Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАТОРА МОЛОДЕЖНОЙ РАБОТЫ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАТОРА МОЛОДЕЖНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
239
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ РАБОТА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Захлебаева Виктория Викторовна

В настоящей статье описана система социальных служб определяющих основные социально-педагогические функции организатора молодежной работы. А так же выделены основные социально-педагогические функции организатора молодежной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАТОРА МОЛОДЕЖНОЙ РАБОТЫ»

УДК 378.18

ORCГО: 0000-0003-1931-9145

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАТОРА

МОЛОДЕЖНОЙ РАБОТЫ

Захлебаева В.В.

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В настоящей статье описана система социальных служб определяющих основные социально-педагогические функции организатора молодежной работы. А так же выделены основные социально-педагогические функции организатора молодежной работы.

Ключевые слова: молодежная работа, деятельность, профессиональная работа.

Молодежная работа - это системно-организованная деятельность какого-либо субъекта, в отношении молодежи, которая осуществляется общественно или профессионально. Профессиональную работу с молодежью выполняют специальные кадры, назначение и комплекс профессиональных задач которых зависят от государственных приоритетов и отношения общества к молодежи. В роли специальных кадров выступают организаторы молодежной работы.

Работа с молодежью в Казахстане как социально -педагогический феномен находится на стадии прохождения нескольких этапов развития, смена которых будет обусловлена изменением ее субъектов, их статуса, направленности и основных видов деятельности. Период 1991-2004 гг. характеризуется законодательным закреплением государственной молодежной политики в Казахстане и структурных подразделений, ответственных за ее реализацию. Особенностью данного периода стало развитие молодежной политики, учитывая мировые тренды в молодежной сфере. В это время появляется большое количество молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, вызванной неопределенностью, неустойчивостью развития общества и экономическими кризисами.

С молодежью работали специалисты по социальной работе и социальные педагоги. Однако специалистов по работе конкретно с молодежью (имеющих специальное образование) на данный момент у нас нет. Социальный работник выступает как профессиональный педагог социума, призванный обеспечить педагогический компонент в общей, межведомственной системе социальных служб, педагогическую целесообразность социальной работ, проводимой различными учреждениями, организациями, фондами и спонсорами, добиваясь главного -направленности ее на активизацию субъектной позиции каждого молодого человека, молодежи как социальной общности в целом.

Если мы обратимся к разделению понятий «социальный работник» и «социальный педагог», которое дают А.Н. Тесленко и М.И. Рожков [1], то следует отметить следующее: если социальный работник специализируется на работе с десоциализированной молодежью (жертвами социализации), то социальный педагог работает с нормальной молодежью в открытом социуме.

В отличие от социального педагога и социального работника, деятельность организатора молодежной работы (далее ОМР) направлена не на отдельного молодого человека с его интересами и потребностями, а на формальные и неформальные группы молодых людей и организации, создаваемые в этих социальных службах (рисунок 1).

В системе молодежной работы отчетливо выделяются следующие функции: Диагностическая. Она как бы ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности молодого человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы.

Рисунок 1. Система социальных служб определяющих основные социально -педагогические функции организатора молодежной работы

Организаторская. Организует социальную деятельность, инициативу, творчество; влияет на содержание досуга, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, деятельности подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие медицинских, образовательных, правовых, культурных и спортивных учреждений, общественных и государственных институтов в системе социальных служб.

Прогностическая. Участвует в программировании, прогнозировании и проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума,

деятельности различных институтов социализации молодежи.

Предупредительно-профилактическая, социально-терапевтическая.

Учитывает и приводит в действие социально -правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний социума на личность, организует оказание социотерапевтической помощи молодым людям-жертвам десоциализации, обеспечивает защиту их прав.

Организационно-коммуникативная. Способствует включению широкой педагогической общественности в социальную работу с молодежью, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с молодежью.

Охранно-защитная. Использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов клиентов, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия в отношении молодежи1.

В этой связи большое значение приобретает соединение основных функций работы представленных выше трех специальных служб работы с молодежью (см. рис. 1) и выделение в одно общее русло основных социально-педагогических функций организатора молодежной работы.

Для этого требуется дополнить вышеизложенный перечень функций с учетом социально-педагогической деятельности организатора молодежной работы.

Таким образом, дополнительными функциями, входящими в состав социально-педагогических, выступают: образовательно-воспитательная, координирующая, аналитическая и методическая.

Более полное описание дополнительных функций, входящих в состав социально-педагогических представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Описание дополнительных социально-педагогических функций организатора

молодежной работы

Функции Содержание

Образовательно-воспитательная Проведение обсуждений по профессиональной ориентации с учащимися; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и молодежи, стремится полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности социальных институтов, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса; проведение социально -педагогической работы с родителями, руководство взаимодействием родителей, педагогов и воспитанников; проведение консультаций для родителей по проблемам детей

Координирую щая Координация работы молодёжного (детского) творческого коллектива, физкультурно-оздоровительного, патриотического, научно-технического, туристского объединения, клуба по интересам, общественной организации, и иных молодёжных (детских) объединений. Координация деятельности детских и молодежных общественных

объединений и организаций в рамках молодежной политики, анализ эффективности и развитие данной деятельности. Координация деятельности молодёжных общественных объединений, органов молодёжного, студенческого самоуправления через проведение выставок-ярмарок по презентации социально значимых проектов, обучающих тренинг-семинаров по направленности проектов, участие в конкурсах на реализацию грантов, и иные формы.

Аналитическая Определение и анализ социальных факторов, их направленности и влияния на личность; выявление её «проблемного поля»; оценка особенностей деятельности человека; выявление причин отклоняющегося поведения; изучение причин социального неблагополучия семей.

Методическая Разработка материалов по проблемам воспитания; документов, обеспечивающих реализацию образовательных программ, с учетом современных требований социальной педагогики. Совместно с детьми участвует в разработке социальных проектов. Осуществление образовательных мероприятий по социально-педагогическим проблемам, возникающими в деятельности объединения.

Обобщая вышеизложенное, определены основные социально-педагогические функции организатора молодежной работы как социального педагога (социального работника) и изложены в общей схеме (рисунок 2).

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАТОРА МОЛОДЕЖНОЙ РАБОТЫ

Рисунок 2. Социально-педагогические функции организатора молодежной работы

Сегодня масштабные изменения, проводящиеся в нашей стране, привели к серьезным преобразованиям социальных институтов. Наблюдается рост правонарушений, безработица, снижение уровня и качества жизни населения. Отсутствует чётко выраженное место и роль молодёжи в современной структуре общества, значительные изменения претерпели механизмы социализации, ценностные установки и стратегия образа жизни.

В сложившейся ситуации молодежь является социально-дезориентированной и требует пристального внимания со стороны специалистов по организации работы

с молодежью. Все это требует подготовки профессиональных кадров в сфере работы с молодежью, которые предложат новые, эффективные подходы и основные направления работы к данной возрастной группе.

Библиографический список

1. Тесленко А.Н., Рожков М.И. Юногогика: теория и практика молодежной работы. Монография. - Кокшетау: Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова, 2019.- 295 с.

Захлебаева Виктория Викторовна, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-педагогических дисциплин Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау), аспирант ЧУ ОО ВО «Омская гуманитарная академия» (Россия, г. Омск).

е-шай: ivanchenko-v@mail.ru

Дата поступления статьи: 08.10.2020

© В.В. Захлебаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.