Научная статья на тему 'РОЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ЕГО РАЗВИТИЯ'

РОЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / АДАПТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кукубаева Асия Хайрушевна, Аубакирова Алия Абаевна, Бердыбекова Нургуль Салимтаевна

В статье рассмотрена роль инклюзивного образования в системе всеобщего образования. Выделены основные подходы к изучению данного вопроса в зарубежной и отечественной науке. Акцентировано внимание на развитие этой формы обучения в Казахстане. Определены основные направления формирования личности детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кукубаева Асия Хайрушевна, Аубакирова Алия Абаевна, Бердыбекова Нургуль Салимтаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ЕГО РАЗВИТИЯ»

УДК 376.4

РОЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ЕГО РАЗВИТИЯ

Кукубаева А.Х., Бердыбекова Н.С., Аубакирова А.А.

Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассмотрена роль инклюзивного образования в системе всеобщего образования. Выделены основные подходы к изучению данного вопроса в зарубежной и отечественной науке. Акцентировано внимание на развитие этой формы обучения в Казахстане. Определены основные направления формирования личности детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, адаптивная образовательная среда, образовательные потребности, специальные образовательные условия, социально-педагогическая адаптация.

В наши дни роль образования высока, как никогда в истории человечества. После того как мы вступили в век информации, ценность образования стала расти непрерывно.

В современном международном сообществе сформировалась новая культурная система, отражающая уважение к различиям между людьми и признающая право человека на индивидуальность в различных сферах общества.

Инклюзивное образование - государственная политика, обеспечивающая непрерывное постоянное совершенствование общего образования, которое должно быть доступно всем без исключения детям (в том числе с особыми образовательными потребностями) и гарантирующая им специальные условия и необходимую социально-психологическую поддержку.

Инклюзивное образование - это образовательный процесс, направленный на устранение барьеров и полное включение всех лиц с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс и их социальную адаптацию.

Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования разработаны на основе международных документов в области прав человека [1].

Развитие инклюзивного образования формируется в направлении, прежде всего, правозащитного подхода. Законодательствомв области образования закреплены права родителей на выбор организации образования с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка[2].

Развитие инклюзивного процесса в каждом государстве проходит по-своему. Принципы государственности, законы построения нормативно-правового поля,

институциональной закономерности построения образовательных организаций влияют на модель развития инклюзивного образования в той или иной стране.

Внедрение практики инклюзивного образования в зарубежных странах осуществлялось на базе достаточно развитой системы специального образования и внедрялось в педагогическую практику.

Изучению психолого-педагогических особенностей данной категории детей посвящены труды педагогов, психологов, дефектологов (KatnickP., TalleyL., LoraineT., WaitoПerF., Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия,

B.В. Лебединский, К.С. Лебединский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева) [3-4].

В исследованиях основополагающими были философские положения о целостности человека как субъекта деятельности (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев,

C.Л. Рубинштейн и др.); труды по социально-педагогической и медицинской реабилитации детей с нарушением здоровья (А.Д. Виноградова, А.Г. Герасимов, Н.Н. Малофеев, Т.Ф. Яркина и др.); работы по развитию детей с отклонениями в развитии (А. Адлер, Л.С. Выготский и др.); психолого-педагогические технологии создания условий для развития детей, требующих специальной коррекции и реабилитации (А.Л. Найн, Л.Г. Гуслякова, В.П. Кащенко и др.); концептуальные модели индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков и др.).

В Казахстане в соответствии с Государственной программой развития образования с 2011 года поэтапно внедряется инклюзивное образование. Основные организационные условия для развития системы инклюзивного образования определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы [5].

В центре внимания казахстанских ученых находятся разные вопросы инклюзивного образования: теоретико-методологические аспекты (Акажанова А.Т., Б.Б. Амрина, Г.С. Беркенова, И.Г. Елисеева, А.Т. Ержанова, А.С. Жандарова, Т.А. Жангазиева, Курбаналиева М.К., Д.В. Лепешев, О.Г. Лепешева, А.Т. Саттыбаева, Р.А. Сулейменова), коррекционно-развивающее обучение (Т.С. Алхатова), управление образованием в дошкольных организациях (А.Т. Искакова), возрастные особенности детей (Е.В. Данильченко, С.Н. Рягин, Тесленко А.Н.), социально-философские подходы (Д.В. Лепешев), перспективы развития (А.М. Ерсалина, Н. Имангалиева, Г. Шугаева) [6].

В Казахстане мы ищем свой путь развития инклюзивного образования, когда требуется ориентация системы образования на разные возможности детей, оказание психолого-педагогической поддержки разной категории обучающихся с учетом потребностей и возможностей.

На пути развития инклюзивного образования имеются определенные трудности, связанные с несовершенством учебных программ; отсутствием специальной подготовки учителей для работы с детьми, имеющими широкий спектр образовательных потребностей; необоснованным отбором детей для совместного обучения со здоровыми детьми и без соответствующих условий для оказания коррекционной поддержки. В системе образования не всегда создаются подходящие условия для развития личности ребенка с учетом современных требований системы образования.

Вместе с тем, в республике активизируется процесс интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные организации, апробируются разнообразные модели и формы взаимодействия специального и массового образования, предпринимаются попытки создания адекватных условий для наиболее полной социальной адаптации и развития личности таких детей.

Активно проводятся международные конференции, научные исследования по изучению инновационных направлений по социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями.

В плане дальнейшего развития инклюзивного образования в Казахстане современная система обучения и воспитания должна будет подстраиваться под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используя новые подходы к обучению, с применением различных вариантов форм, методов обучения и воспитания.

В республике проводится политика, акцентирующая внимание на возросшей роли человеческого капитала, обеспечении равных образовательных возможностей и достижении высоких образовательных стандартов. Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности детей с ограниченными возможностями.

Образование, ориентированное на результат, может решить проблему инклюзивного образования. Это, прежде всего, стремление улучшить качество обучения и его результаты (performance improvement). В процессе обучения должен быть заметен и эффект, отдача от образования.

В этих условиях образования проблему нужно видеть не в ребенке, а в самой системе образования, предполагающей гибкий учебный план и методологию создания условий для включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс.

Основная цель организации адаптивной образовательной среды для детей с особыми ограниченными возможностями заключается в создании педагогических условий, в которых каждый ребенок с особыми потребностями может получить возможность всестороннего проявления личности в учебной деятельности.

Библиографический список

1.Равенство и инклюзивный подход в образовании //Руководство по подготовке, пересмотру и оценке планирования в секторе образования: совместный продукт инициативы Организации Объединенных Наций в области образования и др. международных организаций.- 2010г.

2. Закон Республики Казахстан № 345 от 8 августа 2002 г. «О правах ребенка в Республике Казахстан». http://online.zakon.kz

3.Reindal, Solveig M.Discussinginclusiveeducation: an inquiry into different interpretations and a search for ethical aspects of inclusion using the capabilities approach. //EUROPEAN JOURNAL OF SPECIAL NEEDS EDUCATЮN.Том:31. Выпуск:1. - С. 1-12. Опубликовано:2016.

4.Ефремова Г.И., Ковалева М.А., Бочковская И.А. Анализ состояния инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях

субъектов Российской Федерации. //Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции /под ред. С.В. Алехиной. - М.: МГППУ, 2015. - 528 с.

5.Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы. Астана, 2010. - 52 с.

6.Лепешев Д.В., Дмитриева-Лепешева О.Г. Инклюзивное образование: углубленный курс: Учебник нового поколения для магистрантов. - Алматы: ИП «Salem», 2019. - 416 с.

Кукубаева Асия Хайрушевна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Социально-педагогических дисциплин», Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Бердыбекова Нургуль Салимтаевна, магистр образования, старший преподаватель кафедры «Социально-педагогических дисциплин», Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Аубакирова Алия Абаевна, магистр образования, старший преподаватель кафедры «Социально-педагогических дисциплин», Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

е-шай: КикиЬаеуа_ 2011@mail.ru

Дата поступления статьи: 10.11.2020

© Кукубаева А.Х., Бердыбекова Н.С., Аубакирова А.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.