Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-05/ Дата публикации: 1.11.2018
№ 5 (35). С. 136-144. .л...- ^ ,,,
удк 376.545 и. н. Грушецкая, о. С. Щербинина
Взаимодействие одаренных школьников с микросоциумом как условие их социального развития*
В последние годы значительно возросло внимание к одаренным школьникам как стороны научных работников, так и со стороны практиков. Многие ученые осознали значимость данной категории детей как будущей научной элиты и двигателя прогресса страны. При этом, по-прежнему, в содержании работы с одаренными школьниками преобладает развитие их способностей, тогда как область социального развития данной категории детей зачастую остается без должного внимания.
Результаты отечественных и зарубежных исследований, а также наши эмпирические данные говорят о наличии ряда проблем у одаренных школьников, во многом связанных со сферой взаимодействия с микросоцимом.
Традиционные субъекты образовательного процесса: дети, родители и педагоги становятся подчас треугольником проблем для одаренного школьника. Его способности вызывают сложности в процессе обучения, раздражают сверстников, не поддерживаются родителями. И возникает эффект «слияния с толпой», так как это значительно проще, чем выделятся на общем фоне.
Это приводит к тому, что процент успешных, самореализовавшихся взрослых значительно ниже процента одаренных детей, детей, демонстрировавших даже не потенциалы, а серьезные успехи в различных областях науки, искусства, спорта. Это вызывает необходимость серьезного внимания не только к созданию условий для развития способностей одаренных школьников, но и созданию условий для их успешного социального развития данной нестандартной категории детей.
Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, социальное развитие, социализация, одаренные школьники, общеобразовательная организация, взаимодействие
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00867
Perspectives of Science & Education. 2018. 5 (35)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-05/ Accepted: 16 August 2018 Published: 1 November 2018 No. 5 (35). pp. 136-144.
Gifted children interaction with microcommunity as the condition for their social development*
In recent years the attention to gifted schoolchildren has increased both from the researchers and practitioners. Many scientists have become aware of this children category significance as future elite and country's growth engine. Yet, the work with gifted children mostly centres around their abilities development, and the given children category social development is often left out of the focus.
Domestic and foreign research results as well as our empirical data prove that gifted schoolchildren face the range of issues, mostly connected with microcommunity relations sphere.
Education process traditional subjects - children, parents and teachers - often become the problem triangle for the gifted child. His abilities cause difficulties in education process, irritate his peers, are not supported by his parents. The "blend in with the crowd" effect often occurs as it is much easier than to distinguish oneself.
It leads to the fact that the percentage of successful and self-contented adults is much lower than the gifted children percentage, i.e. children who demonstrated not only the potential, but also significant achievements in different fields of science, art and sports. It brings about the necessity for serious consideration not only in terms of creating conditions for gifted children abilities development, but also for making conditions for successful social development of this non-typical children category.
Key words: giftedness, gifted child, social development, socialization, gifted schoolchildren, comprehensive educational establishment, co-operation
i. N. Grushetskaya, o. S. Scherbinina
The research has been conducted thanks to financial support of RFFR, project No 18-013-00867
_Введение
современном обществе ежедневно возрастает потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. На сегодняшний день большинство специалистов, работающих с одаренными детьми, учителей, педагогов-психологов признает, что уровень и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности.
Проанализировав результаты отечественных и зарубежных исследований в области современной теории и практики одаренности, отмечаем, что в них достаточно полно представлены исследования интересов и способностей, факторов личностного развития одаренных детей, их врожденных задатков, стремление к знаниям, мотивации достижения, познавательных потребностей и т.д. [6; 7; 8; 11]. Кроме того, большое внимание уделяется вопросам воспитания одаренности, формирования Я-концепции, способов поведения одаренных детей, влияния на процессы их воспитания педагогов, образовательных учреждений разных типов (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, В.С. Юркевич и др.). При участии Министерства образования и науки РФ в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» разработана «Рабочая концепция одаренности» [1], которая отражает общую позицию ведущих отечественных специалистов в области психологии одаренности, в которой отражена теоретическая база для определения одаренности, ее видов, решения ключевых проблем одаренности и др.
Результаты психолого-педагогических исследований российских и зарубежных специалистов позволяют говорить о существовании ряда особенностей развития одаренных детей и вызываемых этими особенностями трудностях, которые частично совпадают, частично отличаются от трудностей сверстников по уровню выраженности и важности (рейтингу), а частично являются специфическими, отличающими именно эту группу одаренных школьников.
Данные трудности в основном затрагивают психосоциальную или социально-психологическую сферу:
• обидчивость, разочарования при первых неудачах, отказ от работы;
• снижение мотивации к успеху при трудностях учения;
• нарушения в межличностных отношениях
со сверстниками;
• склонность к социальной дезадаптации, изоляции;
• склонность к командованию, эгоцентризм;
• внушаемость, скрытность;
• неадекватная самооценка и др.
Представленные особенности развития определяют успех решения задач социализации одаренного ребенка. Опираясь на точку зрения А.В. Иванова на феномен социализации, мы акцентируем внимание на очевидную ее взаимосвязь с понятием «развитие» [4].
В нашей работе особое значение приобретает изучение социальной стороны развития. Такое развитие, такие изменения в человеке, осуществляемые под воздействием социума, социальной среды, детерминированные социальной средой, принято называть социальным развитием.
Социальное развитие личности - это количественное и качественное изменения личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания.
Являясь центральной проблемой социальной психологии, социализация личности призвана гармонизировать взаимоотношения в звене «личность - социальная группа».
Основываясь на точку зрения А.В. Мудрика о взаимосвязи успешности социализации и развития и решения групп естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических задач, мы проводили исследование на протяжении ряда лет (с 2007 года по настоящее время) по выявлению особенностей и трудностей социализации одаренных школьников [15].
Несколько десятилетий назад в среде ученых и практиков, занимающихся проблемами одаренности, звучал вопрос «Одаренность - это дар или испытание?». За этот период получено огромное количество результатов, подтверждающих тот факт, что одаренные дети испытывают в процессе своего развития ряд трудностей, отличающих их от сверстников. Именно это обстоятельство позволило отнести данную категорию детей к «группе риска».
Несмотря на это, по-прежнему, даже в среде педагогов распространена точка зрения о том, что одаренность - это дети со знаком «+», не требующие дополнительного внимания и поддержки.
_Материалы и методы
В нашем исследовании был поставлена цель: выявить особенности и трудности взаимоотношений одаренных школьников с микросоциумом.
Работа включала в себя следующие этапы:
1. Диагностика одаренных школьников школ города Костромы (п=52).
2. Опрос педагогов общеобразовательных орагинзаций города Костромы (п=36).
3. Опрос педагогов ОЦ «Сириус» г. Сочи (п=17).
4. Диагностика участников Многопредметной школы Костромского государственного университета доя одаренных школьников, прошедших обучение по программам ОЦ «Сириус» (п=11).
Базами исследования выступили: общеобразовательные организации города Костромы, Многопредметная школа Костромского государственного университета для одаренных школьников; ОЦ «Сириус» (г. Сочи).
Выборку составили педагоги общеобразовательных организаций (п=36), педагоги ОЦ «Сириус» (п=17), одаренные школьники (п=52).
В ходе работе нами использовался следующий диагностический инструментарий:
• Наблюдение за одаренными детьми;
• Анкетирование одаренных детей и педагогов, работающих с ними; социометрия;
• Методика «Коммуникативные и организаторские способности»;
• Методика оценки отношений подростка с классом;
• Опросник ценностных ориентаций М. Ро-кича и др. [14].
_Анализ результатов
Обобщая результаты диагностических мероприятий, можно сделать вывод о наличии у ряда одаренных школьников следующих трудностей социализации:
• неадекватное самовосприятие себя одаренными школьниками, низкий уровень самопринятия;
• наличие сложностей во взаимоотношениях со сверстниками (неумение наладить взаимодействие; проблемы в решении конфликтных ситуаций; низкий социометрический статус в группе);
• трудности самореализации в компании сверстников (одарённые уже изначально находятся в напряжении, испытывают дискомфорт рядом с одноклассниками, но существует желание быть принятым, уважаемым);
• низкий уровень гибкости поведения и др. [15].
На наш взгляд, есть ряд причин для появления перечисленных трудностей.
Одной из них выступают разные интересы одаренных детей и их сверстников. Находясь в «параллельных» реальностях дети постепенно перестают общаться, и за одаренным ребенком закрепляется автономная позиция в коллективе.
Проводя социометрические исследования в школьных коллективах, имеющих одаренных одноклассников, часто мы видим такую картину:
• в деловой сфере одаренный ребенок предпочитаем в группе сверстников. К нему часто обращаются за помощью и видят в нем очень умного и талантливого человека. К одаренному ребенку тянуть-
ся как отличники, так и неуспевающие по учебе.
• в эмоциональной сфере результаты социометрии практически всегда иные: социометрический статус ученика в этой сфере находится на очень низком уровне, одаренный ребенок непопулярен в классе, во внеаудиторное время класс с ним практически не общается. Учащийся находится в группе «пренебрегаемых» или «изолированных».
Еще одной причиной проблем на наш взгляд становится то, что в современной школе ценится умение соответствовать нормам и правилам, заведенным в образовательном учреждении, верные ответы, хорошая успеваемость. Одаренный ребенок часто с первого момента обучения в школе начинает испытывать давление со стороны. Понимание своей непохожести выводит способного ученика из равновесия. Он начинает понимать, что окружающие оценивают его не так, как всех, и это чувство заставляет думать о себе как о «странном». Возникает чувство отчуждения, к которому так восприимчивы одаренные дети. Как говорилось выше, ученик с высоким уровнем способностей зачастую в подобных ситуациях начинает скрывать свои возможности.
Нами был проведен опрос среди педагогов общеобразовательных организаций (п=36) по выявлению содержания и особенностей социально-педагогической работы с одаренными детьми.
Большинство педагогов ответили, что работают с такой категорией как одаренные дети. У всех опрошенных педагогов имеется опыт работы с одаренными детьми. Все педагоги ведут кружки и секции, также уделяют внимание одаренным детям в индивидуальном порядке. Некоторые из педагогов являются организаторами соревнований и конкурсов. Педагоги помогают одаренным ребятам в реализации их талантов.
Приоритетными направлениями работы с одаренными детьми педагоги считают: развитие способностей (100% респондентов), регулярная диагностика одаренных детей (100% респондентов), продвижение таланта одаренных детей (100% респондентов), помощь в самоопределении одаренных детей (66% ответов). Помощь в установлении позитивных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми отметили 15 человек, помощь в социальном развитии одаренных детей отметили 6 человек (см. рис. 1).
По мнению учителей, одаренных детей отличает: высокая успеваемость (21 ответ), широкая эрудиция (18 ответов), быстрота выполнения заданий (15 ответов), также двумя учителями были отмечены такие качества, как: терпение и усердие в работе (2 ответа) и «зрелость не по годам» (2 ответа).
Об эффективности социально-педагогической работы с одаренными детьми могут говорить
Рис. 1 Приоритетные направления в работе педагогов школ с одаренными детьми
такие результаты, как: образовательные результаты детей (36 ответов), умение детей работать в парах и группах, умение общаться, участие в конкурсах, умение детей решать конфликтные ситуации (12 ответов).
Результаты наших исследований на базе общеобразовательных организаций свидетельствуют о значительном внимании современных педагогов к развитию способностей учащихся, и недостаточном внимание к области социального развития и создания условий для самореализации.
Значительными возможностями в решении задач самореализации одаренных школьников, углубления и расширения областей применения своих способностей обладают учреждения дополнительного образования.
В нашей стране ежегодно открывают все новые центры развития одаренных детей и молодежи. Ярким примером такого центра является Всероссийский образовательный центр для одаренных детей «Сириус», созданный по инициативе президента России Владимира Путина и открытый 1 июня 2015 г. Согласно концепции проекта, центр «Сириус» (г. Сочи) создан для содействия развитию талантов и способностей детей. В первую очередь:
• в точных науках (математике, физике, химии, биологии);
• в искусстве (классическом балете, живописи, академической музыке);
• спорте (хоккее, фигурном катании, шахматах).
Одаренные школьники принимают участие в профессиональных и общеобразовательных программах, а также в мастер-классах и работе
творческих и научных лабораторий под руководством ведущих ученых и экспертов-практиков. Центр помогает охватить максимальное число одаренных детей из всех регионов РФ независимо от социального и материального положения их семей, а также создать систему «социальных лифтов».
Ежемесячно в «Сириус» приезжают 800 детей в возрасте 10-17 лет из нескольких десятков регионов России. Их сопровождают более 100 преподавателей и тренеров, повышающих в Центре свою квалификацию. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российского искусства в сфере академической музыки, классического балета и изобразительного искусства. Образовательная программа рассчитана на 24 дня и включает в себя как занятия по специальности, так и развивающий досуг, мастер-классы, творческие встречи с признанными в своих областях профессионалами, комплекс оздоровительных процедур, а в течение учебного года общеобразовательные занятия.
Образовательный центр «Сириус» объединяет опыт лучших российских школ с целью создания национального методического и учебного центра, разрабатывающего тиражируемые профессиональные программы. Эти программы в дальнейшем смогут использовать педагоги из субъектов Российской Федерации, прошедшие повышение квалификации в Центре.
В 2017 году нами был проведен опрос среди педагогов ОЦ «Сириус», направленный на выявление особенностей и трудностей соци-
ально-педагогической работы с одаренными детьми.
На вопрос «Что отличает, по Вашему мнению, одаренных детей?» были получены такие ответы как: широкая эрудиция, творческая самореализация, высокая успеваемость, стремление к лидерству, такие ответы отмечали от 5 до 12 опрашиваемых педагогов. Среди качеств одаренных детей
В ответе на вопрос «Если существуют трудности в развитии одаренных детей, то какие?» большинство опрошенных педагогов считают, что одаренные дети имеют трудности социального развития (58,8%), и эти трудностей больше, чем у обычных детей (35,3%); одаренные дети не имеют трудностей (5,9%).
Большинство трудностей связано с социальной адаптацией, проблемами в общении со сверстниками, скрытость, замкнутость, различия в восприятии общепринятых стандартов; развитие одного вида одаренности, отставание в другой какой-либо сфере (например, интеллектуальная одаренность/слабое физическое развитие), переживания из-за конфликтов с учителями и отсутствия взаимопонимания со сверстниками, стремление к лидерству, не всегда позволяет детям принимать победы других наличие обид из-за кажущейся недооцененности.
Многие из педагогов-респондентов готовы, и периодически участвует в разрешении трудностей социального развития (88,2%), часть респондентов решает трудности социального развития одаренных детей лишь в некоторых случаях (11,6%).
Представленные данные подтвердили наши представления о наличии трудностей в социальном развитии одаренных детей и взаимодействии их с микросоциумом.
Работа с одаренными школьниками в ОЦ «Сириус» поставила перед регионами новую задачу - обеспечить преемственность в работе с ода-
были названы самонадеянность и конфликтность (5 ответов.) Три педагога назвали такое качество как быстрота выполнения учебных заданий. Более редко, по мнению опрашиваемых у одаренных детей встречаются такие качества как целеустремленность, грамотная постановка цели, высокая мотивация, заинтересованность в предлагаемой деятельности (см. рис. 2).
ренными школьниками, прошедшими обучение в ОЦ «Сириус».
В Костромской области базой для работы с данной категорией детей стал опорный вуз - Костромской государственный университет. С 2017 года на базе КГУ реализуется проект «Многопредметная школа для одаренных школьников, прошедших обучение в образовательной центре «Сириус». Цель проекта: создание условий для работы с одаренными школьниками в Костромском государственном университете как образовательном центре региона.
Результаты изучения особенностей самооценки, коммуникативных и организаторских способностей, лидерских потенциалов этих детей, а также практика решения ими проблемных диагностических ситуаций, позволяют подтвердить имеющиеся у нас на данный момент вывод о существовании трудностей у ряда одаренных школьников в коммуникации со сверстниками и педагогами (развитии коммуникативных способностей, наличие навыков взаимодействия и решения конфликтных ситуаций), неадекватной самооценке (завышенной и заниженной), тревожности, связанной с ситуациями общения со сверстниками (недопонимание, травля со стороны одноклассников) и т.д.
Диагностика с помощью Методики КОС показала в области развития коммуникативных способностей низкий уровень у 60% опрошенных одаренных школьников и средний уровень - у 40% респондентов.
целеустремленность высокая мотивация заинтересованность в деятельности быстрота выполнения учеб.заданий конфликтность, скамонадеянность стремление к лидерству творческая самореализация широкаяэрудиция высокая успеваемость
0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 80,00%
Рис. 2 Качества, отличающие одаренных детей, по мнению педагогов ОЦ «Сириус»
В области организаторских способностей высокий уровень продемонстрировали 20% респондентов, 60% одаренных школьников показали средний уровень организаторских способностей, и лишь 20 % ребят обладали на момент первичной диагностики высоким уровнем развития организаторских способностей.
Полученные данные расположены таким образом, что наиболее значимые ценности находятся ближе в оси X. Чем более удалено значение от Оси X, тем менее значима ценность для данной группы респондентов.
Данные свидетельствуют об определенной разнице в приоритетных терминальных ценностях у детей и восприятии этого взрослыми. Это важно и нужно учитывать при определении содержания работы с одаренными школьниками.
_Обсуждение результатов
Таким образом, результаты изучение особенностей взаимоотношений одаренных детей с микросоциумом позволило выявить ряд проблем, которые свидетельствуют о необходимости особого внимания к решению возрастных задач развития и социализации одаренных школьников. При этом речь не должна идти только о развитии способностей данной категории детей и об их формальных успехах, которые являются одной стороной медали. Педагогу важно стараться не упустить из виду сложности одаренного ребенка
Все результаты свидетельствуют о необходимости особого подхода к такой нестандартной категории как «одаренные дети». Но, подчас наши приоритеты в работе не совпадают с тем, что ценно для детей и какие представления о ценностях детей имеют родители и педагоги (см. рис. 3).
во взаимоотношениях с микросоцимом, в становлении самосознания и адекватной самооценки, в формировании коммуникативных навыков. Важно понимать, что реализация творческого и интеллектуального потенциала одаренного ребенка в полной мере возможна в случае успешного решения им в процессе жизнедеятельности естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических задач социализации.
В связи с этим, можно говорить о ряде методические рекомендации по преодолению трудностей социального развития одаренных школьников:
• осуществлять психолого-педагогическую поддержку одарённых школьников в их социальном развитии;
• учитывать индивидуальные особенности социального развития одарённых школьников;
• строить работу с одарёнными школьниками с учетом их личностных достоинств;
• сотрудничать с психологом, другими учителями-предметниками, администрацией школы, родителями в целях более
з т
га х
т
а) з
X
га а 3
ю >
18 16 14 12 10
■Дети Родители Педагог и
* ^ ^ А^
<0°
л?
Л
/
/ Ж
.о
<г>
Г
Л
сс
Л о?"
Рис. 3 Восприятие терминальных ценностей детей педагогами и родителями
гармоничного социального развития одарённого.
На наш взгляд методика работы с одаренными детьми может включать в себя следующие этапы:
1. Постановочный. Выявление одаренных детей, определение вида одаренности и создание банка данных одаренных детей. Начинается с заполнения согласия на обработку персональных данных. Далее определяется вид одаренности с помощью спектра диагностических методик.
2. Диагностический. Проведение психолого-педагогической диагностики с целью определения потребностей одаренных детей, особенностей и трудностей их развития. Занесение диагностических данных в специально созданный дневник индивидуального развития одаренного ребенка.
3. Организационно-исполнительский. Разработка и реализация индивидуальной программы развития одаренного ребенка, создание условий для развития способностей одаренного как на базе данного образовательного учреждения через повышение квалификации педагогов и внедрения специальных технологий и форм работы, а так же через установление контакта с другими учреждениями. Выполняется спектр работ по созданию условий для развития личности одаренного ребенка и своевременному решению возрастных задач одаренного ребенка. Работа на данном этапе проводится не только с ребенком, но и с его родителями, педагогами и сверстниками. Педагогическая поддержка родителей одаренного ребенка через оказание информационной поддержки, психологической поддержки, вовлечение родителей в совместную деятельность и поощрение активности родителей.
4. Аналитический. Определение эффективности проводимой работы по результатам диагностики и практических успехов одаренного
ребенка. Подбор при необходимости новых форм, методов и средств работы с одаренным ребенком.
Заключение
Таким образом, в рамках теоретического анализа подходов к изучению вопросов одаренности, а также нашей экспериментальной работы с рассматриваемой категорией детей, нами подчеркивается особая значимость содержания и поиска эффективных форм работы с одаренными школьниками в решении вопросов их взаимодействия с микросоциумом. На наш взгляд, в основе социального развития одаренных школьников лежит преодоление ряда трудностей, среди которых трудности самовосприятия, трудности взаимоотношений со сверстниками, трудности самореализации, низкий уровень гибкости поведения.
Исходя из результатов проведенного нами исследования большинство педагогов общеобразовательных организаций города Костромы, а также педагоги ОЦ «Сириус» готовы к помощи в преодолении трудностей социального развития и периодически участвуют в разрешении затруднений. Также, в рамках работы «Многопредметной школы» для одаренных школьников, прошедших обучение в образовательной центре «Сириус» созданы условия для преодоления трудностей взаимодействия одаренных школьников с микросоциумом.
С целью повышения эффективности педагогической деятельности по преодолению трудностей одаренных школьников с микросоциумом, она может быть выстроена с учетом представленной методики работы, с опорой на решение возрастных задач детей, также задач их социального развития, с целью предупреждения и преодоления трудностей взаимодействия одаренных школьников и окружения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. № 2. С.46-68.
2. Бордовская Н.В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды // Человек и образование. 2013. № 2 (35). С. 4-11.
3. Борисанова Д.А., Краснорядцева О.М. Актуализирующий творческий потенциал подростков и молодежи посредством внеклассных мероприятий: сетевой ресурс // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 5. С. 24-33. doi: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1605.02
4. Иванов А.В. Социальная педагогика: учебное пособие. М.: «Дашков и К», 2013. 424 с.
5. Леутина Л.А. Социализация детей в современных педагогических исследованиях // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 152-173.
6. Курасов Н. В. Изучение понятия одаренности в рамках психолого-педагогического знания / Н. В. Курасов, И. А. Ледовских, Н. А. Ручкова // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 3. С. 52-58. doi: 10.15507/ Inted.080.019.201503.052
7. Мелик-Пашаев А.А. Проявление одаренности как норма развития // Психологическая наука и образование. 2014. Т 19. № 4. С. 15-21.
8. Мешкова Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально6психологический аспект [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Т.4. № 1. С. 26-44. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2015/ n1/76175.shtml (дата обращения: 11.09.2018)
9. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.
10. Осипенко Л.Е. Интеграция науки, образования, бизнеса в формате научно-практического обучения школьников // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т.7. № 6. С. 213-227.
11. Панов В.И. Одарённость как психологический и педагогический феномен // Дополнительное образование. 2014. № 7. С. 3-6.
12. Смирнов В.А., Хазова С.А. Опыт реализации программы развития личностных ресурсов для одаренных старшеклассников в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса социализации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 5. С. 39-43.
13. Хазова С.А. Одаренный подросток как субъект межличностного взаимодействия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. № 2. С. 102-107.
14. Щербинина О.С. Проблема социального развития одаренных детей // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. № 5. С. 180-183.
15. Щербинина О.С. Трудности социализации одаренных школьников // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Кострома, 13-14 апреля 2017 г. / сост. А.Г. Кирпичник, О.В. Миновская, А.Г. Самохвалова, О.Б. Скрябина, Е.В. Тихомирова; под ред. Л.И. Тимониной. Кострома: Костромской государственный университет, 2017. С. 36-40.
REFERENCES
1. Bogoyavlenskaya D.B. Working concept of giftedness. Issues of education. 2004. no. 2. pp. 46-68. (in Russian)
2. Bordovskaya N.V. Challenges of time and new models of developing educational environment. Human and Education. 2013. no. 2 (35). pp. 4-11. (in Russian)
3. Borisanova D.A., Krasnoridseva O.M. Actualizing the creative potential of adolescents and young people through extracurricular activities: a network resource. The Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2016. no. 5. pp. 24-33. doi: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1605.02 (in Russian)
4. Ivanov A.V. Social pedagogy: a textbook. Moscow, Dashkov and Co. Publishing and Trading Corporation, 2013. 424 p. (in Russian)
5. Leutina L.A. Socialization of children in modern pedagogical research. Issues of education. 2014. no. 3. pp. 152-173. (in Russian)
6. Kurasov N. V. Study of the concept of giftedness in the framework of psychological and pedagogical knowledge / N. V. Kurasov, I. A. Ledovskikh, N. A. Ruchkova. Integration of Education. 2015. V. 19, no. 3. pp. 52-58. doi: 10.15507/ Inted.080.019.201503.052 (in Russian)
7. Melik-Pashayev A.A. The manifestation of giftedness as the norm of development. Psychological science and education. 2014. V. 19. no. 4. pp. 15-21. (in Russian)
8. Meshkova N.V. Foreign studies of giftedness: socially-psychological aspect [Electronic resource]. Modern foreign psychology. 2015. Vol. 4, no. 1. pp. 26-44. Available at: http://psyjournals.ru/jmfp/2015/n1/76175.shtml (accessed 11 September 2018) (in Russian)
9. Mudrik A.V. Social Pedagogy: Textbook. for stud. ped. universities / Ed. V.A. Slastenin. 3rd ed., Corr. and add. Moscow, Publishing Center "Academy", 2000. 200 p. (in Russian)
10. Osipenko L.E. Integration of science, education, business in the format of scientific and practical training of schoolchildren. Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University. 2017. Vol.7. no. 6. pp. 213-227. (in Russian)
11. Panov V.I. Giftedness as a psychological and pedagogical phenomenon. Additional education. 2014. no. 7. pp. 3-6. (in Russian).
12. Smirnov V.A., Khazova S.A. Experience in implementing the program of personal resources development for gifted high school students in the framework of psychological and pedagogical support of the socialization process. Vestnik Of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2017. Vol. 23. no. 5. pp. 39-43. (in Russian)
13. Khazova S.A. Gifted teenager as a subject of interpersonal interaction. Vestnik Of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics. 2013. Vol. 19. no. 2. pp. 102-107. (in Russian)
14. Scherbinina O.S. The problem of social development of gifted children. Vestnik Of Kostroma State University, 2013. no. 5. pp. 180-183. (in Russian)
15. Scherbinina O.S. Difficulties of socialization of gifted schoolchildren // Technology education in educational institutions: materials Vseros. scientific-practical conf. Kostroma, April 13-14, 2017 / comp. A.G. Kirpichnik, O.V.Minovskaya, A.G. Samokhvalova, O.B.Scriabina, E.V.Tikhomirov; by ed. L.I. Timonin. Kostroma: Kostroma State University, 2017. pp. 36-40. (in Russian)
Информация об авторах Грушецкая Ирина Николаевна
(Россия, г. Кострома) Кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры психолого-педагогического
образования Костромской государственный университет E-mail: [email protected]
Щербинина Ольга Станиславовна
(Россия, г. Кострома) Кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры психолого-педагогического
образования Костромской государственный университет E-mail: [email protected]
Ссылка для цитированияГОСТ_
Грушецкая И. Н., Щербинина О. С. Взаимодействие одаренных школьников с микросоциумом как условие их социального развития // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 136-144. doi: 10.32744^е.2018.5.15
Information about the authors
Irina N. Grushetskaya
(Russia, Kostroma) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor Associate Professor at the Department of Psychological and Pedagogical Education Kostroma State University E-mail: [email protected]
Olga S. Scherbinina
(Russia, Kostroma) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor Associate Professor at the Department of Psychological and Pedagogical Education Kostroma State University E-mail: [email protected]
For ReferenceAPA
Grushetskaya, I. N., & Scherbinina, O. S. (2018). Gifted children interaction with microcommunity as the condition for their social development. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 35 (5), 136-144. doi: 10.32744/ pse.2018.5.15. (In Russ., abstr. in Engl.)