УДК 37. 043; 37(091)
О. С. Щербинина
Социальное развитие одаренных детей как педагогическая проблема
Особенности и трудности развития одаренного ребенка выступают причиной осложнений в процессе его социального развития, что требует организации специальной работы с данной категорией детей. Значительными потенциалами в решении этой проблемы обладает социально-педагогическое сопровождение одаренных детей.
Ключевые слова: одаренный ребенок, социальное развитие, социально-педагогическое сопровождение.
О. S. Shcherbinina
Social Development of the Gifted Children as a Pedagogical Problem
The peculiarities and difficulties of the gifted child's development are the reasons of complications in the course of his social development and therefore it is necessary to organize the special work with this category of children. Social and pedagogical support of the gifted children has considerable potentials in the solution of this problem.
Keywords: a gifted child, social development, social and pedagogical support.
Выявление, поддержка, адресная помощь и развитие одаренных в различных областях знаний и творчества детей являются сегодня приоритетным направлением в сфере образования. Доказательством тому служит ряд нормативно-правовых документов: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», образовательная программа «Школа 2100», областная целевая программа «Развитие системы образования Костромской области в 2010-2013 гг.» и другие. В этих документах в качестве национальной задачи определяется необходимость создания условий для стимулирования ребенка к различным видам деятельности, его психолого-педагогическая поддержка во всех аспектах развития, создание благоприятных условий учебной, трудовой деятельности и жизнеобеспечения на этапе профессионального и личного становления.
Несмотря на обширную практику работы с одаренными детьми в нашей стране, сегодня существует большое количество проблем выявления, поддержки и развития рассматриваемой нами категории воспитанников.
Во-первых, отсутствие в науке и практике единых подходов к пониманию детской одаренности и её первопричин приводит к наличию трудностей в определении целевой аудитории для реализации образовательных проектов, пониманию механизмов диагностики способностей и сопровождения талантливых детей. «Что мы понимаем под одаренностью? Для каких детей следует организовать особую деятельность? Как
выявить одаренного ребенка и что следует ему предложить?» - эти вопросы и сегодня остаются открытыми.
Во-вторых, разнообразие видов одаренности, отсутствие возрастных границ проявления этого феномена вызывают затруднения в определении специфики как долгосрочных, так и краткосрочных образовательных программ. Здесь основные вопросы связываются с пониманием результата деятельности: «Что мы хотим получить в итоге? Как определить имеющиеся задатки и способности детей? Наличие достижений в определенном виде деятельности? Компенсацию затруднений в развитии одаренного ребенка?»
В-третьих, частнометодический характер имеющегося опыта работы с одаренными детьми и слабая представленность существующих практик в публицистической литературе обуславливают недостаточную профессиональную готовность педагогов к работе с одаренными детьми. Относительно этой проблемы извечным остаются вопросы: «Что делать?», «С чего начать?», «Какие формы работы использовать?»
Более того, остается открытым вопрос «Что же такое «детская одаренность»?
Несмотря на широкую распространенность и уже определившееся значение понятия «одаренность», его объем и содержание остаются дискуссионными. Единой трактовки в определении данного понятия не существует до настоящего времени.
В «Рабочей концепции одаренности» данный феномен определяется как системное, разви-
© Щербинина О. С., 2013
вающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Среди основных слагаемых одаренности, как правило, принято выделять мотивацию, направленность, креативность, гибкость, оригинальность, способности выше среднего уровня.
Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.
При этом одаренность не всегда можно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высокими социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия.
Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих свой возраст. Одаренность ребенка - это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
Часто в психолого-педагогической литературе речь идет об особенностях развития одаренных детей и вызываемых этими особенностями трудностях, которые частично совпадают, частично отличаются от трудностей сверстников по уровню выраженности и важности (рейтингу), а частично являются специфическими, отличающими именно эту группу одаренных школьников. Данные трудности в основном затрагивают психосоциальную (или социально-психологическую) сферу. Среди них:
• специфичные игровые интересы одаренного ребенка по сравнению с предпочитаемыми играми сверстников;
• отвержение стандартных требований, особенно если эти требования идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными;
• погружение в философские проблемы;
• несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
• внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано;
• критичное отношение к собственным достижениям;
• восприимчивость к сенсорным стимулам и хорошее понимание отношений и связей между явлениями;
• недостаточная терпимость к людям, уступающим им в развитии тех или иных способностей;
• повышенная потребность во внимании взрослых в силу природной любознательности и стремления к познанию;
• проблемы в эмоциональном развитии (явная инфантильная реакция);
• проблемы в физическом развитии (некоторые из них явно избегают всего, что требует физических усилий);
• проблема волевых навыков или шире - саморегуляции.
Почему же одаренные дети, становясь взрослыми людьми, так редко и трудно реализуют свои повышенные возможности в зрелой, профессиональной деятельности? В.С. Юркевич в своих работах делает акцент на следующих причинах:
1. Одаренные дети и подростки не имеют достаточного опыта преодоления трудностей, прежде всего в познавательной сфере, практически никогда не встречаясь с серьезными препятствиями во время обучения.
2. Они очень рано настраиваются на накопление и переработку знаний. Во многих случаях это просто непрерывное их поглощение. В силу этого и некоторых других причин одаренные дети испытывают большие трудности, когда им предлагается проявить нестандартный подход, найти оригинальное решение. Таким образом, вторая проблема особо одаренных - отсутствие креативности.
3. Они испытывают значительные трудности личностного развития, выражающиеся в проблемах общения со сверстниками. Отмечено у многих исключительно одаренных детей нарушение чувства реальности, отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума. В целом, видимо, можно говорить о социальной дезадаптивно-сти детей с исключительными проявлениями одаренности, их недостаточной включенности в
социальные нормы и требования коллектива, где они учатся. Именно потому, как показывает опыт работы с такими детьми, они заметно чаще, чем все другие одаренные дети, находятся в условиях, неблагоприятных для их развития, в зоне воспитательного риска. Социальные связи - это третья проблема одаренных.
4. И, наконец, особую проблему этих детей составляют трудности профессионального самоопределения - специализации способностей.
Перечисленные трудности не заканчивают список возможных осложнений в развитии одаренного ребенка. Анализ литературных источников по проблеме приводит к выводу, что трудности в общении в значительной мере связаны с особенностями личности одаренных. И роль этих особенностей столь велика, что, с одной стороны, они могут служить «индикаторами» одаренности, по которым и предполагают наличие одаренности, с другой - могут выступать в качестве своеобразных преград на пути самореализации детей с повышенными возможностями.
Представленные особенности развития одаренного ребенка говорят о необходимости специально организованной деятельности, дающей возможность развивать его способности и учитывающей специфику развития, позволяя решать возрастные задачи и предупреждая осложнения в социальном развитии такого ребенка.
Л.В. Мардахаев определяет социальное развитие как процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных ее компонентах - социальных отношениях, социальных институтах; процесс усвоения человеком социального опыта [1, с. 27]. Социальное развитие определяется умением общаться со сверстниками и взрослыми, знанием основных правил общения; хорошей ориентацией не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способностью управлять своим поведением (дети знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремлением быть хорошими, первыми; чутким реагированием на изменение отношения, настроения взрослых. Развитие ребенка определяется не только общением со взрослыми. У него постоянно возникает потребность общения со сверстниками и возрастает число контактов с ними. Контакты со сверстниками способствуют формированию осознания своего положения в их среде и формированию личности ребенка [2, с. 124].
Значительными потенциалами в решении перечисленных задач обладает социально-педагогическое сопровождение одаренных детей, способствующее созданию условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения в рамках объективно данной педагогической среды.
Возможности социально-педагогического сопровождения в работе с одаренными детьми заключены как в превентивном процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации эмоционального дискомфорта.
Характеризуя технологию социально-педагогического сопровождения одаренных детей, мы основываемся на точке зрения Л.В. Мар-дахаева в определении социально-педагогической технологии, который характеризует ее как оптимальную последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющую получать рациональный результат в конкретной ситуации (оптимальная логика социально-педагогической деятельности в работе с конкретным объектом).
При этом под целью технологии социально-педагогического сопровождения одаренных детей мы подразумеваем создание условий для максимального личностного развития и самореализации одаренного ребенка в рамках объективно данной педагогической среды.
Данная технология может содержать следующие этапы:
1. Постановочный. Выявление одаренных детей, определение вида одаренности и создание банка данных одаренных детей.
2. Диагностический. Проведение психолого-педагогической диагностики с целью определения потребностей одаренных детей, особенностей и трудностей их развития. Занесение диагностических данных в специально созданный дневник индивидуального развития одаренного ребенка.
3. Организационно-исполнительский. Разработка и реализация индивидуальной программы развития одаренного ребенка, при этом работа проводится не только с ребенком, но и с его родителями, педагогами и сверстниками.
4. Аналитический. Определение эффективности проводимой работы по результатам диагностики и практических успехов одаренного ре-
бенка. Подбор при необходимости новых форм, методов и средств работы с одаренным ребенком.
Представленные этапы характеризуют общую направленность работы по сопровождению одаренного ребенка. При этом наука требует дальнейшего осмысления и наполнения этих этапов, а практика - расширения этого направления деятельности, обладающего неоценимыми потенциалами в работе по предупреждению и решению проблем в социальном развитии одаренных детей.
Библиографический список
1. Мардахаев, Л. В. Словарь по социальной педагогике [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002.
2. Панов, В. И. Одаренные дети: выявление, обучение и развитие [Текст]. - М., 2001.
Bibliograficheskij spisok
1. Mardakhaev L.V. Slovar' po sotsial'noj pedago-gike: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M., 2002.
2. Panov V.I. Odarennye deti: Vyyavlenie, obuchenie i razvitie. - M., 2001.