Научная статья на тему 'Организация работы с одаренными школьниками на базе университета'

Организация работы с одаренными школьниками на базе университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренность / одаренный ребенок / психолого-педагогическое сопровождение / социализация / социальное развитие / образовательная организация высшего образования / университет. / giftedness / gifted child / psychological and pedagogical support / socialization / social development / educational organization of higher education / University.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяков Илья Геннадьевич

Работа с одаренными детьми в современной системе образования РФ выстраивается в образовательных организациях различного типа. В значительной степени разработана область работы с одаренными детьми в общеобразовательных организациях. Однако школа, несмотря на серьезную активность в отношении данной категории детей на современном этапе развития системы образования РФ, не всегда может создать условия для решения возрастных задач и задач социального развития одаренных школьников. В силу ориентации на существующие нормы и стандарты общеобразовательные организации часто по-прежнему ориентированы на среднего ученика, тогда как дети с отклонением, как в сторону увеличения, так и в сторону недостаточного развития способностей, остаются без должного внимания. Это приводит к сложностям в развитии способностей, в самореализации и социальном развитии одаренных детей. Огромный пласт задач работы с одаренными детьми в нашей стране решает дополнительное образование. Значительным достижением является создание в РФ крупных образовательных центров, реализующих программы работы с одаренными школьниками страны. Одним из ведущих центров такой направленности стал ОЦ «Сириус» в городе Сочи. К сожалению, одаренные школьники, прошедшие обучение по программам в ОЦ «Сириус», возвращаются в свою реальность, оставаясь подчас без должной преемственности в проведенной работе. Костромской государственный университет, осознавая важность проблемы, в 2017г. выступил организатором и площадкой для реализации проекта «Многопредметная школа для одаренных школьников, прошедших обучение в ОЦ «Сириус». Данный проект получил одобрение со стороны участников и социальных заказчиков и его работа продолжена в 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяков Илья Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Work with Gifted Schoolchildren in the University

Work with gifted children in the modern education system of the Russian Federation is made in educational institutions of various types. The area of work with gifted children in educational institutions has been developed significantly. However, the school, despite the serious activity in relation to this category of children at the present stage of development of the education system in the Russian Federation, can not always create conditions for solving age problems and problems of social development of gifted students. Because of the focus on existing norms and standards, General education organizations often remain focused on the average pupil, while children with deviations, both in the direction of increasing and in the direction of insufficient development of abilities, remain without due attention. This leads to difficulties in the development of abilities, self-realization and social development of gifted children. A huge layer of tasks of work with gifted children in our country is solved by additional education. A significant achievement is the creation of large educational centers in Russia that implement programs to work with gifted students of the country. One of the leading centers of this orientation was the SIRIUS center in Sochi. Unfortunately, gifted students who have been trained under the programs in the SIRIUS center, return to their reality, sometimes without proper continuity in the work carried out. Kostroma State University, realizing the importance of the problem, was the organizer and platform for the implementation of the project «multi-Subject school for gifted students trained in the center «Sirius» in 2017. This project was approved by the participants and social customers, and its work was continued in 2018.

Текст научной работы на тему «Организация работы с одаренными школьниками на базе университета»

DOI 10.24411/1813-145X-2019-10273

УДК 376.545

И. Г. Дьяков https://orcid.org/0000-0002-3305-3438

0. С. Щербинина https://orcid.org/0000-0001-8203-0489

Организация работы с одаренными школьниками на базе университета

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00867

Работа с одаренными детьми в современной системе образования РФ выстраивается в образовательных организациях различного типа. В значительной степени разработана область работы с одаренными детьми в общеобразовательных организациях. Однако школа, несмотря на серьезную активность в отношении данной категории детей на современном этапе развития системы образования РФ, не всегда может создать условия для решения возрастных задач и задач социального развития одаренных школьников. В силу ориентации на существующие нормы и стандарты общеобразовательные организации часто по-прежнему ориентированы на среднего ученика, тогда как дети с отклонением, как в сторону увеличения, так и в сторону недостаточного развития способностей, остаются без должного внимания. Это приводит к сложностям в развитии способностей, в самореализации и социальном развитии одаренных детей.

Огромный пласт задач работы с одаренными детьми в нашей стране решает дополнительное образование. Значительным достижением является создание в РФ крупных образовательных центров, реализующих программы работы с одаренными школьниками страны. Одним из ведущих центров такой направленности стал ОЦ «Сириус» в городе Сочи. К сожалению, одаренные школьники, прошедшие обучение по программам в ОЦ «Сириус», возвращаются в свою реальность, оставаясь подчас без должной преемственности в проведенной работе.

Костромской государственный университет, осознавая важность проблемы, в 2017 г. выступил организатором и площадкой для реализации проекта «Многопредметная школа для одаренных школьников, прошедших обучение в ОЦ «Сириус». Данный проект получил одобрение со стороны участников и социальных заказчиков и его работа продолжена в 2018 г.

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, психолого-педагогическое сопровождение, социализация, социальное развитие, образовательная организация высшего образования, университет.

1. G. Dyakov, O. S. Shcherbinina

Organization of Work with Gifted Schoolchildren in the University

Work with gifted children in the modern education system of the Russian Federation is made in educational institutions of various types.

The area of work with gifted children in educational institutions has been developed significantly. However, the school, despite the serious activity in relation to this category of children at the present stage of development of the education system in the Russian Federation, can not always create conditions for solving age problems and problems of social development of gifted students. Because of the focus on existing norms and standards, General education organizations often remain focused on the average pupil, while children with deviations, both in the direction of increasing and in the direction of insufficient development of abilities, remain without due attention. This leads to difficulties in the development of abilities, self-realization and social development of gifted children.

A huge layer of tasks of work with gifted children in our country is solved by additional education. A significant achievement is the creation of large educational centers in Russia that implement programs to work with gifted students of the country. One of the leading centers of this orientation was the SIRIUS center in Sochi. Unfortunately, gifted students who have been trained under the programs in the SIRIUS center, return to their reality, sometimes without proper continuity in the work carried out.

Kostroma State University, realizing the importance of the problem, was the organizer and platform for the implementation of the project «multi-Subject school for gifted students trained in the center «Sirius» in 2017. This project was approved by the participants and social customers, and its work was continued in 2018.

Keywords: giftedness, gifted child, psychological and pedagogical support, socialization, social development, educational organization of higher education, University.

Современная система образования ориентирована на поиск эффективных организационно-педагогических условий развития учащихся. Данная проблема особенно актуальна в отношении одаренных школьников, что связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности детей и подростков [24].

© Дьяков И. Г., Щербинина О. С., 2019

Основной целью работы образовательных организаций в новых условиях является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей [7].

Современная образовательная ситуация в России во многом сориентирована на создание условий для поддержки и развития одаренных детей на всех ступенях образования [15]. Содержательно работа с данной категорией детей в настоящее время преимущественно выстроена в трех направлениях: работа в общеобразовательных организациях, работа в сфере дополнительного образования и конкурс-но-олимпиадное движение. Цель работы с одаренными детьми - создание условий для развития и саморазвития детей; организация психолого-педагогического сопровождения в их личностном и социальном развитии [6].

Содержание работы с одаренными детьми в разных типах образовательных организаций преимущественно направлено на развитие и реализацию их способностей в определенном виде деятельности [9]. При этом существующие исследования в области педагогики и психологии и данные наших исследований говорят о наличии проблем у многих одаренных детей в социальной сфере: трудности взаимодействия со сверстниками (по объективным и субъективным причинам); с педагогами; недопонимание со стороны родителей; сложности самопрезентации в коллективе сверстников; неумение выстроить коммуникацию со сверстниками и с представителями противоположного пола; трудности профессионального и социального самоопределения [8, 10, 26]. Это не весь перечень проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети. Данные трудности приводят к тому, что при внешней успешности ребенка (отличная учеба, победы на олимпиадах, признание заслуг в школе со стороны педагогов и администрации) у него остаются нерешенными важные возрастные задачи [17, 20, 25]. Эти задачи преимущественно затрагивают социальную сферу и могут быть отнесены, на наш взгляд, к задачам социального развития [5, 17, 16, 19, 21].

Трудности в сфере социального развития одаренного ребенка, на наш взгляд, становятся ключевой причиной того, что подающие огромные надежды одаренные дети не становятся успешными, самореализовавшимися взрослыми [4, 11].

Все это вызывает необходимость специальной работы по сопровождению одаренных детей на всех ступенях образования и разных типах образовательных организаций [15].

Значительную роль в развитии способностей одаренных школьников, особенно в интеллектуаль-

ной сфере, решают общеобразовательные организации [14]. Но при этом большинство современных школ сориентировано на среднего ученика, что не всегда позволяет одаренному ребенку реализовать потенциал в рамках школы [12]. Работа в современных образовательных организациях с одаренными детьми преимущественно представлена следующими направлениями: развивающее, психологическое, педагогическое, организационное [13].

В этих условиях серьезную роль в работе с одаренными детьми играют учреждения дополнительного образования, позволяющие в рамках предлагаемых программ развивать способности в разных видах деятельности, предоставляя возможность не только для актуализации своих задатков, но и для самореализации [10, 23]. Сфера дополнительного образования, с ее свободой выбора области деятельности для ребенка, с разнообразием «ниш» самореализации и отсутствием жестких рамок в месте, времени и сроках выполнение интересующих задач, позволяет одаренным школьникам решать те возрастные задачи развития, которые не удается решить в условиях школы [22].

В настоящее время в России появились и успешно зарекомендовали себя специализированные центры по работе с одаренными детьми, которые не только предоставляют возможности для их развития, но и становятся местом, аккумулирующим современный передовой опыт с данной категорией школьников.

Одним из лидеров среди учреждений дополнительного образования, работающих с одаренными детьми, является Всероссийский образовательный центр для одаренных детей «Сириус», который создан по инициативе президента России Владимира Путина и открыт 1 июня 2015 г. Согласно концепции проекта центр «Сириус» (г. Сочи) создан для содействия развитию талантов и способностей детей. В первую очередь, в тех областях, в которых Россия занимает лидирующие позиции в мире: в точных науках (математике, физике, химии, биологии), искусстве (классическом балете, живописи, академической музыке) и спорте (хоккее, фигурном катании, шахматах).

Работа центра направлена на охват максимального числа одаренных детей из всех регионов РФ независимо от социального и материального положения их семей, а также на создание системы «социальных лифтов», объединяющей профориентационные, образовательные, спортивные, творческие и иные ресурсы. Одаренные школьники принимают участие в профессиональных и общеобразовательных программах, а также в мастер-классах и работе творческих и научных лабораторий под руководством ведущих ученых и экспертов-практиков.

Образовательный центр «Сириус» объединяет опыт лучших российских школ с целью создания

национального методического и учебного центра, разрабатывающего тиражируемые профессиональные программы. Одним из важнейших направлений работы с одаренными детьми является их социальное развитие, обучение работе в творческих группах, командных играх.

Уже несколько лет одаренные школьники Костромы и Костромской области являются участниками программ ОЦ «Сириус». При этом по окончании программы эти дети остаются без дальнейшего специализированного сопровождения в деятельности, что существенно снижает эффективность проведенной с ними работы. Возникает необходимость осуществления преемственности в работе с одаренными школьниками, прошедшими обучение в центре «Сириус».

На современном этапе развития системы образования все ведущие вузы страны, организуют комплекс мероприятий по работе с одаренными детьми, включающий многопредметные олимпиады, конкурсы исследовательских работ школьников и студентов, интеллектуальные состязания, специализированные предметные школы, молодежные научные форумы [3].

В такой работе важно акцентировать внимание не только на особо одаренных, но и на большую общность детей. При этом в процесс выявления талантов заложен принцип работы с большой общностью детей. Такой подход позволяет обеспечить равные возможности для раскрытия способностей максимально возможного количества учащихся школ и колледжей, вовлеченных в систему довузовского взаимодействия и создания образовательной среды региона. Поэтому становится важно направлять усилия на постепенный и поэтапный поиск одаренных и талантливых детей в ходе обучения по специальным программам в системе дополнительного образования либо в процессе индивидуализированного образования в условиях общеобразовательной школы и взаимодействия школы и вуза.

Костромской государственный университет, осознавая значимость проблемы и обладая серьезными ресурсами в работе с одаренными школьниками региона, в 2017 г. запустил проект «Многопредметная школа» для одаренных школьников, прошедших обучение в ОЦ «Сириус».

Руководителями проекта стали преподаватели университета: к. т. н., доцент кафедры общей и теоретической физики И. Г. Дьяков и к. п. н., доцент кафедры психолого-педагогического образования О. С. Щербинина [2].

Организационная встреча с будущими участниками Школы показала их интерес к естественно-научной области, и в связи с этим содержание работы Многопредметной школы охватывало четыре области знаний:

— Математика - «Дополнительные главы векторной алгебры и теории вероятности» (преподаватель: старший преподаватель кафедры высшей математики Ю. А. Собашко).

— Информатика - «Основы криптоанализа и защиты информации» (преподаватель: к. т. н., заве-дующийкафедрой информационной безопасности О. В. Щекочихин).

— Физика - «Введение в лабораторный практикум и физический эксперимент» (преподаватель: ассистент кафедры общей и теоретической физики М. Р. Комиссарова).

— Коммуникативный практикум (преподаватель: к. п. н., доцент кафедры психолого-педагогического образования О. С. Щербинина) [1].

Содержание учебных программ и выбор технологий был основан на следующих подходах:

— ускорение, позволяющее учесть потребности и возможности детей, отличающихся более быстрым темпом развития, по сравнению со сверстниками;

— углубление, которое предполагает более детальное изучение тем и дисциплин или областей знания, результатом чего становится более высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области;

— обогащение как установление связей предмета с другими темами, проблемами и дисциплинами;

— проблематизация как форма и метод постановки и употребления проблем в мышлении, стимулирование личностного развития учащихся, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, способствующих формированию у учащихся рефлексивного плана сознания.

Так, содержание учебного материала Многопредметной школы КГУ было выстроено блочной системой. Особенностью работы Многопредметной школы КГУ в 2017/18 учебном году стало участие учеников разных классов - от 8 до 10. В связи с этим содержание работы по каждому блоку подбиралось таким образом, чтобы оно не только не пересекалось со школьной программной, но и было интересно, актуально и значимо для всех участников Школы.

По итогам первого года работы Многопредметной школы и участники, и преподаватели, и организаторы получили полезный опыт, который, несомненно, будет учтен в дальнейшей работе Школы.

Так, преподаватели-предметники в качестве положительных результатов работы с одаренными детьми отметили общую высокую эрудированность группы. Эта особенность закономерна, так участниками Школы стали одаренные дети, не только прошедшие обучение по программам ОЦ «Сирус», но и являющиеся победителями муниципальных, региональных и всероссийских предметных олимпиад. Для участников Школы была характерна высокая скорость усвоения нового материала. Предметные

блоки, которые легли в основу содержания работы Школы, были выбраны на основе интересов участников и представляли предпочитаемые для этих одаренных школьников виды деятельности. С этим связан особый интерес к изучаемому материалу и высокая скорость его усвоения. В ходе работы одаренные школьники не боялись самостоятельно искать решения, и это естественно, так как для одаренных детей свойственно стремление к поиску нестандартного варианта решения проблемы, что проявляется, в первую очередь, в интересующем виде деятельности.

Участники школы продемонстрировали повышенный инетерс к проблемным задачам. Эта особенность связана с предпочтением противоречивой, нестандартной информации, отвержением классических решений и готовых ответов. При этом в ходе работы, что заметили преподаватели, эти дети не стесняются задавать конкретные вопросы в интересующем виде деятельности, тогда как за рамками любимого предмета просматриваются проблемы в коммуникации и сложности в установлении взаимодействия.

Важно отметить присутствие положительного эмоционального фона в группе. Несмотря на яркие индивидуальности каждого участника группы, удалось сохранять положительный эмоциональный климат на протяжении всего учебного года.

Все преподаватели Школы пришли к выводу, что работать с одаренными школьниками сложно, но интересно. Одаренные школьники - сложная для подготовки и реализации занятий категория детей. В то же время это дети, заставляющие и себя и взрослых постоянно двигаться вперед, самосовершенствоваться, не застопориваться на одном месте, что всегда интересно человеку небезразличному, ищущему, творческому.

В работе Многопредметной школы не обошлось без затруднений. В частности, сложность в работе педагогов вызвала, и это было прогнозируемо, разная подготовка учащихся по предметам, из-за чего возникли затруднения в подборе материала и организации занятий. Кроме того, занятость одаренных школьников, их поездки и участие в олимпиадах и конкурсах приводили к пропускам занятий, что всегда неудобно с точки зрения организации и выстраивания процесса передачи знаний. Разный уровень подготовки детей требовал применения индивидуального подхода на занятиях. Ряд преподавателей пришли к такому варианту решения проблемы: в начале занятия ставилась общая цель, далее для каждого ставились конкретные задачи, приближающие к цели, вспомогательные шаги.

По итогам работы Многопредметной школы КГУ все преподаватели высказали готовность в следующем году продолжить работу по проекту, отметив, что единой работы, как в классе, с данной группой

достигнуть невозможно, поэтому каждому участнику можно попробовать ставить собственную задачу, в рамках общего направления, а потом реализовать взаимодействие между ними.

Одаренные школьники - участники Многопредметной школы также высказали свое мнение о плюсах и минусах данного опыта.

На вопрос «Соответствовали ли занятия в Многопредметной школе Вашим ожиданиям?» 50 % участников ответили «да», «частично» - оставшиеся 50 % одаренных школьников.

На вопрос «Хотел бы продолжить занятия?» все 100 % участников ответили «да».

В качестве пожеланий организаторам Многопредметной школы ученики назвали следующее: вести рейтинг успеваемости; больше решать задачи; учитывать занятость при назначении времени занятий.

Одаренные школьники - участники Многопредметной школы КГУ в ходе реализации занятий и по итогам реализации всех блоков работы отмечали следующее:

— занятия по предметам соответствовали их ожиданиям и не пересекались со школьной программой и с занятиями в центре «Одаренные школьники»;

— детям хотелось бы продолжать работу по ряду тем (векторы, комбинаторика, многочлены, индукция и др.);

— одаренными школьниками было отмечено предпочтение проблемного обучения, а не готового предоставления информации;

— вызвали интерес занятия по коммуникативному практикуму, где школьники могли обсудить волнующие их проблемы, как в области коммуникации, так и в других областях, получали знания об эффективной организации общения со сверстниками и взаимодействия с родителями и педагогами.

По итогам реализации проекта в течение одного года координаторами был получен опыт организации взаимодействия с ГКУДО КО «Центр «Одаренные школьники». Директор Н. Л. Степанова и сотрудники Центра, осознавая значимость и необходимость комплексной работы с одаренными школьниками, помогали организовывать встречи и решать информационные вопросы на подготовительном этапе работы.

Благодаря информации и данным, полученным от сотрудников ГКУДО КО «Центр «Одаренные школьники», нами был определен список потенциальных участников нашего проекта и проведена встреча с одаренными школьниками, где дети обозначили свои запросы на будущее взаимодействие с КГУ и поделились впечатлениями от посещения ОЦ «Сириус». Данное сотрудничество было продолжено в ходе дальнейшей реализации проекта.

В 2018 г. Многопредметная школа КГУ вновь открыла свои двери для одаренных школьников Костромы. Второй год реализации проекта принес свои изменения:

— было принято решение не сужать рамки участников школы только до участников образовательных программ ОЦ «Сириус», к работе приглашались одаренные школьники Костромы и области с 8 по 11 класс;

— организаторы приняли решение об организации двух возрастных групп: старшая группа - для школьников 1 0-11 классов и участников, пришедших на второй год обучения в Школе; младшая -для школьников 8-9 классов.

Содержание программы Школы по-прежнему включает четыре названных выше блока. В настоящее время идет реализация блока «Информатика».

Опрос участников Школы перед началом занятий показал, что большинство из них ждет от занятий новых знаний, которых нет в школе (19 ответов); хочет научиться решать интересные задачи в этой области (12 ответов); стать эрудированнее одноклассников (11 ответов); подготовиться к ЕГЭ (10 ответов); поступить в КГУ (2 ответа).

С точки зрения оценки мотивации на посещение блока «Психолого-педагогический практикум» школьники отвечали, что в большинстве своем имеют много друзей, умеют решать конфликты, и очень общительны (5 ответов), но при этом, ряд участников отмечают, что хотели бы иметь больше друзей (3 ответа); хотели бы, чтобы их понимали окружающие (1 ответ); хотели бы разобраться, почему их не всегда понимают взрослые (1 ответ); хотят развить и улучшить имеющиеся коммуникативные навыки (1 ответ).

На наш взгляд, реализация проекта «Многопредметная школа КГУ для одаренных школьников» имеет свои перспективы: она позволяет решить социальный заказ на работу с одаренными школьниками, прошедшими обучение в ОЦ «Сириус»; продемонстрировать школьниками города и региона возможности и перспективы опорного вуза области; способствует росту престижа КГУ; позволяет привлекать потенциальных одаренных абитуриентов в вуз.

Важно отметить, что проект «Многопредметная школа КГУ для одаренных школьников, прошедших обучение в ОЦ «Сириус» в связи со своей значимостью находится на контроле Администрации Костромской области, что еще раз подтверждает необходимость его реализации.

Итоги первого года работы и запуск второго этапа работы Многопредметной школы КГУ для одаренных школьников говорят о востребованности проекта, о расширении возможностей университета в работе со школьниками города Костромы и Костромской области.

Библиографический список

1. Дьяков, И. Г. Содержание работы с одаренными школьниками в условиях Костромского государственного университета [Текст] / И. Г. Дьяков, О. С. Щербинина // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественно-научных дисциплин : материалы XII Всерос. науч.-метод. конф. (г. Кострома, 23-24 апреля 2018 г.) / сост.

A. Б. Белихов. - Кострома : Костром. гос. ун-т, 2018. -174 с. - С. 25-28.

2. Груздев, В. В. Вуз как образовательный центр региона в работе с одаренными школьниками [Текст] /

B. В. Груздев, О. С. Щербинина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - Т. 23. -№ 5. - С. 14-17.

3. Кайбияйнен, А. А. О системе работы с одаренными детьми [Текст] / А. А. Кайбияйнен, Л. В. Овсиенко // Высшее образование в России. -

2015. - № 5. - С. 90-96.

4. Лазарев, В. А. Педагогическое сопровождение одаренных школьников [Текст] / В. А. Лазарев. - Ярославль : ЯрГПУ им. К. Д. Ушинского, 2014. - 272 с.

5. Мешкова, Н. В. Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект [Электронный ресурс] / Н. В. Мешкова // Современная зарубежная психология. - 2015. - Т. 4. - № 1. -

C. 26-44. - иИЬ: http://psyjournals.ru/jmfp/2015/n1/76175.shtml (11.09.2018)

6. Панов, В. И. Одаренность как психологический и педагогический феномен [Текст] / В. И. Панов // Дополнительное образование. - 2014. - № 7. - С. 3-6.

7. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми [Текст] / авт.-сост. Н. И. Пантина и др. - Волгоград : Учитель, 2016. - 204 с.

8. Смирнов, В. А., Хазова, С. А. Опыт реализации программы развития личностных ресурсов для одаренных старшеклассников в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса социализации [Текст] / В. А. Смирнов, С. А. Хазова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. -Т. 23. - № 5. - С. 39-43.

9. Учителю об одаренных детях [Текст] / под ред.

B. П. Лебедевой, В. И. Пановой. - М. : Новая школа,

2016. - 354 с.

10. Хазова, С. А. Лидерство как фактор совлада-ющего поведения [Текст] / С. А. Хазова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. -2010. - Т. 16. - № 2. - С. 151-155.

11. Хазова, С. А. Одаренные старшеклассники: факторы риска и ресурсы развития [Текст] /

C. А. Хазова // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. - С. 26-33.

12. Хазова, С. А. Одаренный подросток как субъ-

ект межличностного взаимодействия [Текст] /

C. А. Хазова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19. - № 2. - С. 102-107.

13. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения [Текст] : пособие для учителя / А. В. Хуторской. -М. : ВЛАДОС, 2014. - 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Чулкова, Н. К. Как развить талант у ребенка [Текст] / Н. К. Чулкова. - М. : Сфера, 2015. - 96 с.

15. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей [Текст] / В. С. Юркевич. - М. : Просвещение, 2014. -136 с.

16. Are high-IQ students more at risk of school failure? / A. Guez, H. Peyre, M. Le Cam et al. // Intelligence. - 2018. - Volume 71. - Pages 32-40. DOI: 10.1016/j.intell.2018.09.003

17. Busi, K. Integration and dynamic adaptation in the formation of a novel 2e school model / K. Busi, K. Berman // Twice Exceptional Supporting and Educating Bright and Creative Students with Learning Difficulties. - 18 January 2018. - Pages 322-339. DOI: 10.1093/oso/9780190645472.003.0020

18. Calero, M. D. Temporal stability of IQ and learning potential in gifted children: Diagnostic implications / M. D. Calero, Garcia-Martin // Anales de Psicologia. -2014. - Volume 30. - Issue 2. - Pages 512-521 DOI: 10.6018/analesps.30.2.163801

19. Cross, T. L. Social Coping Among Academically Gifted Adolescents in a Residential Setting:A Longitudinal Study / T. L. Cross, M. A. Swiatek // Gifted Child Quarterly. 2009. Vol. 53. № 1. P. 25-33.

20. Effect of Social Setting, Self Concept, and Relative Age on the Social Status of Moderately and Highly Gifted Students / A. D. Norman, [et al.]. // Roeper Review. 2000. Vol. 23, № 1. P. 34-40. 9. Handel M., Vialle W., Ziegler A. Student perceptions of high6achieving classmates // High ability studies. 2013. Vol. 24. № 2. P. 99-114. DOI: 10.1080/13598139.2013.843139.

21. Insiders or Outsiders: The Role of Social Context in the Peer Relations of Gifted Students / Eddles Hirsch K., [et al.] // Roeper Review. 2012. Vol. 34:1. P. 53-62. DOI:10.1080/02783193.2012.627554.

22. Lee, S., Olszweski-Kubilius, P., Thomson,

D. Academically gifted students' perceived interpersonal competence and peer relationships / S. Lee, P. Olszweski-Kubilius, D. Thomson // Gifted Child Quarterly. 2012. Vol. 56. P. 90-104.

23. Ozcan, D Career decision-making of the gifted and talented / D Ozcan // SOUTH AFRICAN JOURNAL OF EDUCATION. - NOV 2017. - Том: 37 Выпуск: 4 Специальный выпуск: SI. - Номер статьи: 1521. DOI: 10.15700/saje.v37n4a1521

24. Rentzsch, K., Schutz, A., Schroeder-Abe, M. Being labeled nerd: Factors that influence the social acceptance of high6achieving students / K. Rentzsch,

A. Schutz, M. Schroeder-Abe // The Journal of Experimental Education. 2011. Vol. 79. P. 143-168.

25. Robinson, N. M. The social world of gifted children and youth / S. I. Pfeiffer (ed.) // Handbook of gifted-ness in children: Psychoeducational theory, research and best practices. New York: Springer. 2008. P. 33-51.

26. Vogelaar, B., Resing, Wilma, C. M. Changes over time and transfer of analogy-problem solving of gifted and non-gifted children in a dynamic testing setting /

B. Vogelaar, Resing, C. M. Wilma // EDUCATIONAL PSYCHOLOGY. - 2018. - Volume 38. - Issue 7. - Pages 898-914. DOI: 10.1080/01443410.2017.1409886

Reference List

1. D'jakov, I. G. Soderzhanie raboty s odarennymi shkol'nikami v uslovijah Kostromskogo gosudarstven-nogo universiteta = Content of work with gifted school students in conditions of Kostroma state university [Tekst] / I. G. D'jakov, O. S. Shherbinina // Aktual'nye problemy prepodavanija informacionnyh i estestvenno-nauchnyh disciplin : materialy HII Vseros. nauch.-metod. konf. (g. Kostroma, 23-24 aprelja 2018 g.) = Current problems of teaching information and natural-science disciplines: materials of the XII All-Russian scientific and methodical conference (Kostroma, April 23-24, 2018) / sost. A. B. Belihov. - Kostroma : Kostrom. gos. un-t, 2018. - 174 c. - S. 25-28.

2. Gruzdev, V. V Vuz kak obrazovatel'nyj centr re-giona v rabote s odarennymi shkol'nikami = Higher education institution as an education center of the region in work with gifted school students [Tekst] / V V Gruzdev, O. S. Shherbinina // Vestnik Kostromskogo gosudarstven-nogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Socio-kinetika = Bulletin of Kostroma state university. Series: Pedagogics. Psychology. Sociokinetics. - 2017. - T. 23. -№ 5. - S. 14-17.

3. Kajbijajnen, A. A. O sisteme raboty s odarennymi det'mi = About the system of work with gifted children [Tekst] / A. A. Kajbijajnen, L. V. Ovsienko // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 5. - S. 90-96.

4. Lazarev, V. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie odarennyh shkol'nikov = Pedagogical support of gifted school students [Tekst] / V. A. Lazarev. - Jaroslavl' : JarGPU im. K. D. Ushinskogo, 2014. - 272 s.

5. Meshkova, N. V. Zarubezhnye issledovanija odarennosti: social'no-psihologicheskij aspekt = Foreign researches of endowments: social and psychological aspect [Jelektronnyj resurs] / N. V. Meshkova // Sovremen-naja zarubezhnaja psihologija = Modern foreign psychology. - 2015. - T. 4. - № 1. - S. 26-44. - URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2015/n1/76175.shtml (11.09.2018)

6. Panov, V I. Odarennost' kak psihologicheskij i ped-agogicheskij fenomen = Endowments as a psychological and pedagogical phenomenon [Tekst] / V I. Panov // Dopolnitel'noe obrazovanie. - 2014. - № 7. - S. 3-6.

7. Sistema raboty obrazovatel'nogo uchrezhdenija s odarennymi det'mi = System of educational institution

work with gifted children [Tekst] / avt.-sost. N. I. Pantina i dr. - Volgograd : Uchitel', 2016. - 204 s.

8. Smirnov, V A., Hazova, S. A. Opyt realizacii pro-grammy razvitija lichnostnyh resursov dlja odarennyh starsheklassnikov v ramkah psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija processa socializacii = Experience of implementation of the program of personal resources development for gifted seniors within psychology and pedagogical support of the socialization process [Tekst] / V. A. Smirnov, S. A. Hazova // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psi-hologija. Sociokinetika = Bulletin of Kostroma state university. Series: Pedagogics. Psychology. Sociokinetics. -2017. - T. 23. - № 5. - S. 39-43.

9. Uchitelju ob odarennyh detjah = To the teacher about gifted children [Tekst] / pod red. V P. Lebedevoj, V. I. Panovoj. - M. : Novaja shkola, 2016. - 354 s.

10. Hazova, S. A. Liderstvo kak faktor sovladajush-hego povedenija = Leadership as a factor of coping behavior [Tekst] / S. A. Hazova // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. -Serija: Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juve-nologija. Sociokinetika = Bulletin of Kostroma state university named after N. A. Nekrasov. - Series: Pedagogics. Psychology. Social work. Youth studies. Sociokinetics.-2010. - T. 16. - № 2. - S. 151-155.

11. Hazova, S. A. Odarennye starsheklassniki: faktory riska i resursy razvitija = Gifted seniors: risk factors and development resources [Tekst] / S. A. Hazova // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. - 2012. - № 4. -S. 26-33.

12. Hazova, S. A. Odarennyj podrostok kak sub#ekt mezhlichnostnogo vzaimodejstvija = A gifted teenager as a subject of interpersonal interaction [Tekst] / S. A. Hazova // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Serija: Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokineti-ka = Bulletin of Kostroma state university named after N. A. Nekrasov. - Series: Pedagogics. Psychology. Social work. Youth studies. Sociokinetics. - 2013. - T. 19. -№ 2. - S. 102-107.

13. Hutorskoj, A. V Razvitie odarennosti shkol'ni-kov: Metodika produktivnogo obuchenija = Development of school students' endowments: Technique of productive training [Tekst] : posobie dlja uchitelja / A. V. Hutorskoj. - M. : VLADOS, 2014. - 320 s.

14. Chulkova, N. K. Kak razvit' talant u rebenka = How to develop the child's talent [Tekst] / N. K. Chulkova. - M. : Sfera, 2015. - 96 s.

15. Jurkevich, V S. Odarennyj rebenok: illjuzii i real'nost': Kniga dlja uchitelej i roditelej = A gifted child: illusions and reality: The book for teachers and parents [Tekst] / V. S. Jurkevich. - M. : Prosveshhenie, 2014. -136 s.

16. Are high-IQ students more at risk of school failure? / A. Guez, H. Peyre, M. Le Cam et al. // Intelligence. - 2018. - Volume 71. - Pages 32-40. DOI: 10.1016/j.intell.2018.09.003

17. Busi, K. Integration and dynamic adaptation in the formation of a novel 2e school model / K. Busi, K. Berman // Twice Exceptional Supporting and Educating Bright and Creative Students with Learning Difficulties. - 18 January 2018. - Pages 322-339. DOI: 10.1093/oso/9780190645472.003.0020

18. Calero, M. D. Temporal stability of IQ and learning potential in gifted children: Diagnostic implications / M. D. Calero, Garcia-Martin // Anales de Psicologia. -2014. - Volume 30. - Issue 2. - Pages 512-521 DOI: 10.6018/analesps.30.2.163801

19. Cross, T. L. Social Coping Among Academically Gifted Adolescents in a Residential Setting:A Longitudinal Study / T. L. Cross, M. A. Swiatek // Gifted Child Quarterly. 2009. Vol. 53. № 1. P. 25-33.

20. Effect of Social Setting, Self Concept, and Relative Age on the Social Status of Moderately and Highly Gifted Students / A. D. Norman, [et al.] // Roeper Review. 2000. Vol. 23, № 1. P. 34-40. 9. Handel M., Vialle W., Ziegler A. Student perceptions of high6achieving classmates // High ability studies. 2013. Vol. 24. № 2. P. 99-114. DOI: 10.1080/13598139.2013.843139.

21. Insiders or Outsiders: The Role of Social Context in the Peer Relations of Gifted Students / Eddles Hirsch K., [et al.] // Roeper Review. 2012. Vol. 34:1. P. 53-62. DOI:10.1080/02783193.2012.627554.

22. Lee, S., Olszweski-Kubilius, P., Thomson, D. Academically gifted students' perceived interpersonal competence and peer relationships / S. Lee, P. Olszweski-Kubilius, D. Thomson // Gifted Child Quarterly. 2012. Vol. 56. P. 90-104.

23. Ozcan, D Career decision-making of the gifted and talented / D Ozcan // SOUTH AFRICAN JOURNAL OF EDUCATION. - NOV 2017. - Tom: 37 Vypusk: 4 Special'nyj vypusk: SI. - Nomer stat'i: 1521. DOI: 10.15700/saje.v3 7n4a1521

24. Rentzsch, K., Schutz, A., Schroeder-Abe, M. Being labeled nerd: Factors that influence the social acceptance of high6achieving students / K. Rentzsch,

A. Schutz, M. Schroeder-Abe // The Journal of Experimental Education. 2011. Vol. 79. P. 143-168.

25. Robinson, N. M. The social world of gifted children and youth / S. I. Pfeiffer (ed.) // Handbook of gifted-ness in children: Psychoeducational theory, research and best practices. New York: Springer. 2008. P. 33-51.

26. Vogelaar, B., Resing, Wilma, C. M. Changes over time and transfer of analogy-problem solving of gifted and non-gifted children in a dynamic testing setting /

B. Vogelaar, Resing, C. M. Wilma // EDUCATIONAL PSYCHOLOGY. - 2018. - Volume 38. - Issue 7. - Pages 898-914. DOI: 10.1080/01443410.2017.1409886

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.