Научная статья на тему 'Реализация «Права на одаренность» в дошкольном образовательном учреждении'

Реализация «Права на одаренность» в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
27
Поделиться
Ключевые слова
ПРАВА РЕБЕНКА / ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PUBLIC RELATIONS / DIALOGUE / DIALOGUE MODEL / INTERACTION / COMMUNICATION / TEAMWORK / ORGANIZATION / COMMUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербинина Ольга Станиславовна

Ребенок с момента своего рождения обладает целой совокупностью прав, в том числе правом на образование и правом на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. В современных дошкольных образовательных учреждениях наряду с основным содержанием работы, большое внимание уделяется созданию условий для развития детей с отклонениями в развитии (детей с особыми потребностями). При этом такая категория детей «группы риска» как одаренные дети, не всегда становится объектом пристального внимания педагогов, что препятствует раскрытию и реализации их потенциала.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербинина Ольга Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IMPLEMENTATION OF THE «LAW ON TALENT» IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

The article tells about the origin of dialogical model of public relations on the basis of the experience of the North American and Western European communicavistiсs. The author pays attention to the necessity of reception dialogical interaction for modern Russian political science in the sphere of interaction of state and civil society in contemporary Russia.

Текст научной работы на тему «Реализация «Права на одаренность» в дошкольном образовательном учреждении»

УДК 372.3/.4 ББК 74.1

О. С. Щербинина Доцент, кандидат педагогических наук

РЕАЛИЗАЦИЯ «ПРАВА НА ОДАРЕННОСТЬ» В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Ребенок с момента своего рождения обладает целой совокупностью прав, в том числе правом на образование и правом на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. В современных дошкольных образовательных учреждениях наряду с основным содержанием работы, большое внимание уделяется созданию условий для развития детей с отклонениями в развитии (детей с особыми потребностями). При этом такая категория детей «группы риска» как одаренные дети, не всегда становится объектом пристального внимания педагогов, что препятствует раскрытию и реализации их потенциала.

Ключевые слова: права ребенка, одаренность, одаренный ребенок, дошкольное образовательное учреждение, социально-педагогическая поддержка.

experience of the North American and Western European communicavistics. The author pays attention to the necessity of reception dialogical interaction for modern Russian political science in the sphere of interaction of state and civil society in contemporary Russia.

Key words, public relations, dialogue, dialogue model, interaction, communication, teamwork, organization, community.

В настоящее время в мире уделяется серьёзное внимание вопросам детства. В эту пору жизни человек становится обладателем определенной совокупности прав. При этом дошкольное детство - это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых ввиду его физической и умственной незрелости и нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. В связи с этим проблема прав ребенка и их защита всегда являлась и является актуальной и значимой.

История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Подобная ситуация характерна для России. Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющейся в нарушении норм морали и противоправных действиях, ранней алкоголизации и наркомании, криминализацией сознания и поведения значительной части взрослеющего

O. S. Shcherbinina Associate professor, Ph.D. in pedagogy

поколения, требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.

Обеспечение такого подхода возможно лишь при создании и обеспечении государством соответствующих условий. Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что, в свою очередь, предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через создание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.

Ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную и правовую культуру, способно внести дошкольное образовательное учреждение. Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе образования, значительное место должно занимать воспитание основ правового сознания детей дошкольного возраста, формирование у них элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам. Эффективность данного направления зависит от наличия систематизированных знаний о правах ребенка как его законных представителей (родителей), так и педагогических работников. В результате работы взрослые и дети должны осознать, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, равенство с другими людьми, честь и достоинство.

В течение нескольких лет коллектив МБДОУ города Костромы «Центр развития - детский сад № 73» ведет интегративную работа по охране и защите прав ребенка, которая привела к разработке проекта «Создание системы работы по охране прав ребенка в условиях ДОУ». В рамках проекта педагоги детского сада в тесном взаимодействии с семьей работают над созданием правового пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения через разработку модели «Ребенок-семья-социум». Реализация данной идеи обусловила возможность проведения просветительской, профилактической, коррекционной деятельности по формированию правовой культуры детей, родителей, педагогов.

Полученные результаты работы по проекту послужили основанием открытия на базе МБДОУ города Костромы «Центр развития - детский сад № 73» опорной площадки по теме «Охрана прав ребенка в условиях ДОУ». Цель

деятельности опорной площадки - оказать научно-практическую поддержку дошкольным образовательным учреждениям в организации и совершенствовании работы всех участников педагогического пространства по защите и охране прав детей в условиях ДОУ, внедрение опыта работы опорной площадки в массовую практику.

Как и в большинстве образовательных учреждений, воспитанниками в МБДОУ города Костромы «Центр развития - детский сад № 73» являются разные дети, права которых, несмотря на все особенности развития, требуют создания условий для решения всех возрастных задач развития воспитанников. Разнообразие видов деятельности, предлагаемых дошкольнику в МБДОУ города Костромы «Центр развития - детский сад № 73», помогает ребенку найти свою «нишу», найти и раскрыть свои способности. Все это способствует выявлению и развитию одаренных детей в данном образовательном учреждении.

Одаренные дети, наряду с безнадзорными детьми; детьми, имеющими ограниченные возможности; детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и другими категориями детей, входят в «группу риска». При этом их основная отличительная особенность заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически, в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуется в полной мере права, необходимые для их полноценного развития. Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о необходимости проведения с данной категорией детей специально организованной, профессиональной социально-педагогической работы, заключающейся в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование. Особым видом данной работы является социально-педагогическая поддержка детства.

Понятие «социально-педагогическая поддержка» введено недавно и получило развитие в работах О.С. Газмана и Н.Б. Крыловой, а также других исследователей, которые рассматривают ее как профессиональную деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленную на оказание помощи детям в решении их проблем.

Л.В. Мардахаев определяет социально-педагогическую поддержку как деятельность социального педагога по оказанию превентивной помощи детям в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности [2].

С учетом специфики проблемы можно сказать, что социальнопедагогическая поддержка возможна там и тогда, где и когда есть содействие (сопровождение, сотрудничество, сопереживание, сочувствие) процессам, базирующимся на относительной автономии и независимости личности, ее индивидуальности, ее самопроцессах: самодеятельности и саморазвития, самопознания, самоопределения, самоорганизации, самоконтроля, самовыражения, самореализации, то есть на самодвижении индивида в решении конкретной задачи.

Следует отметить, что в силу малоизученности самого понятия «социально-педагогическая поддержка» недостаточно разработаны теоретические основания и технология социально-педагогической поддержки одаренных детей.

В качестве цели социально-педагогической поддержки одаренных детей можно назвать создание в рамках объективно данной среды условий максимального в данной ситуации личностного развития, а также облегчение педагогом процесса преодоления препятствий, трудностей и проблем, мешающих успешной социализации. Достижение поставленной цели имеет свою специфику в разных типах учреждений.

Первой образовательной ступенькой в развитии ребенка является дошкольное образовательное учреждения. Данный период является очень важным и благоприятным для развития одаренности. Возраст 5-8 лет иногда называют золотым периодом по богатству проявлений творчества ребенка. Это пора интенсивного и самостоятельного творчества. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика и констатируют исследования, реализуются слабо. Во многом это связано с долгое время преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, а также с отсутствием у педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства.

Создание условий, способствующих развитию одаренности детей еще в дошкольном возрасте, развитию их разнообразных потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования. При этом работу нужно выстраивать с учетом особенностей проявления одаренности у детей данного возраста.

В основу организации работы с данной нестандартной категории детей в МБДОУ города Костромы «Центр развития - детский сад № 73» легла идея А.М. Матюшкина о том, что «творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления». Одаренность, по мнению

данного автора, трактуется как творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных» [1, 7]. Данная концепция является приоритетной при определении одаренности дошкольников.

Два года в МБДОУ города Костромы «Центр развития - детский сад № 73» работает кружок декоративно-прикладного творчество «Серебряный колокольчик», в котором занимается две группы по 10 человек (из старшей и подготовительной групп). Ведет занятия молодой педагог дополнительного образования МБДОУ города Костромы «Центр развития - детский сад № 73» Маврина Е.С. Интересным является тот факт, что набор в свои группы педагог осуществляет не по имеющимся творческим успехам ребенка, а по результатам диагностики детей с помощью Теста П. Торренса. Данная методика предназначена для выявления креативности, определения уровня развития творческого (креативного) мышления. Именно эта методика используется многими авторами (в совокупности с другими методиками и методами диагностики) для выявления одаренности, так как именно креативность многие ученые считают составляющей феномена одаренности.

В связи с тем, что наличие высокого творческого потенциала не исключает возможности слабого развития тонкой моторики рук, недостаточного развития моторной координации, низкой мотивации к деятельности, то не следует ожидать успехов ребенка во всех занятиях. Именно к таким выводам пришла в свое работе педагог кружка. Она отмечает, что высокие показатели креативности по результатам диагностики совсем не обязательно на первых этапах работы совпадают с успешностью в деятельности. Более того, по мнению педагога, одаренный ребенок более избирателен в предлагаемых видах деятельности, капризен в процессе работы и критичен к своим результатам и результатам других ребят. В связи с этим, одаренный ребенок на практике требует больше внимания к себе, чем другие дети, и педагогу, чтобы раскрыть потенциал, приходится «подбирать ключик», заинтересовывать ребенка происходящим, веря в его будущий успех. И успех приходит! Ребенок действительно раскрывает свой дар, откликаясь на усилия педагога. Положительные результаты реализации программы кружка «Серебряный колокольчик», позволяют судить об его эффективности и правомерности выбранного педагогом подхода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М., 1996. -416 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Авт. - сост. М.В. Мардахаев. - М., 2002. - 368 с.

REFERENCES

1. Psihologija odarennosti detej i podrostkov / Pod red. N.S. Lejtesa [Psychology of giftedness of children and adolescents / Ed. by N.S. Leites]. Moscow, 1996. 416 p.

2. Slovar ' po social'noj pedagogike: Ucheb. posobie dlja stud, vyssh. ucheb. Zavedenij / M. V Mardahaev [Dictionary of social pedagogy: a textbook for students of higher educational institutions / M.V. Mardahaev]. Moscow., 2002. 368 p.

Информация об авторе Щербинина Ольга Станиславовна (Россия, г. Кострома) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики. Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова. E-mail: scberbinka07@list.ru

Information about the author

Shherbinina Ol'ga Stanislavovna (Russia, Kostroma) - Associate professor, Ph.D. in pedagogy, associate professor of the department of social pedagogy. Nekrasov Kostroma State University. E-mail: scherbinka07@list.ru