УДК 376
Щербинина Ольга Станиславовна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет shcherbinina-olga@list.ru
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ С МИКРОСОЦИУМОМ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00867
Проводимые нами на протяжении ряда лет исследования подтверждают наличие у многих одаренных школьников сложностей во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами и родителями: неумение выстроить коммуникацию, недопонимание, нетерпимость по отношению друг к другу и т.д. Все это подчас становится причиной дезадаптации одаренных детей и, как следствие, может привести к виктимизации одаренного ребенка, а затем и одаренного взрослого. Данная проблема изучалась нами в образовательных организациях разного типа: общеобразовательных организациях, образовательных организациях дополнительного образования, профессионального образования и высшего образования. В настоящее время особый интерес представляют результаты, полученные в ходе реализации проекта Многопредметной школы КГУ для одаренных школьников, прошедших обучение в Образовательной центре «Сириус» (г. Сочи).
Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, психолого-педагогическое сопровождение, социализация, социальное развитие, образовательная организация высшего образования, КГУ.
В настоящее время в российской образовательной среде значительное внимание привлечено в работе с детьми «группы риска». Одной из таких категорий, по мнению современных ученых, являются одаренные дети. Несмотря на высокие достижения или значительные потенциалы в определенной сфере деятельности, данная категория детей подвержена высоким социальным рискам - в первую очередь, в сфере взаимоотношений с микросоциумом.
Занимаясь изучением проблем одаренных детей в течение ряда лет, мы получили подтверждение имеющимся данным о наличии особенностей развития одаренных детей, преимущественно затрагивающим психосоциальную сферу, которые нередко приводят к трудностям в их социальном развитии и десоциализирующим проблемам.
В процессе исследований мы применяли широкий спектр диагностического инструментария:
- наблюдение за одаренными детьми;
- анкетирование одаренных детей и педагогов, работающих с ними;
- социометрия;
- «Самоактуализационный тест» (САТ);
- «Опросник социально-психологической адаптации Р. Даймонда -К. Роджерса»;
- «Опросник самоотношения В.В. Столина»;
- Методика «Тестовая карта коммуникативной деятельности»;
- «Морфологический тест жизненных ценностей (МЖО)» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной и др.
По результатам исследований наиболее частотными проблемами, с которыми сталкиваются одаренные дети, являются:
1. Неадекватная самооценка. Чаще всего, речь идет о заниженной самооценке, причиной которой, на наш взгляд, выступают сложности во взаимоотношениях с одноклассниками, изоляция в социальной группе, проблемы в выстраивании взаимоот-
ношений с педагогами и родителями. Встречаются случаи завышенной самооценки, к которой ведет «стабильная ситуация успеха», стиль родительского воспитания по принципу «кумир семьи».
2. Несовпадение игровых интересов одаренных детей со сверстниками, что связано с погруженностью одаренных в определенную сферу деятельности, в отличие от увлечений сверстников. Мы предполагаем, что это является одной из ведущих причин понижения социометрического статуса одаренного ребенка в группе сверстников.
3. Сложности во взаимоотношениях с педагогами образовательной организации. Одаренные дети очень часто отмечают наличие этой проблемы, акцентируя внимание на недопонимание их педагогами, неадекватную оценку результатов их деятельности. Особым пластом проблем является «скука» на уроках и «неинтересность» предлагаемого учебного материала. В такой ситуации возникает вопрос о наличии системы работы с одаренными детьми в образовательной организации, особого подхода к организации образовательного процесса с ними, о готовности педагогов работать с одаренными детьми.
4. Ряд одаренных детей, охваченных нашим исследованием, не обладали достаточной способностью и готовностью к самореализации результатов своей деятельности, самопрезентации себя в коллективе сверстников. Наши наблюдения позволяют предположить, что одной из причин этого выступает заниженная самооценка, а также, в ряде случаев, недостаточное развитие коммуникативных навыков.
Перечисленные проблемы взаимозависимы и нередко связаны причинно-следственными отношениями.
Представленные выше выводы были получены нами в ходе исследований, проведенных на базе общеобразовательных организаций города Костромы.
© Щербинина О.С., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
17
В настоящее время мы имеем интересный опыт работы с одаренными школьниками, инициированный по заказу Департамента образования и науки Костромской области и организованной на базе Костромского государственного университета.
Речь идет о работе с одаренными школьниками, прошедшими обучение в образовательном центре «Сириус» (город Сочи, Россия). Уникальность образовательных программ, в которые были включены одаренные дети из школ города Костромы, полученные ими знания и навыки, требуют преемственности в организации работы с этими детьми.
Для решения обозначенной задачи, а также разработки и опробования системы работы с одаренными школьниками как будущими абитуриентами в 2017 году был запущен проект под названием «Многопредметная школа КГУ для одаренных школьников, прошедших обучение в ОЦ «Сириус».
Содержание работы Многопредметной школы было определено организаторами на основе опроса участников школы. Ребятам были предложены для рассмотрения все предметные области школьной программы. Результаты анкетирования одаренных школьников, побывавших в ОЦ «Сириус», позволили выявить заинтересованность в дисциплинах естественнонаучного цикла: математике, информатике, физике. Из гуманитарных предметов был отмечен интерес только в иностранном языке у трех респондентов.
Полученные данные легли в основу выбора трех блоков подготовки одаренных школьников в Многопредметной школе КГУ для одаренных школьников:
Математика: «Дополнительные главы векторной алгебры и теории вероятности».
Информатика: «Основы криптоанализа и защиты информации».
Физика: «Введение в лабораторный практикум и физический эксперимент».
Коммуникативный практикум. Целью коммуникативного практикума выступало развитие коммуникативных навыков и навыков выстраивания взаимодействия со сверстниками и взрослыми; развитие навыков предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций и навыков самопрезентации.
Каждый блок реализовывался последовательно в течение двух месяцев погружения в данную предметную область. Первой предметной обла-
стью стала математика, затем информатика и завершил работу блок физики.
Четвертый блок не был выделен как отдельный и проходил параллельно предметным блокам - как вторая часть каждой учебной встречи после работы по предмету (в течение 30-40 минут).
Выбор четвертого блока (психолого-педагогического) был обусловлен данными исследований о трудностях в коммуникации у ряда одаренных детей, которые могут приводить в проблемам в социализации. Правильность организации работы в данном направлении подтвердили данные диагностики и результаты практической работы с одаренными школьниками.
Нами были проведены:
- методика диагностики коммуникативных и организаторских способностей;
- методика самооценки лидерства;
- методика диагностики отношений подростка с классом;
- серия диагностических ситуаций.
По результатам обработки данных первичной диагностики одаренных школьников с помощью методики оценки отношений подростка с классом, мы выявили наличие у 50% опрошенных индивидуалистического типа восприятия коллектива, у 20% - прагматического и у 30% - коллективистического стиля восприятия группы сверстников.
Первичная диагностика с помощью Методики коммуникативных и организаторских способностей показала в области развития коммуникативных способностей низкий уровень у 60% опрошенных одаренных школьников и средний уровень - у 40% респондентов.
В области организаторских способностей высокий уровень продемонстрировали 20% респондентов, 60% одаренных школьников показали средний уровень организаторских способностей, и лишь 20% ребят обладали на момент первичной диагностики высоким уровнем развития организаторских способностей.
Методика самооценки лидерства при первичной диагностике показала следующие результаты: высоким уровнем обладали 60 % опрошенных, средним уровнем - 40 %, низкий уровень не продемонстрировал ни один из опрошенных одаренных школьников.
Помимо полученных результатов первичной диагностики, нами были проанализированы и си-
Рис. 1. Результаты первичной диагностики одаренных школьников с помощью методики оценки отношений подростка с классом (октябрь 2017 г.)
Вестник КГУ 2018
18
коммуникативные способности организаторские способности
среднии уровень
высокий уровень
высочайшнй уровень
Рис. 2. Результаты первичной диагностики одаренных школьников с помощью методики КОС (октябрь 2017 г.)
6
| выскииуровень
< средниИ уровень
< низкиИ уровень
Рис. 3. Результаты первичной диагностики одаренных школьников с помощью методики самооценки лидерства (октябрь 2017 г.)
стематизированы сведения из работы с одаренными школьниками в ходе диагностических ситуаций.
Так, по результатам работы с ребятами мы увидели проявления неадекватной самооценки у ряда одаренных школьников. Так в ходе работы над упражнением «Объявление об объявлении» ребятам предлагалось написать саморекламу, заявить о себе и были получены такие формулировки «Я умный», «Я неорганизованный, ленивый мальчик, который умнее своих одноклассников» и др.
В ходе работы над упражнением «Зато...», направленного на снижение уровня фрустрации, ребят просили анонимно написать проблемную для них ситуацию. В ходе работы два человека назвали в качестве проблемы сложные взаимоотношения с педагогами и два человека - недопонимание со стороны сверстников.
Таким образом, в результате анализа полученных диагностических данных нами были выявлены следующие проблемы, с которыми сталкиваются одаренные школьники:
- низкий уровень развития коммуникативных способностей;
- индивидуалистический стиль восприятия группы сверстников;
- недопонимание со стороны сверстников и педагогов;
- неадекватная самооценка.
Полученные результаты были положены в основу содержания «Коммуникативного практикума». В ходе реализации практикума нами решались следующие задачи:
- знакомство с особенностями вербального и невербального общения;
- развитие навыков взаимодействия;
- развитие коммуникативной гибкости;
- отработка навыков проявления эмоций;
- коррекция замкнутости;
- знакомство со стратегиями поведения в конфликте;
- повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных перспектив;
- выработка у участников более объективной самооценки;
- повышение уверенности в своих силах и др.
Реализация перечисленных задач позволила получить положительные отзывы со стороны участников Многопредметной школы, которые подтверждаются повышением показателей по итогам вторичной диагностики.
Таким образом, реализация проекта Многопредметной школы КГУ для одаренных школьников дала положительный эффект, который позволяет сделать вывод о его востребованности и эффективности. В связи с этим организаторами и координаторами проекта планируется не только его продолжение, но и расширение содержания работы и охвата контингента участников.
Библиографический список
1. Груздев В.В., Щербинина О.С. Вуз как образовательный центр региона в работе с одаренными школьниками // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 5. - С. 14-17.
2. Дьяков И.Г., Щербинина О.С. Содержание работы с одаренными школьниками в условиях Костромского государственного университета // Актуальные проблемы преподавания информаци-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2
19
онных и естественно-научных дисциплин: материалы Х11 Всерос. науч.-метод. конф. (г. Кострома, 23-24 апреля 2018 г.) / сост. А.Б. Белихов. - Кострома: Костром. гос. ун-т, 2018. - С. 25-28.
3. Щербинина О.С. Социально-педагогическая поддержка одаренных школьников, прошедших обучение в образовательном центре «Сириус» // Технологии социальной работы с молодежью: материалы V межрегион. науч.-практ. интернет-конф. с междунар. участием (Кострома, 16-20 октября 2017 г.) / сост. О.Н. Веричева; науч. ред. Н.Ф. Басов. - Кострома: КГУ, 2017. - С. 281-285.
References
1. Gruzdev VV., SHCHerbinina O.S. Vuz kak obrazovatel'nyj centr regiona v rabote s odarennymi shkol'nikami // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika.
Psihologiya. Sociokinetika. - 2017. - № 5. - S. 14-17.
2. D'yakov I.G., SHCHerbinina O.S. Soderzhanie raboty s odarennymi shkol'nikami v usloviyah Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta // Aktual'nye problemy prepodavaniya informacionnyh i estestvenno-nauchnyh disciplin: materialy HII Vseros. nauch.-metod. konf. (g. Kostroma, 23-24 aprelya 2018 g.) / sost. A.B. Belihov. - Kostroma: Kostrom. gos. un-t, 2018. - S. 25-28.
3. SHCHerbinina O.S. Social'no-pedagogicheskaya podderzhka odarennyh shkol'nikov, proshedshih obuchenie v obrazovatel'nom centre «Sirius» // Tekhnologii social'noj raboty s molodezh'yu: materialy V mezhregion. nauch.-prakt. internet-konf. s mezhdunar. uchastiem (Kostroma, 16-20 oktyabrya 2017 g.) / sost. O.N. Vericheva; nauch. red. N.F. Basov. - Kostroma: KGU, 2017. - S. 281-285.
20
Вестник КГУ 2018