Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНКЛЮЗИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ: РОЛЬ ТЬЮТОРА'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНКЛЮЗИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ: РОЛЬ ТЬЮТОРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТЕР / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TUTOR / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / ADDITIONAL EDUCATION / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Вашкарин Владимир Владимирович

В представленной статье авторы актуализируют проблему развития, поддержки, социализации детей с особыми образовательными потребностями, через привлечение их в сеть клубной, кружковой работы дополнительного образования в условиях общеобразовательных учреждений образования и роли тьютора и педагога дополнительного образования, как наставников в данном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Вашкарин Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL EDUCATION AND INCLUSIVE EDUCATIONAL PRACTICES: ROLE OF THE TUTOR

In the presented article, the authors actualize the problem of development, support, socialization of children with special educational needs. The authors see a solution to the problem in attracting them to the network of club, circle work of continuing education in general educational institutions. The tutor and the teacher of additional education are mentors in this process.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНКЛЮЗИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ: РОЛЬ ТЬЮТОРА»

УДК 37.022

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНКЛЮЗИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ПРАКТИКИ: РОЛЬ ТЬЮТОРА

Лепешев Д.В.

Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Вашкарин В.В. ГУ СШ № 4

(г. Кокшетау, Республика Казахстан) ЧУОО ВО «Омская гуманитарная академия» (г. Омск, Российская Федерация)

Аннотация. В представленной статье авторы актуализируют проблему развития, поддержки, социализации детей с особыми образовательными потребностями, через привлечение их в сеть клубной, кружковой работы дополнительного образования в условиях общеобразовательных учреждений образования и роли тьютора и педагога дополнительного образования, как наставников в данном процессе.

Ключевые слова: тьютер, дети с особыми образовательными потребностями, дополнительное образование, инклюзивное образование

ADDITIONAL EDUCATION AND INCLUSIVE EDUCATIONAL PRACTICES: ROLE OF THE

TUTOR

Lepeshev D.V.

Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Republic of Kazakhstan)

Vashkarin V.V.

State School No. 4 (Republic of Kazakhstan) Omsk Humanitarian Academy (RF)

Abstract. In the presented article, the authors actualize the problem of development, support, socialization of children with special educational needs. The authors see a solution to the problem in attracting them to the network of club, circle work of continuing education in general educational institutions. The tutor and the teacher of additional education are mentors in this process.

Keywords: tutor, children with special educational needs, additional education, inclusive education

Современное образовательное пространство активно переживает время модернизации системы и ее содержания в условиях глобального мира. Особое место должно быть уделено поддержке и развитию дополнительного образования, так как за свой столетний исторический период данная уникальная образовательная система доказала педагогическую универсальность и жизненную стойкость. Именно через сеть видов и направлений дополнительного образования начиная с 20-х годов начала XX века по настоящее время выросло большое количество талантливых и одаренных, замечательных людей нашего постсоветского пространства.

В педагогике не утихают споры о возможности и необходимости применения дополнительное образование в инклюзивном образовании детей с особыми образовательными потребностями (в РФ - дети с ОВЗ - прим. автор.).

Современные менеджеры образовательно-воспитательной среды общеобразовательных учреждений образования (директора школ, завучи, методисты) не всегда владеют понятием дополнительного образования его видов, форм и специфики организации данного процесса для детей с особыми образовательными потребностями. Из-за этого фактора, подчас занятия по дополнительному образованию заменяется на факультативные по предметам в целях закрепления изучаемого материала.

Говоря о вида х и направлениях в дополнительном образовании для детей с ООП необходимо отметить, что данная категория ребят может участвовать в декоративно-прикладном направлении, художественно-эстетическом, спортивно-туристическом и т.д.

Уверены, что в каждой школе есть педагоги, которые увлеченные каким либо хобби: оригами, макраме, выжигание, рисование, лепка (изготовление из глины), танцы, пение, игровые спортивные виды, туризм, аквариумистика, уход за птицами и животными и т.д.

По решению администрации учреждения образования желательно для детей с ООП иметь живой уголок, где могли бы разместиться не крупные животные, птицы, аквариумные рыбки. Общение с животными для данной категории детей это элемент зоо-терапии, снятия нервного напряжения, развития внимания, усидчивости и т.д.

В представленной статье авторы актуализируют проблему развития, поддержки, социализации детей с особыми образовательными потребностями, через привлечение их в сеть клубной, кружковой работы дополнительного образования в условиях общеобразовательных учреждений образования и роли тьютора, как образовательного наставника в данном процессе.

В Саламанской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями прописано, что «каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний». В современном педагогическом сообществе для обозначения данного процесса трансформации используют термин «инклюзивное образование» [1].

Термин «инклюзия» образовался от латинского слова «include» - «заключаю, вовлекаю». Таким образом, инклюзивное образование - это не отдельный вид образовательной деятельности, это модификация существующего подхода, основанная на идее, что инвалиды, люди с особыми потреб ностями в современном обществе могут и должны быть вовлечены в социум и обладают такими же потребностями и правами, как и другие члены общества.

По мнению автора Гордон Эд в монографии «Столетия тьюторства: История альтернативного образования в Америке и Западной Европе», тьюторство возникло в британских университетах Оксфорде и Кембридже и тьютор (от англ. Tutor) - это прежде всего «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун» [2, c. 5].

Мы солидарны во мнении с учеными [,3,4,5,6,7,8,9], что современное инклюзивное образование предполагает, что в обычной школе, в идеале, в одном классе могут и должны учиться как обычные дети, так и дети, имеющие какие-то особенности физического или психического развития. Такой подход учит детей тому, что все люди разные, каждый человек особенный и уникальный и необходимо уметь принимать особенности окружающих.

Самое важное в профессии тьютора - уметь сопереживать, быть чутким и отзывчивым, понимать все сложности, с которыми приходится сталкиваться детям с особенностями в развитии в школе. Тьютор считается педагогической профессией, однако для этого специалиста важны познания в психологии, дефектологии, а также коррекционной педагогике.

Тьютор сопровождает ребенка на занятия, помогает ему освоиться на занятии, помогает ему акцентировать внимание на важных для обучения вещах, тьютор может пояснять требования педагога, обучать основам работы в команде с другими детьми. Цель работы тьютора - чтобы ребенок с особенностями в развитии освоился в классе, выстроил свою стратегию поведения, научился взаимодействовать с одноклассниками и учителями, то есть чувствовал себя уверенно в классе, был частью коллектива и мог полноценно учиться как любой другой ребенок. Для этого тьютор видоизменяет среду, делает ее комфортной для ребенка.

По мнению ученого Т.М. Ковалевой [10], выделяет и различает четыре основные модели деятельности тьютора:

1. Модель «эксперт»: дети, которые имеют проблемы, направляются учителями-предметниками к специалистам, например, к психологу, консультанту по конфиденциальным вопросам, учителю-доктору.

2. Модель «тьютор»: каждый ученик в течение периода обучения в школе имеет своего опекуна. Тьютору не обязательно преподавать в классе, где учится его подопечный, он может опекать несколько десятков учеников из разных классов.

3. Модель «классный тьютор»: каждый класс имеет своего тьютора, который отвечает как за весь класс целиком, так и за каждого ребенка в отдельности. Классный тьютор проводит уроки в своем классе, регулярно проводит беседы, сотрудничает с родителями и учителями.

4. Модель «секционно-групповая»: классы получают поддержку группы учителей. Учеба и педагогическая поддержка интегрированы в учебный процесс, а все учителя несут ответственность за решение личностных проблем школьников.

Мы считаем, что в процессе сопровождения ребенка с особыми образовательными проблемами при обучении в дополнительном образовании тьютор должен обладать:

СПОСОБНОСТИ И НАВЫКИ

МОТИВАЦИЯ: ИНТЕРЕСЫ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ

- коммуникативные навыки: четкая и понятная речь, поставленный голос, умение четко и грамотно выражать свои мысли в устной форме;

- научно-исследовательские навыки: умение проводить исследования, ставить эксперименты, собирать данные и анализировать динамику развития ребенка;

- обладать навыками контроля ситуации: умение постоянно держать ситуацию под контролем, и своевременно реагировать на возникающие проблемы у ребенка;

- социальная адекватная восприимчивость к ситуации: навыки восприятия эмоциональной реакции других людей и умение определить причину такой реакции, принятия правильного решения для позитивного решения проблемы;

- активное слушание: обладание навыком концентрироваться на том, что говорит собеседник, вычленять полезную информацию, делать выводы, подводить итог беседы и результаты для дальнейших действий;

- преподавание: обладать навыками обучения разных групп как детей, так и взрослых; умение доходчиво донести и объяснить даже сложную, специализированную информацию;

- решение организационных педагогических процессов: умение правильно определять цель и ставить задачи, описывать желаемый результат образовательно-воспитательного процесса для воспитанника;

- обладать желанием и навыками работы и взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные физические и/или психические возможности._

- качественное восприятие проблем: способность вовремя обнаружить проблему или ее спрогнозировать, когда что-то не так или, скорее всего, пойдет не так. Это не предполагает решение проблемы, только обнаружение проблемы;

- стрессоустойчивость: способность быть готовым морально и психологически адекватно переносить стресс, не "терять голову" в стрессовых ситуациях;

- высокая степень ответственности: направленная на способность отвечать за результат своих действий и поступков;

- внимательность к деталям: способность концентрироваться на деталях при выполнении задач;

- творческий подход и изобретательность: способность быстро находить решения в самых разных жизненных ситуациях с помощью нестандартных методов и приемов направленных на положительное достижение поставленных воспитательно-образовательных задач;

- гибкость и логичность мышления: способность оперировать несколькими правилами одновременно, комбинировать их, выводить наиболее актуальную модель поведения.

Тьюторы взаимодействуют с детьми с ограниченными возможностями, поэтому они должны не только контролировать образовательный процесс, но и оказывать физическую помощь,

например, помогать передвигаться, разговаривать с подопечным при помощи языка жестов или с использованием специальной аппаратуры. Главная его задача - поддерживать стремление к учебе и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт с ровесниками. Благодаря тьюторам из детей попавших в сложную жизненную ситуацию вырастают умные, смышленые и независимые люди обладающие навыками общения, творческого потенциала.

Например, если ребенок плохо видит, слышит, нуждается в физической помощи из-за ДЦП или перенесенной травмы, то это отнюдь не значит, что он отстал в развитии и у него интеллектуальные проблемы. Такие дети могут учиться в обычных школах вместе со здоровыми ровесниками, но им нужен наставник, который поможет адаптироваться, приучит к самостоятельности.

Учитель-тьютор выполняет благородную миссию, показывая своим примером, как нужно относиться к данной категории детей. Здоровые дети перестанут прятаться от чужих проблем, научатся помогать людям с ограниченными физическими возможностями, а имеющие недуг смогут понять для себя: они не одиноки и вполне могут самостоятельно выжить в этом мире.

Тьютор - кто это, какими качествами, навыками и знаниями должен обладать такой специалист? По мнению Н.А. Костина [11, с.36], нужно понимать, что куратором может стать лишь человек, желающий помогать другим. Многим учителям свойственна раздражительность, властность по отношению к детям, тьютор такое поведение себе позволить не может, потому что в большинстве случаев работает с особенными подопечными, да и к здоровым ребятам он должен относиться по-дружески, а не смотреть на них свысока. Безусловно, кураторы должны владеть педагогическими методиками, уметь планировать учебный процесс. Если специалист работает в инклюзивной школе или детском саду, значит, он должен иметь знания в области коррекционной педагогики.

Сегодня многие спорят, надо ли вводить в образовательный процесс должность тьютора, ведь это тот же преподаватель, только он ориентирован не на группу учеников, а на конкретную личность. Безусловно, кураторы нужны, ведь они не только учителя, но и психологи, которые сопровождают, контролируют, адаптируют и помогают ребенку. Благодаря таким специалистам дети могут еще в детстве определиться с направлением исследовательской и творческой деятельности, со своими предпочтениями. Тьютор организовывает подопечному комфортные условия для обучения и развития. Благодаря внедрению в систему образования таких специалистов можно кардинально изменить образовательный процесс [12,с. 51].

По нашему мнению, тьютор должен хорошо знать своего подопечного, его желания и предпочтения, то чем ему нравится заниматься в свободное время. Исходя из этого, тьютор может предложить ребенку участвовать в кружке организованном в учреждении образования.

Процесс взаимодействия тьютора и педагога дополнительного образования должен быть выстроен на взаимном педагогическом интересе помочь в развитии ребенка с ООП. Зная возможности ребенка тьютер должен дать развернутую характеристику своего воспитанника, чтобы педагог дополнительного образования мог определиться с векторами развития творческого потенциала ребенка и видом работ (изготовления изделий и тд.).

Планирование работы педагога дополнительного образования обязательно проходит при участии тьютера, так как каждого ребенка с ООП необходимо психологически настроить на работу и её результат, заинтересовать.

Педагог дополнительного образования должен разработать индивидуальную программу развития ребенка с учетом рекомендаций психолога, педагога-дефектолога, педагога-логопеда. Особое внимание в программе должно учитываться на время обучения конкретного ребенка от его состояния здоровья. Обычно занятия детей с ООП начинаются от 10 - 15 минут и в зависимости от желания, заинтересованности и возможности ребенка могут увеличиваться.

Каждое занятие должно быть предварительно подготовлено и оговорено с тьютером, чтобы он (тьютор), мог настроить ребенка и в процессе работы знал, где и как он может сопровождать его выполнение.

Педагог дополнительного образования должен подготовить все необходимые материалы для работы, обратить внимание на технику безопасности.

По итогам каждого занятия ребенок с ООП должен получить словесное одобрение и поддержку от педагогов, чтобы не угасал его интерес к процессу.

Сегодня происходит активное развитие профессии. Многие родители ищут для своих детей тьюторов, которые бы помогали детям с посещением занятий и адаптацией к школе. Частный сектор рынка труда тьюторов развивается очень активно, так как такие специалисты востребованы в обществе.

Библиографический список

1. Гретинская Е.О. Тьюторство в России как новая модель образования: становление и развитие. [Электронный ресурс]. Режим доступа: WWW.OS.X-PDF.RU Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации

2. Гордон Эд. Столетия тьюторства: История альтернативного образования в Америке и Западной Европе. /Гордон Эд., Гордон Эл. - Ижевск: ERGO, 2008. - 351 с.

3. Сироткин С.Ф. Психоаналитическое о вопросах образования. Монография. - Ижевск: ERGO. 2014. - 100 с.

4. Гордон Э., Морган Р., О'Мэлли Ч., Понтиселл Дж. Революция в тьюторстве. Монография. - Ижевск: ERGO, 2010. - 332 с.

5. Сироткин С.Ф., Чиркова И.Н. Тьюторство: самоопределение в контексте современности. Монография. - Ижевск: ERGO, 2011. - 164 с.

6. Горштейн П.И. Задания с параметрами. /П.И. Горштейн, В. Б. Полонский, М.С. Якир. -М: Илекса, 2003, - 336 с.

7. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в середине столетия. /Ж. Ле Гофф. - Долгопрудный: «Аурика», 1997. - 214 с.

8. Долгоруков А.М. Практическое пособие для тьютора системы «Открытого образования» на основе дистанционных технологий. /А.М. Долгоруков. - М: ЦИТО, 2002. - 42 с.

9. Ковалева Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1учебно-методическое пособие. /Т.М. Ковалева. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 54 с.

10. Ковалева Т.М. Введение в тьюторство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mioo.ru/ (дата обращения 27.03.2015 г.).

11. Костина Н.А. Тьютор как сопровождающий развитие педагогов. /Н.А. Костина. -Сибирский учитель. - 2006. - № 1. - С. 34-38.

12. Попов А.А. Тьюторство как педагогическая система культурного самоопределения. /А.А. Попов. - Томск, 1996. - C. 49-57.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, профессор, академик АПНК, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Вашкарин Владимир Владимирович, тьютор, ГУ СШ № 4 (Республика Казахстан, г. Кокшетау), студент 3 курса кафедры Педагогики и психологии, ЧУОО ВО «Омская гуманитарная академия» (Российская Федерация, г. Омск).

Lepeshev D.V., candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Republic of Kazakhstan).

Vashkarin V.V., tutor, State School No. 4 of Kokshetau, 3rd year student of the Department of Pedagogy and Psychology of the Omsk Humanitarian Academy (RF).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.