Научная статья на тему 'Педагогическое стимулирование социального развития одаренного ребенка как психолого-педагогическая проблема'

Педагогическое стимулирование социального развития одаренного ребенка как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
683
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ОДАРЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / EDUCATIONAL INCENTIVES / ENDOWMENTS / SOCIAL PROGRESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербинина Ольга Станиславовна

Актуальность и значимость работы с одаренными детьми заставляет искать все новые пути работы с ними и решения их проблем, в том числе в области социального развития. Одним из таких направлений работы может стать педагогическое стимулирование социального развития одаренного ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL INCENTIVES ON SOCIAL PROGRESS OF A GIFTED CHILD BEING A CHALLENGE FOR PERSONAL PSYCHOLOGY AND EDUCATION

Urgency and social significance of the work with gifted children that brings people to look for new approaches in coping with their problems, namely in the field of social progress. Educational incentives to social involvement of a gifted child might be one of such trends of work.

Текст научной работы на тему «Педагогическое стимулирование социального развития одаренного ребенка как психолого-педагогическая проблема»

УДК 37.013.42

Щербинина Ольга Станиславовна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова» [email protected];

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА КАК ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Актуальность и значимость работы с одаренными детьми заставляет искать все новые пути работы с ними и решения их проблем, в том числе в области социального развития. Одним из таких направлений работы может стать педагогическое стимулирование социального развития одаренного ребенка.

Ключевые слова: педагогическое стимулирование,

одаренность, социальное развитие.

Shcherbinina Olga Stanislavovna,

Candidate for Doctorate in Pedagogics, Associate Professor, Chair of Social Pedagogy FSEI HPE «Kostroma State University named after N.A. Nekrasov» [email protected]

EDUCATIONAL INCENTIVES ON SOCIAL PROGRESS OF A GIFTED CHILD BEING A CHALLENGE FOR PERSONAL PSYCHOLOGY

AND EDUCATION

Urgency and social significance of the work with gifted children that brings people to look for new approaches in coping with their problems, namely in the field of social progress. Educational incentives to social involvement of a gifted child might be one of such trends of work.

Key words: educational incentives, endowments, social progress.

Проблематика одаренности в настоящее время находится в центре научного и общественного интереса. Особенно пристальное внимание она вызывает в посткризисные эпохи в развитии общества, когда необходимо искать пути социально-экономического «прорыва», развивать новые технологии. В этих целях на передний план выходят задачи развития и сохранения творческого потенциала общества. Доказательством тому служит совокупность федеральных и региональных нормативно-правовых документов и программ: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», образовательная программа «Школа 2100», Областная целевая программа «Развитие системы образования Костромской области в 2010 - 2013 гг.» и другие.

Современная психолого-педагогическая наука не имеет однозначного определения понятия одаренности, что, безусловно, является объяснимым в силу того, что его терминологическая сущность зависит от методологических позиций, заложенных в основание разрабатываемой теории.

В настоящее время все большее количество исследователей проблем одаренности опираются в своих работах на определение, сформулированное в Рабочей концепции одаренности, где данный феномен определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1].

Часто в психолого-педагогической литературе речь идет об особенностях развития одаренных детей и вызываемых этими особенностями трудностях, которые частично совпадают, частично отличаются от трудностей сверстников по уровню выраженности и важности (рейтингу), а частично являются специфическими, отличающими именно эту группу одаренных школьников.

Данные особенности развития одаренного ребенка говорят о необходимости специально организованной деятельности, позволяющей развивать его способности и учитывающей специфику развития, позволяя решать возрастные задачи и предупреждая осложнения в социальном развитии такого ребенка.

Главный смысл социального развития ребёнка, по мнению А.М. Щетининой, заключается в присвоении общественной сущности человека - от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризованных социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и значения в нём [2].

Л.В. Мардахаев определяет социальное развитие как процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или в отдельных ее компонентах - социальных отношениях, социальных институтах; процесс усвоения человеком социального опыта [3, с. 27].

Представленные характеристики феномена социального развития одаренных детей свидетельствуют о необходимости проведения с данной категорией детей специально организованной, профессиональной социально-педагогической работы, одним из направлений которой может стать педагогическое стимулирование.

Семантика понятия «стимул» связана с глаголами «заинтересовывать», «активизировать», «давать стимул к чему-либо». Понятие «стимулирование» сегодня становится междисциплинарным, о чём говорит его наличие в различных специализированных словарях, и означает опосредованное воздействие на внутренние побуждения человека.

Исходные теоретические положения, условия и закономерности стимулирования исследовали И.З. Гликман, Л.Ю. Гордин, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др. В теории воспитания стимулы определяются: как побудители социальной активности, выполняющие функции нравственного развития личности, как методы и средства воспитания, стимулирующие развитие потребности личности в нравственном самовоспитании, что напрямую влияет на успешность общения ребенка со сверстниками и взрослыми как показателя его социального развития.

Педагогическое стимулирование - достаточно разработанное понятие. В.Г. Пряникова [4] определяет педагогические стимулы как специфические воспитательные средства, потенциально способные осуществлять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития подростка.

Л.Ю. Гордин [5] предполагал, что педагогические стимулы есть не что иное, как особые побудители деятельности и активности ученика, которые опосредствуют цели и средства их достижения, связывают их, образуя промежуточные сегменты системы. А.И. Кочетов определяет педагогическое стимулирование как целенаправленный процесс управления саморазвитием личности; И.З. Гликман - как целенаправленное побуждение к полезной деятельности в школе. В нашей работе мы опираемся на значительный теоретический вклад в педагогическое стимулирование З.И. Равкина [6]. По его мнению, педагогическое стимулирование определяется как процесс активизации личностных внутренних движущих сил человека с помощью внешних, обособленных средств побуждения, эффективность действия которых зависит от общественной и индивидуальной значимости стимулируемой деятельности. Без правильно выстроенной системы педагогического стимулирования нравственных отношений невозможно добиться и зафиксировать какие-либо положительные результаты в социальном развитии личности. Методы педагогического стимулирования оказывают влияние на сознание и чувства ребенка (поиск «резонансных зон»), отношение к людям, к самому себе, формируют устойчивые моральные взгляды и убеждения, побуждают к переосмыслению собственного опыта, дают возможность пережить нравственные отношения как значимые для себя. Выявление условий педагогического стимулирования социального развития одаренного ребенка выступает как основная цель нашей работы.

Педагогическое стимулирование социального развития возможно на разных этапах возрастного развития, в том числе и в дошкольном возрасте в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Так, МБДОУ города Костромы «Центр развития - детский сад № 73» наряду с реализацией инвариантной части образовательной программы организует работу по вариативной части программы через реализацию регионального компонента - программы «Юный Костромич»; организации работы по приоритетному направлению работы - правовое воспитание, а также реализацию дополнительных образовательных услуг. Разнообразие видов деятельности, предлагаемых дошкольнику в данном учреждении, помогает ребенку найти свою «нишу», найти и раскрыть свои способности. Все это способствует выявлению и развитию одаренных детей в данном образовательном учреждении.

Три года в учреждении работает кружок декоративно-прикладного творчества «Серебряный колокольчик», в котором занимаются две группы по 10 человек (из старшей и подготовительной групп). Ведет занятия педагог дополнительного образования Маврина Е.С. Интересным является тот факт, что набор в свои группы педагог осуществляет не по имеющимся творческим успехам ребенка, а по результатам диагностики детей с помощью теста П. Торренса. Данная методика предназначена для выявления креативности, определения уровня развития творческого (креативного) мышления. Именно эта методика используется многими авторами (в совокупности с другими методиками и методами диагностики) для выявления одаренности, так как именно креативность многие ученые считают составляющей феномена одаренности.

Педагог отмечает, что высокие показатели креативности по результатам диагностики совсем не обязательно на первых этапах работы совпадают с успешностью в деятельности. Бо-

лее того, по мнению педагога, одаренный ребенок более избирателен в предлагаемых видах деятельности, капризен в процессе работы и критичен к своим результатам и результатам других ребят. В связи с этим, одаренный ребенок на практике требует больше внимания к себе, чем другие дети, и педагогу, чтобы раскрыть потенциал, приходится «подбирать ключик», заинтересовывать ребенка происходящим, веря в его будущий успех. И успех приходит! Одаренные дети, в работе с которыми педагогу приходится прикладывать множество усилий для раскрытия их задатков, демонстрируют успехи, компенсируя все «затраты» в работе с ними. Но успех приходит не только в области творчества. Эти дети становятся более популярными в коллективе сверстников.

В процессе занятий дети учатся не только приемам изобразительного искусства, но и получают уроки терпения, уважения к труду другого, формируют навыки взаимодействия с товарищами. Все это способствует не только развитию одаренности детей, но и их социальному развитию.

Таким образом, педагогическое стимулирование социального развития обладает большими потенциалами в работе с одаренными детьми разных возрастов и в условиях разной образовательной среды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Б. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин и др. - М., 2003.

2. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: учебное пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004.

3. Словарь по социальной педагогике / Автор-составитель Мардахаев Л.В. - М.: Академия, 2002.

4. Пряникова В. Г. Становление и развитие концепции педагогического стимулирования в теории советской педагогики: Дисс. ... доктора педагогических наук. - М., 1993.

5. Гордин Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: Дисс. ... доктора педагогических наук. - М., 1979.

6. Равкин 3.И. Стимулирование как педагогический процесс / 3.И. Равкин // Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы / под ред. 3. И. Равкина. - Йошкар- Ола: МГПИ, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.