Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ADDITIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL SPACE / SOCIALIZATION / CAREER GUIDANCE / PERSONALITY / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алхатова Толкын Сериковна, Лепешев Дмитрий Владимирович

В представленной статье автор поднимает проблему развития дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями, через профориентацию работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алхатова Толкын Сериковна, Лепешев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF ADDITIONAL EDUCATION OF SOCIALIZATION AND CAREER GUIDANCE OF TEENAGERS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

In the presented article, the author raises the problem of developing additional education for children with special educational needs, through career guidance work.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

УДК 37.047+376

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Алхатова Т.С. КГУ «ОПМПК» Лепешев Д.В.

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова ( г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В представленной статье автор поднимает проблему развития дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями, через профориентацию работу.

Ключевые слова: дополнительное образование, воспитательное пространство, социализация, профориентация, личность, дети с особыми образовательными потребностями.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF ADDITIONAL EDUCATION OF SOCIALIZATION AND CAREER GUIDANCE OF TEENAGERS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Т. Alkhatova

Municipal state institution "Regional psychological, medical and pedagogical consultation" of the

Department of education of Akmola region, Kokshetau

D. Lepeshev

Abay Myrzakhmetov Kokshetau University, Kokshetau

Abstrakt. In the presented article, the author raises the problem of developing additional education for children with special educational needs, through career guidance work.

Keywords: additional education, educational space, socialization, career guidance, personality, children with special educational needs.

ЕРЕКШЕ Б1Л1М БЕРУ ЦАЖЕТТШШ БАР ЕРЕСЕК БАЛАЛАРДЬЩ ЭЛЕУМЕТТЕНД1РУ ЖЭНЕ КЭС1ПТ1К БАГДАР ЦОСЫМША Б1Л1М БЕРУДЕГ1

МЭСЕЛЕЛЕР МЕН КЕЛЕШЕГ1

Алхатова Т.С.

Акмола облысы бшм баскармасыньщ "Облысты; психологияльщ-медицинальщ-педагогикалы; кецеа" коммуналды; мемлекетпк мекемеа, Кекшетау к.

Лепешев Д.В.

Абай Мырзахметов атындагы Кекшетау университет^ Кекшетау к.

Ацдатпа. Автор усынылган макалада ерекше бшм беру кажеттiлiктерi бар балаларга арналган косымша бiлiм берудi дамыту езектшгш кэсiби багдар беру аркылы кетередь

Туй1н сездер: косымша бiлiм беру, тэрбие кещстш, элеуметтендiру, кэсiптiк багдар, жеке тулга, ерекше бiлiм беру кажеттшп бар балалар.

В научном мире понимается, что Человек - существо биологически социальное, а это значит, что являясь существом созданным природой, индивид становится человеком только в обществе людей. Таким образом, процесс социализации является жизненноважным для каждого человека.

В философии, социологии и психологии социализация рассматривается как совокупность всех социальных процессов. Растущая личность не просто усваивает определенную систему знаний, норм, ценностей, но постоянно стремится быть активным субъектом собственной жизни. Таким образом, социализация - одновременно и процесс и результат взаимодействия индивида в системе социальных отношений, воспроизводство опыта и культуры предшествующих поколений в процессе развития с саморазвития личности. В основном это процесс естественный и неконтролируемый, но он может стать управляемым, если индивид получает помощь со стороны определенных лиц - агентов социализации. В системе образования он может стать социально контролируемым и составлять проблему и задачу воспитания. Основные идеи педагогических концепций воспитания - ориентация на развитие, самореализацию личности в социуме, повышение мотивации детей к саморазвитию.

Социализация подрастающего поколения - одна из проблем в условиях глобализации и важнейших задач современной образовательной системы.

Дополнительное образование - необходимое звено в воспитании личности, в её образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. О необходимости дополнительного образования в школе нет смысла никого убеждать. Чем больше ребёнок сможет усвоить дополнительных знаний, навыков, тем легче ему будет определиться в жизни, в профессии, тем менее он будет уязвим в наше время - время постоянных перемен [1].

Дополнительное образование - феномен и процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, её склонностей, способностей и содействующий её самореализации и культурной адаптации. Содержание дополнительного образования расширяет рамки стандартного общего образования.

Проведенными нами исследования в 1994 году (Крым, Украина, МДЦ «Артек»), 2007 год (Республика Казахстан, РУОЦ «Балдаурен») [3]ярко продемонстрировали проблемное поле по профориентации среди школьников с инвалидностью и ООП и готовностью учрежденийТиППО и ВУЗов работать в данном направлении.

Данное направление имеет положительную динамику. Выпускники общеобразовательных учреждений с ООП в соответствии с законодательной базой страны имеют возможность поступления в колледжи, техникумы и ВУЗы.

Но, проблема состоит в том, что сегодня не сформирована политика ВУЗов и заказ государства на специальности для данной категории абитуриентов.

Дополнительное образование, как мы уже отмечали выше, является стартовой площадкой для получения знаний, социального опыта ребенком с ООП, дает возможность внутренней мотивации в формировании у ребенка с ООП выбора профессии. Желания быть социально адаптированным к жизненным ситуациям.

Одной из важных задач, по нашему мнению, является необходимость исследования проблем дополнительного образования и разработки на ее основе рекомендаций.

Нами изучены организации дополнительного образования по Акмолинской области, которые мы распределили по направлениям деятельности.(Рисунок 1.)

Рисунок 1. Организации дополнительного образования Акмолинской области по направлениям.

На рисунке мы видим, что преобладающим видом деятельности дополнительного образования является художественно-эстетическое направление, в котором работают 39 центров, вторую позицию занимают декоративно-прикладное направление, в котором задействовано 21 организация дополнительного образования, на третьей позиции общественно-гуманитарное направление деятельности 20 организации домов творчества. Развитием физической культуры занимаются всего 7 организаций дополнительного образования.

2,4

(,4

L5

3 3

2 2 2

Рисунок 2. Количество организаций дополнительного образования по Акмолинской области в

разрезе районов.

Реализация Программы «Рухани жацгыру» возлагает большие задачи перед дополнительным образованием, но как показывают промежуточные итоги первого этапа 20172020 года, по проведенному нами мониторингу было выявлено, что основной проблемой остается не достаточная работа по базовому направлению «^асиетп ^азакстан». Данное направление имеет важную и стратегическую основу по сохранению и привитию культурно-исторического наследия у подрастающего поколения казахстанацев, через почитание памятников природного и культурного наследия, светской и культовой архитектуры (мавзолеи), а также места, связанные с

историческими и политическими событиями, имеющими важную ценность в памяти народа Казахстана.

Недостаточно сформирована работа в базовое направление «Туган жер - туган ел» по развитию исторического сознания казахстанского общества, казахстанского патриотизма и национально-духовного единства.

Система дополнительного образования детей - это не предлагаемая ребенку готовая социально-культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности.

Исследуя, условия дополнительного образования мы выявили, что категория детей с особыми образовательными потребностями остаются за пределами кружковых занятий. Им не удается удовлетворить индивидуальные потребности, реализовать творческий потенциал, адаптироваться в современном обществе и иметь возможность полноценной организации свободного времени. А значит, ребенок с особыми образовательными потребностями не может социально реализовать себя, подготовится к освоению профессии, и в результате - у него меньше шансов достичь успехов в будущем.

Нами изучены статистические данные по общему количеству детей с особыми образовательными потребностями школьного возраста по Акмолинской области. (Рисунок 3.) в том числе по назологиям.

Дети от 7 до 18 лет с ОВЗ

0%

2% Я Задержка психического

^^^^^^^^^ развитии

3 ВК

■ Легкой и умеренной отстал а стъю

Рисунок 3. Дети, состоящие на учёте по Акмолинской области на 1.01.2019г. школьного возраста

Из общего количества 4227детей с нарушениями, которые могли бы быть задействованы в дополнительном образовании, лишь 18 детей по области посещают кружки.

Считаем необходимым привлекать к работе кружковой деятельности не перегруженных учителей, а профессионалов, специалистов имеющих практический опыт и умеющих увлечь и повести за собой ребенка [2].

Успешная профессиональная самореализация детей с ООП является закономерным итогом не только освоения академических знаний, но и верно построенной и реализованной коррекционно-развивающей и профориентационной работы через организации дополнительного образования.

Однако наряду с позитивными тенденциями в развитии национальной системы дополнительного образования детей имеется ряд нерешенных проблем:

- усиливается разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, уровнем его кадрового потенциала и задачами новой экономики, развитием потребностей современного общества в целом;

- очень медленно идет процесс совершенствования содержания дополнительного образования детей, расширения спектра образовательных услуг, формирования программ нового поколения [4].

Для совершенствования программного обеспечения необходимо еще многое сделать:

- проведение курсов повышения квалификации для педагогов дополнительного образования по организации планирования работы, педагогических образовательных программ направленных на работу с детьми ООП;

- подготовить нормативно-правовую базу для обеспечения данного процесса (объем нагрузки часов, количество обучающихся в группах и т.д.);

- разработать программы для детей с ООП; корректировка содержания и качества программ для детей старшего школьного возраста, в том числе направленных на их профессиональную подготовку;

- увеличить количество программ по формированию у детей здорового образа жизни, лидерских качеств и включение их в социальное творчество, т.е. создать такие программы, которые были бы интересны и востребованы подростками, готовили их к будущей профессии, развивали их одаренность.

Наступило время, когда учреждениям дополнительного образования пора подумать об определении своего места в развитии профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, создания совместных образовательных проектов и программ для детей с ООП.

Библиографический список

1. Кирст А. Обязательное дополнительное образованиекак возможность воспитания личности с успешным уровнем социализации//Актуальные задачи педагогики: материалыУШМеждународной научной конференции (г.Москва, ноябрь 2017 г.). - М.: Буки-Веди, 2017. - С.195-197.

2. Лепешев Д.В. Современные социально-философские подходы в области инклюзивного образования: международный и казахстанский опыт внедрения. Монография. - Алматы: АПН Казахстана, 2016. - 288 с.

3. Лепешев Д.В. Проблемы процесса динамики социальной адаптации детей и подростков с ОФР //Воспитание школьников. - Алматы, - № 3, 2007. - С. 23-32

4. Лепешев Д.В. Пути развития инклюзивного образования. //Современное образование: Республиканский информационно-аналитический журнал. - Алматы, 2013. - № 3. - С. 17.

Алхатова Толкын Сериковна, руководитель КГУ «Областная психолого-медико-педагогическая консультция» управлении образования Акмолинской области (Республика Казахстан, г.Кокшетау).

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, профессор, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.