YAK 374.32(571.121) ББК 60.542.1 5(2Рос-6Яма)
Л.И. ЯШИНА, Е.А. ПАНФИЛОВА
ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ЯМАЛО-НЕНЕПКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
L.I. YASHINA, Е.А. PANFILOVA
PROSPECTS OF REGIONAL YOUTH POLICY IN THE YAMAL-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT
В статье дано научное толкование понятий «молодежь», «молодежная политика», раскрыто содержание механизмов эффективной реализации государственной молодежной политики в Ямало-Ненецком автономном округе, представлены результаты авторского исследования в области молодежной политики.
The article gives a doctrinal interpretation of the concepts «young», «youth policy». The contents of mechanisms for effective implementation of state youth policy in the Yamalo-Nenets Autonomous District are disclosed. The authors research results in the field of youth policy are presented.
Ключевые слова: молодежь, социальная группа, молодежная политика, социальные интересы, жизненные перспективы.
Key words: youth, social group, youth policy, social interests, projects on life.
Эффективная государственная политика в области решения молодежных проблем является фактором социально-экономической стабильности региона и гарантом безопасности государства. Проблемы повышения эффективности, поиска и внедрения современных форм, методов и технологий реализации региональной молодежной политики в условиях ограниченных материальных ресурсов являются актуальными и требуют теоретического научного и практического анализа молодежной проблематики.
В условиях трансформационных процессов происходит изменение социальной характеристики молодежи. Процесс гражданского становления молодого поколения протекает в условиях ломки традиционной и формирования новой системы ценностей. Учитывая специфику сложившейся реальности, молодежь не может занять позицию пассивного наблюдателя.
Общеизвестно, что молодежь - движущая сила в развитии современного государства, его стратегический ресурс. Она представляет собой «социально-демографическую группу, объединенную совокупностью возрастных характеристик, особенностями социального положения и социально-психологических свойств» [1, с. 478]. По этому поводу К. Мангейм уверенно заявлял, что молодёжь призвана играть роль оживляющего посредника социальной жизни [3].
На протяжении последних десятилетий изучение молодежных проблем продолжает оставаться актуальным, поскольку является своеобразным «ключом» к пониманию будущего. Молодежь острее других социальных групп улавливает «дух времени», различая в нем подлинность и фальшь. В условиях системного кризиса современного российского общества чаще всего молодежь становится наиболее уязвимой частью населения.
Однако неутешителен демографический прогноз в отношении молодежи. Данные Росстата подтверждают, что в стране наблюдается резкое сокращение численности молодежи с 35,2 млн человек (2012 г.) до 25,6 млн человек (2025 г.), или на 27,3 % (рис. 1). Результаты международных исследований состояния российской молодежи вызывают тревогу. По индексу развития молодежи (YDI) Российская Федерация в 2013 г. заняла 88 место среди 170 стран [цит. по: 8, с. 4].
28,3
25,6
25,3
25,6
2012г.
2015г.
2018г.
2021г..
2024г.
2025г.
Рис. 1. Численность молодежи 14-30 лет в РФ, млн чел. (источник: Демографический прогноз Росстата до 2030 года [6])
В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года говорится о необходимости включения в федеральные и региональные программы социально-экономического развития территорий мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации. Необходимо осознать, что молодежь остро нуждается в защите и поддержке со стороны государства. Формирование социальной зрелости молодёжи происходит в процессе социализации. Не случайно акценты современной молодежной политики смещены в сторону решения ключевой задачи - обеспечения интенсивного роста человеческого капитала.
Современная молодежная политика - это сложная, многогранная система отношений, включающая совокупность концепций, принципов, функций, основных направлений, стратегий социального развития молодежи. Впервые термин «молодежная политика» стал использоваться в связи с изданием Закона «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991 г.).
В.Т. Лисовский считает, что определение «молодежная политика» имеет несколько толкований:
- это многофункциональная политика, предполагающая широкий спектр мероприятий в отношении молодых людей в возрасте до 35 лет;
- это деятельность государственных и муниципальных учреждений, отвечающих за решение вопросов в области молодежной политики;
- это политика в сфере свободного времени и образования молодежи» [7, с. 411-412].
Аналогичную позицию в определении молодежной политики занимает И.М. Ильинский, отводя ей роль внутренней политики государства, учитывающей интересы как общества, так и самой молодежи [2]. По его мнению, молодежная политика призвана обеспечивать создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала молодых людей, оказывать помощь им в реализации социальных интересов, потребностей, построении жизненных траекторий.
Следует отметить, что в современном обществе государственная молодежная политика является координатором основных общественных процессов. В Распоряжении «О стратегии государственной молодежной политики в РФ» представлен унифицированный подход к формированию перспектив развития молодежной политики, реализуемый на основе взаимодействия социальных институтов с гражданами и тем самым расширяющий возможности для творческой самореализации молодых людей [5].
В последнее время достаточно активно формируется региональный подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности, специфику регионов. Ямало-Ненецкий автономный округ (далее ЯНАО) - регион с естественным приростом и высоким уровнем жизни населения. Численность молодежи на территории ЯНАО насчитывает 142 307 человек, что составляет 28 % от общей численности населения. Средний возраст жителей - 33 года.
Реализация молодежной политики в ЯНАО предполагает создание благоприятных условий для успешной социализации молодежи, качественного развития ее творческого потенциала и использование данного ресурса в целях инновационного развития региона.
Среди основных направлений в области молодежной политики в ЯНАО определены следующие:
- приобщение молодёжи к активизации деятельности молодёжных трудовых отрядов, развитие добровольческого (волонтёрского) движения (ГАУ ЯНАО «Молодёжный центр технологий занятости», ГБУ ЯНАО «Окружной Молодёжный Центр»);
- формирование активной гражданской позиции (ГБУ ЯНАО «Региональный центр патриотического воспитания»);
- развитие творческого потенциала молодёжи, позитивных форм организации молодёжного досуга (ГБУ ЯНАО «Окружной Молодёжный Центр»);
- создание условий для успешной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации (ГБУ ЯНАО «Окружной Молодёжный Центр», ГБУ ЯНАО «Региональный центр патриотического воспитания»);
- развитие новых форм работы с молодёжью (ГБУ ЯНАО «Окружной Молодёжный Центр», ГБУ ЯНАО «Региональный центр патриотического воспитания»);
- организация отдыха и оздоровления детей и молодёжи автономного округа (ГБУ ЯНАО «Окружной Молодёжный Центр»).
Указанные направления включены в региональную государственную молодежную программу «Развитие туризма, повышение эффективности реализации молодежной политики, организация отдыха и оздоровления детей и молодежи» на период до 2020 года.
В округе зарегистрировано около 360 общественных объединений. Положительным примером позиционирования деятельности общественной организации стала формирование Молодёжного правительства автономного округа, действующее под прямым руководством Губернатора ЯНАО и являющееся ярким примером взаимодействия региональной власти и общественной организации. Члены Молодёжного Правительства активно участвуют в формировании состава молодёжных советов при администрациях муниципальных образований автономного округа, помогают воплотить в жизнь социально значимые молодёжные проекты, способствуют оказанию консультативной помощи в части их реализации, выводят на новый уровень диалог представителей молодёжи и власти в решении молодежных проблем. В настоящее время такие приёмные работают в 6 муниципальных образованиях автономного округа (гг. Ноябрьск, Новый Уренгой, Губкинский, Лабытнанги, Приуральский и Тазовский районы). Создан веб-сайт «Молодежь Ямала», постоянно обновляются базы данных по молодежной проблематике.
Для изучения социальных проблем, интересов в молодежной среде в 2016 году было проведено авторское исследование. Опросу подлежали 2 возрастные группы молодежи 16-21 года и 25-35 лет. Опросу подлежали 185 респондентов и 30 экспертов (специалисты по работе с молодежью, педагоги, представители родительской общественности).
В ходе анкетирования респондентам предлагалось выбрать из ряда представленных 3 варианта ответов.
По результатам исследования (рис. 2), выявлено, что ростом безработицы обеспокоены 32,4/27,3 % респондентов (здесь и далее учащаяся молодежь/работающая молодежь); преступностью - 26,5/31,4 % респондентов; размером заработной платы - 12,6/18,5 %; респондентов, социальным расслоением населения - 11,7/23,1 %; низким уровнем культуры - 18,2/28,6 %; организацией досуга - 23,4/16,6 %; пассивностью молодежи в решении региональных проблем - 20,4/34,3 %.
70,00% 60,00%
50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
■ Работающая молодежь □ Учащаяся молодежь
-О Ф (о т га
га ц
О о-
ю
га ц
О
2 *
ч: о
о >.
Рис. 2. Проблемы в молодежной среде, %
Наиболее важным для молодежи является вопрос трудоустройства. Как правило, молодые люди ориентированы на содержательную и престижную работу, способствующую развитию интеллектуального и творческого потенциала. Однако поиски работы в рамках маленького региона чрезвычайно затруднены. Во время опроса половина респондентов предлагает варианты создания новых рабочих мест, треть опрошенных предприняла попытку реально определить размер потребительской корзины, 25,6 % респондентов считают, что в округе следует обеспечить возможность достойного заработка. Таким образом, молодежь предъявляет высокие требования к качеству жизни.
Следует помнить, что молодежь представляет собой не только потенциал позитивных перемен, но и возможный фактор социальной нестабильности. Особую остроту молодежным проблемам придают такие показатели, как наличие работы, материальное положение, обеспеченность жильем. Наличие молодежных проблем не снижает уровня оптимизма у молодежи Ямала: надеются на перемены к лучшему - 23,5 % респондентов, выстраивают предположения на позитивные изменения - 34,2 % респондентов, высказали сомнения - 26,9 %, 10,9 % респондентов отметили, что будет еще хуже, а 4,5 % -затруднились с ответом.
Анализ мнений респондентов о перспективах молодежной политики в ЯНАО выявил следующее (рис. 3):
Вопросы трудоустройства молодых специалистов
Участие молодежи в жизни региона
Рост числа молодежных объединений
Принятие Закона о молодежной политики
20,50%
0,00% 5,00% 10,00 15,00 20,00 25,00 30,00 35,00
Рис. 3. Мнения молодежи о перспективах развития молодежной политики, %
Как видим, в качестве важных факторов успешного развития молодежной политики ямальцы рассматривают принятие Закона о молодежной политике в РФ (31,2 %), активность молодежных объединений (28,5 %), повышение роли молодежи в решении региональных проблем (21,3 %), трудоустройство молодых специалистов (19 %).
На вопрос: «От кого в первую очередь зависит совершенствование молодежной политики в регионе?» - эксперты единодушно ответили, что это зависит «от самой молодежи». Другие варианты ответов: от местных властей, политических партий и общественно-политических движений, молодежных объединений. Вероятно, это связано с тем, что молодежь рассматривается как самая активная социальная группа, способная изменить многое, но, по мнению экспертов, не желающая порой брать на себя ответственность.
Возникает вопрос: «Может ли молодежь оказывать влияние на решение региональных проблем?» Ответы представлены на рисунке 4.
80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%
Рис. 4. Мнения экспертов о степени влияния молодежи на социально-экономическую ситуацию в ЯНАО, %
Полученные результаты подтверждают оптимистичность взглядов экспертов в отношении влияния молодежи на ситуацию в регионе (72,3 %), только 12,4 % категорично заявили «нет».
Авторов интересовало мнение экспертов в отношении перспективности молодежи. С этой целью был задан вопрос: «Является ли молодежь стратегическим ресурсом региона?» Эксперты единогласно ответили «да» (100 %), отметив, что большинство молодых людей, действительно, стали более мобильны, в сравнении со своими предшественниками, и самостоятельны в принятии решений.
Таким образом, перспективы региональной молодежной политики должны быть сориентированы на восприимчивость к социальным новшествам. Наблюдающиеся отрицательные тенденции в области молодежной политики, как правило, обусловлены неорганизованностью и пассивностью некоторой части молодежи, что требует повышения роли государственного регулирования данной сферы жизнедеятельности.
Направленность регулирующего воздействия региональных органов власти должна касаться формирования желательной модели поведения молодежи и требуемой гражданской, общественной позиции с учетом специфики региона.
Литература
1. Большая Советская Энциклопедия [Текст] / гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Сов. энциклопедия, 1974. - Т. 16. - 648 с.
2. Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория [Текст] / И.М. Ильинский. - М. : Голос, 2008. - 696 с.
3. Мангейм, К. Диагноз нашего времени [Текст] / К. Мангейм. - М. : Наука, 1989. - 324 с.
72,30%
12,40% 13,30%
I-1 I-1 2,00%
Да Нет Да, но для Затруднились
этого нужно в ответе много сделать
4. О проекте Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : Постановление Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации № 3254-Н ГД от 18.11.1998. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/901720814 (дата обращения: 10.08.2016).
5. О стратегии государственной молодежной политики в РФ [Текст] : Распоряжение правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р // Собрание законодательства РФ. - № 52 от 25.12.2006. - Ч. Ш. - Ст. 5622.
6. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года [Текст] : статистический бюллетень. - М. : Федеральная служба государственной статистики, 2010. - 225 с.
7. Социология молодежи [Текст] : учебник / под ред. В.Т. Лисовского. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 458 с.
8. Стратегия развития молодежи Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fadm.gov.ru/mediafiles/ documents/document/b20c9ba38da7689efea305b2e3b5426f.pdf (дата обращения: 10.08.2016).