Научная статья на тему 'Роль молодежи в процессах преобразования общества'

Роль молодежи в процессах преобразования общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7262
492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / YOUTH / SELF-ACTUALIZATION / YOUTH SOCIAL AND POLITICAL ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Власенко Лариса Васильевна

Рассматриваются вопросы участия молодежи в общественно-политической жизни в России. Отмечается, что в ситуации многообразия социальных трансформаций молодежь играет серьезную роль. Подчеркивается, что возможность самореализации молодежи в общественно-политической сфере существует благодаря институциональным посредниками молодежным организациям. Молодежные объединения общественно-политической направленности способствуют формированию политического самосознания молодежи, повышению уровня общей гражданской культуры, реализации личных проектов и стремлений. В 2008-2009 годах автором было проведено исследование с целью определения возможностей самореализации молодежи в политике через участие в молодежных общественно-политических организациях. В опросе приняли участие 200 респондентов, представляющих разные общественные объединения. Исследование показало, что, как и большинство современной молодежи, члены общественных объединений стремятся к достижению материальных, сугубо прагматических жизненных целей, связанных с желанием получить хорошую, высокооплачиваемую работу (28,5 %) и открыть собственный бизнес (14,0 %). Занятие же общественно-политической деятельностью становится целью и смыслом жизни лишь для 14,4 % респондентов, а именно для лидеров и активистов. Выводы автора подтверждаются его многолетним опытом работы по исследованию роли молодежи в процессах преобразования общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Youth in Processes of Society Reorganization

The problems of youth participation in social and political life in Russia are covered. It is noted that in the situation of varied social transformations the youth plays a major role. It is emphasized that the possibility of the youth self-actualization in social and political sphere takes place due to the institutional intermediaries the youth organizations. The youth social and political associations contribute to form the political consciousness of young people, to raise the level of general civic culture, to realize the various projects and aspirations. In 2008-2009 the author conducted a study to identify opportunities for self-actualization in politics through participation in youth socio-political organizations. The survey involved 200 respondents, representing different associations. The study revealed that, like most of today’s youth, the members of public associations strive to achieve material, purely pragmatic life goals associated with the desire to get a good, high-paying job (28.5%) and start their own business (14.0%). Political activity becomes the purpose and meaning of life for only 14.4% of the respondents, namely, leaders and activists. The author’s conclusions are confirmed by his many years of experience in the study of the role of youth in the processes of society reorganization.

Текст научной работы на тему «Роль молодежи в процессах преобразования общества»

Власенко Л. В. Роль молодежи в процессах преобразования общества / Л. В. Власенко // Научный диалог. - 2014. - № 5 (29) : История. Социология. - С. 126-140.

УДК 316.346.32-053.6

Роль молодежи в процессах преобразования общества

Л. В. Власенко

Рассматриваются вопросы участия молодежи в общественно-политической жизни в России. Отмечается, что в ситуации многообразия социальных трансформаций молодежь играет серьезную роль. Подчеркивается, что возможность самореализации молодежи в общественно-политической сфере существует благодаря институциональным посредниками - молодежным организациям. Молодежные объединения общественно-политической направленности способствуют формированию политического самосознания молодежи, повышению уровня общей гражданской культуры, реализации личных проектов и стремлений. В 2008—2009 годах автором было проведено исследование с целью определения возможностей самореализации молодежи в политике через участие в молодежных общественно-политических организациях. В опросе приняли участие 200 респондентов, представляющих разные общественные объединения. Исследование показало, что, как и большинство современной молодежи, члены общественных объединений стремятся к достижению материальных, сугубо прагматических жизненных целей, связанных с желанием получить хорошую, высокооплачиваемую работу (28,5 %) и открыть собственный бизнес (14,0 %). Занятие же общественно-политической деятельностью становится целью и смыслом жизни лишь для 14,4 % респондентов, а именно для лидеров и активистов. Выводы автора подтверждаются его многолетним опытом работы по исследованию роли молодежи в процессах преобразования общества.

Ключевые слова: молодежь; самореализация; молодежные общественно-политические объединения.

В современном мире в условиях нестабильности, молодежь начинает осознавать необходимость активного участия в политической жизни общества и реализации социальных проектов. Она заявляет о своих интересах в политике, выступает за реализацию на государственном и местном уровнях прав молодежи на гражданские свободы, социальную справедливость, рабочие места, профессиональную подготовку, образование и самообразование, доступ к ценностям культуры, материальный достаток и т. д.

К. Мангейм, который интенсивно занимался вопросами образования, воспитания, анализа проблем молодёжи в современном обществе, писал о необходимости использования человеческих ресурсов этой категории в период общественных преобразований. По его мнению, лишь то общество будет динамическим и жизнеспособным, в котором старшее и среднее поколение осуществляет сотрудничество с молодёжью.

Под поколением К. Мангейм подразумевал не просто единичную возрастную группу, а «действительность», которая подчеркивает значение коллективного, социального и политического опыта возрастной группы, приводит к формам разделяемого сознания и “взглядов на мир”, отличающих эти группы, — взглядов, которые в изменяющемся обществе могут приводить к различиям и конфликтам между людьми в различных возрастных группах» [Томпсон и др., 1998, с. 141]. Для современной российской молодёжи такой «коллективный опыт», давший возможность объединить её в одно поколение, был приобретен в период перестройки и реализации рыночных реформ.

К. Мангейм, анализируя социальную функцию молодёжи в обществе, отметил два очень важных момента: во-первых, проблема использования молодежи «зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества» [Мангейм, 1994, с. 443], во-вторых, вера в прогрессивность молодёжи бывает ложной, так как молодёжь могут увлечь и консервативные, и реакционные движения. Непред-

сказуемость молодёжи, резкие перемены их ценностных установок и ориентаций отмечаются многими исследователями.

Особая функция молодёжи в обществе, по мнению автора, состоит в том, что «она — оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам» [Мангейм, 1994, с. 444].

Отсутствие у молодёжи устойчивого статуса, «дух авантюризма», открытость и склонность к инновациям можно плодотворно использовать для «осуществления различных начинаний» [Мангейм, 1994, с. 443—446] и, возможно, для организации новых общественно-политических молодёжных объединений, которые в будущем могут стать фундаментом и гражданского общества, и демократически ориентированной политической системы России.

Система гражданского воспитания молодежи, сложившаяся еще в советской России, в 1980-е годы рушится, и ситуация с молодёжными организациями характеризуется исследователями как критическая. В это время в состоянии кризиса находится одна из крупнейших общественно-политических молодёжных организаций — ВЛКСМ, которая к тому моменту утратила своё положение единственной массовой организации.

ВЛКСМ — это организация советского периода, накопившая огромный опыт работы с молодежью и участвовавшая в решении многих общественно-политических проблем (беспризорности, преступности, молодежной безработицы), народно-хозяйственных задач общества (участие в молодежных стройках, освоение целинных земель), в организации досуга молодежи и т. д. Но и она не смогла мобилизовать свои возможности и в изменившихся условиях, осуществив реорганизацию, сохранить свою позицию в общественно-политических отношениях, свою значимость и влияние на молодежь. Те функции, которые выполнялись данной организацией ранее, не могли быть реализованы в полной мере в новых условиях.

Только к концу 1980-х годов — началу 1990-х годов появляется значительное число неформальных объединений молодёжи, альтернативные молодёжные неполитические / политические организации, роль и значимость которых в молодежной среде заметно повышается. Молодые люди на тот момент «говорят о желании» включиться в «перестройку» [Леванов, 1989, с. 199], участвуют в выборах, в самоуправлении, решении экологических, культурных проблем.

Существующие в это время политизированные молодёжные объединения разнообразны. Одним из самых распространенных оснований для классификации является их идеологическая направленность, вследствие чего выделяют следующие направления: либеральнодемократическое (Молодёжный либеральный союз), социал-демократическое (молодые сторонники Народной партии Свободной России), социалистическое (организация молодых анархистов), либерально-патриотическое («соколы» Жириновского) и другие [Соколов, 2002, с. 568]. Отмечая увеличение числа молодежных объединений, исследователи указывают на особенности их формирования: если в середине 1980-х — 1990-е годы общественно-политические объединения возникали вследствие самоорганизации молодежи, ее инициативности и самодеятельности, то в начале 2000-х годов речь идет о «мобилизации молодежи сверху» [Становая, 2006]. Кроме этого, утверждается: «На сегодняшний день в стране нет ни одного поколения в молодёжном движении, которое было бы способно заполнить политический и культурный вакуум, образовавшийся в результате ухода со сцены предыдущего поколения» [Круглов, 2000, с. 138].

Подъему политической и социальной активности молодёжи в этот период, повышению роли общественно-политических молодежных организаций, по мнению исследователей, способствовали следующие факторы: 1) изменения в экономике, которые привели к возникновению добровольных, экономически свободных объединений, ассоциаций; 2) изменения в политической жизни, явившиеся предпосылками увеличения числа политических объединений

и разнообразия их форм; 3) изменения в социальной жизни в целом, отчуждение от институтов социализации, спровоцировавшие проблемы, решение которых было возможно лишь в рамках групповой деятельности; 4) процесс глобализации, давший толчок к объединению молодёжных инициатив во всем мире и созданию международных молодёжных общественных организаций.

Всплеск молодежной активности конца 1900-х сменяется в начале 2000-х снижением участия молодежи и молодежных организаций в жизни общества. Это отмечают и западные аналитики. Австралийские исследователи К. Браун, С. Кени, а также российские ученые Л. Резниченко и В. Г. Хорос заявляют об осуществлении процесса «негативной атомизации» (отчуждения) социального субъекта современного российского общества как от государства, так и от любых организаций.

М. Беннер, например, указывает на то, что молодёжь в современных демократиях в меньшей степени интересуется политическими институтами, чем её предшественники, но «она все ещё интересуется политическими проблемами <...> склонна к участию в спонтанных, ограниченных во времени инициативах, нежели к партиям и их молодёжным организациям» [Беннер, 2005, с. 168]. Следовательно, в этом случае уже можно не предупреждать об опасности и неэффективности «любого стремления чрезмерно заорганизовать и регламентировать молодёжное движение» [Вишневский и др., 1999, с. 242].

В 2000-е годы наблюдаются общемировые кризисные явления, в связи с чем политики начинают заниматься поиском резервов социального и социально-политического развития общества. Таким резервом и может стать молодежь.

В этой ситуации молодежь должна четко видеть и понимать свое место и роль в общественно-политических процессах и отношениях. Только тогда можно ожидать повышения уровня ее активности, заинтересованности происходящим, желания участвовать в общественных преобразованиях. Только тогда актуализируется проблема

жизненного самоопределения молодежи, идея самореализации, изменятся приоритеты и структура жизненных ориентаций.

Необходимо понять, что в настоящее время требуется воссоединение личности и общества с помощью легитимных социально значимых посредников (в нашем случае — молодежных организаций). Живая история нашего общества — российский опыт работы с молодежью — в настоящее время представляет интерес для социологического осмысления.

Молодежь должна выступить субъектом общественных отношений. Субъектность молодежи понимается как способность молодежи, обладающей личностными свойствами, к их реализации при осуществлении активной деятельности в определенном социальном пространстве.

По мнению И. М. Ильинского, молодые люди только в том случае обретают субъектность, когда начинают осознавать свои права (правосубъектность) и обязанности (правоспособность), а также реализуют их на деле (дееспоспособность). В этом смысле важнейшим гарантом субъектности являются молодёжные объединения, которые формируют её как общественную силу.

Молодёжные объединения — это агенты вторичной социализации. Они включают молодежь в социально-политическую и институализированную форму социальной практики, имеют следующее функциональное назначение:

— являются связующим звеном между индивидом и государством, принимают участие в формировании и осуществлении публичной политики;

— содействуют самореализации личности, создают условия, способствующие раскрытию её потенциала;

— участвуют в формировании системы ценностей, мировоззрения молодёжи;

— способствуют гражданской идентификации;

— осуществляют гражданское и политическое воспитание;

— осуществляют контроль над политическим поведением членов молодежной организации;

— защищают интересы молодёжи.

«Молодёжь обретает субъектность по мере самоидентификации, самоосознания своих интересов, роста своей организованности — от стихийного радикализма до различных типов и форм молодёжных движений, объединений и организаций и, прежде всего, общественно-политических» [Ильинский, 2001, с. 116].

Несомненно, участие общественно-политических организаций в жизни молодежи позволит снизить накал ее стихийного радикализма.

Общественно-политические организации необходимо рассматривать как общественные объединения, основанные на членстве, созданные на добровольных началах и осуществляющие совместную деятельность для защиты общественно-политических интересов объединившихся граждан, достижения ими уставных целей и осуществления преобразующей деятельности в обществе

Особый, политический смысл приобретает самореализация личности, состоящей в организации или сопровождающей ее деятельность с сочувствием. Но общественно-политические организации пока не встраивают в свои приоритеты проблемы «стыковки» миссии организации, ее внутриорганизационных взаимодействий и организационных функций с индивидуально-личностными интересами, развитием самодеятельных начал до осуществления индивидуально-личностных замыслов в политике. Члены организации либо идут вместе, единым «строем», сливаясь с массой сочувствующих, либо делятся на активных и пассивных участников конкретных политических акций, отдельных демонстративных мероприятий. Такова повседневная политическая практика. Отдельный участник организации, входящий в ее членскую базу (по Р. Мертону), зачастую не развертывает активную самодеятельность в пространстве организационного влияния. Организационные структуры, созданные молодежью или в расчете на участие молодежи, слабо учитывают необходимость самореализации участни-

ков непосредственно в объединениях (организациях). И эту проблему необходимо решать как можно быстрее.

Для оптимизации условий самореализации молодежи в общественных объединениях необходима заинтересованность в этом всех субъектов молодежной политики, в том числе обладающих определенными административными ресурсами учреждений, осуществляющих работу с молодежью на разных уровнях (школ, колледжей, вузов и т. д.).

Общественно-политическим объединениям, в свою очередь, нужно обратить внимание на существующие условия внутри самого объединения, попытаться создавать творческую атмосферу, способствующую формированию у молодежи гражданской культуры, гражданского самосознания.

Общественные объединения могут помочь молодежи осуществить гражданскую самоидентификацию, освоить ценности гражданской культуры, укрепить чувство гражданственности, понять необходимость личного участия молодежи в публичной политике ради будущего нашей страны и собственной самореализации. Членство в общественном объединении даст возможность ощутить уверенность в завтрашнем дне, стабильность и в то же время почувствовать определенную свободу.

Такие явления, как отрицание коллективных действий, нежелание осуществлять их сообща, отмеченные исследователями, изучающими молодежь, несвойственны членам молодежных объединений, их потребность в коллективных действиях высока, в том числе при решении личных проблем.

Молодежные объединения как институциализированные образования могут в полной мере стать средством решения социальных и политических проблем молодежи, дать возможность «практического опредмечивания» интересов, идей, целей, потребностей человека, реализовать желание молодежи увидеть общественно значимые результаты собственной самостоятельной деятельности и в определенной мере стать «полем возможностей» для самореализации молодежи.

Рассматривая политическую самореализацию молодёжи как процесс самоосуществления, самовыражения молодых людей в сфере политики, в результате чего происходит изменение личности молодого человека, её обогащение и развитие, а также преобразования в политической жизни общества, общественных отношениях, необходимо особое внимание обратить на условия, в которых она становится возможной.

Молодежь может увидеть в политическом участии возможность сотворчества, тогда она изменит представления о значимости такого участия. Задача организаций — сделать привлекательными и лич-ностно ориентированными формы политического участия молодых людей (членов организации и им сочувствующих). Задача властных органов — осуществлять всестороннюю поддержку общественнополитическим молодежным организациям.

В 2008—2009 годах автором было проведено исследование с целью определения возможности самореализации молодежи в политике через участие в молодежных общественно-политических организациях. Были опрошены члены «Молодой Гвардии Единой России», молодежного крыла «СПС» различных городов Кемеровской области, так как Кемерово, Новокузнецк, Юрга, Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий, а также общественного объединения «СОЦИС». Общее количество респондентов — 200 человек.

Исследование показало, что, как и большинство современной молодежи, члены общественных объединений стремятся к достижению материальных, сугубо прагматических жизненных целей, связанных с желанием получить хорошую, высокооплачиваемую работу (28,5 %) и открыть собственный бизнес (14,0 %). Занятие же общественно-политической деятельностью становится целью и смыслом жизни лишь для 14,4 % респондентов, а именно для тех, кому привит вкус к организации политической жизни объединений, то есть для лидеров и активистов. Несомненно, что одним из важнейших условий стремления к самореализации молодежи в общественно-полити-

ческих объединениях является их собственное желание к осуществлению такого рода деятельности.

Членов общественных объединений отличает активность, готовность к осуществлению общественно-политической деятельности, понимание важности их непосредственного гражданского участия в публичной политике. На вопрос «Принимали ли Вы участие в подготовке или проведении каких-либо общественных мероприятий в прошедшем году?» положительный ответ дали 82,0 % респондентов.

Большинство членов объединений участвуют в политической жизни своих городов, считая это одной из форм самореализации, но вместе с тем используют для этого различные способы: 38,5 % участвуют в акциях, митингах, собраниях, 33,0 % — в выборах, 2,0 % — в разработке и принятии политических решений и других мероприятиях.

Результаты опроса выявили пока слабую, но перспективную в дальнейшем тенденцию: в сознании молодежи постепенно укрепляются ценности гражданской культуры, повышается уровень доверия молодежи к государству и молодежному объединению. На вопрос «Как Вы оцениваете политику государства в отношении молодежи?» только (15,0 %) опрошенных ответили положительно: «государство заботится о молодежи, старается улучшить ее положение». Большинство респондентов (62,0 %) ответили, что политику государства оценивают на «удовлетворительно» — «поддержка государства есть, но недостаточная». 13,0 % дали негативную оценку: «Государство равнодушно к проблемам молодежи». Наконец, 9,3 % затруднились с ответом. Эта ситуация, по нашему мнению, является следствием живучести патерналистских традиций в сознании молодежи.

Ряд вопросов анкеты был направлен на выяснение мнения респондентов об их молодежном объединении, на определение того, что привлекает ребят в данные организации.

На вопрос «Что Вам особенно нравится в работе организации, членом которой Вы являетесь?» мы получили следующее распределение ответов (табл. 1):

Таблица 1

Оценка работы общественно-политической организации ее членами

Что Вам особенно нравится в работе организации, членом которой Вы являетесь? Чел. %

Здесь я имею возможность реализовать себя 76 38,0

Здесь я узнаю много нового 54 27,0

Здесь я познакомился с хорошими, интересными людьми 60 30,0

Мне нравится участвовать в работе организации 18 9,0

Для многих молодых людей политическая деятельность не становится смысложизненной целью, она является для них «кратковременным важным проектом» (Т. Пэлис и Б. Литтл), от реализации которого они получают удовлетворение. Общественное объединение для них — средство и «пространство личной реализации». В этом уверены свыше одной трети опрошенных, большинство из них — это респонденты городов Прокопьевска (МГЕР) и Новокузнецка (СПС). Свои общественные объединения они считают местом, где они «узнают много нового и интересного». Такое мнение высказали члены молодежного отделения СПС г. Новокузнецка — 31,6 %, объединения «Социум» — 23,3 %, МГЕР городов Кемерово, Юрга, Ленинск-Кузнецк — 26,9 % и города Новокузнецка — 16,7 %. Члены МГЕР городов Кемерово, Новокузнецка и Юрги повышают уровень гражданской культуры, участвуют в разработке проектов организации и их реализации. Большой процент опрошенных, практически треть, отметили возможность встречи в объединении с хорошими, интересными людьми. Они позитивно относятся к своей организации. На вопрос «Куда бы Вы обратились за помощью в случае возникновения проблем?» большинство (43,0 %) респондентов ответили, что «могли бы обратиться в свою организацию». Это, на наш взгляд, является показателем доверия к общественно-политической организации.

Для большинства респондентов участие в организации — это важный этап в их жизни, одна из ступеней для достижения главной цели

их жизни. Осуществляя общественно-политическую деятельность, они вносят свой посильный вклад в процессы, происходящие в обществе, используя личностные возможности и «наличные условия их реализации».

Меру включенности в общественные процессы и связь с другими субъектами социальной молодежной политики мы определяли как в отношении членов объединений, так и в отношении самого объединения.

Вопросы «Осуществляете ли Вы взаимодействие с другими молодежными объединениями / организациями?» и «Взаимодействует ли Ваша организация с властными структурами (городскими, региональными, федеральными?» выявляли уровень информированности респондентов относительно деятельности их объединения и давали нам возможность латентно определить меру включенности респондентов в организационные процессы объединения. Были получены следующие варианты ответов (табл. 2):

Таблица 2

Взаимодействие молодежных организаций

(результаты опроса в г. Новокузнецке, Кемерово, Прокопьевске, Юрге, Ленинск-Кузнецком, 2007—2008 гг., 200 чел. — 100 %)

Осуществляется ли взаимодействие с другими молодежными организациями? Распределение ответов

СПС СО МГ (Н-цк) МГ (К) МГ (П) МГ (Ю) МГ (ЛК) Итого (%)

Да 8,0 10,0 0 5,5 6,5 0 5,0 35,7

Нет 7,5 6,0 8,5 6,5 8,5 7,0 2,5 45,2

Иногда 3,5 5,5 3,5 3,0 0 2,0 1,0 15,5

По первому вопросу — ответ «да, взаимодействуем» дали 35,7 % респондентов и указали конкретные объединения (Новокузнецк — РСМ, ДЮЦ «Орион», студсовет; Кемерово — студсовет, «Центр молодого политика»; Ленинск-Кузнецкий — «Социальный центр молодежи»). В целом по объединениям ответ «нет» дали 45,2 %, ответ «иногда» — 15,5 % опрошенных.

Относительно взаимодействия с властными структурами (второй вопрос) самую высокую степень информированности (100 %) показали члены МГЕР г. Прокопьевска, назвав администрацию своего города и г. Ленинск-Кузнецкого. Варианты ответов членов этого объединения были более разнообразными (администрация города, отдел молодежной политики при администрации города, городской Совет народных депутатов). Члены МГЕР г. Кемерово (62,5 %) указали на сотрудничество с региональной администрацией, городским советом народных депутатов. Члены молодежного отделения СПС и МГЕР г. Новокузнецка (50,0 % и 30,0 % соответственно) назвали Совет народных депутатов, Комитет по делам молодежи, администрацию города, региональную власть, а также Госдуму и правительство России.

Отрицательные и уклончивые ответы (от 12 до 45 % респондентов) дали те, кто слабо адаптировался к конкретной организации, не успел освоиться, вникнуть в дела. Большинство членов объединений активно участвуют в деятельности своих организаций, практически половина опрошенных участвует в подготовке различных мероприятий, разработке планов, принятии решений, знают о связи своего объединения с другими субъектами публичной и молодежной политики. Некоторые из респондентов лично взаимодействуют с представителями других молодежных объединений, партий.

Молодые люди, опрошенные в организациях, используют для самореализации различные способы и средства: взаимодействие с интересными людьми, другими общественными объединениями; участие в мероприятиях и проектах различной направленности (подготовка к выборам, «Студенческая весна», конференции, акции против наркотиков, организация развлечений для детей сирот, открытие новых строительных объектов города и т. д.); выдвижение и обсуждение новых идей и гражданских инициатив; участие в разработке новых социальных и политических проектов организации; налаживание связей с местными сообществами в рамках города; использование внутриорганизационных возможностей для реали-

зации индивидуальных целей, способностей, жизненных планов [Власенко, 2009].

Высокий уровень самореализации молодёжи в сфере политики, на наш взгляд, будет достигнут тогда, когда активность молодого человека не будет «тормозиться», и он сможет не просто участвовать в социально-политических процессах, а оказывать преобразующее воздействие на них, творчески реализуя свои возможности.

Сегодня необходимо начать формирование условий для политической самореализации молодежи. Но на пути самореализации встают барьеры, к числу которых мы относим:

— слабую потребность молодежи в непосредственном политическом участии через членство в организациях;

— невнимание организаций к внутриорганизационному развитию, основанному на стыковке интересов организации и конкретных индивидуально-личностных интересов;

— кризис социальной идентичности молодежи;

— консервативное отношение общества к изменениям в стиле, формах и способах самореализации молодежи в постсоветских условиях жизни;

— слабую организаторскую деятельность самих общественнополитических организаций в отношении привлечения к работе в них большего количества молодежи, их закрытость.

В настоящее время необходимо задуматься об активном вовлечении молодежи в различные социально-политические проекты, о создании условий для удовлетворения потребностей молодежи и реализации возможности самореализации в общественно-политической сфере в рамках институциональных посредников. Самореализация может осуществляться также через расширение представительства молодежных организаций в выборных органах и во властных структурах; партнерское взаимодействие этих организаций с властью. Необходимо использовать потенциал молодежи в решении государственных, региональных и местных проблем.

Литература

1. Беннер М. Привлечение молодых граждан в политику : Есть ли альтернатива молодёжным организациям? / М. Беннер // Роль молодежи в развитии парламентаризма в России : междунар. интернет-конф., проходившая 25 февр. — 30 марта 2004 г. на портале www.adenauer.ru : сборник материалов / Моск. представительство Фонда им. Конрада Аденауэра, Межрегион. обществ. орг. «Молодая Европа» ; под общ. ред. М. А. Сигути-ной, М. Ю. Мижинского. — Москва : КноРус, 2005. — С. 167—169.

2. Власенко Л. В. Самореализация молодежи в общественно-политических организациях [Электронный ресурс] : диссертация ... кандидата социологических наук : 23.00.02 / Л. В. Власенко. — Кемерово, 2009. — 210 с. // DisserCat — электронная библиотека диссертаций. — Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/samorealizatsiya-molodezhi-v-obshchestvenno-politicheskikh-organizatsiyakh.

3. Ильинский И. М. Молодёжь и молодёжная политика : Философия. История. Теория / И. М. Ильинский — Москва : Голос, 2001. — 696 с.

4. Круглов А. Е. Интеграция молодёжи в российское общество : социальный анализ : на материалах Северного Кавказа / А. Е. Круглов. — Пятигорск : Изд-во ПГЛУ 2000. — 240 с.

5. Леванов Е. Е. Автограф будущего : размышления о проблемах политического становления молодёжи, её действительной и возможной роли в управлении государственными и общественными делами / Е. Е. Леванов. — Москва : Советская Россия, 1989. — 256 с.

6. Мангейм К. Диагноз нашего времени : [пер. с нем. и англ.] / К. Мангейм. — Москва : Юрист, 1994. — 700 с. — (Лики культуры).

7. Соколов В. И. История молодёжного движения России (СССР) во второй половине XIX до XXI века : учебное пособие / В. И. Соколов. — Рязань : Узорочье, 2002. — 626 с.

8. Становая Т. Российская молодежь : угроза или ресурс? [Электронный ресурс] / Т. Становая // Индекс : досье на цензуру. — 2006. — N° 23. — Режим доступа : http://www.index.org.ru.

9. Томпсон Д. Л. Социология : вводный курс / Д. Л. Томпсон, Дж. Пристли. — Москва : АСТ,1998. — 496 с.

© Власенко Лариса Васильевна (2014), кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и политологии, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (Москва), vllv@inbox.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.