вмешательство во все политические процессы и решения, которые затрагивают интересы молодых людей [11].

Молодежные организации рассматривают себя как объединения детей, подростков и молодых взрослых, проводящих свою работу самостоятельно, без государственного влияния, но финансирование осуществляется из государственных средств. Основу их работы составляет общественная, часто волонтерская, деятельность сотрудников по организации досуга с молодыми людьми в самоорганизованных группах, которые делают возможным переживание общности со сверстниками. Мероприятия таких групп различны по своей природе, они зависят от интересов и характера молодежного объединения, которое их организует.

Работа молодежных организаций претендует, в первую очередь, на воспитательную и образовательную деятельность, но, в противоположность школьному образованию, она принципиально базируется только на добровольной основе, без давления отметок и достижений, свойственных школе. В связи с этим говорится о «внешкольной молодежной работе» или «внешкольном образовании молодежи», которая основывается, прежде всего, на принципе добровольности приема, интереса и участия и дает молодым людям возможность совместно с другими научиться демократическому поведению, позволит совершать политически ответственные поступки и представлять свои интересы. Сюда относятся как рефлексия исторического опыта, так и столкновение с современными политическими, социальными и экологическими проблемами.

Важным объединением молодежных организаций в Федеративной Республике Германии на федеральном уровне является Немецкий федеральный округ молодежи, к которому, за исключением Немецкой спортивной молодежи и пар-

тийно-политических молодежных организаций, принадлежат почти все крупные молодежные организации и земельные округи молодежи. В рамках разнообразных организационных структур земельных округов молодежи входящие в них организации стараются совместно развить основные концепции молодежной работы [13]. Это происходит, в том числе, и через создание общих молодежных учреждений, и через инициативу, поддержку и проведение совместных мероприятий публичной и внутриорганизационной молодежной работы. В центре внимания этих акций, прежде всего, находится политическая просветительская работа и мероприятия международных молодежных обменов, а также публичные политические акции.

Принцип молодежной работы показал себя в деле с 1949 г.: он дает молодежным организациям возможность в рамках делового сотрудничества вместе заявлять интересы молодых людей государственным органам, политическим и общественным группировкам и тем самым придавать их требованиям большую значимость и силу.

Внешкольное культурное образование молодых людей - важная область их развития. Дети и молодые люди, как взрослые, имеют право на активное участие в искусстве и культуре [8]. Специализированные организации внешкольного культурного образования молодежи поставили своей целью содействовать культурному образованию молодежи. Внешкольное культурное образование вносит свой особый вклад в развитие личности и открывает молодым людям возможность участвовать в культурной жизни общества. Оно делает доступным дифференцированное общение с искусством и культурой, воодушевляет на собственные творческие эстетические действия в области музыки, танца, игры, театра, литературы, изобразительного искусства, архитектуры, кино, фотографии, видео, электронных средств информации и компьютера, развивает фантазию и творческий потенциал, способность к суждению, критике и терпимости по отношению к собственным и чужим художественным формам выражения в их общественных взаимосвязях, предлагает содержательные возможности организации свободного времени и сознательного и активного рассмотрения собственной ситуации.

Особое место в системе молодежной работы занимает социальная работа с молодежью, которая в Германии объединяет все услуги, учреждения, службы и мероприятия для молодых лю-

дей, поддерживающие их в том, чтобы они нашли свое место как признанные, активные и ответственные члены общества. В центре действий находится ориентированная на профессию помощь молодым людям, у которых консультации и социально-педагогически ориентированные услуги и помощь позволяют, прежде всего, устранить социальную обделенность, исключить ситуации нанесения ущерба отдельной личности. Помимо этого, социальная молодежная работа поддерживает и стимулирует молодых людей в их школьном и профессиональном обучении, в их адаптации к миру труда и общественных отношений. Социальная работа с молодежью развивает и обеспечивает ориентированные в каждом случае на индивидуальные и исторически общественные потребности социально-педагогические и связанные с профессиональной деятельностью услуги, мероприятия и виды помощи [10].

Социальная работа с молодежью охватывает и соединяет услуги различного рода. Она, в первую очередь, представляет собой часть помощи детям и молодежи и, будучи таковой, отражается в Законе о помощи детям и молодежи (§13 Закона о помощи детям и молодежи) [17]. Помимо этого, она отражена и в других правовых документах, в которых, с одной стороны, определены вопросы финансирования, а с другой - обозначено ее влияние на подготовку содержания и развитие этих законов в соответствии с интересами целевой группы. Это, прежде всего, Закон о содействии труду, правовые предписания об интеграции переселенцев и иностранцев и Федеральный закон о социальной помощи. Социальная работа с молодежью рассматривает себя как адвоката молодых людей. Тем самым она обязана требовать от государства и общества соответствующих предпосылок и услуг.

ФРГ, как и другие страны Европейского Союза, в своей политике по отношению к молодежи исходят из установки, что молодежь и социальные проблемы ее жизнедеятельности характеризует яркая специфика, которую образуют, в сравнении с подобными проблемами старшего поколения, следующие параметры:

— более тесная взаимосвязь между медико-биологическими (психофизиологическими) характеристиками субъекта и параметрами его социальной жизнедеятельности;

— специфический «набор», перечень и иерархия социальных проблем, свойственных молодо-

му поколению в большей мере, чем другим социальным группам и категориям населения;

— значительно большая степень влияния молодежных проблем в прогностическом плане на перспективы развития общества (его прогресс или регресс), чем противоречий, характерных для других возрастных групп;

— изначально неопределенный, невысокий социальный статус, присущий подрастающему поколению, что обусловливает многовариантность жизнедеятельности различных категорий молодого поколения, а также порождаюет дополнительные проблемы ситуации при адаптации к реалиям окружающей жизни;

— большая острота восприятия подростками и молодыми людьми, в отличие от людей старшего возраста, своих неудач, нерешенных вопросов, что значительно снижает их способность цивилизованно разрешать конфликтные ситуации, успешно адаптироваться к реалиям мира;

— большая степень детерминированности молодежных, юношеских проблем общими социальными проблемами, противоречиями общества, в отличие от таких же проблем других возрастных категорий [20].

Социальная работа с молодежью в странах ЕС превратилась уже на практике в самостоятельное эффективное направление деятельности общества и государства [12]. Стратегия и тактика социальной работы учитывает интересы, потребности, желания молодежи, ее постоянно меняющиеся требования к качеству образования, трудоустройства, быта, сферы услуг. В социальных программах все большее значение придается механизмам самоуправления и самоопределения молодежи при выборе форм организации учебного и трудового процессов, свободного времени и быта. Например, «Всемирная программа действий в отношении молодежи» функционирует в виде десять приоритетных направлений: «Образование»; «Занятость»; «Голод и нищета»; «Окружающая среда»; «Злоупотребление наркотическими веществами»; «Вопросы охраны и здоровья»; «Преступность среди несовершеннолетних»; «Организация досуга»; «Положение девочек и молодых женщин»; «Полноценное участие молодежи в жизни общества и в принятии решений» [6].

Вывод. В конце 1990-х гг. в ФРГ и странах ЕС произошел переход от всеобъемлющих, централизованных законов для всей молодежи к модельным законам, целевым программам и гибким проектам социальных технологий и социальной

работы, при реализации которых акцент делается на усилиях муниципальных органов власти как более приближенных к конкретным потребителям. Регулярно используется научное сопровождение, мониторинг и прогнозирование социальных программ, базирующихся на широкомасштабной паспортизации и информационном обеспечении аудитории потребителей услуг. Проводится экспертиза эффективности детской, семейной и молодежной политики в целях недопущения просчетов в ее планировании и реализации. Этот положительный опыт необходимо адаптировать в Казахстане и внедрить в практику социальной работы с молодежью.

Опыт ФРГ и стран ЕС показывает, что социальная технология организации и самоорганизации молодежи в настоящий момент весьма эффективна и перспективна, так как

— формирует надежный внутренний механизм защиты интересов, прав и свобод молодого человека;

— прививает молодежи навыки нравственной рефлексии, взаимодействия на основе коллективно-творческой деятельности и сотрудничества;

— способствует формированию основ нового политического и социоэкономического мышления, готовности к выполнению основных социальных функций гражданина;

— обеспечивает включение каждого индивида в разнообразные сферы жизнедеятельности и свободный переход от одного вида деятельности к другому;

— создает условия для самопознания и самореализации личности каждого молодого человека на основе открытого общения с социокультурной средой, ее использования и преобразования;

— оптимизирует педагогическое обеспечение рекреационных процессов, досуга через систему социокультурной анимации: дискотек, массовых праздников, шоу-программ и т. д.

Можно констатировать, что молодежная работа - специфический вид профессиональной деятельности, направленный на жизнеобеспечение молодого поколения, а также на улучшение качества молодежной популяции, осуществляемой государственными, региональными, муниципальными, коммерческими и общественными организациями, а также отдельными гражданами.

Библиографический список

1. Вернадский, В. И. О науке [Текст] / В. И. Вернадский. Том 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. - Дубна : Изд. центр «Феникс», 1997. - 462 с.

2. ГЕРМАНИЯ / IJAB. База данных по международной работе с молодежью (IJAB Центр международной работы с молодежью ФРГ з. о.) Godesberger Allee 142-148, 53175 Bonn, 2008. - 248 с.

3. Манхейм, К. Диагноз нашего времени [Текст] / К. Манхейм [Пер. с нем.]. - М. : Прогресс. 1994. - 664 с.

4. Калинкина, М. Ю. Государственная политика Германии в сфере социальной и молодежной работы [Электронный ресурс] / М. Ю. Калинкина. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n7 gosudarstvennaya-politika-germanii-v-sfere-sotsialnoy-i-molodezhnoy-raboty <10.05.2018>

5. Рожков, М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика [Текст] : уч. пособие / М. И. Рожков. - М. : Владос, 2008. - 268 с.

6. Социальная политика стран ЕС. Приоритеты, механизмы совершенствования [Текст] / Рос. Акад. гос. службы при Президенте РФ. - М. : Изд-во РАГС, 1999. - 161 с.

7. Социология для юристов [Текст] : учебник / под ред. А. Н. Тесленко. - Астана : КазГЮУ, 2015.

8. Тесленко, А. Н. Культурная социализация молодежи: казахстанская модель [Текст] / А. Н. Тесленко. - Саратов ; Астана : Изд-во НЦНТИ, 2007. - 348 с.

9. Тесленко, А. Н. Социальная работа с молодежью [Текст] : учебник / А. Н. Тесленко. - Астана ; Кокшетау : КУАМ, НЦНТИ, 2015. - 388 с.

10.Тесленко, А. Н. Ювенология и юногогика: два подхода к исследованию молодежной проблематики [Текст] : монография / А. Н. Тесленко. - Астана : КАЗГЮУ, 2016. -210 с.

11.Всемирная программа действий в отношении молодежи [Текст] , Утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 года. Нью-Йорк, 2000

12.Молодежная политика: европейский опыт [Текст] // Доклад Института Европы. РАН № 163. - М. : ИЕ РАН -«Огни ТД», 2005. - С. 8-46.

13.Чамкаева, Е. П. Анализ деятельности молодежных организаций в контексте молодежной политики Федеративной Республики Германия [Текст] / Е. П. Чамкаева // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Пермь : Меркурий, 2013. - С. 32-36.

14.Conference: Speak UP, Step UP! European youth work empowering young people's democratic values & active citizenship (16-18 October 2017) Berlin, Erasmus+ Youth in Action NA Режим доступа: http://yia18.org/2017/05/19/conference-european-youth-work-empowering-young-peoples-democratic-values-germany/

15.Ministerium flier Frauen, Jugend, Familie und Gesundheit des Landes Nordrhein-Westfalen (Hrsg.): Kommentierter Datenband zum 7. Kinder- und Jugendbericht der Landesregierung NRW. 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16.Schilling, M. Kinder- und Jugendhilfereport. 1. Analysen, Befunde und Perspektiven / М. Schilling. Bonn, 2001. - 174 s.

17.Sozialgesetzbuch (SGB) Achtes Buch (VIII) - Kinder-und Jugendhilfe. Bonn, 1995. - 106 s.

18.Johannes Münder, Thomas Trenczek(Hrsg.): Kinder- und Jugendhilferecht. 8. Auflage. Nomos, Baden-Baden 2015. -146 s.

19.Vollmer, Т.: Partizipation von jungen Menschen. Sichtweisen aus verschiedenen europaischen Landern, in: Jugendhilfe, Heft 3 2005, s. 134-141.

20.Youth work and non-formal learning in Europe's education landscape (A quarter of a century of EU cooperation for youth policy and practice) Brussels: European Commission,

2015. - Режим доступа: http ://ec. europa. eu/assets/eac/youth/library/reports/youth-work-nonformal-learning_en.pdf <10.05.2018>

Reference List

1. Vernadskij, V. I. O nauke = On science [Tekst] / V. I. Ver-nadskij. Tom 1. Nauchnoe znanie. Nauchnoe tvorchestvo. Nauchnaja mysl'. - Dubna : Izd. centr «Feniks», 1997. - 462 c.

2. GERMANIJa / IJAB. Baza dannyh po mezhdunarodnoj rabote s molodezh'ju = The database on the international operation with youth (IJAB Centr mezhdunarodnoj raboty s molodezh'ju FRG z. o.) Godesberger Allee 142-148, 53175 Bonn, 2008. - 248 s.

3. Manhejm, K. Diagnoz nashego vremeni = Diagnosis of our time [Tekst] / K. Manhejm [Per. s nem.]. - M. : Progress. 1994. - 664 s.

4. Kalinkina, M. Ju. Gosudarstvennaja politika Germanii v sfere social'noj i molodezhnoj raboty = State policy of Germany in the sphere of social and youth work [Jelektronnyj resurs] / M. Ju. Kalinkina. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/ gosudarstvennaya-politika-germanii-v-sfere-sotsialnoy-i-molodezhnoy-raboty <10.05.2018>

5. Rozhkov, M. I. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'ju. Junogogika = Pedagogical support of work with youth. Yunogogic [Tekst] : uch. posobie / M. I. Rozhkov. - M. : Vlados, 2008. - 268 s.

6. Social'naja politika stran ES. Prioritety, mehanizmy sovershenstvovanija = Social policy of EU countries. Priorities, improvement mechanisms [Tekst] / Ros. Akad. gos. sluzhby pri Prezidente RF. - M. : Izd-vo RAGS, 1999. - 161 s.

7. Sociologija dlja juristov = Sociology for lawyers [Tekst] : uchebnik / pod red. A. N. Teslenko. - Astana : KazGJuU, 2015.

8. Teslenko, A. N. Kul'turnaja socializacija molodezhi: ka-zahstanskaja model' = Cultural socialization of youth: a Kazakhstan model [Tekst] / A. N. Teslenko. - Saratov ; Astana : Izd-vo NCNTI, 2007. - 348 s.

9. Teslenko, A. N. Social'naja rabota s molodezh'ju = Social work with youth [Tekst] : uchebnik / A. N. Teslenko. - Astana ; Kokshetau : KUAM, NCNTI, 2015. - 388 s.

10.Teslenko, A. N. Juvenologija i junogogika: dva podhoda k issledovaniju molodezhnoj problematiki = Youth studies and yunogogic: two approaches to a research of a youth perspective [Tekst] : monografija / A. N. Teslenko. - Astana : KAZGJuU,

2016. - 210 s.

11. Vsemirnaja programma dejstvij v otnoshenii molodezhi = The World Programme of Actions concerning youth [Tekst], Utverzhdena rezoljuciej 55/2 General'noj Assamblei OON ot 8 sentjabrja 2000 goda. N'ju-Jork, 2000

12.Molodezhnaja politika: evropejskij opyt = Youth policy: European experience [Tekst] // Doklad Instituta Evropy. RAN № 163. - M. : IE RAN - «Ogni TD», 2005. - S. 8-46.

13.Chamkaeva, E. P. Analiz dejatel'nosti molodezhnyh or-ganizacij v kontekste molodezhnoj politiki Federativnoj Respu-bliki Germanija = The analysis of activity of the youth organizations in the context of youth policy of the Federal Republic of Germany [Tekst] / E. P. Chamkaeva // Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija : materialy III Mezhdunar. nauch. konf. = Problems and prospects of education development: materials of the III International scientific conference (g. Perm', janvar' 2013 g.). - Perm' : Merkurij, 2013. - S. 32-36.

14.Conference: Speak UP, Step UP! European youth work empowering young people's democratic values & active citizenship (16-18 October 2017) Berlin, Erasmus+ Youth in Action NA Режим доступа: http://yia18.org/2017/05/19/conference-european-youth-work-empowering-young-peoples-democratic-values-germany/

15.Ministerium flier Frauen, Jugend, Familie und Gesundheit des Landes Nordrhein-Westfalen (Hrsg.): Kommentierter Datenband zum 7. Kinder- und Jugendbericht der Landesregierung NRW. 2000.

16.Schilling, M. Kinder- und Jugendhilfereport. 1. Analysen, Befunde und Perspektiven / M. Schilling. Bonn, 2001. - 174 s.

17.Sozialgesetzbuch (SGB) Achtes Buch (VIII) - Kinder-und Jugendhilfe. Bonn, 1995. - 106 s.

18. Johannes Münder, Thomas Trenczek(Hrsg.): Kinder- und Jugendhilferecht. 8. Auflage. Nomos, Baden-Baden 2015. -146 s.

19.Vollmer, T.: Partizipation von jungen Menschen. Sichtweisen aus verschiedenen europaischen Landern, in: Jugendhilfe, Heft 3 2005, s. 134-141.

20.Youth work and non-formal learning in Europe's education landscape (A quarter of a century of EU cooperation for youth policy and practice) Brussels: European Commission, 2015. Режим доступа: http://ec.europa.eu/assets/eac/youth/library/reports/youth-work-nonformal-learning_en.pdf <10.05.2018>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.