Научная статья на тему 'Формирование социальной идентичности молодёжи посредством реализации проектов и программ органом исполнительной власти региона (на примере ЯНАО)'

Формирование социальной идентичности молодёжи посредством реализации проектов и программ органом исполнительной власти региона (на примере ЯНАО) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
172
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЯНАО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фаст Светлана Петровна

Работа посвящена обобщению современных теоретических исследований в области формирования социального процесса воспитания социальной идентичности в целом и гражданской активности в частности современной молодежи. Показано, что современной социологической наукой к настоящему времени систематизировано достаточное количество эмпирических исследований в самых различных аспектах социальной идентичности российской молодежи, сформирован социологический инструментарий выявления проблем в процессе формирования гражданской идентичности, гражданского сознания и поведения представителей различных социальных подгрупп молодежи, включая этнические и субкультурные. Кроме того, в работе проанализирована практика в части имплементации целей государственной молодежной политики в части воспитания патриотизма на уровне региона на примере деятельности Молодежного Правительства ЯНАО. Увеличение финансирования сферы молодёжной политики автономного округа за последние два года позволило продолжить развитие традиционных направлений молодёжной политики, поддержать молодёжные общественные инициативы, сосредоточить ресурсы вокруг крупных знаковых проектов, позволяющих развивать интеллектуальные и творческие способности молодых людей, целенаправленно осуществлять профилактическую работу с подростками и молодёжью. В работе показано, что как теоретические предпосылки, так и методическое основание молодежной политики нуждаются в дальнейшем развитии. Системное представление об управлении социальным инновационным проектированием в молодежной политике как инструмента позволяющего создать мощные социальные процессы, можно достичь только за счет ее реализации концепции функциональной полифонии триединства методологической, теоретической и технологической функций. Обосновано, что необходима трансформации существующего подхода к формированию принципов молодежной политики на основе патернализма к подходу, основанному на принципах равенства и плюрализма мнений. Показано, что молодежная политика должна служить инструментом развития социальной ответственности среди молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной идентичности молодёжи посредством реализации проектов и программ органом исполнительной власти региона (на примере ЯНАО)»

^^ V

Формирование социальном идентичности молодежи посредством реализации проектов и программ органом исполнительной власти региона (на примере ЯНАО)

Фаст Светлана Петровна аспирант,

ФГБОУ ВО «Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева» (филиал) Тюменского государственного университета, [email protected]

Работа посвящена обобщению современных теоретических исследований в области формирования социального процесса воспитания социальной идентичности в целом и гражданской активности в частности современной молодежи. Показано, что современной социологической наукой к настоящему времени систематизировано достаточное количество эмпирических исследований в самых различных аспектах социальной идентичности российской молодежи, сформирован социологический инструментарий выявления проблем в процессе формирования гражданской идентичности, гражданского сознания и поведения представителей различных социальных подгрупп молодежи, включая этнические и субкультурные. Кроме того, в работе проанализирована практика в части имплементации целей государственной молодежной политики в части воспитания патриотизма на уровне региона на примере деятельности Молодежного Правительства ЯНАО. Увеличение финансирования сферы молодёжной политики автономного округа за последние два года позволило продолжить развитие традиционных направлений молодёжной политики, поддержать молодёжные общественные инициативы, сосредоточить ресурсы вокруг крупных знаковых проектов, позволяющих развивать интеллектуальные и творческие способности молодых людей, целенаправленно осуществлять профилактическую работу с подростками и молодёжью. В работе показано, что как теоретические предпосылки, так и методическое основание молодежной политики нуждаются в дальнейшем развитии. Системное представление об управлении социальным инновационным проектированием в молодежной политике как инструмента позволяющего создать мощные социальные процессы, можно достичь только за счет ее реализации концепции функциональной полифонии триединства методологической, теоретической и технологической функций. Обосновано, что необходима трансформации существующего подхода к формированию принципов молодежной политики на основе патернализма к подходу, основанному на принципах равенства и плюрализма мнений. Показано, что молодежная политика должна служить инструментом развития социальной ответственности среди молодежи. Ключевые слова: молодежная политика, социальные инновации, органы исполнительной власти, региональная политика, молодежное правительство, ЯНАО, социально-экономическая система, гражданская активность, социализация молодежи

со

П А

е

N

сч

01

Современная практика социальной работы в области формирования социальной активности молодежи позволяет выявить ряд системных ограничений, связанных с имплементацией проактив-ных жизненных стратегий молодежи. Между тем, именно формование молодежной идентичности является концептуальной основой процесса управления социальным инновационным проектированием. Определенные в соответствующих программных документах цели в сфере реализации современной модели гражданской активности реализуются на практике работы с молодежью с существенными системными ограничениями и не целостно. Однако даже их частичная реализация имеет большое значения для формирование социальных процессов в молодежной среде, формирует среду для диалога, позволяющий осуществлять поиск инновационных форм вовлечения данной социальной группы в жизнь общества.

Следует отметить, что проблема формирования социальной идентичности молодежи системной не изучена не только с позиции формирования теоретических предпосылок на основании современных достижения в социологии и других социальных науках, но также и в части формирования подхода к обобщению эмпирического опыта формирования социальных процессов в молодежной среде. Вместе с тем, исследователи предлагают различные подходы к изучению предмета исследования, в частности такие как:

- психодинамический подход, развитие которое было получено в работах З. Фрейда, Х. Салливана, Э. Фромма, Э. Эриксона, О. Кернберга, Ф. Гринейке-ра, Р. Лейнга, Дж. Марсиа, М. Розенберга, Э. Берна интеракционистский (Ч. Кули, Дж.Г. Мид, И. Гофман);

- когнитивных подход, в основе которого лежат фундаментальные работы Дж. Тернера и Г. Тэшфела;

- феноменологический подход, развиваемый в работах К. Роджерса и А. Маслоу;

- социологический подход, предлагаемый Э. Дюркгеймом, М. Хайдеггером, Т. Парсонсом, Э. Гидденсом, П. Бергером, Т. Лукманом;

- антропологический подход, наиболее распространенный в современных исследованиях и нашедший наибольшее развития в работах Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, М. Мид, Ж.-П.Сартра, Л. Фейербаха, Э. Фромма, П.Тейяр де Шардена, М. Фуко, М. Хайдеггера.

Кроме определения непосредственно концептуальных подходов к изучению данной проблемы, в современных работах определены структурные компоненты личности. В частности, системное описание таких компонент как семейная, этническая и профессиональная в работах отечественных психологов и

социологов B.C. Агеева, Г.М. Андротеева, Н.В. Антонова, В.В. Гриценко, М.В. Заковоротной, Ю. Н. Качалова, И.С. Кон, И.С. Клецина, Б.Ф. Поршнева, Г.У. Солдатова, В.Ф. Соколова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец, Л.Б. Шнейдер, В.А. Ядова.

Среди отечественных авторов, занимавшихся проблемами социальной идентичности личности, следует выделить фундаментальные исследования Р.Г. Абдулатипова, Ю.В. Арутюняна, Л.Д. Гуд-кова, A.B. Кузнецовой, Е.А. Кублицкой, В.В. Лапки-на, Ю.А. Левады, В.И. Пантина, И.С. Семененко, В.Г. Федотовой, В.А. Ядова, посвященные вопросам формирования социальной идентичности под воздействием процессов глобализации.

Весьма вклад в исследование гражданской идентичности как составляющей общей социальной идентичности был внесен отечественным ученым Л.М. Дробижевой, в работах которой были систематизированы результаты реализованных социальных проектов, целью которых был анализ и проектирование российской идентичности в региональном разнообразии Исследовав вопросы, посвященные станвлению социальной идентичности в России, в том числе в молодежной среде было сделаны выводы о необходимости разделения категорий государственной и гражданской идентичности. В дальнейшем, данные идеи были развиты в работах H.A. Га-лактионовой, З.Т. Голенковой, В.В. Лапкина, Л.М. Левина, Ю.А. Семеновой, где было выявлено соотношение понятий «государственная идентичность» и «гражданская идентичность». Остановимся на ключевых положениях Так, H.A. Галактионова отмечает, что категорию «россиянин» необходимо рассматривать в государственном и гражданском аспекте. По этому по мнению H.A. Галактионовой государственный аспект выражается только посредством административным опредлеением статуса гражданина страны, который присваивается с помощью соответствующих институциональных процедур - по праву рождения или с помощью нормативно определенных процедур получения гражданства. В противопоставление ему, гражданский аспект означает социальное и ценностно-когнитивное наполнение, реализуемое посредством реализации патриотических чувств, приверженности нормам и ценностям конкретной страны.

В российской социологии также существует ряд работ, посвященных исследованию социальной идентичности молодежи, определяемой как особую социально-демографическую группу общества. Совокупность работ Ю.Г. Волкова, В.П. Воробьева, В.И. Доб-ренькова, Ю.А. Зубок, А.И. Ковалева, В.И. Чупрова рассматривают социальную идентичность в контексте различных аспектов процесса социализации, в также формирования ее идентичности. Соотношение гражданской и правовой социализации молодежи в различных аспектов анализируется в работах М.Ю. Попова, П.С. Самыгина, С.И. Сергейчик, а в аспекте социальной в самом общем смысле и гражданской активности в исследованиях С.П. Иваненко, Д.С. Карпухин, A.B. Кострикин, Е.Л. Омельченко, В.И. Скоробога-това. Среди эмпирических исследований гражданских и правовых ценностей, а также базовых установок

современной российской молодежи следует выделить исследования К.А. Гордеева, В.И. Кузнецова, Т.А. Панкова, Е.А. Певцова, Ф.Э. Шереги, М.А. Ядова.

Отдельно необходимо отметить научные труды, посвященные гражданской идентичности молодежи как особого социального процесса. В первую очередь к ним относится монография М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги «Молодежь России: социологический портрет». В данной работе, проведен системный анализ российской молодежи как объекта социализации и самореализации, определены ее роли в воспроизводстве социальной структуры российского общества в целом. В рамках данной работы определен процесс социализации и самореализации молодежи, а также показано, что авторами он отождествляется с ее социальной и гражданской идентичностью.

Современной социологической наукой к настоящему времени систематизировано достаточное количество эмпирических исследований в самых различных аспектах социальной идентичности российской молодежи, сформирован социологический инструментарий выявления проблем в процессе формирования гражданской идентичности, гражданского сознания и поведения представителей различных социальных подгрупп молодежи, включая этнические и субкультурные. В то же время в массиве работ, посвященных анализу процессов формирования гражданской идентичности молодежи, в большей степени исследуются проблемы ценностно-эмоционального, а также деятельностного компонентов гражданской идентичности молодых людей в современном российском обществе. Однако работ, которые систематизируют процесс формирования гражданской идентичности молодежи в условиях социальных трансформаций российского общества недостаточно для формирования устойчивых научных положений, характеризующих данную предметную область. В частности, доказательством этого вывода является наличие разрыва между существующей действительностью российского общества и наличием научных положений, однозначной ее определяющих.

Между тем, исследование социальных характеристик идентичности молодежи взаимозависимо с эмпирической оценкой не только взаимодействия, но и взаимовлияния в целостной структуре личности набора ключевых индивидуальных и социально-психологических характеристик. Поэтому актуальность исследования данной проблемы определена эмпирических доказанным существующим противоречием между поиском личностной и социальной идентичностью современной молодежи, необходимостью поиска инструментов реализации самосознания молодежи и их институционализации на различных уровнях социально-экономической системы - образовательных учреждений, органов власти, общественных организаций и движений. Как следствие, изучение социальных характеристик идентичности молодежи позволить улучшить существующие подходы к формированию и реализации программ социализации молодежи в целом, а также воспитания гражданской активности и толерантности.

П m

Т

со

с <

е

0

сч

сч

01

Теоретическими предпосылками к формированию модели эффективного воспитания активной гражданской позиции молодежи ЯНАО являются принципы:

- системно-организованного подхода, который предполагает целенаправленную и системную работу институтов, определяющих социализацию молодежи - всех государственных и общественных структур формированию активной гражданской позиции молодежи;

- адресного подхода в формировании гражданственности, предполагающего применение специальных форм и методов работы, с категорий, определяющих подгруппы социальной группы молодежи. Данный подход определяет разноуровневую вовлеченность в процесс воспитания молодежи с помощью таких социальных категорий как как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этническая и культурная среда, трудовой коллектив, а также социально-экономическую среду региона проживания;

- активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения молодежи и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России и региона;

- универсальности основных направлений формирования активной гражданской позиции, который предполагает необходимость задействовать такие факторы как социально-ценный опыт прошлых поколений, который формирует чувство гордости за своих предков, приверженность или уважение к национальным традициям в быту, характеристиками внутрисемейных отношениях, ценности образования и труда, инструменты мотивации, методы творчества. По мнению автора, комплексный подход позволит охранить или восстановить историческую преемственность поколений, формирующих необходимую для современного российского общества гражданскую позицию;

- учета региональных условий в распространении идей и ценностей гражданственности не только российского, но и регионального уровня, определяемого привязанностью, любовью к родному краю и другим символам, например, местной спортивной команде и так далее, что, безусловно, помогает определяет формирование активной гражданской позиции.

Эти принципы теоретически являются действительно основополагающими, но они могут быть эффективны только в случае систематичности и целенаправленности и должны быть взаимосвязаны и реализованы в единстве.

Основными молодежными сферами, выступающими объектами формирования активной гражданской позиции, являются:

- семья как кобчевая социальная ячейка общества, в которой закладываются основы системного развития личности, в аспекте нравственного, духовного, культурного, физического;

- молодежные общественные объединения и движеия;

- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и по контракту, воинские коллективы Вооруженных Сил и других войск, работники системы правоохранительных органов;

- трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предприниматели;

- представители органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне;

- творческая интеллигенция в самом широком смысле;

- представители средств массовой информации и коммуникации;

- преподаватели и воспитатели, научная интеллигенция;

- представители традиционных для России религиозных конфессий, как носители духовно-нравственных идеалов и традиций многонационального российского народа.

В теоретическом моделировании региональной политики, чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, приоритетной определяется единая государственная и региональная политика, прерогативой и основным концептом которой является соответствующая этой политике государственная система воспитания молодежи, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

По мнению автора, формирование такой системы предполагает консолидацию деятельности всех институтом, прямо или косвенно отвечающих за социализацию молодежи. В частности к ним относятся органы исполнительной власти, научные и образовательные учреждения, общественные организаций и объединений в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. При этом необходимо выделить, что данные процессы необходимо осуществлять как в рамках единого центра, так и на региональном уровне. Это остается на протяжении долгого времени основным постулатам деятельности региона, направленной на формирование гражданской позиции молодежи в основных ключевых вопросах.

Система соответствующего воздействия в плане структуры включает в себя соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий, направленных на воспитание и проявление гражданской позиции молодежи ЯНАО.

Исходя из статистических данных, можно определить, что система данной концепции охватывает все уровни формирующей деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых, воинских и иных коллективов и заканчивая высшими органами государства. Она предполагает организацию ме-

роприятий различной направленности как на федеральном и региональном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью, что дает достаточно широкий охват молодежной среды. Но характер работы с молодежью носит в большей степени хаотический характер, построенный на ответную реакцию оперативного характера, ответа на вопросы, которые актуальны и важны, а также находятся в приоритете государственной политики. Нет общей стратегической программы социального проектирования.

В Ямало-Ненецком автономном округе проживает 142 307 человек в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 28 % от общей численности населения. Исполнительным органом государственной власти, осуществляющим реализацию полномочий в сфере молодёжной политики, поддержки молодёжных и детских общественных объединений, развития внутреннего и въездного туризма является департамент молодёжной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа.

Основными документами, определяющими цели, задачи и перспективы развития сферы государственной молодёжной политики и туризма в регионе, являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2016 года, Федеральный закон №132-ФЗ от 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Закон автономного округа №70-ЗАО от 25.09.2009 г. «О молодёжной политике в Ямало-Ненецком автономном округе», Закон автономного округа № 114-ЗАО от 03.12.2007 г. «О туристской деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе», а также ряд поручений Президента Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в части вопросов, касающихся сфер государственной молодёжной политики и туризма.

Деятельность департамента и подведомственных ему учреждений (государственное автономное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Молодёжный центр технологий занятости», государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Окружной Молодёжный Центр», государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональный центр патриотического воспитания», государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямалтур») связана с выполнением задач, закреплённых в стратегических документах федерального и регионального уровней и направленных на создание условий для наиболее полного участия молодёжи в социально-экономической, политической, культурной жизни автономного округа, поддержку и развитие приоритетных направлений туристкой деятельности.

Среди основных направлений деятельности департамента:

- вовлечение молодёжи в социальную практику, в том числе посредством активизации деятель-

ности молодёжных трудовых отрядов, детских и молодёжных общественных объединений, развития добровольческого (волонтёрского) движения;

- формирование ценностных ориентиров молодёжи через реализацию мероприятий по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию, внедрение принципов здорового образа жизни в молодёжной среде;

- развитие творческого потенциала молодёжи, позитивных форм организации молодёжного досуга, развитие системы лидерских школ и проектов для активной молодёжи;

- обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

- ресурсная поддержка сети учреждений сферы молодёжной политики с целью развития новых форм работы с молодёжью;

- организация отдыха и оздоровления детей и молодёжи автономного округа;

- поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма в автономном округе.

Деятельность департамента по вышеперечисленным направлениям начала осуществляться посредством реализации мероприятий окружной долгосрочной целевой программы «Молодёжь Ямала (2011-2014 годы)», целевой программы ведомства «Развитие внутреннего и въездного туризма в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2012-2014 годов» и целевой программы ведомства «Организация отдыха и оздоровления детей и учащейся молодёжи в Ямало-Ненецком автономном округе (2012-2014 годы)». Реализация мероприятий позволяет развивать традиционные направления молодёжной политики и туризма, поддержать молодёжные общественные инициативы, сосредоточить ресурсы вокруг крупных знаковых проектов, позволяющих развивать интеллектуальные и творческие способности молодых людей.

Поддержка молодёжных инициатив и основных направлений реализации молодёжной политики (патриотическое воспитание, поддержка творческой молодёжи, добровольческого движения, системы лидерских школ и проектов для активной молодёжи и др.) в автономном округе осуществляется как приоритетная социальная задача.

Увеличение финансирования сферы молодёжной политики автономного округа за последние два года позволило продолжить развитие традиционных направлений молодёжной политики, поддержать молодёжные общественные инициативы, сосредоточить ресурсы вокруг крупных знаковых проектов, позволяющих развивать интеллектуальные и творческие способности молодых людей, целенаправленно осуществлять профилактическую работу с подростками и молодёжью.

Одним из наиболее значимых событий молодёжной политики автономного округа за исследуемый период стал Форум молодёжи Ямала «Молодёжь и власть», который был организован с целью вовлечения молодых людей в процессы развития граждан-

П т

Т

со

с <

е

0

сч

N

01

ского общества и объединил более 200 молодых людей из всех муниципальных образований региона.

По итогам работы Форума принимается резолюция с учётом наиболее актуальных предложений и идей о перспективах развития сферы молодёжной политики в регионе. В частности, отражается необходимость разработки стратегии развития молодёжного трудового движения на Ямале, которая определит приоритеты в организации работы студенческих трудовых отрядов в связи с региональной спецификой территории (отсутствие ВУЗов, сложная транспортная схема, климатические условия).

С января 2012 года в автономном округе начало свою работу Молодёжное правительство ЯНАО, созданное в соответствии с постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа № 215-РП от 23 декабря 2011 года в целях привлечения активной молодёжи для решения социально-экономических проблем региона, формирования активной жизненной позиции и гражданской ответственности, обеспечения участия молодых граждан в системе общественных отношений и полной их самореализации в интересах Ямало-Ненецкого автономного округа.

В процессе работы члены Молодёжного Правительства активно участвовали в деятельности по формированию Молодёжных советов при местных администрациях муниципальных образований автономного округа, реализовали инициативу по созданию Молодёжных приёмных, в результате которой в настоящее время осуществляется прием в 6 муниципальных образованиях автономного округа (гг. Ноябрьск, Новый Уренгой, Губкинский, Ла-бытнанги, Приуральский и Тазовский районы). Кроме того, члены Молодёжного Правительства организовали и проводят большое количество рабочих встреч со сверстниками в муниципалитетах.

Следует отметить, что на поддержку молодёжи Ямала помимо целевых программ в сфере молодёжной политики направлены и другие окружные долгосрочные целевые программы в сфере образования, развития культуры и спорта, решения жилищных проблем, трудоустройства и занятости.

В отношении молодых граждан, проживающих на территории автономного округа, осуществляются меры по гражданскому и патриотическому воспитанию, но, к сожалению, мероприятия носят не систематический характер, который, как представлено выше, является определяющим фактором в воспитании активной гражданской позиции и гражданского сознания.

Гражданское и патриотическое воспитание молодежи осуществляется на основе программы автономного округа, утвержденной законом автономного округа. Уполномоченные исполнительные органы государственной власти автономного округа осуществляют соответствующие мероприятия исходя из направлений программы.

Поддерживается деятельность молодежных и детских объединений. Думой автономного округа с привлечением представителей молодежных объединений создаются общественные молодежные объединения, которые носят в большинстве своем

совещательный и консультативный характер и осуществляют свою деятельность на общественных началах. Основными целями создания молодежных объединений являются приобщение молодежи к парламентской деятельности, формирование правовой и политической культуры молодежи.

К сожалению, несмотря на усилия государственных и региональных структур на низком уровне находится формирование гражданской активности молодежи, постепенно утрачивается интерес к историческому прошлому, теряется самоидентичность национальной культуре.

Указанные проблемы определяют необходимость системной и эффективной поддержке молодежи в части ее собственных социально ориентированных инициатив.

Реализация современной государственной молодежной политики на региональном уровне возможно при следующих условиях:

- формирования действующего органа по делам реализации молодежной политики;

- создание вертикали управления государственной молодежной политики (в частности, введение в поселковых и сельских администрациях должности специалиста по работе с молодежью);

- организации системной работы с молодежью;

- создание и поддержки молодежных объединений;

- финансирования наиболее значимых молодежных программ;

- совершенствование системы воспитания и подготовки кадров для работы с молодежью в аспекте формирования активной гражданской позиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению автора, для выработки системных направлений работы с молодежью необходимо в первую очередь реализовать процессы совершенствования структуры управления молодежной работой на различных иерархических уровнях органов исполнительной власти. Кроме того, Молодежная работа должна реализовываться в субъектах Российской Федерации с учетом специфики культурной, этнической, религиозной и социальной-экономической составляющей региона. Однако при этом должны быть соблюдены цели и приоритеты нормативных программных документов, определяющих развития гражданской позиции молодежи. Реализация данных мер должна гарантировать молодым людям во всех субъектах Российской Федерации участие в общественном и государственном процессе формирования гражданского общества, а также обеспечить защиту их прав и законных интересов.

Поэтому весьма значимо, чтобы в учреждениях институтов по делам молодежи создавался особый стиль взаимоотношений, построенный принципах свободы, равноправии и взаимной уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Молодежная работа, по мнению автора, должна быть основана не на инструментах опеки, а на стимулировании активности молодых людей к самостоятельному вовлечению в социальные процессы, создании условий для самостоятельного решения проблем как молодежи, так и других социаль-

ных групп. Только в таких условиях могут создаваться условия для эффективного воспитания гражданской позиции. Отдельно необходимо отметить, что молодежная работа не ориентирована на создание льгот для данной социальной группы. Это в первую очередь адресная и системная инвестиционная политика, целью которое является поддержка работы молодежи с целью стимулирования ее работы с целью формирования ключевых навыков и качеств, значимых для гражданского общества. Поэтому разрабатываемые, принимаемые и реализуемые программы в области молодежной политики должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.

В современной российской молодежи основа будущего нашей страны. Поэтому направления дальнейшего развития это не только успешной экономических преобразований, а степень вовлечения в нее российской молодежи.

Поэтому, по мнению автора, ключевыми составляющими процесса управления социального инновационного проектирования в современной России являются следующие факторы: актуализация интересов молодежи с позиции формирования гражданской позиции, формирование ее социальной активности, их закрепление в правовых нормах и программных документах; формирование механизма общественного диалога различных социальных групп, в том числе молодежи и органов исполнительной власти, подготовка категории специалистов по реализации молодежной политики.

Системное представление об управлении социальным инновационным проектированием в молодежной политике как инструмента позволяющего создать мощные социальные процессы, можно достичь только за счет ее реализации концепции функциональной полифонии триединства методологической, теоретической и технологической функций. Кроме того, развитие изучения проблемы в теоретическом и практическом русле содержит транспарентно информирующие ориентиры, диагностику состояния, ориентацию на будущее в области внедрения молодежных инноваций в стране.

Литература

1. Государственная Программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие туризма, повышение эффективности реализации молодёжной политики, организация отдыха и оздоровления детей и молодёжи на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс] Департамент молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа [сайт]. - URL: http://www.yamolod.ru/content/gosudarstvennaya-programma-yamalo-neneckogo-avtonomnogo-okmga-razvitie-turizma-povyshenie (Дата обращения 10.02.2014).

2. Ильинский И.М. Прошлое в Настоящем: Избранное. - М.: Изд-во МосУ, 2011. - С. 419-420.

3. Пересмотренная Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне от 23 мая 2003 г. / Конгресс местных и региональных властей Европы. - 29 с.

4. Положение молодежи в Ямало-Ненецком автономном округе. Российское общество социологов, департамент молодежной политики ЯНАО, Центр независимых исследований Горизонт. -СПб.: Любавич, 2011. - С. 34.

5. Максютова З.Г., Перонкова Е.Б. Общественные объединения как фактор социализации молодежи. // Инновации и инвестиции. 2015. №2. с.60-62

6. Марченко А.В. Привлекательность магистратуры РГГУ: анализ реализации образовательного исследовательского проекта // В сборнике: Гуманитарные чтения РГГУ - 2016 Сборник материалов. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Российский государственный гуманитарный университет". 2017. С. 143-153.

Formation of social identity of youth by means of implementation of projects and programs by executive authority of the region (on the example of YaNAO) Fast S.P.

The Tobolsk teacher training college of D.I. Mendeleyev Work is devoted to generalization of modern theoretical researches in the field of formation of social process of education of social identity in general and civil activity in particular of modern youth. It is shown that the modern sociological science has so far systematized enough empirical researches in the most various aspects of social identity of the Russian youth, sociological tools of identification of problems in the course of formation of civil identity, civil consciousness and behavior of representatives of various social subgroups of youth, including ethnic and subcultural are created. Besides, in work practice regarding implementation of the purposes of the state youth policy regarding fostering patriotism at the level of the region on the example of activity of the Youth Government of YaNAO is analysed. Increase in financing of the sphere of youth policy of the autonomous area has in the last two years allowed to continue development of the traditional directions of youth policy, to support the youth public initiatives, to concentrate resources around the large sign projects allowing to develop mental and creative abilities of young people to purposefully carry out scheduled maintenance with teenagers and youth. In work it is shown that both theoretical prerequisites, and the methodical basis of youth policy need further development. System idea of management of social innovative design in youth policy as the tool allowing to create powerful social processes can be reached the concept of functional polyphony of trinity of methodological, theoretical and technological functions only due to her realization. It is proved that it is necessary for transformation of the existing approach to formation of the principles of youth policy on the basis of paternalism to the approach based on the principles of equality and pluralism of opinions. It is shown that the youth policy has to serve as the instrument of development of social responsibility among youth. Keywords: youth policy, social innovations, executive authorities, regional policy, youth government, YaNAO, social and economic system, civil activity, socialization of youth References:

1. State Program of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug «Develop-

ment of tourism, improving the implementation of youth policy, recreation and health of children and youth in 2014-2020 years» [electronic resource] Department of Tourism and Youth Policy of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug [site]. -URL: http://www.yamolod.ru/content/gosudarstvennayaprogramma-yamalo-neneckogo-avtonomnogo-okruga-razvitieturizma-povyshenie (Date of application 10.02.2014).

2. Ilinskii IM Past in the Present: Selected. Moscow: Izd. humanity.

University and, in 2011.Pp. 419-420.

3. Revised European Charter on the Participation of young people in public life at local and regional level on May 23, 2003

/Congress of Local and Regional Authorities of Europe. 29 p.

4. Situation of young people in the Yamal-Nenets Autonomous

District. Russian Society of Sociologists, Department of Youth Policy YaNAO Independent Research Center Horizon. - St. Petersburg: Lubavitch, 2011. рр. 34.

5. Maksyutova Z. G., Peronkova E. B. Public associations as a

factor in the socialization of youth. // Innovation and investment. 2015. No2. p. 60-62

6. Marchenko A.V. The attractiveness of the master's program of

the Russian State Humanitarian University: analysis of the implementation of an educational research project // In the collection: Humanitarian Readings of the Russian State Humanitarian University - 2016 Collection of materials. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, FSBEI HE "Russian State Humanitarian University". 2017.S. 143-153.

n m

Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.