Научная статья на тему 'Вуз как образовательный центр региона в работе с одаренными школьниками'

Вуз как образовательный центр региона в работе с одаренными школьниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КГУ / GIFTEDNESS / GIFTED CHILD / PSYCHOLOGICALPEDAGOGIC SUPPORT / SOCIALISATION / SOCIAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL ORGANISATION OF HIGHER EDUCATION / KOSTROMA STATE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздев Владислав Владимирович, Щербинина Ольга Станиславовна

Статья посвящена актуальной проблеме психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательных организациях разного типа, в том числе в образовательной организации высшего образования. На современном этапе развития системы образования в России государство оказывает серьезную поддержку в развитии образовательной работы с одаренными детьми. В стране открываются новые специализированные центры по работе с одаренными детьми, где работа выстроена на высочайшем уровне с целью выявления потенциалов и развития способностей одаренных детей. Одним из таких центров является ОЦ «Сириус». Важной проблемой остается создание условий для преемственности в работе с данной категорией детей. Эту преемственность могут обеспечить образовательные организации высшего образования, где сосредоточены ведущие педагоги региона. В нашей статье представлен первый опыт работы Костромского государственного университета с одаренными школьниками города и области, обучавшими в ОЦ «Сириус».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Груздев Владислав Владимирович, Щербинина Ольга Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A higher education institution as an educational centre of a region to work with gifted schoolchildren

The article is devoted to the topical problem of psychological and pedagogic support of gifted children in educational institutions of different types, including educational organisations of higher education. At the present stage of development of the education system in Russia, the government strongly supports the development of educational work with gifted children. Russia opens new specialist centres for work with gifted children, where work is organised on the highest level with the aim of identifying potentials and develop the abilities of gifted children. One of such centres is "Sirius". An important problem is the creation of conditions for continuity in the work with this category of children. This continuity can provide educational organisations of higher education, where there are leading pedagogues of the region. Our article presents the first experience of Kostroma State University with gifted schoolchildren of the city of Kostroma and the region, taught in "Sirius" centre.

Текст научной работы на тему «Вуз как образовательный центр региона в работе с одаренными школьниками»

УДК 378:376.545

Груздев Владислав Владимирович

доктор юридических наук, профессор

Щербинина Ольга Станиславовна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет vgruzdev@ksu.edu.ru, shcherbinina-olga@list.ru

ВУЗ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР РЕГИОНА В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 18-013-00867

Статья посвящена актуальной проблеме психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательных организациях разного типа, в том числе в образовательной организации высшего образования. На современном этапе развития системы образования в России государство оказывает серьезную поддержку в развитии образовательной работы с одаренными детьми. В стране открываются новые специализированные центры по работе с одаренными детьми, где работа выстроена на высочайшем уровне с целью выявления потенциалов и развития способностей одаренных детей. Одним из таких центров является ОЦ «Сириус». Важной проблемой остается создание условий для преемственности в работе с данной категорией детей. Эту преемственность могут обеспечить образовательные организации высшего образования, где сосредоточены ведущие педагоги региона. В нашей статье представлен первый опыт работы Костромского государственного университета с одаренными школьниками города и области, обучавшими в ОЦ «Сириус».

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, психолого-педагогическое сопровождение, социализация, социальное развитие, образовательная организация высшего образования, КГУ.

В современном обществе и его развитии ведущую роль играют наука, знания и технологии. При этом, несмотря на развитие высокотехнологичных процессов, огромную роль в успехе любой организации и предприятия играют кадры. Именно люди и их труд остаются решающим фактором развития экономики и страны в целом. В связи с этим прогрессивные государства вкладывают огромные средства в образование подрастающего поколения и создают особые условия для развития одаренных детей и их самореализации.

В нашей стране проблема одаренности в настоящее время активно разрабатывается в науке и практике. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования страны. Так В.В. Путин в Послании Федеральному собранию (01.12.2016 г.) указал на то, что, что «в основе всей системы образования должен лежать фундаментальный принцип, что каждый ребенок одарен» и заявил о важности и необходимости создания в регионах центров поддержки одаренных детей. О.Ю. Васильева отмечает, что работа с одаренными детьми делает приоритетной задачу воспитания и обучения одаренного ребенка, особо выделяя, что все наши дети талантливы, и мы должны этот талант выявить и взращивать.

На сегодняшний день на федеральном уровне принят ряд документов в той или иной степени регулирующих вопросы развития одаренных детей, среди них: ФЗ РФ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом РФ 04 февраля 2010 г. Пр-271,

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы». В рамках Костромского региона поддержка и развитие одаренности регулируется Постановлением администрации Костромской области от 21 ноября 2011 года № 442-а «О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Костромской области», Постановлением администрации Костромской области от 26 декабря 2013 года №584-а «Об утверждении государственной программы Костромской области «Развитие образования Костромской области на 2014-2020 годы» и др.

Несмотря на значительное внимание ученых к проблеме одаренности, остается много проблемных вопросов, касающихся данного феномена и не имеющих однозначного решения.

Так, в настоящее время нет единого подхода к пониманию одаренности. Существует значительное количество концепций и взглядов в определении сущности данного феномена и трактовке понятия одаренности.

Одной из наиболее популярных в настоящее время является точка зрения на одаренность, изложенная в Рабочей концепции одаренности. Данная Концепция была разработана группой специалистов (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлин-ский, И.И. Ильясов, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А. А. Мелик-Пашаев, В.И. Панов, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, В.С. Юркевич и др.) по заказу Министерства образования и науки РФ и отражает позицию ученых и практиков -представителей Российского психологического общества, Института психологии РАН, Психоло-

14

Вестник КГУ 2017

© Груздев В.В., Щербинина О.С., 2017

гического института РАО, факультета психологии МГУ в области одаренности, включая в себя теоретическую базу решения ключевых вопросов: определения одаренности, ее видов, путей идентификации и др.

Рабочая концепция трактует одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Еще одним проблемным вопросом является диагностика одаренности и тем более возможность прогнозирования развития способностей ребенка. Яркие, неординарные способности в раннем возрасте могут быть обусловлены обученностью или сензитивностью ребенка в определенном виде деятельности. При этом педагогу очень важно вовремя увидеть и поддержать достаточно устойчивые проявления индивидуальности у ребенка, особенности в развитии и результатах деятельности, позволяющие опережать свой возраст.

Внимание к категории одаренных детей во многом обусловлено их особенностями и трудностями в развитии, которые частично совпадают, частично отличаются от трудностей сверстников по уровню выраженности и важности, а частично являются специфическими, отличающими именно эту группу детей. Как правило, говорят о трех сферах проявления особенностей одаренных детей: сфера познания, психосоциальная сфера и сфера физического развития.

Данные особенности обуславливают необходимость особого внимания педагогов к категории одаренных детей и о создании специальных условий для их развития.

В настоящее время наибольшее количество практических разработок в области одаренности касается работы общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования - создания условий для развития одаренных детей в общеобразовательных организациях и развитии сети организаций дополнительного образования, предоставляющих возможности для развития разных видов одаренности (интеллектуальной, художественной, творческой, социальной, спортивной, технической и др.). Наряду с этим, активно развивается конкурсное и олимпиадное движения, позволяющие выявить одаренных и талантливых детей, дающих им возможность проявить себя, самореализоваться и самоутвердиться в своих возможностях.

Область работы с одаренными детьми находит поддержку со стороны государства как с точки зрения расстановки акцентов в нормативно-законодательных актах, так и с точки зрения создания условий в образовательных организациях для работы с данной нестандартной категорией. За последние

несколько лет в нашей стране были созданы специальные образовательные центры, призванные не только выявлять одаренных детей, но и предоставлять условия для развития их способностей и самореализации юных талантов.

Одним из лидеров среди учреждений дополнительного образования, работающих с одаренными детьми, является Всероссийский образовательный центр для одаренных детей «Сириус», который создан по инициативе президента России В.В. Путина и открыт 1 июня 2015 г.

Согласно концепции проекта, центр «Сириус» (г. Сочи) создан для содействия развитию талантов и способностей детей. Развитию прежде всего в тех областях, в которых Россия занимает лидирующие позиции в мире - в точных науках (математике, физике, химии, биологии), искусстве (классическом балете, живописи, академической музыке) и спорте (хоккее, фигурном катании, шахматах).

Центр помогает охватить максимальное число одаренных детей из всех регионов РФ независимо от социального и материального положения их семей, а также создать систему «социальных лифтов», объединяющую профориентационные, образовательные, спортивные, творческие и иные ресурсы. Одаренные школьники принимают участие в профессиональных и общеобразовательных программах, а также в мастер-классах и работе творческих и научных лабораторий под руководством ведущих ученых и экспертов-практиков.

Образовательный центр «Сириус» объединяет опыт лучших российских школ с целью создания национального методического и учебного центра, разрабатывающего тиражируемые профессиональные программы. Одним из важнейших направлений работы с одаренными детьми является их социальное развитие, обучение работы в творческих группах, командных играх.

Одаренные школьники, побывавшие в данном уникальном месте, получают новые знания, умения, навыки и толчок для своего развития.

В связи с этим особую значимость приобретает преемственность в работе с детьми, прошедшими обучение в образовательном центре «Сириус».

В Костроме серьезными потенциалами в работе с такой нестандартной, интересной и сложной, с точки зрения выстраивания образовательной работы, группой детей обладает опорный вуз нашей области - Костромской государственный университет. Важно и нужно создать непрерывную образовательную среду на базе КГУ для участников образовательного центра «Сириус».

В 2016-2017 году в ОЦ «Сириус» прошли обучение 16 школьников города Костромы и Костромской области. В 2017 году в Костромском госуниверситете было принято решение о запуске проекта под названием «Многопредметная школа для одаренных школьников, прошедших обучение

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №5

15

и

3

о о

ж

#

ВТ

/

0

#

Рис. 1. Результаты изучения предпочтений одаренных школьников в предметных областях (май 2017 г.)

в образовательной центре «Сириус» [7]. Цель проекта: создание условий для работы с одаренными школьниками в Костромском государственном университете как образовательном центре региона.

Руководство проектами было поручено кандидату педагогических наук, доценту О. С. Щербининой и кандидату технических наук, доценту И.Г. Дьякову.

В мае того же года была организована встреча-знакомство с ребятами, побывавшими в Сириусе, ставшей началом совместной работы коллектива Костромского государственного университета с одаренными школьниками города и области.

В ходе встречи был проведен опрос одаренных школьников с целью определения основных дисциплин, в рамках которых ребята хотели бы расширить свой кругозор. В опросном листе было предложено семь областей знания: математика, физика, химия, биология, информатика, русский язык, литература. Помимо этого была возможность предложить свой вариант ответа.

Результаты опроса показали, что предпочтительными для большинства участников встречи являются математика, физика и информатика. В связи с этим для реализации проекта была предложена блочная система работы. Три основных блока составили математика, информатика и физика. Они реализуются в работе Школы последовательно по принципу погружения в каждый предмет.

Четвертый блок - психолого-педагогический -осваивается параллельно с указанными и назван организаторами «Коммуникативный практикум». Выбор данного блока основан на результатах наших исследований о существующих особенностях и трудностях социального развития одаренных школьников [6]. Каждое занятие по предметам естественнонаучного цикла заканчивается получасовым занятием коммуникативного практикума.

Таким образом программа работы «Многопредметной школы КГУ для одаренных школьников» включает:

1. Математика: «Элементы высшей математики».

2. Физика: «Основы физического эксперимента».

3. Информатика: «Алгоритмы шифрования и криптоанализа».

4. Коммуникативный практикум «Законы общения и взаимодействия».

При выборе содержания блоков в основу была положена идея дополнения школьной программы материалом. При этом, с одной стороны, выбирались такие темы, которые выходят за рамки школьной программы, а с другой - учитывая разный возраст участников, базирующихся на знаниях, доступных самым младшим участникам.

Каждый блок естественнонаучной части состоит из 8 занятий с обязательным выходным контролем полученных знаний, умений и навыков.

Для реализации проекта была сформирована команда исполнителей из 4-х человек. Исполнителям проекта было предложено разработать программу работы по своим блокам самостоятельно. При этом роль руководителей сводилась к методической помощи при разработке программ.

В настоящее время завершилась работа по блоку «Математика». Результаты диагностики по итогам реализации математического блока показали высокую степень удовлетворенности одаренных школьников содержанием занятий и их мотивацию на дальнейшее продолжение обучения. В настоящее время запущена работа по блоку «Информатика».

Участники-школьники показывают высокий уровень заинтересованности в работе школы.

Таким образом, работа Многопредметной школы КГУ для одаренных школьников, прошедших обучение в образовательном центре «Сириус» может стать основой для централизации работы с одаренными школьниками города Костромы и Костромской области на базе Костромского государственного университета как образовательного центра региона.

Вестник КГУ Л 2017

16

Библиографический список

1. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Б. Бабаева, А.В. Бруш-линский, В.Н. Дружинин и др. - М.: Гардарики, 2008. - 66 с.

2. Щербинина О.С. Методика работы социального педагога с одаренными детьми и подростками. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. -86 с.

3. Щербинина О.С. Особенности социально-педагогической поддержки одаренных школьников // Социальная педагогика в современных социальных практиках: Сб. науч. статей VII Междунар. симпозиума. 21-23 мая 2017 г. / науч. ред. А.В. Муд-рик, Т. Т. Щелина. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. - С. 403-409.

4. Щербинина О.С. Социально-педагогическая поддержка одаренных школьников, прошедших обучение в образовательном центре «Сириус» // Технологии социальной работы с молодежью: материалы V межрегион. науч.-практ. интернет-конф. с междунар. участием (Кострома, 16-20 октября 2017 г.) / сост. О.Н. Веричева; науч. ред. Н.Ф. Басов. - Кострома: КГУ, 2017. - С. 281-285.

References

1. Rabochaya kontseptsiya odarennosti / D.B. Bogoyavlenskaya, V.D. SHadrikov, YU.B. Babaeva, А.V. Brushlinskij, V.N. Druzhinin i dr. - M.: Gardariki, 2008. - 66 s.

2. Shherbinina O.S. Metodika raboty sotsial'nogo pedagoga s odarennymi det'mi i podrostkami. -Kostroma: KGU im. NA. Nekrasova, 2010. - 86 s.

3. Shherbinina O.S. Osobennosti sotsial'no-pedagogicheskoj podderzhki odarennykh shkol'nikov // Sotsial'naya pedagogika v sovremennykh sotsial'nykh praktikakh: Sbornik nauchnykh statej VII Mezhdunarodnogo simpoziuma. 21-23 maya 2017 g. / nauch. red. AV Mudrik, T.T. SHHelina. -Аrzamas: ^amass^ filial NNGU, 2017. - C. 403-409.

4. Shherbinina O.S. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka odarennykh shkol'nikov, proshedshikh obuchenie v obrazovatel'nom tsentre «Sirius» // Tekhnologii sotsial'noj raboty s molodezh'yu: materialy V mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj internet-konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Kostroma, 16-20 oktyabrya 2017 g.) / sost. O.N. Vericheva; nauch. red. N.F. Basov. - Kostroma: KGU, 2017. - S. 281-285.

Педагогика. Психология. Социокинетика J № 5

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.