Научная статья на тему 'Молодежная политика как фактор социального развития молодежи'

Молодежная политика как фактор социального развития молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8983
560
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / YOUTH / YOUTH POLICY / REGION / YOUTH ORGANIZATIONS / DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипова Любовь Борисовна, Панфилова Елена Александровна

В статье исследуются актуальные проблемы развития региональной молодежной политики. На материалах проведенного социологического опроса выявляются основные проблемы и определяется стратегия её реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Осипова Любовь Борисовна, Панфилова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth policy asa factor of social development of the youth

The article investigates the current problems of the development of the regional youth policy. On the basis of the materials of the sociological survey the main challenges are revealed and the strategy for the implementation of this policy is determined.

Текст научной работы на тему «Молодежная политика как фактор социального развития молодежи»

УДК 316.424-053.81

Л. Б. Осипова, Е. А. Панфилова Молодежная политика как фактор социального развития молодежи

В статье исследуются актуальные проблемы развития региональной молодежной политики. На материалах проведенного социологического опроса выявляются основные проблемы и определяется стратегия её реализации.

The article investigates the current problems of the development of the regional youth policy. On the basis of the materials of the sociological survey the main challenges are revealed and the strategy for the implementation of this policy is determined.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, регион, молодежные организации, стратегия развития.

Keywords: youth; youth policy; region; youth organizations; the development strategy.

Кардинальные изменения, происходящие в социально-экономическом укладе, изменение роли и значения различных социальных институтов, криминализация всех сфер жизни, резкая дифференциация социальных групп, появление асоциальных лидеров и новых личностных образцов для подражания порождает социальное напряжение в обществе, приводит к обострению молодежных проблем и сопровождается кризисом ценностного сознания молодежи.

Молодежь - одна из крупных социально-демографических групп современного российского общества, постоянно пополняющая экономически активное население страны. Справедливо замечено, что молодежь - важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила. Как использовать эту силу, на достижение каких целей направить, от решения этой задачи зависит благополучие нашего общества. В силу своего статусного состояния молодежь своей деятельностью как бы включает закономерности прошлого в настоящее и тем самым обусловливает переход в будущее.

Одно из первых определение «молодежь» в 1968 г. дано В. Т. Лисовским: «Молодежь -поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [1].

По мнению М. И. Фроловой, «молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления» [2].

В последнее время признанной формой взаимодействия поколений стала молодежная политика, успешная реализация которой способна обеспечить возможности инновационного развития общества и государства. Однако молодежная политика в Российской Федерации реализуется в сложных экономических и социальных условиях.

Признанными фактами являются сокращение молодежной популяции в связи с деформациями естественного движения населения, ухудшение медико-биологических показателей состояния здоровья молодого поколения. Расширяется география и интенсивность заболеваний молодежи наиболее опасными болезнями (туберкулез, СПИД, половые инфекции). Около 2 млн молодых россиян употребляют наркотики, около 250 тыс. из них наркозависимы. Указанные проблемы порождают деформацию жизненных ситуаций, повышенную чувствительность и эмоциональность, провоцируют эскалацию социальной напряженности.

В сложившихся условиях назрела государственная необходимость в придании молодежной политике нового уровня общенациональной значимости. В данном случае представляет особый интерес высказывание О. А. Раковской о том, что «молодежная политика должна быть адекватной современному положению и перспективам российского государства» [3].

Молодежная политика - сложная, многогранная система отношений, в которой можно вычленить такие структурные элементы, как совокупность идей, концепций, принципов, функций, приоритетов, основных направлений, стратегии и тактики социального развития молодежи.

© Осипова Л. Б., Панфилова Е. А., 2014 28

Профессор А. П. Скробов считает, что «государственная молодежная политика - это деятельность государства по выработке концептуальных направлений деятельности и обеспечению целостной системы по созданию социально-правовой защищенности (гарантий) молодого поколения, реализации его права на свободное социальное развитие, творческую инициативу в соответствии с учетом их интересов и современным состоянием общества» [4]. В свою очередь А. В. Прудник заявляет, что «государственная молодежная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства» [5].

Сегодня формируется всероссийский подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности и специфику регионов. ХМАО-Югра отличается наиболее молодой возрастной структурой населения http://www.admhmao.ru/socium/molod/forum07/ foto/1.jpg. На территории Ханты-Мансийского автономного округа молодежь в возрасте от 16 до 30 лет составляет 40,5% населения региона. В связи с этим реализация молодежной политики в ХМАО-Югре заняла ключевое место в социальном блоке политики округа. Перед регионом поставлена задача посредством продуманной, научно обоснованной молодежной политики создать механизмы поддержки молодежи в определении и реализации социальных интересов, потребностей, жизненных перспектив и развитии ее социальных инициатив.

В последнее время в регионе активно апробируется передовой отечественный и зарубежный опыт, разрабатываются новые подходы в работе с молодежью. К 2013 г. регион подошел со сложившейся системой молодежной политики и целым рядом авторских проектов, получивших высокую оценку и признание за пределами ХМАО-Югра. Работа с молодежью реализуется в соответствии с принципами комплексности, инновации, ориентации на реальные потребности молодежи и при ее непосредственном участии. Реализация молодежной политики округа предусматривает пять основных направлений:

• патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, укрепление института семьи;

• формирование гражданской позиции, обеспечение взаимодействия с политическими институтами, развитие социальной активности молодежи;

• социально востребованная профессиональная ориентация, организация временной занятости несовершеннолетних, развитие деловой активности и конкурентоспособности молодых специалистов;

• развитие творческого и интеллектуального потенциала, содействие самореализации детей и молодежи в художественной, научной и технической деятельности;

• создание системы информационной, аналитической, научной и методической поддержки; обеспечение технических, организационных и кадровых условий в сфере молодежной политики.

Эффективность работы с молодежью в значительной степени определяется ее вовлеченностью в систематическую, организованную деятельность по различным направлениям.

□ патриотическое воспитание

Ш духовно-нравственное воспитание

ЕЗ формирование гражданской позиции

0 развитие деловой активности

Ш развитие творческого и интеллектуального потенциала

Рис. 1. Доля молодежи, вовлеченной в сферу реализации молодежной политики, в %

Среди общественных организаций в реализации государственной молодежной политики на территории ХМАО особое место отводится окружной ассоциации детских и молодежных организаций и объединений (АДМО), окружной федерации туризма, молодежной организации об-ско-угорских народов (МООУН), окружному студенческому совету, РОСТО, окружной общественной организации «Молодая семья», окружной организации Российского союза ветеранов Афганистана. Подобное взаимодействие существенно расширяет информационное поле, обогащает опыт молодежного движения, стимулирует его творческий и методический потенциал.

С целью определения эффективности реализации молодежной политики, выявления проблем и оценки нынешнего состояния молодежи округа было проведено социологическое исследование. Опросу подлежали 300 респондентов в возрасте от 16-30 лет и 50 экспертов. Все опрошенные эксперты являются специалистами по работе с молодежью.

Респондентам было предложено ответить на ряд вопросов.

На вопрос «Какие актуальные проблемы существуют в сфере молодежной политики?» участниками анкетного опроса даны следующие ответы (рис. 2).

устранение молодежи от участия в делах государства

проблема трудоустройство молодых дипломированных специалистов

низкий уровень финансирования данной сферы деятельности

слабая база по организации досуга молодежи

низкий уровень культуры молодежи

рост подростковой преступности

низкий уровень гражданского самосознания молодежи

37%

40%

; 56%

35%

;44%

31%

ЙЙЦ1Ш 16%

0% 20% 40%

Рис. 2. Проблемы в молодежной среде, в %

60%

Наиболее значимыми проблемами молодыми людьми названы низкий уровень культуры в молодежной среде (44%), проблема трудоустройства молодых специалистов (40%), устранение молодежи от участия в делах государства (37%), рост подростковой преступности (31%), проблема финансирования данного направления деятельности (23%). Также отметили, что молодежь пассивна в решении указанных проблем в силу равнодушного отношения к ней со стороны представителей власти.

На вопрос «Есть ли у молодого поколения шанс оказать влияние на позитивное развитие округа?» были получены следующие ответы (рис. 3).

Еесть, но для этого еще нужно много сделать ЕЗда Рис. 3. Мнения респондентов о степени влияния молодежи на ситуацию в ХМАО-Югре, в %

«Какие, по Вашему мнению, цели должна преследовать молодежная политика в округе?» (рис. 4).

развитие созидательной активности молодежи

помощь в решении проблемы жилья

реализация инновационного патенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи

расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха

содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи

трудоустройство молодежи

развитие и реализация потенциала молодежи

8%

6%

0%

44%

58%

40%

31%

50%

20%

40%

60%

80%

Рис. 4. Цели молодежной политики, в %

Приоритетными целевыми установками для 58% респондентов названы расширение возможностей молодого человека в выборе своей жизненной траектории, достижении личного успеха, для 50% - развитие и реализация потенциала молодежи. Помощь в решении проблемы жилья была отодвинута молодыми людьми на последнее место (6%).

На вопрос о перспективах развития молодежной политики в ХМАО ответы распределились следующим образом (рис. 5).

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%

Рис. 5. Мнения молодежи о перспективах развития молодежной политики в округе, в %

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что молодежь в качестве главной перспективы рассматривает ее участие в разработке и принятии законов в области молодежной политики (78%).

Далее был предложен вопрос «От кого в первую очередь зависит совершенствование молодежной политики в регионе?» (рис. 6).

Рис. 6. Мнения респондентов о совершенствовании молодежной политики в округе, в %

Большинство респондентов ответили, что совершенствование молодежной политики зависит, прежде всего, от самой молодежи, затем - от молодежных объединений, политических партий и органов власти.

Однако треть опрошенных молодых людей считают нынешнюю молодежную политику если не абсолютно неэффективной, то близкой к этому.

По мнению экспертов, главными направлениями молодежной политики должны стать реализация потенциала молодежи (100%), развитие созидательной активности молодежи (40%), содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи (60%), достижение личного успеха молодыми людьми (25%), повышение культурного уровня молодежи (55%).

На вопрос «Является ли, по Вашему мнению, молодежная политика перспективным направлением развития региона?» эксперты проявили единодушие (100%), что определило

□ совершенствование нормативно-правовой базы в области молодежной политики

И решение вопросов тр удоустро й ст ва молодежи

В повышение гражданской активности молодежи

0 увеличение финансирования в области молодежной политики

перспективы развития молодежной политики (рис. 7).

Рис. 7. Мнения экспертов о перспективах в области молодежной политики, в %

Молодежная политика с точки зрения перспективы должна быть сориентирована на восприимчивость к социальным новшествам прежде всего потому, что в обществе она не имеет достаточных традиций и опыта эффективного функционирования.

На вопрос «От кого в первую очередь зависит улучшение молодежной политики в регионе?» эксперты, как и молодежь, единогласно ответили «от самой молодежи». Вероятно, это связано с тем, что на молодежь возлагается ответственность за будущее страны.

Государственная молодежная политика должна носить интегративный характер, выражающийся в выработке и реализации стратегии развития всех субъектов федерации с максимальным привлечением молодежи к участию в реформировании, обновлении общества и своих регионов.

Стратегия и политика социального развития молодежи должны строиться на базе принципиально новых подходов, в частности на основе самореализации молодого поколения

в процессе самодеятельности, социального творчества, предприимчивости, осуществления инновационных проектов, программ при активной поддержке государственных и общественных институтов.

Таким образом, эффективная организация работы с молодежью позволит преодолеть духовно-нравственный кризис в обществе, достигнуть гражданского согласия и создать предпосылки для процветания сильной, демократической России.

Примечания

1. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: СПбГУП, 2000. 519 с.

2. Фролова М. И. Формирование и реализация региональной молодежной политики в условиях трансформирующегося российского общества (на материалах Приморского края): дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / М. И. Фролова. Владивосток, 2004. С. 47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Наука, 2004. С. 43.

4. Скробов А. П. О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ // Социальная политика. 1998. № 3. С. 111-112.

5. Прудник А. В. Молодежь и общество // Стенограмма заседания «Нижегородского эксперт-клуба». 2009. С. 19.

Notes

1. Lisowski V. T. Duhovnyiy mir i tsennostnyie orientatsii molodezhi Rossii [Spiritual world and values of young people in Russia]. St. Petersburg.: SPbGUP. 2000. 519 p.

2. Frolova M. I. Formirovanie i realizatsiya regionalnoy molodezhnoy politiki v usloviyah transformiru-yuschegosya rossiyskogo obschestva (na materialah Primorskogo kraya): dis. Kand. sotsiol. nauk: 22.00.08 [Formation and implementation of regional youth policy in a transformed Russian society (on materials of Primorsky Krai)]: dis. Cand. socl. sci.: 22.00.08 / M.I. Frolov. Vladivostok, 2004. P. 47.

3. Rakovskaya O. A. Sotsialnyie orientiryi molodezhi: tendentsii, problemyi, perspektivyi [Social landmarks youth: trends, problems and prospects]. Moscow: Nauka. 2004. P. 43.

4. Skrobov A. P. O nekotoryih novyih podhodah k molodezhnoy politike v usloviyah reform [On some new approaches to youth policy in terms of reform] / / Sotsialnaya politika - Social Policy. 2008. № 3. Pp. 111-112.

5. Prudnyk A. V. Molodezh i obschestvo [Youth and Society] / / Stenogramma zasedaniya «Nizhe-gorodskogo ekspert-kluba» - Transcript of the meeting "Nizhny Novgorod expert club." 2009. Pp. 19.

УДК 111.1:130.123:271.2

Е. Г. Башук.

Онтологические основы триединства человека и три уровня его существования

В статье продемонстрирован онтологический подход к пониманию человека как целостности трех ее составляющих «дух-душа-тело». Обосновывается их всеединство и неделимость в осуществлении человеком своих жизненных функций. Такое триединство позволяет человеку существовать и действовать на трех уровнях бытия, расширяет его возможности по сравнению с другими видами сущего. Однако чрезмерное увлечение одним уровнем существования может ощутимо вредить целостности и полноте жизнедеятельности человека и человечества в целом, что и попытается продемонстрировать автор статьи в сжатой схематической форме.

Demonstrated an ontological approach to the understanding of man as the integrity of its three components as a concept "spirit-soul-body." Explains their unity and indivisibility of the implementation of its human vital functions. This trinity allows a person to exist and operate on three levels of existence, expands its capabilities in comparison with other kinds of things. However, overreliance on one level of existence may significantly harm the integrity and completeness of human life and of humanity as a whole. The author of the article tries to demonstrate all of this in a concise schematic form.

© БашукЕ. Г., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.