ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)
Ланец Т. Н.
Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Дальневосточного института управления - филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 33, [email protected]
Якина О. В.
Главный специалист аналитического отдела по связям с общественностью администрации города Хабаровска (Россия), 680013, Россия, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 30, Yakina-OV@ khabarovskadm.ru
УДК 316.334.3(1-3)-053.81 ББК 66.3(2Рос),41
В статье рассматривается сущность и содержание региональной государственной молодежной политики и инструменты ее реализации. Анализ эффективности реализации мероприятий молодежной политики и результатов опроса молодежи Хабаровского края позволяет оценить ее как недостаточно эффективную, требующую корректировки целей и критериев оценки реализации молодежной политики в регионе.
Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, региональная молодежная политика, цели и эффективность реализации региональной молодежной политики, критерии оценки эффективности реализации молодежной политики
ON THE QUESTION OF EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF REGIONAL YOUTH POLICY (ON THE EXAMPLE OF THE KHABAROVSK TERRITORY)
Lanets T. N.
Candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the department of management and business law of the Far Eastern Institute of Management - branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), 680000, Russia, Khabarovsk, Muravyeva-Amursky str., 33, tamlan @ yandex.ru
Yakina O. V.
Chief specialist of the analytical department for public relations of the administration of the city of Khabarovsk (Russia), 680013, Russia, Khabarovsk, Leningradskaya str., 30, Yakina-OV@ khabarovskadm.ru
The article deals with the essence and content of the regional state youth policy and the tools for its implementation. Analysis of the effectiveness of the implementation of youth policy measures and the results of a survey of youth in the Khabarovsk Krai makes it possible to evaluate it as insufficiently effective, which requires adjusting the goals and crite-Щ- ria for assessing the implementation of youth policy in the region.
0
1 Key words: youth, state youth policy, regional youth policy, goals and effectiveness of implementation of regional ^ youth policy, criteria for assessing the effectiveness of the implementation of youth policy
i к
щ В современной научной литературе существует молодежи. Молодежь - это особая социально-демо-множество различных определений понятия «моло- графическая группа, имеющая особенные социально© дежь» и множество подходов к исследованию проблем психологические черты, обусловленные возрастом
Ланец Т. Н., Якина О. В.
и социальным положением, находящиеся в стадии становления и развития.
Молодежь - наиболее динамично развивающаяся категория населения, она быстро приспосабливается к новым условиям жизни. От позитивного настроя, социальной активности и духовного благополучия молодежи зависит успех проводимых преобразований в муниципальном образовании, регионе и стране в целом. Именно поэтому такое большое внимание уделяется формированию и реализации молодежной политики.
Понятие «молодежная политика» также трактуется неоднозначно. Так, например, она рассматривается как составная часть социальной политики, как специфическая отрасль, получающая законодательное обеспечение [1, С. 77], как способ регулирования межпоколенческих отношений, управления процессом преемственности поколений и развития общества [2, с. 72]. Все это позволяет сделать вывод, что молодежная политика - сложное, многогранное явление, требующее внимания к разным сторонам развития молодых людей как граждан своей страны и как части человеческих ресурсов общества, которые будут определять ее развитие в будущем.
Любая политика имеет свои компоненты: субъекты, объекты, цели и задачи, содержание, этапы и механизмы реализации.
Объектом молодежной политики выступает молодежь как особая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленная комплексом социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания общества [3, с. 160].
Субъекты молодежной политики многообразны, они включают органы государственного и муниципального управления, молодежные и общественные организации и объединения, образовательные учреждения, политические партии, субъекты бизнеса и другие, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.
В зависимости от субъектов и уровня управления в молодежной политике выделяется два ее вида - государственная и общественная. Государственная молодежная политика (далее - ГМП) проводится государством и его органами в соответствии с установленными нормами права, а общественная молодежная политика проводится общественными институтами по их собственной инициативе. Однако отметим, что в системе органов государственной власти структура, отвечающая за молодежную политику, подвергается постоянным реорганизациям
и переподчинениям, и подобная ситуация сохраняется до настоящего времени [4, с. 7].
ГМП является составной частью политики в области социально-экономического, культурного и национального развития, она неразрывно связана с другими отраслями «Образование», «Культура», «Физическая культура и спорт» и другими. Она представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера. Основной задачей реализации ГМП является создание условий для всестороннего развития особой группы общества - молодежи. Главным механизмом формирования и реализации ГМП является ее нормативно-правовое обеспечение.
Государственной молодежной политике посвящены многочисленные нормативно-правовые акты федерального, регионального и местного уровня. К ним относятся: Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ [5], Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р [6], Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [7], Постановление Правительства РФ «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» от 24 июля 2000 г. № 551 [8] и другие, каждый из которых внес вклад в формирование содержания государственной молодежной политики, ее целей, задач, основных направлений и форм деятельности с молодежью.
Основные положения современной ГМП Российской Федерации определены «Основами государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года», которые утверждены Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р [9].
Целью современной ГМП в России является совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодёжи, направленной на раскрытие её потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодёжи в общество и повышение её роли в жизни страны. Для достижения поставленных целей в ходе реализации Основ ГМП на период до 2025 г. предусмотрено решение ряда приоритетных задач:
• формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодёжи, знающей и ответственно реализующей
Ланец Т. Н., Якина О. В.
свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей;
• развитие просветительской работы с молодёжью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для самообразования молодёжи;
• формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодёжи, формирование экологической культуры;
• создание условий для реализации потенциала молодёжи в социально-экономической сфере, внедрение технологии «социального лифта»;
• создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, всестороннюю поддержку молодых семей;
• формирование информационного поля, благоприятного для развития молодёжи, повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодёжи.
Результатом реализации современной ГМП должен стать устойчивый рост числа молодых людей, мотивированных на позитивные действия; разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности; обладающих хорошим физическим здоровьем; занимающихся физической культурой и спортом; не имеющих вредных привычек; работающих над своим личностным и профессиональным развитием; любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы; прилагающих усилия для динамичного развития сильной и независимой России.
Анализ нормативно-правовых документов по вопросам ГМП в Российской Федерации показывает, что утвержденные Правительством РФ приоритетные задачи социально-экономического развития страны потребовали пересмотра содержательного наполнения молодежной политики от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны.
ГМП проводится не только на федеральном, но и на региональном уровне, однако степень нормативно-правового обеспечения ГМП в регионах различна, что отражают результаты мониторинга, проведенного Федеральным агентством по делам молодежи РФ [10,с. 75] в табл. 1.
В Хабаровском крае также разработана нормативно-правовая база по вопросам ГМП, например, постановление Правительства Хабаровского
края № 144-пр от 04 мая 2012 г. «О конкурсах общественно полезных проектов (программ) в области государственной молодёжной политики»; «Концепция государственной молодежной политики Хабаровского края на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства Хабаровского края № 578-рп от 31 августа 2015 г.; Закон Хабаровского края № 117 «О молодежи и молодежной политике в Хабаровском крае» от 30 сентября 2015 г.; ГЦП Хабаровского края «Развитие молодежной политики в Хабаровском крае», утвержденная Постановлением Правительства Хабаровского края № 445-пр от 05 декабря 2016 г. [11] и другие.
Эффективность мероприятий государственной молодежной политики в регионах также имеет существенные отличия, что может быть обусловлено факторами как объективного, так и субъективного характера. Рейтинг эффективности регионов по округам РФ по реализации мероприятий молодежной политики представлен в табл. 2 (по данным Росмолодежи за 2016 г., [12]).
Как видно из табл. 2, ДВФО занимает лишь седьмое место среди других округов РФ по эффективности реализации мероприятий ГМП. Оценка социально-экономической эффективности государственной молодежной политики осуществляется на основе целой группы прямых и косвенных индикаторов, в качестве которых выступают:
• увеличение числа молодежи, участвующей в мероприятиях, направленных на гражданское и патриотическое воспитание;
• увеличение общего количества молодежи, участвующей в культурно-досуговых мероприятиях
Табл. 1. Рейтинг законодательного обеспечения региональных органов управления молодежной политики
Наименование субъекта РФ Количество НПА по вопросам ГМП Рейтинг
Тамбовская область 37 1
Псковская область 27 2
Кировская область 25 3
Краснодарский край 25 3
Калужская область 24 4
Республика Мордовия 21 5
Тюменская область 21 5
Мурманская область 20 6
Оренбургская область 18 7
Республика Татарстан 18 7
Ланец Т. Н., Якина О. В.
Табл. 2. Рейтинг округов РФ по реализации ГМП в 2016 г
Интегральный рейтинг Федеральный округ Баллы
1 Уральский 67
2-3 Центральный 65
2-3 Северо-Западный 65
4 Приволжский 59
5 Южный 52
6 Сибирский 47
7 Дальневосточный 45
8 Северо-Кавказский 43
и мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни;
• увеличение количества молодежи, занятой в студенческих трудовых отрядах;
• увеличение количества молодежи, участвующей в мероприятиях, направленны на повышение общественно-политической активности молодежи;
• увеличение количества молодежи, вовлеченной в досуговую занятость;
• увеличение общего количества подростков «группы социального риска», вовлеченных в организацию временной занятости;
• увеличение общего количества военно-патриотических (клубов, центров, учреждений) и поисковых общественных организаций, осуществляющих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке к военной службе;
• увеличение количества молодежи, участвующей в краевых конкурса на соискание специальных молодежных премий;
• увеличение количества молодежи, вовлеченной в досуговую деятельность;
• улучшение здоровья молодых людей;
• снижение уровня смертности, темпов распространения наркомании и алкоголизма в молодежной среде;
• снижение темпов роста безработицы среди молодежи;
• развитие социальной инфраструктуры для молодежи и другие показатели.
Поскольку большинство перечисленных показателей отражают степень вовлеченности молодежи в реализацию мероприятий государственной молодежной политики, необходимо оценить динамику демографических показателей и их региональные различия. Обратимся к данным статистики. Численность молодёжи в РФ в возрасте от 14 до 30 лет в 2016 г. составила
31,5 млн. чел., или 21,5 % населения страны [13, с. 1-3]. Возрастная структура молодёжи в 2016 г. представлена на рис, 1 [14]:
• молодёжь от 28-30 лет составляет 24,6 % от общей численности молодёжи,
• возрастная группа 23-27 лет составляет около
35.1 % молодёжи,
• молодежь в возрасте от 18 до 22 лет составляет
23.2 %
• самая молодая возрастная группа от 14 до17 лет составляет 17,1 % молодежи.
С 2013 по 2016 гг. численность молодежи в стране сократилось почти на 3 млн. чел. (рис. 2), а по прогнозам к 2025 году общая численность молодёжи может сократиться до 25 млн. чел. [13].
Несмотря на положительные демографические тенденции, обусловленные предоставлением «материнского капитала», ипотеки с государственной поддержкой и другие, возрастная структура населения России продолжает ухудшаться: сокращается доля людей
14-17 лет
28-30 лет 17,1%
Ж *23,2%
23-27 лет 35,1% 18- 22 года
Рис. 1. Возрастная структура молодёжи Российской
Федерации в 2016 г.
34,2 млн 23,9% 33,2 млн 23,1% 32,6 млн 22,3% 31,4 млн 21,5%
2013 2014 2015 2016
Рис. 2. Динамика численности молодёжи в РФ в 2013-2016 гг.
Ланец Т. Н., Якина О. В.
25,9 млн 75,7%
25,2 млн 76% 24,7 млн 75,7% 23,8 млн 75,6%
8,3 млн 24,3% 8 млн 24% 7,9 млн 24,3% 7,6 млн 24,4%
2013 2014 2015 2016
Город Село
Рис. 3. Динамика и структура распределения молодежи в городах и селах Российской Федерации в 2013-2016 гг.
трудоспособного и репродуктивного возраста. Так, например, доля 20-29-летних женщин с самым активным репродуктивным потенциалом составляет 7,3 % в общей численности населения, а по прогнозным оценкам, она сократится к началу 2025 г. до 5 %[13]. Наиболее интенсивно сокращение женщин репродуктивных возрастов будет происходить до 2021 года.
В Хабаровском крае наблюдаются те же тенденции, что и в стране в целом: численность населения ежегодно снижается, в том числе молодого населения в возрасте от 14 до 30 лет; численность городского населения значительно преобладает над численностью
сельского населения, несмотря на то, что сельские территории в крае значительно превышают число городских округов и городских поселений.
Российская молодёжь концентрируется в городах: в 2016 г. численность молодёжи в них составила 23,8 млн. чел., а в сельской местности - 7,6 млн чел. (рис. 3).
Возрастная структура молодёжи края в 2016 г., по данным Хабаровскстата, представлена следующим образом:
• доля молодёжи старшей возрастной группы 25-29 лет составляет 38,9 % от общей численности молодёжи,
• возрастная группа 20-24 лет составляет около 30,1 % молодёжи,
• на самую молодую возрастную группу 15-19 лет приходится 20,1 % .
Кроме того, с 2013 по 2016 гг. наблюдается сокращение численности молодежи в крае почти на 35 тыс. человек за счет миграции в более благополучные Центральный и Южный округа России. Доля молодежи в общей численности населения края в 2016 г. составила 21,2 %, что ниже уровня 2013 г. на 1,4 %. Тенденция ежегодного сокращения численности молодежи в Хабаровском крае только усиливается, что отражают данные табл. 3.
Проведенный выше анализ показал, что большинство субъектов РФ имеют развернутую нормативно-правовую базу по вопросам ГМП, где значительное внимание уделяется вопросам нравственно-патриотического и культурного воспитания молодежи, например, таким как адаптация молодежи, досуго-вая работа, вовлечение молодежи в добровольчество, в деятельность патриотических клубов, детских объединений. Вместе с тем недостаточно внимания уделяется вопросам социально-экономического развития, «приживаемости» молодежи как в стране в целом, так
Табл. 3. Динамика численности населения Хабаровского края, в том числе молодежи в возрасте 15-29 лет в период 2013-2016 гг.
Год
2013 2014 2015 2016
Численность населения края, чел. 342 083 339 912 338 305 334 552
Численность молодежи в возрасте от 15 до 29 лет, чел. в том числе по сравнению с предыдущим годом, чел. 389 623 -8 766 513 -12 110 074 -13 439
Доля молодежи в возрасте от 15 до 29 лет в общей численности населения края, % 23,6 23 22,1 21,2
Молодежь, проживающая в городе, чел. 613 343 351 703
Молодежь, проживающая в сельской местности, чел. 776 280 162 371
Составлено авторами по данным Хабаровскстата за 2013-2016 гг.
Ланец Т. Н., Якина О. В.
и в отдельных регионах, в частности. Эффективность практического применения инструментов ГМП на территории страны далеко не одинакова.
Доля молодёжи в структуре населения Российской Федерации имеет существенные региональные и местные отличия. Соответственно, выбор подходов к реализации молодежной политики в субъектах РФ должен определяться региональными факторами. Если в одних регионах для решения проблем молодежи достаточно мероприятий по раскрытию творческого потенциала, повышению социальной активности, то в других регионах необходимы более серьезные меры поддержки молодежи, в том социально-экономического характера.
Региональными особенностями Хабаровского края являются: удаленность от центра страны, суровый климат, высокий уровень цен, незначительное количество крупных предприятий и другие. Все это негативно сказывается на миграционных настроениях населения, в частности молодежи. Социологические исследования, проведенные в 2010 и 2013 гг. на базе высших учебных заведений Хабаровского края, свидетельствуют о том, что большинство молодых людей (55 %) хотят навсегда переехать из города (поселения), в котором живут, 41 % респондентов выразил желание переехать в другой регион, а 14,4 % хотят покинуть родную страну.
Почему молодежь покидает свою родину и свой край? Предполагается, что основная причина миграции молодежи из края в том, что она не видит здесь достойных перспектив для своей жизни. Основными потребностями современной молодежи являются потребность в стабильном заработке, возможность работать по специальности и возможность приобретения собственного жилья.
Возможность покинуть регион появляется, прежде всего, у выпускников средней школы, имеющих хорошие успехи в обучении и использующих право поступления по результатам ЕГЭ в любое учебное заведение страны, в том числе в центральной части России. Отток молодежи из региона усиливается благодаря возможностям обучения и стажировок за рубежом, туризму и культурному обмену с другими странами и регионами, где молодежь быстро находит места для приложения своих способностей. Определенную роль в этих процесса играют волонтеры, которые стараются привлечь молодые трудовые ресурсы в свой регион. Однако все эти эффекты являются косвенными, и основные причины оттока молодого населения видятся иными.
Государство в работе с молодежью выбирает мероприятия с широким охватом молодежи для вовлечения наибольшего количества участников из числа молодых людей в социальную практику. Например, в Хабаровском крае регулярно проводятся многочисленные
Табл. 4. Данные опроса среди студентов и выпускников высших учебных заведений Хабаровского края, 2013 г.
- * ч и ■а н и о н
Наименование проблемы г - Н Щ £ э лр оп о Приоритет (ранг)
Решение жилищной проблемы 72,3 1
Решение вопросов занятости и безработицы 61,5 2
Развитие спорта 31,6 3
Поддержка молодежного предпринимательства 28,5 4
Развитие системы отдыха и досуга 27,7 5
Составлено авторами по данным исследования [16, с. 2]
акции, флеш-мобы, конкурсы, направленные на повышение социальной активности, вовлечение в социальную практику. В мероприятиях участвуют группы молодых людей, разных по возрасту, состоянию здоровья, уровню подготовки и знаний.
Учет интересов и проблем различных групп молодежи является сильной стороной проводимой региональной государственной молодежной политики, как и многообразие форм работы с молодежью на федеральном и краевом уровне. Вместе с тем, результаты опроса молодежи, представленные в табл. 4, отражают необходимость приоритетного решения следующих молодежных проблем (в порядке убывания): жилищная проблема; молодежная занятость и безработица; развитие спорта; поддержка молодежного предпринимательства; развитие системы отдыха и досуга. Это позволяет сделать вывод, что самыми важными потребностями молодежи являются потребность в собственном жилье и его приобретении и потребность в стабильном заработке.
Таким образом, формируется разрыв между направленностью деятельности органов государственного и муниципального управления в сфере молодежной политики и внешней оценкой значимости решения молодежных проблем. Даже если все запланированные направления проводимой региональной молодежной политики в крае эффективны, она не достигает своей цели в полном объеме, так как не включает в себя наиболее значимые для самой молодежи программы и мероприятия. Наглядным проявлением этого является активная миграция молодежи из Хабаровского края. По нашему мнению, в качестве одного из показателей эффективности региональной
Ланец Т. Н., Якина О. В.
ГМП можно использовать уровень миграции молодого населения за пределы региона. Практика показывает, что неудовлетворенность проводимой социально-экономической и молодежной политикой у всех категорий населения, в том числе и у молодежи, проявляется в высоком уровне миграции в более благополучные регионы. Другим критерием эффективности реализации региональной ГМП, характеризующим социально-экономическое благополучие молодежи, мог бы быть показатель трудоустроенных выпускников образовательных учреждений по специальности в первые два года после окончания учебного заведения. Особое значение этот показатель имеет для организаций, ведущих целевую подготовку кадров за счет бюджетных средств. Недостаток вакансий для молодых специалистов ведет к утрате части приобретенного за период обучения трудового потенциала, и тем самым также снижает эффективность проводимой социально-экономической и молодежной политики в регионе.
Как сказано выше, ГМП нацелена на создание благоприятных предпосылок для использования ресурсов молодежи, механизмов её поддержки и оказания помощи молодежи в реализации своих интересов, потребностей, жизненных перспектив. При этом речь не идет о развитии у молодежи иждивенческих и потребительских настроений. Помощь и поддержка должны быть достаточными и обоснованными. Основная задача здесь - создание условий, а не решение всех существующих проблем за молодых людей. Поиск путей решения приводит нас к выводу, что на уровне реализации политики в сфере молодежи необходимо не только проводить мероприятия воспитательного характера, но и решать социально-экономические проблемы, в частности проблему жилья и трудоустройства.
Для экономической и политической стабильности страны необходимо наличие сильной, уверенной в себе молодежи, готовой мириться с трудностями, вызванными сложными климатическими условиями, тяжелыми условиями труда и многими другими объективными факторами развития регионов страны. В свою очередь, государство должно разработать эффективный механизм поддержки молодежи в сфере обеспечения жильем и и совершенствованию условий для трудоустройства выпускников в регионе, что обеспечит закрепление молодого населения на территории региона и самореализацию в профессиональной сфере.
В связи с вышесказанным, государственная молодежная политика в регионе должна рассматриваться не только как составная часть социально-экономической политики, но и шире - как составная часть государственной кадровой политики, а саму молодежь необходимо рассматривать как составную часть человеческих ресурсов общества.
Литература:
1. Козлов А. А. Социальные проблемы обучения и воспитания / Российское студенчество на рубеже веков. 2001.
2. Березутский Ю. В. Проблемы социальной работы с молодежью. Хабаровск, 2006.
3. Зеленин А. А. Молодежная политика Российской Федерации: инновационные технологии обеспечения и механизмы реализации. Кемерово, 2008.
4. Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала. Ч. 1. [электронный ресурс] . URL: https:// fadm.gov.ru/docs?categoryId=14&page=1 (дата обращения 11.11.2017)
5. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.
6. Стратегия государственной молодежной политики в РФ на период до 2016 года: распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г № 1760-р // Собр. законодательства РФ. 2007. № 8. Ст. 278.
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г № 1662-р // Собр. законодательства РФ. 2009. № 11. Ст. 388.
8. О военно-патриотических молодежных и детских объединениях: Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 // Собр. законодательства РФ. 2000. № 165. Ст. 5664.
9. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г № 2403-р // Собр. законодательства РФ. 2015. № 36. Ст. 2778.
10. Номоконов М. В. Формирование законодательного обеспечения региональных органов управления молодежной политики // Эффективность реализации государственной молодежной политики: опыт регионов и перспективы развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции. М.: Экспресс, 2009.
11. Развитие молодежной политики в Хабаровском крае: Постановление Правительства Хабаровского края от 05 декабря 2016 г [электронный ресурс]. ЦКЬ: Шр:// laws.khv.gov.ru/pdf. (дата обращения 11.11.2017)
12. Рейтинг эффективности регионов по округам РФ за 2016 год. [электронный ресурс]. URL: https://fadm. gov.ru/docs?categoryId=14&page=1 (дата обращения 11.11.2017)
13. Статистика по данным Росстата. [электронный ресурс]. ЦКЬ: https://fadm.gov.ru/activity/statistic (дата обращения 11.11.2017)
14. Кузнецова В. Н. Социология молодежи. М.: Гардарики, 2007.
Ланец Т. Н., Якина О. В.
15. Ростовская Т. К. Социально-демографические характеристики российской молодежи // Государственный советник. 2015. № 2.
16. Тюрина Ю. А. Высшее образование как механизм закрепления молодежи в Дальневосточном регионе. Хабаровск: ДВГУПС. 2013.
References:
1. Kozlov A. A. Social problems of education and training / Russian students at the turn of the century. 2001.
2. Berezutsky Yu. V. Problems of social work with youth. Khabarovsk, 2006.
3. Zelenin A. A. Youth Policy of the Russian Federation: Innovative Support Technologies and Implementation Mechanisms. M., Kemerovo, 2008.
4. Youth of Russia 2000-2025: the development of human capital. Part 1. [e-resource]. URL: https://fadm.gov.ru/ docs?categoryId=14&page=1 (date of reference 11.11.2017)
5. On State Support for Youth and Children's Public Associations: Federal Law of 28 June 1995 № 98-FL // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1995. № 27. Art. 2503..
6. Strategy of the state youth policy in the Russian Federation for the period until 2016: Decree of the Government of the Russian Federation of 18 December 2006 № 1760-p // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2007. № 8. Art. 278.
7. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020: Decree of the Government of the Russian Federation of 17 November 2008 № 1662-p // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2009. № 11. Art. 388
8. On military-patriotic youth and children's associations: Resolution of the Government of the Russian Federation of 24 July 24 2000 No. 551 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2000. № 165. Art. 5664.
9. Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period until 2025: Decree of the Government of the Russian Federation of 29 November 2014 № 2403-p // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2015. № 36. Art. 2778.
10. Nomokonov M. V. Formation of legislative support of regional bodies of management of youth policy // Efficiency of realization of the state youth policy: experience of regions and prospects of development: Materials of the All-Russia scientific-practical conference. M .: Express, 2009.
11. Development of youth policy in the Khabarovsk Territory: Decree of the Khabarovsk Krai Government of 5 December 2016 [e-resource]. URL: http://laws.khv.gov.ru/pdf. (date of reference 11.11.2017)
12. Rating of regions' efficiency by districts of the Russian Federation for 2016. [e-resource]. URL: https://fadm. gov.ru/docs?categoryId=14&page=1 (date of references 11.11.2017)
13. Statistics on the Rosstat data [e-resource]. URL: https://fadm.gov.ru/activity/statistic (date of reference 11.11.2017)
14. Kuznetsova V. N. Sociology of youth. Moscow: Gardariki, 2007.
15. Rostovskaya T. K. Socio-demographic characteristics of Russian youth // The State Counselor. 2015. № 2.
16. Tyurina Yu. A. Higher education as a mechanism for securing youth in the Far Eastern region. Khabarovsk: FENU. 2013.