УДК 376.545
Грушецкая Ирина Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент
Захарова Жанна Анатольевна
доктор педагогических наук, профессор
Щербинина Ольга Станиславовна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected], [email protected], [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
РАЗЛИЧНОГО ТИПА
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00867
В статье обосновывается необходимость социально-педагогической работы с одаренными детьми. Приводятся результаты опроса педагогов общеобразовательных организаций и педагогов организаций дополнительного образования, выясняющие их мнения об особенностях работы с одаренными детьми. Показано, что разные типы образовательных организаций работают, как правило, с разными видами детской одаренности. Педагоги школ в большей мере сориентированы на образовательные результаты, педагоги организаций дополнительного образования стремятся и к формированию навыков общения и взаимодействия одаренных детей. В статье приводятся некоторые направления обеспечения социально-педагогической работы с одаренными детьми.
Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, социальное развитие, социализация, социально-педагогическая работа, общеобразовательная организация, организация дополнительного образования.
На современном этапе развития системы образования вызывает сложности работа с детьми категорий «группы риска», одной из которых являются одаренные дети. Данная нестандартная категория детей, несмотря на кажущееся благополучие, часто встречается в процессе своего развития с рядом дополнительных трудностей (в сравнении со сверстниками), что требует особой организации работы с ними [3].
В процессе рассмотрения вопросов одарённости исследователи стали изучать различные её виды. Согласно современным концепциям, одарённость представляет собой класс специальных проявлений способностей ребенка. В практической деятельности можно выделить академическую, интеллектуальную одаренность, одаренность в различных видах творческой деятельности, спортивную и организационную [1]. В художественной одаренности исследователи выделяют хореографическую, музыкальную, вокальную, сценическую, литературную, изобразительную одаренность.
Системная работа с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы ставит важную задачу для системы образования - формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи» [8]. В связи с этим, необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых школьников в образовательных организациях, обеспечивать создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми. Усилия образовательных организаций должны быть направлены на удовлетворение особых образовательных потребностей,
связанных с углубленной предметной подготовкой, а также сопровождением личностного развития одаренного ребенка [4].
Несмотря на внимание ученых и педагогов-практиков к проблеме работы с одаренными школьниками, далеко не всегда это направление работы в общеобразовательных организациях представлено системно и охватывает не только область развития специальных способностей, но и сферу социального развития одаренных, оценивает успешность решения ими возрастных задач социализации. Работа в общеобразовательных организациях с одаренными детьми зачастую направлена преимущественно на развитие способностей в интересующей детей областях деятельности [2]. Учебные программы и сам учебный процесс обучения в школах ориентированы на формирование высокоподготовленно-го ученика в области соответствующей одаренности ребенка - математике, физике, музыке, химии и др. При этом может возникать диссинхрония развития сфер одаренного ребенка (интеллектуальной и эмоциональной, интеллектуальной и социальной, интеллектуальной, эмоциональной и моторной и т.д.). Это требует организации специальной работы с данными детьми, что не всегда происходит на практике [5].
Для изучения особенностей социально-педагогической работы с одаренными детьми в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования, нами был проведен опрос педагогов общеобразовательных организаций (п=36) и педагогов организаций дополнительного образования города Костромы (п=22).
Результаты опроса педагогов школ города позволяют сделать вывод о том, что социально-педагогическая работа в общеобразовательных организаци-
© Грушецкая И.Н., Захарова Ж.А., Щербинина О.С., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
35
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
■ ■ ■
Ж
ж
£
л4
Ж
Рис. 1. Характеристики одаренных детей, по мнению педагогов школ
ях преимущественно выстраивается с обычными детьми; с детьми из многодетных и неблагополучных семей. При этом, серьезная часть работы приходится на одаренных детей (91%). Чаще всего, по результатам опроса, педагоги школ имеют дело с такими видами одаренности как: интеллектуальная (83%), спортивная (67%), академическая (42%), техническая (33%) и творческая одаренность (8%).
Данную категорию детей, по наблюдениям педагогов, преимущественно отличают такие особенности как: высокая успеваемость (58%), эрудированность (50%), быстрое выполнение заданий (42%), терпение и усердие в работе (6%) (рис. 1).
Наибольшему успеху в социально-педагогической работе с одаренными детьми, по мнению педагогов, могут способствовать:
- материальные возможности образовательной организации - 86% (предметно-пространственная среда организации; дополнительные ставки специалистов, тьюторов и т.д.);
- инициатива и творчество педагогов - 67% ответов;
- методическая разработанность содержания рабты с одаренными детьми - 39% (к сожалению, это является до сих пор проблемной точкой в данной области работы);
- взаимодействие школы и семьи - 42%;
- поддержка администрации - 33% опрошенных.
Результатом эффективности социально-педагогической деятельности педагоги школ в первую очередь считают: образовательные результаты детей (100%); умение решать конфликтные ситуации (42%); участие в конкусах (39%); умение общаться (33%); умение работать в парах (31%).
Повысить эффективность социально-педагогической работы школ, с точки зрения участников опроса, могло бы: материальное и моральное симулирование со стороны администрации (100%); наличие методических рекомендаций по работе с данной категорией детей (87%); опыт педагогов (67%); взаимодействие школ и других образовательных организаций (33%); подготовка педагогов на курсах повышения квалификации (28 %).
Особой сферой для самореализации и саморазвития одаренных детей выступает система дополнительного образования. Меньшая регламентированность деятельности и разнообразие ее форм привлекают одаренных школьников [6]. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных склонностей. Индивидуальная работа педагога в организациях дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы любого ребенка, используя потенциал и их свободное время.
Организации дополнительного образования детей создают стартовые возможности каждому ребенку, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на новый уровень индивидуального развития. Отсутствие общих стандартов, отметочной системы, особая форма определения результативности в этом типе образования определяют особую, максимально гибкую систему обозначения успешности, соответствующую уровню способностей каждого. Это дает возможность создать индивидуальную ситуацию успеха для ребенка, сравнить свои успехи с успехами других, увидеть пути совершенствования и перспективы, закрепить свое стремление к победам [7].
Однако решение социально-педагогических задач осложнено в условиях современной системы дополнительного образования. Функции социального педагога, ввиду отсутствия подобных должностей, выполняют педагоги дополнительного образования, методисты, тренеры. При этом, далеко не все педагоги сферы дополнительного образования имеют педагогическое образование. Их образование чаще всего связано с областью их деятельности (музыка, хореография, электротехника и т.д.).
Педагоги дополнительного образования в ходе опроса указали на то, что часто имеют дело с одаренными детьми (70%), встречаясь реимуществен-но с такими видами одаренности как: творческая (68%), спортивная (45%), социальная (36%),
Вестник КГУ Л 2018
36
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
А'
Ж
ж
л?
¿г
с
С4 >
Ж
Л?
Ж
Хг
Ж
Рис. 2. Характеристики одаренных детей, по мнению педагогов дополнительного образования
100 80 60 40 20
Развитие Регулярная Продвижение Помощь в Помощь в
способностей диагностика таланта одаренного самоопределении социальном
одаренных детей ребенка развитии
Помощь в уст. позит. взаимоотношений
¡Педагоги школ ППедагоги доп. обр.
0
Рис. 3. Представления о направлениях эффективной работы с одаренными детьми
(сопоставление данных)
художественная (27%) и техническая одаренность (27%).
По мнению педагогов дополнительного обрзо-вания, одаренных детей отличают: высокая успеваемость (73%); эрудированность (64%); быстрое выполнение заданий (55%); стремление к лидерству (27%). При этом они нередко отличаются конфликтностью и самонадеянностью (18%) (рис. 2).
Для успешной социально-педагогической деятельности с одаренными детьми в данной сфере образования, по мнению педагогов, необходимы: более совершенная материальная база организации (86%); специальные методические рекомендации по работе с одаренными детьми (73%); инициатива и творчество педагогов (64%); поддержка администрации учреждения (64%); взаимодействие с другими образовательными организациями (59%) и др.
Помощь педагогам в работе с одаренными детьми смогли бы оказать: материальное и моральное стимулирование со стороны администрации (100%); наличие методической литературы и оборудования (86%); опыт педагогов (77%); взаимодействие с другими образовательными организациями (73%); подготовка на курсах повышения квалификации (45%); поддержка коллег (32%).
Если сопоставить мнение педагогов школ и педагогов дополнительного образования о преиму-
щественных направлениях работы с одаренными детьми, то можно заметить, что педагоги школ больше сориентированы на развитие способностей одаренных детей (97%) и продвижение таланта (78%). Педагоги дополнительного образования наряду с этим, видят свою цель в диагностике одаренных детей (77%), помощи им в самоопределении (63%) и в установлении позитивных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (41%), в социальном развитии (41%). При этом педагоги школ, как видно по результатам опроса, крайне мало обращают внимание на помощь в социальном развитии одаренных детей (17%) (рис. 3).
Что касается мнений о результатах социально-педагогической деятельности, то педагоги школ сориентированы больше на образовательные результаты (100%), а педагоги дополнительного образования, наряду с заботой об участии и победах детей в конкурсах (100%), стремятся формировать у одаренных детей умение общаться друг с другом (82%), работать в парах (73%), решать конфликтные ситуации (64%), а также стремятся развивать у детей лидерские качества (32%). Педагоги школ уделяют последним характеристикам эффективности деятельности невысокое значение (рис. 4).
Таким образом, в ходе проведенного исследования установлено, что разные типы образо-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
37
120
100 80 60 40
20
образо вательные результаты детей
участие и победы детей в конкурсах
умение детей умение детей умение детей лидерство в группе
общаться друг с работать в парах, в решать конфликты другом группе
НПедагоги школ ППедагоги доп. обр. Рис. 4. Мнения педагогов о результатах эффективности социально-педагогической работы с одаренными детьми (сопоставление данных)
вательных организаций работают, как правило, с разными видами детской одаренности (школа в большей степени с интеллектуальной и академической одаренностью, в то время как организация дополнительного образования - с художественной, творческой, спортивной, лидерской). Общеобразовательная организация, как правило, сориентирована на развитие способностей и успешность одаренного школьника, тогда как сфера дополнительного образования в большей степени способствует социальному развитию и самоопределению ребенка. В абсолютном большинстве педагоги школ сориентированы на образовательные результаты, тогда как педагоги организаций дополнительного образования, вместе с участием и победами в конкурсах и олимпиадах стремятся к формированию навыков общения и взаимодействия одаренных детей.
Социально-педагогическая работа с одаренными детьми в современных образовательных условиях осуществляется в большинстве образовательных организаций. Однако, как показывают результаты опроса, имеются различия в подходах к ее содержанию и наполнению, а также в целевых ориентирах социально-педагогической работы. Несомненно, проводимая работа влияет на успех решения одаренными детьми возрастных задач социализации.
При работе с одаренными детьми в организациях общего и дополнительного образования, обеспечивая социально-педагогическую работу, необходимо:
- создавать условия не только для индивидуального развития способностей одаренного, но и его социального развития, организовывать внеклассный и внеучебный процесс таким образом, чтобы в нем осуществлялось гармоничное бесконфликтное общение со сверстниками, создавалась система конструктивного взаимодействия с родителями и педагогами;
- совершенствовать квалификацию педагогов, повышать мотивацию и компетенции педагогов в работе с одаренными детьми, оказывать методическую поддержку в поиске индивидуального подхода к ребенку, создании ситуации успеха, обеспечения поддержки в ситуациях неуспеха;
- проводить системную работу с родителями одаренных детей, в целях оказания поддержки в решении вопросов воспитания и социального развития.
Библиографический список
1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. - 2004. - № 2. -С. 46-68.
2. Грушецкая И.Н., Щербинина О.С. Взаимодействие одаренных школьников с микросоциумом как условие их социального развития // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 5 (35). -С. 136-144.
3. Леутина Л.А. Социализация детей в современных педагогических исследованиях // Вопросы образования. - 2014. - № 3. - С. 152-173.
4. Мелик-Пашаев А.А. Проявление одаренности как норма развития // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 4. - С. 15-21.
5. Хазова С.А. Одаренный подросток как субъект межличностного взаимодействия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2013. - Т. 19. - № 2. - С. 102-107.
6. Чжан Г., Чан А., Чжун Дж. Ю.Х. Творчество и социальное отчуждение: издержки творчества // Международный журнал управления человеческими ресурсами. - 2016. - Т. 27. - Вып. 12. - С. 1252-1276.
7. Ozcan D. Career decision-making of the gifted and talented // South african journal of education. -2017. - Vol. 37. - No. 4: Special issue. - P. 1521.
8. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// минобрнауки. рф/проекты/фцп-развития-образования-2016-2020 (дата обращения: 14.09.2018).
References
1. Bogoyavlenskaya D.B. Rabochaya koncepciya odarennosti // Voprosy obrazovaniya. - 2004. - № 2. -S. 46-68.
Вестник КГУ 2018
0
38
2. Grusheckaya I.N., SHCHerbinina O.S. Vzaimodejstvie odarennyh shkol'nikov s mikrosociumom kak uslovie ih social'nogo razvitiya // Perspektivy nauki i obrazovaniya. - 2018. -№ 5 (35). - S. 136-144.
3. Leutina L.A. Socializaciya detej v sovremennyh pedagogicheskih issledovaniyah // Voprosy obrazovaniya. - 2014. - № 3. - S. 152-173.
4. Melik-Pashaev A.A. Proyavlenie odarennosti kak norma razvitiya // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2014. - T. 19. - № 4. - S. 15-21.
5. Hazova S.A. Odarennyj podrostok kak sub"ekt mezhlichnostnogo vzaimodejstviya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya.
Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. -2013. - T. 19. - № 2. - S. 102-107.
6. CHzhan G., CHan A., CHzhun Dzh. YU.X. Tvorchestvo i social'noe otchuzhdenie: izderzhki tvorchestva // Mezhdunarodnyj zhurnal upravleniya chelovecheskimi resursami. - 2016. - T. 27. -Vyp. 12. - S. 1252-1276.
7. Ozcan D. Career decision-making of the gifted and talented // South african journal of education. -2017. - Vol. 37. - No. 4: Special issue. - P. 1521.
8. Federal'naya celevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// minobrnauki.rf/ proekty/fcp-razvitiya-obrazovaniya-2016-2020 (data obrashcheniya: 14.09.2018).
Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4
39