УДК 373
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМ ПО ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В
ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Лепешев Д.В.
Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Вашкарин В.В.
ГУ СШ № 4
(г. Кокшетау, Республика Казахстан) ЧУОО ВО «Омская гуманитарная академия» (г. Омск, Российская Федерация)
Аннотация. Статья раскрывает основные проблемы в системе поддержки одаренности и творческого потенциала детей с особыми педагогическими потребностями в дополнительном образовании.
В статье авторский коллектив не только показывает направления и проблемное социально-педагогическое поле, но также предлагает свое виденье решение проблемы.
Ключевые слова: тьютер, дети с особыми образовательными потребностями, дополнительное образование, инклюзивное образование.
Актуальность проблемного поля представленной статьи определена имеющимися в современной научно-педагогической литературе об имеющихся тенденциях по развитию инклюзивного образования. Авторы публикаций делают упор на развитие и обучение детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ - РФ, прим. авторов). Но, к нашему сожалению в современном педагогическом сообществе тема развития и поддержки одаренности детей с ООП, через кружковую работу рассматривается редко. Основная часть статей представляет собой анализ педагогов дополнительного образования и робкие шаги по описанию работы и результатов работы с детьми с ООП. Хотелось бы отметить, что данная ситуация имеется во всех странах постсоветского пространства, так опыт работы в данном направлении есть, а вот научной базы еще нет, так как идет процесс формирования.
Особое внимание хотелось бы обратить на современные тенденции в решении проблемы социализации одаренности детей с ООП, через развитие творческих способностей в дополнительном образовании.
Проблема понятия одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности с одной стороны, и неприятие, непонимание окружающих нестандартности поведения отдельных личностей с другой. Таким образом, получается, что имея конкурентное преимущество одаренным способным детям сложно адаптироваться в социуме в условиях неопределенности современной окружающей среды [1].
На основе научного системного анализа сложившейся ситуации, авторы определяют не только проблемное поле, но также и перспективные горизонты решения социально-педагогических рисков времени.
Социализация детей с ООП и ее проблемы в современных образовательных организациях образования.
Всем известно, что своевременная и успешная социализация ребенка предупреждает развитие девиантного поведения, купирует психологические проблемы в общении с людьми,
способствует самореализации будущих граждан. В ходе социализации дети усваивают основные черты поведения в обществе. Именно организации образования являются социальным институтом, где учащиеся приобретают знания, умения, навыки [2].
Школьный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.
Тригер Р.Д. [3] считает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, необходимо проводить их социальную адаптацию в условиях интеграции.
Считаем необходимым обратить внимание всех педагогических работников системы образования на качественную подготовку специалистов с данной категорией детей. В данной сфере должны работать профессионалы: люди уверенные в результате своей деятельности, обладающие высоким уровнем внутренней мотивации по самоорганизации личного профессионального роста, готовые к рискам, внезапным изменениям условий и ситуаций. А также готовых принимать любой результат ребенка с ООП, как результат и делать анализ поражений, неудач и побед. Такой педагог станет активным агентом социализации именно для данной категории детей - образцом для подражания и стремления преодолевать трудности и быть успешным.
Создание условий для формирования воспитательно - образовательной среды с целью поддержки в развитии детей с ООП
Каждое образовательное учреждение и его руководители должны профессионально понимать, что для данной категории детей основным фактором в его развитии и положительного результата является непосредственно процесс воспитания, который является основным для внутренней мотивации к процессу обучения. Педагогический коллектив должен создать положительную воспитательно-образовательную среду для ребенка с ООП [4]. Мы считаем, что девизом учреждения образования, где имеются ученики с ООП, должно стать - через использование разнообразных форм, методов воспитания к положительному результату обучения и социальному успеху.
Социально-педагогическая модель, как фактор положительной динамики развития для детей с ООП.
Считаем, что в организациях образования должна быть разработана социально-педагогическая модель, как фактор создания условий для положительной динамики поддержки, развития внутренней мотивации детей с ООП в творческом самоопределении [5]. Звеньями взаимодействия рациональных, профессиональных действий по нашему мнению, должны стать механизмы взаимодействия:
- администрация учреждения (индикаторы - подготовка, контроль и исполнение нормативных актов учреждения всеми участниками воспитательно-образовательного процесса; подбор профессиональных кадров для работы с детьми с ООП; создание условий социального успеха для педагогических работников обеспечивающих процесс работы с детьми ООП; создание условий для внутренней мотивации по повышению квалификации и профессионального роста педагогов; поощрение за результаты работы; постоянное взаимодействие со всеми педагогическими работниками и поддержка родителей детей с ООП);
- тьютор (индикаторы - социально-психологическое и педагогическое сопровождение ребенка с ООП, согласованное взаимодействие с педагогическими работниками всех структур по достижению результатов единого воспитательно-образовательного процесса для развития ребенка с ООП, консультирование родителей);
- педагог дополнительного образования (индикаторы - создание положительной здоровьесберегающей, психологической поддержки в воспитательно-образовательной среде, которая должна быть направлена на внутреннюю мотивацию ребенка с ООП к развитию своих
внутренних природных резервов и одаренности, консультирование с педагогом-психологом, взаимодействие и привлечение родителей к интересам ребенка для его поощрения в развитии);
- родители (индикаторы - здоровьесберагающие мероприятия, психологический комфорт для ребенка, консультирование с участниками педагогического процесса);
- ребенок с ООП (индикаторы - уверенность в своих способностях, психологический комфорт, новые положительные социальные навыки, признание ровесниками и взрослыми, желание жить и быть счастливым, приносить пользу обществу).
Социально-педагогическая поддержка детей с ООП в процессе участия в кружковой деятельности
Социально-педагогическая поддержка сегодня в современном образовании представляет собой деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности. В структуре социально-педагогической поддержки можно выделить: социальную, психологическую и педагогическую составляющие [6].
Социально-педагогическое сопровождение ребенка тьютором - это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребенку с ООП понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего. Данный процесс не может быть сопровождением вообще, так как это не пассивный процесс следования за развитием ребенка и он должно иметь четко выраженные психолого-педагогические цели.
Мы считаем, что именно дополнительное образование как процесс непрерывный имеет наиболее благоприятную позицию в отношении раскрытия одарённости детей с ООП, так как не имеет фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходит из одной стадии в другую [7]. Индивидуально-личностная основа деятельности педагога дополнительного образования позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одарённости ребенка в широком спектре его индивидуальности.
Современные проблемы формирования психолого-педагогического осмысления при разработке индивидуального образовательного маршрута педагогами дополнительного образования в консолидации с тьютером для детей с ООП, через развития творческой, одаренной личности по средствам участия в работе кружков, секций, студий.
Нами понимается, что сегодня остается актуальной проблема формирования психолого-педагогического осмысления при разработке индивидуального образовательного маршрута педагогами дополнительного образования в консолидации с тьютером для детей с ООП.
Проблема заключается в том, что еще не пришло осознание позитивного влияния на развитие детей с ООП, через создание условий для дополнительного развития творческой, одаренной личности по средствам участия ребенка в работе кружков, секций, студий.
Также, отмечаем, что сегодня педагоги дополнительного образования не обладают достаточными знаниями коррекционной дидактики, не имеют в арсенале нормативных документов, методических рекомендаций по организации проведения занятий с данной категорией детей по степени состояния здоровья.
Выводы. Исходя из представленного проблемного поля современных проблем, считаем необходимым определить следующие научные приоритеты развития научных исследований, которые будут способствовать их решению:
- исследовать современные проблемы дидактических приемов коррекционной дидактики в условиях организации дополнительного образования;
- педагогам дополнительного образования взаимодействовать с тьютером при разработке индивидуального образовательного маршрута для детей с ООП;
- руководителям организаций образования обратить внимание на механизмы взаимодействия социально-педагогической модели как фактора положительной динамики развития для детей с ООП.
Сегодня в научном сообществе сформировалось представление - одаренный ребенок не просто опережает сверстников по ряду параметров развития - это ребенок, качественно отличающийся от своих сверстников. Он не «лучше» и не «хуже» сверстников, но он качественно иной «другой». Одаренность существует лишь в постоянном движении и развитии она не терпит застоя и самоудовлетворенности [9].
Библиографический список
1. Джагалинова Н.С. Проект моделирования развивающей среды для детей с ООП (одаренные дети) в условиях дополнительного образования "Чудеса в тебе..." [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/proiekt-modielirovaniia-razvivaiushchiei-sriedy-dlia-dietiei-s-oop-od
2. Карпова И.В. Социализация детей с ООП в условиях общеобразовательной школы [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/index.php/blog/
3. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПБ.: Питер, 2008. - 231 с.
4. Лепешев Д.В. Современное проектирование индивидуальной программы обучения для учащихся с особыми образовательными потребностями. //Вестник АПНК № 3 (май-июнь), 2016. -С.79-84 (в соавторстве Дмитриева - Лепешева О.Г., Иванкова Н.В.)
5. Дмитриева - Лепешева О.Г. Внедрение инклюзивных практик обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы. Автореф. маг. дисс. - Кокшетау, 2020. - 189 с.
6. Селиверстова Т.Ю. Социально-педагогическое сопровождение детей с ООП [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
7. Лепешев Д.В. Дополнительное образование и инклюзивные образовательные практики. //Наука и реальность. № 3. - Омск, 2020. С. 4-8.
8. Кушнарева Н.С. Социализация детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы [Электронный ресурс] https://урок.рф/library/
9. Лепешев Д.В. Особенности социально-педагогической работы с одаренными детьми в Российской Федерации и Республике Казахстан. //ВЕСТНИК Костромского Государственного Университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. Т. 26. № 1, 2020. - С. 29 - 35 (в соавторстве Грушецкая И.Н., Щербинина О.С.)
Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, профессор, академик АПНК, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9899-2831
е-mail: [email protected]
Вашкарин Владимир Владимирович, педагог - ассистент, ГУ СШ № 4 (Республика Казахстан, г. Кокшетау), студент 4 курса кафедры Педагогики и психологии, ЧУОО ВО «Омская гуманитарная академия» (Российская Федерация, г. Омск).
е-mail: vladimir_v1988@ mail.ru
Lepeshev D.V., candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Republic of Kazakhstan).
Vashkarin V.V., tutor, State School No. 4 of Kokshetau, 4rd year student of the Department of Pedagogy and Psychology of the Omsk Humanitarian Academy (RF).
Дата поступления статьи: 22.08.2020
© Д.В. Лепешев, В.В. Вашкарин