УДК 378.18
ORCГО: 0000-0003-1931-9145
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАТОРА
МОЛОДЕЖНОЙ РАБОТЫ
Захлебаева В.В.
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В настоящей статье описана система социальных служб определяющих основные социально-педагогические функции организатора молодежной работы. А так же выделены основные социально-педагогические функции организатора молодежной работы.
Ключевые слова: молодежная работа, деятельность, профессиональная работа.
Молодежная работа - это системно-организованная деятельность какого-либо субъекта, в отношении молодежи, которая осуществляется общественно или профессионально. Профессиональную работу с молодежью выполняют специальные кадры, назначение и комплекс профессиональных задач которых зависят от государственных приоритетов и отношения общества к молодежи. В роли специальных кадров выступают организаторы молодежной работы.
Работа с молодежью в Казахстане как социально -педагогический феномен находится на стадии прохождения нескольких этапов развития, смена которых будет обусловлена изменением ее субъектов, их статуса, направленности и основных видов деятельности. Период 1991-2004 гг. характеризуется законодательным закреплением государственной молодежной политики в Казахстане и структурных подразделений, ответственных за ее реализацию. Особенностью данного периода стало развитие молодежной политики, учитывая мировые тренды в молодежной сфере. В это время появляется большое количество молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, вызванной неопределенностью, неустойчивостью развития общества и экономическими кризисами.
С молодежью работали специалисты по социальной работе и социальные педагоги. Однако специалистов по работе конкретно с молодежью (имеющих специальное образование) на данный момент у нас нет. Социальный работник выступает как профессиональный педагог социума, призванный обеспечить педагогический компонент в общей, межведомственной системе социальных служб, педагогическую целесообразность социальной работ, проводимой различными учреждениями, организациями, фондами и спонсорами, добиваясь главного -направленности ее на активизацию субъектной позиции каждого молодого человека, молодежи как социальной общности в целом.
Если мы обратимся к разделению понятий «социальный работник» и «социальный педагог», которое дают А.Н. Тесленко и М.И. Рожков [1], то следует отметить следующее: если социальный работник специализируется на работе с десоциализированной молодежью (жертвами социализации), то социальный педагог работает с нормальной молодежью в открытом социуме.
В отличие от социального педагога и социального работника, деятельность организатора молодежной работы (далее ОМР) направлена не на отдельного молодого человека с его интересами и потребностями, а на формальные и неформальные группы молодых людей и организации, создаваемые в этих социальных службах (рисунок 1).
В системе молодежной работы отчетливо выделяются следующие функции: Диагностическая. Она как бы ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности молодого человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы.
Рисунок 1. Система социальных служб определяющих основные социально -педагогические функции организатора молодежной работы
Организаторская. Организует социальную деятельность, инициативу, творчество; влияет на содержание досуга, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, деятельности подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие медицинских, образовательных, правовых, культурных и спортивных учреждений, общественных и государственных институтов в системе социальных служб.
Прогностическая. Участвует в программировании, прогнозировании и проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума,
деятельности различных институтов социализации молодежи.
Предупредительно-профилактическая, социально-терапевтическая.
Учитывает и приводит в действие социально -правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний социума на личность, организует оказание социотерапевтической помощи молодым людям-жертвам десоциализации, обеспечивает защиту их прав.
Организационно-коммуникативная. Способствует включению широкой педагогической общественности в социальную работу с молодежью, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с молодежью.
Охранно-защитная. Использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов клиентов, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия в отношении молодежи1.
В этой связи большое значение приобретает соединение основных функций работы представленных выше трех специальных служб работы с молодежью (см. рис. 1) и выделение в одно общее русло основных социально-педагогических функций организатора молодежной работы.
Для этого требуется дополнить вышеизложенный перечень функций с учетом социально-педагогической деятельности организатора молодежной работы.
Таким образом, дополнительными функциями, входящими в состав социально-педагогических, выступают: образовательно-воспитательная, координирующая, аналитическая и методическая.
Более полное описание дополнительных функций, входящих в состав социально-педагогических представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Описание дополнительных социально-педагогических функций организатора
молодежной работы
Функции Содержание
Образовательно-воспитательная Проведение обсуждений по профессиональной ориентации с учащимися; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и молодежи, стремится полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности социальных институтов, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса; проведение социально -педагогической работы с родителями, руководство взаимодействием родителей, педагогов и воспитанников; проведение консультаций для родителей по проблемам детей
Координирую щая Координация работы молодёжного (детского) творческого коллектива, физкультурно-оздоровительного, патриотического, научно-технического, туристского объединения, клуба по интересам, общественной организации, и иных молодёжных (детских) объединений. Координация деятельности детских и молодежных общественных
объединений и организаций в рамках молодежной политики, анализ эффективности и развитие данной деятельности. Координация деятельности молодёжных общественных объединений, органов молодёжного, студенческого самоуправления через проведение выставок-ярмарок по презентации социально значимых проектов, обучающих тренинг-семинаров по направленности проектов, участие в конкурсах на реализацию грантов, и иные формы.
Аналитическая Определение и анализ социальных факторов, их направленности и влияния на личность; выявление её «проблемного поля»; оценка особенностей деятельности человека; выявление причин отклоняющегося поведения; изучение причин социального неблагополучия семей.
Методическая Разработка материалов по проблемам воспитания; документов, обеспечивающих реализацию образовательных программ, с учетом современных требований социальной педагогики. Совместно с детьми участвует в разработке социальных проектов. Осуществление образовательных мероприятий по социально-педагогическим проблемам, возникающими в деятельности объединения.
Обобщая вышеизложенное, определены основные социально-педагогические функции организатора молодежной работы как социального педагога (социального работника) и изложены в общей схеме (рисунок 2).
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАТОРА МОЛОДЕЖНОЙ РАБОТЫ
Рисунок 2. Социально-педагогические функции организатора молодежной работы
Сегодня масштабные изменения, проводящиеся в нашей стране, привели к серьезным преобразованиям социальных институтов. Наблюдается рост правонарушений, безработица, снижение уровня и качества жизни населения. Отсутствует чётко выраженное место и роль молодёжи в современной структуре общества, значительные изменения претерпели механизмы социализации, ценностные установки и стратегия образа жизни.
В сложившейся ситуации молодежь является социально-дезориентированной и требует пристального внимания со стороны специалистов по организации работы
с молодежью. Все это требует подготовки профессиональных кадров в сфере работы с молодежью, которые предложат новые, эффективные подходы и основные направления работы к данной возрастной группе.
Библиографический список
1. Тесленко А.Н., Рожков М.И. Юногогика: теория и практика молодежной работы. Монография. - Кокшетау: Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова, 2019.- 295 с.
Захлебаева Виктория Викторовна, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-педагогических дисциплин Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау), аспирант ЧУ ОО ВО «Омская гуманитарная академия» (Россия, г. Омск).
е-шай: ivanchenko-v@mail.ru
Дата поступления статьи: 08.10.2020
© В.В. Захлебаева