DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-29-35 УДК 376.545
Грушецкая Ирина Николаевна
Костромской государственный университет Щербинина Ольга Станиславовна
Костромской государственный университет Лепешев Дмитрий Владимирович
Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-013-00656
Современные российские наработки науки и практики в области сопровождения одаренных детей имеют огромную ценность для грамотной организации образовательного процесса с данной категорией как потенциальной интеллектуальной элитой страны. Наряду с этим важно проводить сравнение российского опыта и опыта других стран для определения возможных точек дальнейшего роста. В статье представлены результаты сравнительного анализа опыта социально-педагогической работы с одаренными детьми в России и Республике Казахстан, которая накопила серьезный опыт работы с данной нестандартной категорией детей за годы постсоветского существования. Цель исследования: выявить особенности социально-педагогической работы с одаренными детьми в Российской Федерации и Казахстане. В ходе эмпирического исследования проведено анкетирование педагогов общеобразовательных организаций РФ (n = 132), педагогов организаций дополнительного образования (n = 66), педагогов и специалистов ОЦ «Сириус» города Сочи (n = 27); образовательных организаций Казахстана (n = 200). Опрос педагогов и специалистов образовательных организаций проводился в 2018 и 2019 гг. Выявленные особенности социально-педагогической работы с одаренными детьми в Российской Федерации и Казахстане могут быть учтены при организации данного направления деятельности и позволят повысить эффективность социально-педагогического сопровождения одаренных школьников.
Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, социальное развитие, социально-педагогическая работа, общеобразовательная организация, организация дополнительного образования.
Информация об авторах: Грушецкая Ирина Николаевна, ORCID 0000-0001-8361-7513, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия.
E-mail: [email protected]
Щербинина Ольга Станиславовна, ORCID 0000-0001-8203-0489, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия.
E-mail: [email protected]
Лепешев Дмитрий Владимирович, ORCID 0000-0002-9899-2831, кандидат педагогических наук, профессор, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова, г. Кокшетау, Казахстан.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 25.11.2019.
Для цитирования: Грушецкая И.Н., Щербинина О.С., Лепешев Д.А. Особенности социально-педагогической работы с одаренными детьми в Российской Федерации и Республике Казахстан // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 29-35. DOI 10.34216/20731426-2020-26-1-29-35.
Irina N. Grushetskaya
Kostroma State University
Ol'ga S. Shcherbinina
Kostroma State University
Dmitriy V. Lepeshyov
Myrzakhmetov Kokchetav University, Kazakhstan
FEATURES OF SOCIAL AND PEDAGOGIC WORK WITH GIFTED CHILDREN IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
The study was funded by the RFBR, project № 20-013-00656
In science and practice, there is an increased interest in considering the organisation of work with gifted children. Serious attention is paid to the identification of gifted and talented children and the content of the work on the development of their abilities at different levels of education. Many countries have accumulated their own unique experience in working with such a non-standard category. It is interesting to compare the content and features of social and pedagogical work with gifted children in Russia and in the former republics of the Soviet Union. The Republic of Kazakhstan over the years ofpost-Soviet existence has accumulated serious experience with this non-standard categories of children, both in school and additional education. This circumstance allowed us to conduct a comparative analysis of the experience of socio-pedagogic work with gifted pupils in Russia and Kazakhstan and try to identify the features of socio-pedagogic work with gifted pupils in this direction. In the course of the empirical study, a survey was conducted ofpedagogues of General education organisations of the Russian Federation (n=132), pedagogues of additional education organisations (n=66), pedagogues and specialists of
© Грушецкая И.Н., Щербинина О.С., Лепешев Д.В., 2020
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
29
SIRIUS educational centre in Sochi (n=27); educational organisations of Kazakhstan (n=200). On the basis of the conducted research we have identified the features of social and pedagogic work with gifted children in educational institutions of various types in the territory of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan.
Keywords: giftedness, gifted child, social development, social and pedagogic work, school, organisation of additional education.
Information about the author: Irina N. Grushetskaya, ORCID 0000-0001-8361-7513, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Kostroma State University, Kostroma, Russia.
E-mail: [email protected]
Ol'ga S. Shcherbinina, ORCID 0000-0001-8203-0489, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Kostroma State University, Kostroma, Russia.
E-mail: [email protected].
Dmitriy V. Lepeshyov, ORCID 0000-0002-9899-2831, Candidate of Pedagogic Sciences, Professor, Myrzakhmetov Kokchetav University, Kazakhstan.
E-mail: [email protected]
Article received: November 25, 2019.
For citation: Grushetskaya I.N., Shcherbinina O.S., Lepeshyov D.A. Features of social and pedagogic work with gifted children in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 1, pp. 29-35 (In Russ.). DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-29-35.
Проблема одаренности привлекает внимание многих исследователей в области педагогики и психологии как в России, так и за рубежом. Теоретико-методологические вопросы изучения и развития одаренности детей представлены в работах ряда отечественных авторов, среди них: Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А. А. Мелик-Пашаев, В.И. Панов, А.И. Савенков, М.А. Холодная, В.Д. Шадри-ков, В.С. Юркевич и др. [Богоявленская: 4; Панов: 132; Юркевич: 29].
Работа с одаренными и талантливыми детьми поддерживается в нашей стране на законодательном уровне. Так, в перечне федеральных документов нашей страны Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Указ Президента РФ № р-827 от 3 апреля 2012 г.), Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития», Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 гг. (утв. Правительством РФ 27.05.2015 № 3274п-П8) и др.
В последние годы в России успешно работают специализированные центры по работе с одаренными детьми, которые не только предоставляют возможности для их развития, но и становятся местом, аккумулирующим современный передовой опыт с данной категорией школьников.
Одним из ведущих учреждений дополнительного образования, работающих с одаренными детьми, является Всероссийский образовательный центр для одаренных детей «Сириус» (г. Сочи).
Научная и практическая работа с одаренными детьми активно ведется в ряде бывших союзных республик. Так, в Республике Казахстан (РК) более чем за двадцать лет автономного существования накоплен интересный, самобытный опыт работы с одаренными детьми. Среди исследователей республики, рассматривающих вопросы одаренности,
известны труды УБ. Жексенбаевой, К.К. Жампе-исовой, Н.Д. Ивановой, С.И. Лактионовой [Лепе-шев, Караулова: 139].
Среди законодательных актов РК по развитию и поддержке одаренных детей можно выделить: Распоряжение Президента «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей» (1996 г.); Постановление Правительства РК № 256 от 24 марта 1998 года «Об открытии научно-образовательного учреждения - Республиканского научно-практического центра "Дарын" при Министерстве образования и науки» и др.
Акцент в образовании Казахстана делается на модели 4К: развитие креативности, критического мышления, навыков общения и командной работы.
В республике есть значительный опыт работы с одаренными детьми. Талантливые дети - национальный интеллектуальный потенциал. Республиканский научно-технический центр «Дарын» работает в республике уже несколько лет. Именно через эту национальную организацию дети Казахстана имеют возможность продемонстрировать свои знания и представить страну на международных соревнованиях.
Республиканский центр «Дарын» представлен рядом лабораторий, среди них - лаборатория одаренности школьников младшего и среднего возраста», целью деятельности лаборатории является создание условий для развития интереса школьников к различным видам наук, формирование знаний, умений и навыков по исследовательской, творческой деятельности младших школьников и подростков, развитие духовной и творческой личности, формирование общеказахстанской идентичности и единства, осуществление научно-методического обеспечения психологической поддержки одаренных детей и молодежи [Концепция: 5].
Характеризуя опыт работы Казахстана с одаренными детьми, важно назвать Республиканский учебно-оздоровительный центр «Балдаурен», который круглогодично реализует образовательно-оздоровительную деятельность более 16 лет.
30
Вестник КГУ 2020
На 20-дневную смену приезжают 288 участников и победителей международных, республиканских и областных олимпиад и конкурсов по истории и географии, казахскому, русскому, английскому языкам, победители проектов по программе «Руха-ни жацгыру», лауреаты и дипломанты творческих конкурсов.
Республиканский Центр «Балдаурен» представлен несколькими комплексами: образовательным, воспитательным, физкультурно-оздоровительным и другими.
Осуществляя образовательную деятельность, педагоги объединяются в методические объединения - учителей математики, физики, информатики; учителей естественно-научных дисциплин; учителей казахского языка и литературы; учителей русского и иностранных языков; учителей физической культуры. В образовательном комплексе реализуются научно-педагогические проекты. Одним из ярких примеров таких проектов может стать «Национальная детская академия юных исследователей Казахстана», ориентированная на поддержку талантливых и одаренных детей общеобразовательных школ, развитие системы дистанционного образования и сопровождение юных исследователей по освоению учебных предметов в связи с переходом на 12-летнюю систему образования.
Ведущей задачей образовательного комплекса является создание позитивных условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление конкурентоспособной личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики. В каждой смене проходят обучение не менее 288 учащихся, представляющих всю республику Казахстан. Участники смены распределяются по 14 учебным классам-комплектам.
Воспитательный комплекс обеспечивает разработку и проведение тематических смен для детей и подростков, функционирование отдела методического обеспечения и контроля. Сотрудниками отдела разрабатываются программы и содержание лагерных смен. Основной миссией в работе воспитательного комплекса является создание творческой атмосферы, морально-психологического климата, доброжелательности, всего, что способствует развитию личности каждого воспитанника, формированию его активной жизненной позиции, формированию детского временного объединения в целом. Ежегодно меняется тематика смен, но суть остается единой: формирование знания истории, традиций, обычаев, языка, культуры, тем самым - воспитание чувства самоидентичности; приобщение к сокровищам народной культуры, формирование национального самосознания.
В рамках работы физкультурно-туристского комплекса обеспечивается реализация программы
физического воспитания Республики Казахстан с использованием эффективных для центра воспитательно-образовательных и оздоровительных программ. Приоритетными задачами функционирования комплекса являются: укрепление здоровья, создание условий для занятий физической культурой, спортом и туризмом и другие.
Россия и Казахстан имеют уникальный опыт организации социально-педагогической работы с одаренными детьми, который может быть проанализирован и сопоставлен для изучения и выявления форм и методов, а также особенностей работы с одаренными детьми на территории этих двух стран [Захарова Ж. А., Грушецкая И.Н., Щербинина О С.: 39].
На сегодняшний день многие дети в дошкольном и младшем школьном возрасте способны проявить незаурядные способности, но, взрослея, сталкиваясь с рядом трудностей, подросткам и старшим школьникам легче приспособиться под нормирование системы образования, чем проявить свою неординарность [Леутина: 154; Смирнов, Хазова: 40]. По мнению казахского исследователя Р.Р. Шаяхметовой, «... примерно пятая часть детей в школьном возрасте может быть отнесена к одаренным детям, но всего лишь 3-5 % реализуют себя впоследствии как одаренные» [Концепция выявления: 8]. Анализ работ и наши исследования подтверждают факт того, что при наличии способностей и талантов одаренные дети имеют нестабильную самооценку, сталкиваются с непониманием со стороны родителей, сверстников, педагогов, сталкиваются с рядом трудностей, в связи с чем нуждаются в поддержке и сопровождении [Гру-шецкая, Щербинина: 139; Are high-IQ: 37].
Общность подходов и заинтересованность работы с такой нестандартной категорией, как одаренные дети, демонстрируется в наличии ряда программных документов, функционировании крупных центров по работе с одаренными детьми, расширенной сети учреждений дополнительного образования на территории двух стран.
Для выявления и изучения особенностей социально-педагогической работы с одаренными детьми России и Казахстана нами было проведено анкетирование педагогов образовательных организаций в 2018-19 гг.
В России выборку составили педагоги общеобразовательных организаций (n = 132) и организаций дополнительного образования (n = 66) Костромской и Курской, Ярославской областей, в Казахстане - педагоги образовательных организаций городов Кокшетау, Щучинска, Атбасара, Нур-Султана, Караганды (n = 200).
Проанализировав результаты опроса педагогов, нами выявлено, что во многом опыт работы России и Казахстана сосредоточен на развитии способностей одаренных детей и организации работы с ними
■ Россия Казахстан
Рис. 1. Качества, отличающие одаренных детей (сопоставление данных)
I Россия Казахстан
62
54
Л
61 59 52 56
I52
I ■ I ■
Регулярная Продвижение Помощь в Помощь в Помощь в уст.
диагностика таланта самоопределении социальном позит.
одаренных детей одаренного развитии взаимоотношений
ребенка
Рис. 2. Приоритетные направления работы с одаренными детьми
на разных возрастных этапах (дошкольники, младшие школьники, подростки, молодежь) и разных типах образовательных организаций (дошкольное образование, общее образование, дополнительное образование, профессиональное образование).
Мнение педагогов России и Казахстана об особенностях одаренных детей во многом схожи. Так, одаренных отличают широкая эрудиция (62 % -Россия, 63 % - Казахстан), высокая успеваемость (58 % и 61 % соответственно), быстрота выполнения учебных заданий (41 % и 44 % соответственно). При этом педагоги нашей страны считают, что одаренные школьники более склонны к конфликтности (15 %), чем педагоги из Казахстана (3 %) (рис. 1).
В качестве приоритетных направлений работы с одаренными детьми педагоги России выделяют продвижение таланта одаренного ребенка (82 %), помощь в самоопределении (59 %), регулярную диагностику (54 %).
Педагоги Казахстана примерно равно оценивают значимость всех направлений деятельности с одаренными школьниками (50 % - 60 % в каждом направлении от числа опрошенных педагогов), но
при этом помощь одаренным в установлении позитивных взаимоотношений отметили только 20 % от числа опрошенных педагогов (рис. 2.). Это говорит о низкой значимости данной задачи в работе с одаренными детьми. Тогда как по результатам многочисленных исследований именно взаимоотношения со сверстниками являются одной из ведущих проблем в социальном развитии одаренных [Юр-кевич: 32].
В образовательных организациях России и Казахстана существуют специальные программы или разделы программ по социально-педагогической работе с одаренными детьми или сопровождении одаренных детей.
По мнению педагогов России и Республики Казахстан, эффективность социально-педагогической работы с одаренными детьми может заключаться в ряде показателей. Так, российские педагоги высоко оценивают образовательные результаты детей (74 %), участие и победы одаренных в конкурсах и олимпиадах, умение детей общаться друг с другом (мнение 68 % от общего числа опрошенных российских педагогов), работать в парах и решать конфликты (60 % и 57 % соответственно).
Вестник КГУ Л 2020
32
I Россия Казахстан
¿Р
О -ЯЛ О1 ъ ¿у
Рис. 3. Результаты социально-педагогической работы с одаренными детьми
материальные возможности
курсы квалификации
в Россия Казахстан
развивающие пособия, тех.оснащенность
взаимодеиствие школы и семьи
Рис. 4. Составляющие успешной социально педагогической работы с одаренными детьми
Менее значимым для них стало наличие у одаренных детей друзей (24 % от числа респондентов).
Опрошенные коллеги из Казахстана наибольшее значение уделяют участию и победам одаренных школьников в конкурсах и олимпиадах (78 %). Значимыми являются образовательные результаты (48 %), тогда как по результатам опроса социальному развитию одаренных уделяется меньше внимания. Небольшое количество ответов имеют такие результаты работы, как умение решать конфликтные ситуации (28 %), умение одаренных детей работать в парах (25 %), общаться друг с другом (23 %), иметь друзей (22 %).
Для российских специалистов успешность социально-педагогической работы с одаренными будет зависеть от: материальных возможностей образовательной организации - 86 % ответов (куда входят предметно-пространственная среда орга-
низации, наличие дополнительных ставок специалистов, тьюторов и т. д.); проведения курсов повышения квалификации (68 % ответов); наличия развивающих пособий, технической оснащенности в работе с одаренными детьми (39 % от общего количества ответов педагогов); взаимодействия школы и семьи (42 %); поддержки администрации (33 % опрошенных педагогов).
Успешная социально-педагогическая работа, по мнению педагогов Казахстана, возможна при подготовке к этой работе на курсах повышения квалификации (58 %), материальном и моральном стимулировании со стороны администрации (36 %), наличии ряда развивающих пособий и технического оборудования (54 %), взаимодействии школы и семьи (28 %).
Российские педагоги выстраивают работу с одаренными детьми преимущественно с по-
мощью таких форм работы, как: кружки, секции, факультативы, интеллектуальные игры, соревнования, олимпиады, конкурсы, выставки, смотры, подготовка ММП-презентаций, тренировки по зарубежным программам, консультирование с помощью сети Интернет.
Педагоги Казахстана в качестве традиционных называют такие формы работы с одаренными детьми, как: занятия исследовательской деятельностью, интеллектуальные марафоны и конкурсы, кружки по интересам, курсы по выбору, научно-практические конференции, семинары, факультативы и др.
Из инновационных форм педагоги РФ и Казахстана называют: робототехнику, тренинги, коу-чинг, тренинги, проектирование, работу в формате STEM, экспресс-школу и др.
Практическое изучение опыта работы педагогов с одаренными детьми позволило проанализировать особенности работы с такой нестандартной категорией детей на территории Российской Федерации и Казахстана и выявить, что:
- педагоги России и Казахстана организуют работу с одаренными детьми и в настоящее время имеют интересный опыт в этой области;
- работа с одаренными школьниками и в той и в другой стране осуществляется в образовательных организациях различного типа (дошкольные, общеобразовательные организации, организации дополнительного образования);
- социально-педагогические задачи в работе с одаренными детьми решаются в образовательных организациях России и Казахстана, но с разными акцентами в содержании;
- школы в Российской Федерации и Казахстане ориентированы в большей степени на развитие интеллектуальных и академических способностей одаренного ученика.
Полученные результаты говорят о наличии интересного опыта социально-педагогической работы с одаренными школьниками как в России, так и в Казахстане. При этом каждая страна имеет свою неповторимую специфику в работе, которую можно было бы учесть для повышения эффективности и качества работы с одаренными детьми.
Список литературы
Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 46-68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9172194.
Грушецкая И.Н., Щербинина О.С. Взаимодействие одаренных школьников с микросоциумом как условие их социального развития // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35) С. 136-144. DOI: 10.32744/pse.2018.5.15.
Захарова Ж.А., Грушецкая И.Н., Щербинина О.С. Особенности социально-педагогической работы с одаренными школьниками в условиях современных образовательных организаций // Science
for Education Today / Новосибирский государственный педагогический университет. 2019. Т. 9, № 1. С. 27-42. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658.
Концепция выявления, поддержки и развития одаренных детей в Республике Казахстан // Ин-форм.-метод. сб. РНПЦ «Дарын». Астана, 1999. № 3. С. 3-24.
Лепешев Д.В, Караулова А.А. Методы диагностики одаренных детей // Вестник Омского регионального института. 2018. № 3. С. 138-142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32765115.
Леутина Л.А. Социализация детей в современных педагогических исследованиях // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 152-173. DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-152-173.
Панов В.И. Одаренность: от парадоксов к развитию субъектности // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2014. Т. 5, № 4. С. 129-137. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=23028561.
Смирнов В.А., Хазова С.А. Опыт реализации программы развития личностных ресурсов для одаренных старшеклассников в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса социализации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, № 5. С. 39-43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32728541.
Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 2. С. 28-38. DOI: 10.17759/jmfp.2018070203.
GuezA., Peyre H., Le CamM., GauvritN., RamusF. Are high-IQ students more at risk of school failure? Intelligence, 2018, vol. 71, рр. 32-40. DOI: http:// dx.doi.org/10.1016/j.intell.2018.09.003.
References
Bogojavlenskaja D.B. Rabochaja koncepcija odarennosti [Workable concept of capability]. Voprosy obrazovanija [Educational Issues], 2004, № 2, pp. 46-68. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=9172194. (In Russ.)
Grusheckaja I.N., Shherbinina O.S. Vzaimodejstvie odarennyh shkol'nikov s mikrosociumom kak uslovie ih social'nogo razvitija [Interaction of capable school children with micro- society as a condition for their social development]. Perspektivy Nauki i Obrazovanija [Scientific and Educational perspective], 2018, № 5 (35), pp. 136-144. DOI: 10.32744/pse.2018.5.15. (In Russ.)
Zaharova Zh.A., Grusheckaja I.N., Shherbinina O.S.
Osobennosti social'no-pedagogicheskoj raboty s odarennymi shkol'nikami v uslovijah sovremennyh obrazovatel'nyh organizacij [Features of socio-pedagogical work with gifted schoolchildren within the conditions of modern educational establishments]. Science for Education Today [Science for Education
Вестник КГУ 2020
34
Today], 2019, T. 9, № 1, pp. 27-42. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2658 (In Russ.)
Koncepcija vyjavlenija, podderzhki i razvitija odarennyh detej v Respublike Kazahstan [Concept of identification, support and development of gifted children in the Republic of Kazakhstan]. Inform.-metod. sb. RNPC «Daryn» [Information and methodological collection of the Republican scientific and practical center «Daryn»]. Astana, 1999, № 3, pp. 3-24. (In Russ.)
Lepeshev D.V, Karaulova A.A. Metody diagnostiki odarennyh detej [Methods of diagnosis of gifted children]. Vestnik Omskogo regional'nogo instituta [Bulletin of the Omsk regional Institute], 2018, № 3, pp. 138-142. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=32765115. (In Russ.)
Leutina L.A. Socializacija detej v sovremennyh pedagogicheskih issledovanijah [Socialization of children in modern pedagogical researches]. Voprosy obrazovanija [Educational Issues], 2014, № 3, pp. 152-173. DOI: 10.17323/1814-9545-2014-3-152173. (In Russ.)
Panov V.I. Odarennost': ot paradoksov k razvitiju sub#ektnosti [Capability: from paradoxes to evolution of subject]. Izvestija Moskovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta MAMI [Tidings of Moscow State Technical University], 2014, № 4, vol. 5. pp. 129-
137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23028561. (In Russ.)
Smirnov V.A., Hazova S.A. Opyt realizacii programmy razvitija lichnostnyh resursov dlja odarennyh starsheklassnikov v ramkah psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija processa socializacii [Implementation of programmes to develop personal resourcesfor capable seniors within the pedagogical and psychological support of socializationprocess]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika [Herald of N.A. Nekrasov Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2017, vol. 23, № 5, pp. 3943. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32728541. (In Russ.)
Jurkevich V.S. Intellektual'naja odarennost' i social'noe razvitie: protivorechivaja svjaz' [Intellectual giftedness and social development: a controversial relationship]. Sovremennaja zarubezhnajapsihologija [Modern foreign psychology], 2018, vol. 7, № 2, pp. 28-38. DOI: 10.17759/jmfp.2018070203. (In Russ.)
Guez A., Peyre H., Le Cam M., Gauvrit N., Ramus F. Are high-IQ students more at risk of school failure? Intelligence, 2018, vol. 71, pp. 32-40. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/jintell.2018.09.003