Научная статья на тему 'Специфика подготовки обучающихся профессиональных образовательных организаций к работе с одаренными детьми'

Специфика подготовки обучающихся профессиональных образовательных организаций к работе с одаренными детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / GIFTEDNESS / GIFTED CHILD / SOCIAL DEVELOPMENT / SOCIALIZATION / SOCIO-PEDAGOGICAL WORK / PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грушецкая И. Н., Щербинина О. С.

В современных образовательных условиях значительно повысился интерес к работе с одной из категорий детей «группы риска» одаренным детям. Данная категория не случайно многими учеными относится к категории группы риска. Результаты многочисленных исследований говорят о том, что на пути своего развития одаренные дети сталкиваются с рядом особенностей и трудностей развития, неспецифичных для их сверстников. Эта специфика подчас становится причиной диссинхронии развития и трудностей в социальной адаптации такого ребенка. Представленные обстоятельства обусловливают необходимость осуществления специально организованной деятельности с одаренными детьми, которая требует от педагога определенной компетентности. Современные профессиональные образовательные организации по-разному относятся к заявленной проблеме, в связи с чем, нами было проведено исследование, направленное на изучение отношения будущих педагогов к работе с одаренными детьми и их готовности к данному направлению деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF TRAINING OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS TO WORK WITH GIFTED CHILDREN

In the modern educational reality, the interest in working with one of the categories of children "at risk" gifted children has increased significantly. This category is not accidentally described by various scientists as the “category of risk group”. The results of numerous conducted research show that on the process of their development gifted children face a number of features and difficulties of development, non-specific for their peers. This specificity sometimes causes dissynchrony of development and difficulties in social adaptation of such a child. The presented circumstances necessitate the implementation of specifically organized activities with gifted children, which requires a certain professional competence of a teacher. Modern professional educational organizations have different attitudes to the stated problem, in connection with which the following research was conducted aimed at studying the attitude of future teachers to work with gifted children and their readiness for this activity.

Текст научной работы на тему «Специфика подготовки обучающихся профессиональных образовательных организаций к работе с одаренными детьми»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 376.545

СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

И.Н. Грушецкая, О.С. Щербинина1

'Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00867

Аннотация. В современных образовательных условиях значительно повысился интерес к работе с одной из категорий детей «группы риска» - одаренным детям. Данная категория не случайно многими учеными относится к категории группы риска. Результаты многочисленных исследований говорят о том, что на пути своего развития одаренные дети сталкиваются с рядом особенностей и трудностей развития, неспецифичных для их сверстников. Эта специфика подчас становится причиной диссинхронии развития и трудностей в социальной адаптации такого ребенка. Представленные обстоятельства обусловливают необходимость осуществления специально организованной деятельности с одаренными детьми, которая требует от педагога определенной компетентности. Современные профессиональные образовательные организации по-разному относятся к заявленной проблеме, в связи с чем, нами было проведено исследование, направленное на изучение отношения будущих педагогов к работе с одаренными детьми и их готовности к данному направлению деятельности.

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, социальное развитие, социализация, социально -педагогическая работа, профессиональная образовательная организация.

PECULIARITIES OF TRAINING OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS TO WORK WITH GIFTED CHILDREN

I. Grushetskaya, O. Shcherbinina

Abstract. In the modern educational reality, the interest in working with one of the categories of children "at risk" - gifted children has increased significantly. This category is not accidentally described by various scientists as the "category of risk group". The results of numerous conducted research show that on the process of their development gifted children face a number of features and difficulties of development, non-specific for their peers. This specificity sometimes causes dissynchrony of development and difficulties in social adaptation of such a child. The presented circumstances necessitate the implementation of specifically organized activities with gifted children, which requires a certain professional competence of a teacher. Modern professional educational organizations have different attitudes to the stated problem, in connection with which the following research was conducted aimed at studying the attitude of future teachers to work with gifted children and their readiness for this activity.

Keywords: giftedness, gifted child, social development, socialization, socio-pedagogical work, professional educational organization.

В настоящее время проблемы одаренных детей и работы с ними обращают на себя внимание как педагогов-практиков, так и ученых. По мнению обывателей, одаренные дети - это категория со знаком «плюс», у которой не может быть проблем. Это дети, которые могут и делают лучше, чем другие. Однако, не случайно почти сто лет назад прозвучал вопрос «Одаренность -это дар? Или это испытание?» [1].

Далеко не всегда ребенок, обладающий повышенными способностями в той или иной области, может в полной мере реализовать свои задатки (причин этому может быть множество: непонимание родителей, малообеспеченность семьи, недопонимание со стороны педагогов, отсутствие должного внимания в

образовательной организации и т.д.); самореализоваться (сложности во

взаимоотношениях с коллективом сверстников, неадекватная самооценка, самовосприятие, отсутствие коммуникативных навыков и т.д.); полноценно и вовремя решить возрастные задачи развития [2;3;5].

Существующие результаты отечественных и зарубежных исследований свидетельствуют о наличии специфики в развитии одаренных детей, которая требует специальной организации работы с ними [7;8;11;12]. Нами проводились исследования особенностей и трудностей социализации и социального развития одаренных детей, которые зафиксировали наличие у многих одаренных детей сложностей во

взаимоотношениях со сверстниками (неумение наладить взаимодействие; проблемы в решении конфликтных ситуаций; низкий социометрический статус в группе); неадекватную самооценку у одаренных школьников, низкий уровень самопринятия; проблемы самореализации в коллективе сверстников (существует желание быть принятым, уважаемым, но часто возникает дискомфорт в компании сверстников); ригидность в поведении и т.д. [10]. В ходе бесед с одаренными школьниками (исследование 2017 г.) ребята среди своих трудностей и нерешенных, обидных жизненных ситуаций называют недопонимание со стороны школьных педагогов (по их мнению).

Перечисленные проблемы говорят о необходимости особого внимания к организации работы с данной категорией детей. При этом работа должна быть направлена не только на развитие способностей, но и на поддержку ребенка в решении возрастных задач социализации, в решении задач социального развития [4;6;9].

Одной из проблем в качественной организации работ с данной категорией детей в современных образовательных организациях является неготовность педагогов к работе с ними.

Нами было проведено исследование в институте педагогики и психологии Костромского государственного университета, Галичском педагогическом колледже Костромской области и Ярославском педагогическом колледже с целью выявления у студентов-будущих педагогов отношения к проблеме работы с одаренными детьми и их подготовленности к данному направлению деятельности.

Сбор эмпирических данных осуществлялся методом анкетирования обучающихся института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (п=24), обучающихся ГПОАУ ЯО «Ярославский педагогический колледж» (п=100) и ОГБПОУ «Галичский педагогический колледж

Костромской области» (п=39). Опрос проводился с апреля по июнь 2018 г.

Так, Костромской государственный университет осуществляет подготовку будущих социальных педагогов и педагогов-психологов к работе с одаренными детьми уже более десяти лет на базе Института педагогики и психологии в ходе изучения студентами дисциплины по выбору «Методика работы с одаренными детьми».

На занятиях по этой дисциплине многие обучающиеся впервые вплотную сталкиваются с феноменом одаренности и осознают, что это не только положительная особенность ребенка,

выгодно отличающая его от других, но и, как правило, большая проблема для самого человека и его близких.

Работа в рамках дисциплины начинается с изучения феномена «одаренность», его сущности, содержания на основе представления студентами различных трактовок и сопоставления с понятиями «талант» и «гениальность». Выстраивая иерархию понятий, устанавливая их взаимосвязь и взаимозависимость, у молодых людей, формируется определенное представление о сути феномена одаренности. Далее происходит знакомство с типами одаренности и одаренных людей.

Осознание разных подходов к феномену «одаренности» осуществляется в ходе рассмотрения существующих концепций в этой области.

Следующим шагом в нашей системе подготовки будущих педагогов-психологов к работе с одаренными детьми выступает знакомство с особенностями и трудностями развития данной категории детей, которые частично совпадают, частично отличаются от трудностей детей разного возраста. В рамках дисциплины обучающиеся знакомятся с возрастными особенностями одаренных детей (дошкольники, младшие школьники, подростки, старшие школьники) и спецификой работы с ними на разных этапах развития в образовательных организациях различного типа (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, организации дополнительного образования, загородные детские оздоровительные центры).

Система работы с учебным материалом по представленным блокам способствует, по нашему мнению, продуманному и глубокому его изучению и осмыслению.

После знакомства с особенностями данной категории и основными проблемами, встающими на пути одаренного ребенка к благополучному существованию в обществе, студентам дается задание для обобщения и интериоризации полученных сведений - разработать программу работы педагога-психолога с одаренными детьми или их родителями (самостоятельно определяется возраст детей, проблема и образовательная организация). Работа выполняется в микрогруппах по 3 - 4 человека. Предоставляются варианты образовательной организации, на базе которой будет реализовываться предполагаемая программа: дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, организация дополнительного образования, институт повышения квалификации работников образования и т.д. Кроме того, студенты выбирают возраст

детей, программу для которых они будут разрабатывать. На выполнение задания дается две недели, в ходе которых педагогом осуществляется необходимое консультирование. Готовые проекты представляются к защите и обсуждению в виде презентации.

Многолетний опыт работы по проблеме имеет не только огромное практическое значение (выпускники приходят работать с готовность встретиться и сопровождать одаренных детей), но и теоретическое значение, так как уже много лет проблема разрабатывается, изучается в рамках студенческих работ на разных ступенях высшего

образования, и эти результаты пополняют существующий опыт работы с такой нестандартно категорией как одаренные дети. Помимо этого, выпускники данного направления работы уже несколько лет после окончания вуза становятся педагогами специализированного образовательного центра по работе с одаренными школьниками «Сириус» (город Сочи).

Об эффективности представленной работы свидетельствуют данные опроса обучающихся 1 и 4 курса института педагогики и психологии КГУ.

В рамках учебного курса, В рамках своей собственной В рамках внеаудиторной факультатива педагогической деятельности

деятельности

Рисунок 1. - Результаты опроса обучающихся ИПП КГУ об источниках знаний о работе с одаренными детьми

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Развитие способностей

Помощь в Помощь в социальном Помощь в самоопределении развитии одаренного установлении одаренного ребенка и ребенка

поиске себя

позитивных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

Регулярная диагностика одаренных детей

И 1 курс и 4 курс

Рисунок 2. - Результаты опроса обучающихся ИПП КГУ о приоритетных направлениях

в работе с одаренными детьми

По результатам опроса мы можем увидеть, что в процессе подготовки знания ребят о работе с одаренными детьми существенно возрастают как за счет специального курса, так и в ходе практической деятельности.

В ходе подготовки обучающихся изменяются их представления о приоритетных направлениях в работе с одаренными детьми: на ведущие позиции выходит не развитие способностей, а помощь в социальном развитии и помощь в выстраивании позитивных взаимоотношений со сверстниками.

Образовательные Участие и Умение детей Умение детей Умение детей

результаты детей победы детей в общаться друг с работать в парах, решать

конкурсах другом в группе конфликтные

разного уровня ситуации

Лидерство в группе

В зависимости от вида одаренности все ответы имеют место быть

К14 курс Шкуре

Рисунок 3. - Результаты опроса обучающихся ИПП КГУ о результатах эффективной работы

с одаренными детьми

По данным опроса у обучающихся института в процессе получения знаний об одаренных детях и работе с ними меняются представления о результатах эффективности данной работы. Если в начале обучения они акцентировали свое внимание на образовательных результатах одаренных детей и участии и победах их в конкурсах, то после получения опыта работы с данной категорией и дополнительных знаний,

акцент сместился в сторону повышения коммуникативных знаний и умений у одаренных детей, умения решать ими конфликтные ситуации и т.д.

Если сравнить данные опросов студентов Костромского государственного университета, Ярославского и Галичского педагогических колледжей, то можно увидеть следующее:

90,00 80,00 70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

КГУ

Яр. пед. колледж Галич. пед. колледж

высокая успеваемость

быстрота выполнения учебных заданий

стремление к лидерству

Рисунок 4. - Качества, отличающие одаренных

Будущие педагоги обучающиеся в Костромском государственном университете и колледжах г. Ярославля и г. Галича (Костромская

\, по мнению студентов (сопоставление данных)

область) считают, что одаренных детей отличает быстрота выполнения учебных заданий (от 40% до 49% всех отвечающих респондентов); широкая

эрудиция (от 60 до 71% респондентов); низкий уровень или отсутствие конфликтности и самонадеянности.

Студентов КГУ наиболее отличительными качествами одаренных детей называют высокую успеваемость (80% респондентов); широкую эрудицию (60%).

Для обучающихся педагогического колледжа г. Ярославля самыми значимыми являются широкая эрудиция (71%) и высокая успеваемость (57%). В то же время, для студентов Галичского

педагогического колледжа отличительными качествами будут также широкая эрудиция и творческая самореализация (по 62% ответов респондентов).

Таким образом, не все обучающиеся профессиональных организаций среднего и высшего профессионального образования осознают такие личностные особенности одаренных, как стремление к лидерству и конфликтность с окружающими людьми (родителями, педагогами, сверстниками).

Развитие способностей

Регулярная диагностика одаренных детей

Продвижение таланта одаренного ребенка

Помощь в самоопределении

Помощь в социальном развитии

Помощь в уст. позит. взаимоотношений

КГУ

Яросл. пед. колледж

Галич. пед. колледж

Рисунок 5. - Приоритетные направления работы с одаренными детьми, по мнению студентов

(сопоставление данных)

В качестве приоритетных направлений работы с одаренными детьми абсолютное большинство студентов КГУ считают помощь в самоопределении (100%), в установлении позитивных взаимоотношений (100%), в социальном развитии (60%). Менее приоритетными называют регулярную диагностику и развитие способностей (по 20% респондентов КГУ).

В качестве наиболее значимых направлений работы с одаренными детьми, студенты Ярославского колледжа выделяют продвижение таланта одаренного (71%); развитие способностей (69%); помощь в самоопределении (51%).

Важными направлениями работы с одаренными студенты Галичского

педагогического колледжа считают развитие способностей (95%); продвижение таланта одаренного ребенка (74%); помощь в самоопределении (56%).

В тоже время, менее значимыми для студентов Ярославского педагогического колледжа остаются регулярная диагностика способностей (14%) и помощь в установке позитивных взаимоотношений (23%). Обучающиеся Галичского педагогического колледжа в меньшей степени отдают значимость помощи в социальном развитии одаренных (15%) регулярной диагностике (18%).

образовательные участие и победы умение детей умение детей умение детей лидерство в результаты детей детей в конкурсах общаться друг с работать в парах, в решать конфликты группе

другом группе

КГУ ■ Яросл. пед. колледж А Галич. пед. колледж

Рисунок 6. - Результаты социально-педагогической работы с одаренными детьми, по мнению студентов (сопоставление данных)

Обучающиеся профессиональных

образовательных организаций - будущие педагоги считают, что об эффективности социально-педагогической работы с одаренными детьми могут говорить многие результаты, причем: для абсолютного числа обучающихся института педагогики и психологии - будущих социальных педагогов и педагогов-психологов самыми значимыми являются умение детей общаться друг с другом (100%); умение детей работать в парах, группах (100%); умение детей решать конфликты и спорные вопросы (80%).

Ответы респондентов Ярославского и Галичского педагогических колледжей очень схожи. Так, в тройке приоритетных направлений социально-педагогической работы для будущих педагогов являются - участие и победы детей в конкурсах (84% и 64%); образовательные результаты детей (62 и 69%); умение детей общаться друг с другом (34% и 44%).

Тем самым видно, что ответы обучающихся в педагогических колледжах г. Ярославля и г. Галича очень схожи, хотя не в полной мере говорят об эффективности плодотворной социально-педагогической работы с одаренными.

Таким образом, подготовка педагогов в средних и высших профессиональных

образовательных организациях должна включать в себя дисциплины, в рамках которых обеспечивается подготовка к работе с одаренными детьми, как особой категорией. Где обучающиеся не только знакомятся с индивидуальными и возрастными особенностями одаренных детей, их трудностями социального развития, но и спецификой работы с ними на разных возрастных этапах в образовательных организациях различного типа, осваивают наиболее эффективные формы поддержки преодоления трудностей их социального развития, установления конструктивных взаимоотношений одаренных детей с их ближайшим окружением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, работа с одарёнными детьми требует от будущих педагогов в частности, и всего педагогического коллектива знаний о специфических особенностях работы с одаренными детьми как особой категории, умений, помогающих формировать, развить и сохранить одарённость детей, а также навыков преодоления трудностей социального развития одаренного ребенка, обеспечивающих их продуктивное взаимодействие со сверстниками и педагогами.

1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс] / Д.Б. Богоявления // Вопросы образования. - 2004. - № 2. - С. 46-68. -Режим доступа: https://eИbстy.m/item.asp?id=9172194

2. Бордовская Н.В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды / Н.В. Бордовская // Человек и образование. - 2013. - № 2(35). - С. 4-11. - Режим доступа: https://eИbrary.ш/item.asp?id=20192475

3. Курасов Н.В. Изучение понятия одаренности в рамках психолого-педагогического знания / Н.В. Курасов // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19. - № 3. - С. 52-58.

4. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности [Электронный ресурс] / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 13-19. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=9203403

5. Леутина Л.А. Социализация детей в современных педагогических исследованиях / Л.А. Леутина // Вопросы образования. - 2014. - № 3. - С. 152-173.

6. Мелик-Пашаев А.А. Проявление одаренности как норма развития [Электронный ресурс] / А.А. Мелик-Пашаев // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 4. - С. 15-21. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22754007

7. Мешкова Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект [Электронный ресурс] / Н.В. Мешкова // Современная

зарубежная психология. - 2015. - Т. 4. - № 1. - С. 26-44. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id= 23733139

8. Попова Л.В. Образовательные программы для одаренных детей в странах Европы / Л.В. Попова // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 4. -C. 101-114. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=12991708

9. Смирнов В.А. Опыт реализации программы развития личностных ресурсов для одаренных старшеклассников в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса социализации / В.А. Смирнов, С.А. Хазова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - Т. 23. - № 5. - С. 39-43. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32728541

10. Щербинина О.С. Особенности социально-педагогической поддержки одаренных школьников / О.С. Щербинина // Социальная педагогика в современных социальных практиках / Сборник научных статей VII Международного симпозиума, 21-23 мая 2017г.; научн. ред. А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. - C. 403-409.

11. Busi, K., Berman, K. Integration and dynamic adaptation in the formation of a novel 2e school model // Twice Exceptional Supporting and Educating Bright and Creative Students with Learning Difficulties. - 18 January 2018. - Pages 322-339.

12. Calero, M.D., Garcia-Martin Temporal stability of implications // Anales de Psicologia. - 2014. - Volume 30.

IQ and learning potential in gifted children: Diagnostic - Issue 2. - Pages 512-521.

Сведения об авторах:

Грушецкая Ирина Николаевна (г. Кострома, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», e-mail: [email protected]

Щербинина Ольга Станиславовна (г. Кострома, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», e-mail: [email protected]

Data about the authors:

I. Grushetskaya (Kostroma, Russia), Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor, Assistant Professor of the Department of psycho-pedagogical education, Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education 'Kostroma State University', e-mail: [email protected]

O. Shcherbinina (Kostroma, Russia), Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor, Assistant professor of the Department of psycho-pedagogical education, Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education 'Kostroma State University', e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.