Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 24 (353). Философия. Социология. Культурология. Вып. 34. С. 61-64.
Л. Б. Осипова, Е. А. Панфилова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Молодежь как будущее нации представляет особую ценность для государства. В статье освещена реализация социальных проектов в области молодежной политики, подтверждающая, что в регионе ведется активная работа по созданию условий для самореализации молодежи и включению ее в решение общественных проблем, а также в ходе авторского исследования выявлены проблемы и намечены пути их решения.
Ключевые слова: молодежная политика; молодежь; социальный проект; социальная активность; молодежное объединение.
В новой социально-политической, нравственной и информационной ситуации в России происходят динамичные и глубокие изменения социальных характеристик молодого поколения. В связи с этим познание и формирование социальных интересов, новых мотивов и устремлений молодежи являются необходимым условием становления гражданского общества в России. Отношение к молодежи является важным фактором для государства и общества. Молодежь вбирает в себя освоение новыми поколениями достигнутого уровня развития общества и государства и выражается в том, как она воспринимает жизнь современного общества; как оценивает свое место в обществе.
Немецкий ученый Карл Мангейм уверенно заявлял, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Он говорил, «молодёжь призвана играть роль оживляющего посредника социальной жизни»1.
В настоящее время эффективная государственная политика в сфере решения молодежных проблем является не только фактором социально-экономической стабильности регионов, но и гарантом безопасности государства в целом. Молодежная политика - это постоянно развивающееся динамичное явление, находящееся в прямой зависимости от состояния общества, государства и происходящих в них процессов.
Термин 'молодежная политика' в настоящее время имеет различные толкования. По мнению В. Т. Лисовского, «существует три основных понимания данного термина: во-
первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают прямо или косвенно молодое поколение с момента рождения и до 29 лет. Во-вторых, подразумевается деятельность специализированных центральных и муниципальных (местных) учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. В-третьих, термин "молодежная политика" охватывает только политику в сфере свободного времени и образования мо-лодежи»2. И. М. Ильинский утверждает, что под государственной молодежной политикой (далее - ГМП) понимается внутренняя политика государства как часть социальной политики в её человеческом, гуманитарном измерении, которая замыкается на молодежи3. По мнению исследователя И. Ю. Кузнецовой, в понятие «государственной молодежной политики» входит осуществление воздействия на молодежь и совершенствование процесса социализации молодого поколения в интересах выживания и развития человечества на основе общечеловеческих ценностей.
Молодежная политика заняла ключевое место в социальном блоке политики ХМАО. Как район недавнего освоения ХМАО - Югра отличается наиболее молодой возрастной структурой населения. В округе проживает 5988 человек (40,5 %) - молодежь в возрасте 16-30 лет (на 01.01.2010 г. - 4134 человека (36,2 %)). Приоритетные направления молодежной политики связаны с воспитанием патриотизма, гражданственности и социальной ответственности, трудовой адаптацией и обеспечением занятости, развитием творческого потенциала и культурной самореализацией молодежи, а также социально-профилактической работой в молодежной среде. Эффектив-
ность работы с молодежью в значительной степени определяется ее вовлеченностью в систематическую, организованную деятельность по различным направлениям (рис. 1).
Рис. 1. Доля молодежи, охваченная направлениями региональной молодежной политики, в %
Следует констатировать и тот факт, что идея укрепления России приобретает в молодежной среде все большую популярность. Главная задача - успешная интеграция будущего поколения в мировое сообщество. Работа с молодежью в ХМАО ведется программно и системно. Реализации проекта «Патриот» предполагает организацию методических семинаров для специалистов по работе с молодежью, проведение военно-спортивной игры «Зарница», конкурса военно-патриотической песни «Память», деятельность поисковых отрядов, оборонно-спортивных лагерей, «Вахта памяти», «Георгиевская ленточка», «Дими-триевская суббота», встречи с ветеранами войны и др.
Важными составляющими молодежной политики являются формирование гражданской позиции и общественной активности молодежи. На территории ХМАО действуют 356 детских и молодежных общественных организации (79 из них прошли официальную регистрацию), их участниками являются около 36 тыс. юных северян. Особую активность проявляют молодые жители городов Сургута, Нижневартовска, Урая, а также Сургутского района. Первыми шагами в этом направлении является вхождение АДМО в координационный совет общественных объединений Тюменской области, а также в национальный совет молодежных и детских объединений России. Кроме того, ассоциация стала одним из учредителей союза детских организаций «Юная Россия».
Подобные контакты существенно расширяют информационное поле, обогащают опыт молодежного движения, стимулируют его творческий и методический потенциал. Для выявления талантливой, инициативной молодежи ежегодно в округе проводится конкурс «Лидер XXI века» среди лидеров молодёжных и руководителей детских и молодёжных общественных объединений.
С целью создания условий для реализации образовательного, творческого потенциала молодежи ежегодно под патронажем Губернатора проводится конкурс «Золотое будущее Югры». Результаты конкурса подтверждают, что в округе имеется достаточный интеллектуальный ресурс молодежи, желающей и умеющей профессионально разрешать насущные проблемы округа и тем самым обеспечивать его развитие.
Комитетом по молодежной политике проводятся мероприятия по укреплению региональных и международных связей. Подписаны соглашения в сфере реализации государственной молодежной политики со Свердловской, Новосибирской областями, Ямало-Ненецким автономным округом, Санкт-Петербургом. Перспективные связи объединяют округ с Венгрией, Болгарией, Хорватией, Канадой, Германией, Францией, Финляндией4.
С целью определения эффективности реализации молодежной политики, выявления проблем и оценки нынешнего состояния молодежи региона проведено социологическое исследование среди молодежи. Опросу подлежали 300 респондентов в возрасте от 16-30 лет и 50 экспертов. Возраст 28 % опрошенных экспертов - до 30 лет, 72 % экспертов -от 30 до 45 лет. Опрошенные эксперты являются специалистами по работе с молодежью в округе. Методом исследования избрано анкетирование. По мнению экспертов, главным направлением молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи (100 %), развитие созидательной активности молодежи (40 %), содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи (60 %), достижении личного успеха молодыми людьми (25 %), повышение культурного уровня молодежи (55 %) (рис. 2).
Молодежная политика как фактор развития социальной активности молодежи
63
Рис.
2. Мнения экспертов в определении целей молодежной политики, в %
Рис. 3. Проблемы в молодежной среде, в %
Рис. 4. Мнения респондентов о молодежных организациях, в %
Рис. 5. Мнения экспертов о перспективах в области молодежной политики, в %
Становится очевидным, что представленные аспекты деятельности государственных органов в сфере молодежной политики не исключают, а дополняют друг друга. При ответе на вопрос, является ли, по Вашему мнению, молодежная политика перспективным направлением развития Тюменской области, эксперты и представители молодежи проявили единодушие (100 %).
На вопрос, какие актуальные проблемы существуют в сфере молодежной политики (предлагалось 2-3 варианта ответа), ответы молодежи распределились следующим образом (рис. 3).
Как видно, к разряду наиболее значимых проблем отнесены низкий уровень культуры в молодежной среде (44 %), проблема трудоустройства молодых специалистов (40 %), отстранение молодежи от участия в делах государства (37 %), рост подростковой преступности (31 %), проблема финансирования данного направления деятельности (23 %). Как следствие, молодежь пассивна в решении указанных проблем, что является причиной негативного отношения молодежи к представителям власти.
Одна из форм представительства интересов молодежи - деятельность молодежных и детских общественных объединений (рис. 4).
Опрос молодежи показал, что треть опрошенных не состоят в каких-либо объединениях, около 5 % молодых людей не слышали о существовании данных организаций, а 68 % принимают активное участие в их деятельности. Несмотря на это, в области молодёжной политики должна стать более целенаправленной поддержка деятельности молодёжных общественных организаций, вовлечение в их деятельность большего числа молодежи.
В ходе исследования экспертами четко определены перспективы развития молодежной политики (рис. 5.)
По результатам опроса экспертов следует, что приоритетом в области молодежной политики определено трудоустройство молодых людей. Были предложены пути решения существующих проблем в молодежной среде,
в частности финансовая поддержка молодежных организаций - 74 %, придание процессу воспитания подрастающего поколения приоритетности - 26 %.
На вопрос, от кого в первую очередь зависит улучшение молодежной политики в регионе, эксперты единогласно ответили -«от самой молодежи». По их мнению, молодежь - это самая активная социальная группа, способная изменить многое. В отношении молодежи ими предложен и такой вариант ответа - «не хотят брать на себя ответственность».
Таким образом, по результатам соцопро-са можно сделать вывод, что молодежь есть стратегический ресурс округа, его интеллектуальный потенциал. Вектором молодежной политики должно стать создание таких условий и возможностей, когда каждый молодой гражданин найдет применение своим знаниям и навыкам при проявлении особого внимания со стороны государственных органов власти и органов местного самоуправления, вопросов и удовлетворения потребностей. Объединение их ресурсов позволит эффективно и рационально решить проблемы в области молодежной политики, что в дальнейшем даст положительный эффект в социальном и экономических планах.
Примечания
1 Мангейм, Дж. Б. Политология : (Методы исследования). М. : Весь Мир, 1997. 544 с.
2 Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб. : СПбГУП, 2000. 519 с.
3 Ильинский, И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М. : Голос, 2001. 696 с.
4 Осипова, Л. Б. Молодежная политика как фактор формирования ценностных ориента-ций молодежи / Л. Б. Осипова, О. В. Пауто-ва // Современные тенденции в образовании и науке : материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Тамбов, 31 окт. 2013 г.). Ч. 12. С.116-117.