Научная статья на тему 'Особенности профессионального самоопределения одаренных школьников - участников программ образовательного центра "Сириус"'

Особенности профессионального самоопределения одаренных школьников - участников программ образовательного центра "Сириус" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
260
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОДАРЕННЫЕ ШКОЛЬНИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "СИРИУС" / GIFTEDNESS / GIFTED CHILD / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / GIFTED STUDENTS / EDUCATIONAL CENTER "SIRIUS"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грушецкая И. Н., Щербинина О. С.

В последние годы значительно возросло внимание к одаренным школьникам как со стороны научных работников, так и со стороны практиков. Многие ученые осознали значимость данной категории детей как будущей научной элиты и двигателя прогресса страны. Результаты отечественных и зарубежных исследований, а также наши эмпирические исследования свидетельствуют о наличии у одаренных школьников ряда трудностей, во многом связанных со сферой взаимодействия с микросоцимом. Зачастую эти трудности связаны с личностным, социальным и профессиональным самоопределением, в связи с чем изучение вопросов профессионального самоопределения видится как актуальная проблема, требующая психолого-педагогического рассмотрения. В статье представлены результаты изучения особенностей профессионального самоопределения одаренных школьников, участников программ ОЦ «Сириус».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грушецкая И. Н., Щербинина О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF GIFTED SCHOOLCHILD-PARTICIPANTS OF PROGRAMS OF THE EDUCATIONAL CENTER "SIRIUS"

In recent years, there has been a significant increase in attention to gifted students from both researchers and practitioners. Many scientists realized the importance of this category of children as the future scientific elite and the engine of progress of the country. The results of domestic and foreign studies, as well as our empirical studies indicate the presence of gifted students a number of difficulties, largely related to the sphere of interaction with the microsocyme. Often these difficulties are associated with personal, social and professional self-determination, in connection with which the study of issues of professional self-determination is seen as an urgent problem that requires psychological and pedagogical consideration. The article presents the results of the study of the features of professional self-determination of gifted students, participants of the programs of the OC «Sirius».

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального самоопределения одаренных школьников - участников программ образовательного центра "Сириус"»

УДК 376.545

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ - УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «СИРИУС»

И.Н. Грушецкая, О.С. Щербинина1

1Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00867.

Аннотация. В последние годы значительно возросло внимание к одаренным школьникам как со стороны научных работников, так и со стороны практиков. Многие ученые осознали значимость данной категории детей как будущей научной элиты и двигателя прогресса страны. Результаты отечественных и зарубежных исследований, а также наши эмпирические исследования свидетельствуют о наличии у одаренных школьников ряда трудностей, во многом связанных со сферой взаимодействия с микросоцимом. Зачастую эти трудности связаны с личностным, социальным и профессиональным самоопределением, в связи с чем изучение вопросов профессионального самоопределения видится как актуальная проблема, требующая психолого-педагогического рассмотрения. В статье представлены результаты изучения особенностей профессионального самоопределения одаренных школьников, участников программ ОЦ «Сириус».

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, профессиональное самоопределение, одаренные школьники, образовательный центр «Сириус».

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

OF GIFTED SCHOOLCHILD-PARTICIPANTS OF PROGRAMS

OF THE EDUCATIONAL CENTER "SIRIUS»

I. Grushetskaya, O. Shcherbinina

Abstract. In recent years, there has been a significant increase in attention to gifted students from both researchers and practitioners. Many scientists realized the importance of this category of children as the future scientific elite and the engine of progress of the country. The results of domestic and foreign studies, as well as our empirical studies indicate the presence of gifted students a number of difficulties, largely related to the sphere of interaction with the microsocyme. Often these difficulties are associated with personal, social and professional self-determination, in connection with which the study of issues of professional self-determination is seen as an urgent problem that requires psychological and pedagogical consideration. The article presents the results of the study of the features of professional self-determination of gifted students, participants of the programs of the OC «Sinus».

Keywords: giftedness, gifted child, professional self-determination, gifted students, educational center «Sirius».

В современной литературе существует весомое количество научных трудов, раскрывающих особенности и трудности развития одарённых детей. Известны работы отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся проблемами одарённости. В этой связи серьезный вклад в исследование вопросов детской одаренности внесли Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, В.А. Лазарев, A.M. Матюшкин, Я.Л. Пономарев, В.С. Юркевич и др. [4;5;6;7;10].

Авторы Рабочей концепции одаренности определяют феномен одаренности как системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах

деятельности по сравнению с другими людьми» [1].

Результаты изучения особенностей самооценки, коммуникативных и

организаторских способностей, лидерских потенциалов одаренных детей позволяют подтвердить суждение о наличии трудностей у ряда одаренных школьников в коммуникации со сверстниками и педагогами (развитии коммуникативных способностей, наличие сложностей взаимодействия и решения конфликтных ситуаций), неадекватной самооценки (завышенной и заниженной), тревожности, связанной с ситуациями общения со сверстниками (недопонимание, травля со стороны одноклассников) и т.д. [3;8;9].

По итогам проведенных исследований мы можем констатировать сложности одаренных школьников с ответами на вопросы «С кем быть?» (социальное самоопределение -сложности взаимоотношений со сверстниками, недопонимание, разные игровые интересы); «Каким быть?» (личностное самоопределение -неоднозначность самооценки, принятия своих способностей и т.д.); «Кем быть?» (профессиональное самоопределение) [2].

Для выявления особенностей и трудностей профессионального самоопределения одаренных школьников нами проведено исследование во Всероссийском образовательном центре «Сириус» (г. Сочи), созданного по инициативе президента страны В.В. Путина.

Образовательный центр «Сириус» в течение года реализует программы для одаренных школьников РФ с разными видами одаренности под руководством ведущих ученых и практиков. Ежемесячно в Центр приезжает около 800 детей в возрасте от 10 до 17 лет. Помимо этого, «Сириус» стал научным и методологическим центром, аккумулирующим лучший опыт и инновационные разработки в работе с одаренными детьми.

Центр предлагает условия для развития потенциалов и способностей одаренных

школьников, а также проводит работу по раскрытию личностного потенциала, социального и профессионального самоопределения участников смен.

В исследовании, проведенном нами в 2019 году, принял участие 71 одаренный подросток в возрасте 14 - 17 лет (8 - 10 класс) из различных городов России (Екатеринбург, Елец, Калининград, Красноярск, Москва, Новосибирск, Стерлитамак, Санкт-Петербург, Сальск, Сыктывкар, Ульяновск). Большинство опрошенных - мальчики (49 человек, 69%), тогда как девочек среди респондентов - 22 человека (31%).

По результатам проведенного анкетирования 83% одаренных школьников определились с выбором профессии, и только 17% не определились в своем профессиональном выборе. Впервые о будущей профессии ребята стали задумываться в 5-6 лет - 6% от общего количества опрошенных, в 7-10 лет - 24% опрошенных, 11 - 12 лет - 43% опрошенных, 13 - 15 лет - 27%. Таким образом, весомая доля респондентов впервые задумывались о профессии, завершив обучение в начальной школе, см. рисунок 1.

13-15 лет 11-12 лет 7-10 лет 5-6 лет

0%

10%

20%

30%

40%

50%

Рисунок 1. - Возраст активизации профессионального самоопределения одаренных школьников (п=71)

массовые коммуникации

здравоохранение ......................1

образование ччччччччччччччччччччччч'

большой спорт V.............................Н

--1-1-1-1-1-1-1-1

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%

Рисунок 2. - Наиболее привлекательные профессиональные области для одаренных школьников (п=71)

Наиболее привлекательными сферами деятельности одаренные дети считают большой спорт - 35,2%, образование - 26,7%, здравоохранение и медицина - 25,3%, система массовых коммуникаций - 12,7%, см. рисунок 2. Мы предполагаем, что высокий процент детей, выбравших спорт, связан с большим процентом в выборке респондентов, одаренных в области спорта.

Среди городов, которые выбрали школьники в качестве места получения профессионального

Среди особенностей будущей профессии одаренные дети отмечают:

- учреждения, в которых будут обучаться по выбранной специальности/направлению подготовки - 32,7%;

- условия труда - 25,8%;

- необходимые профессиональные качества - 23,5%;

- востребованность на рынке труда - 18%.

При этом никто из респондентов не ответил,

что не обладает достаточной информацией, что подтверждает осознанность выбора.

При поступлении по выбранному профилю одаренным школьникам необходима, с их точки зрения, информационная поддержка в виде занятий с репетитором - 32,3%; курсов при ВУЗе - 43,7%.

23,9% из числа опрошенных рассчитывают только на собственные силы и не нуждаются в дополнительной информации. 69% из числа опрошенных одаренных подростков

рассчитывают поступить только на бюджетную форму, хотя - 31% рассматривают и контрактную форму обучения.

Больше всего от профессорско-преподавательского состава будущего вуза

образования, были - Москва - 45,1%, Санкт-Петербург - 29,2%, Новосибирск - 3,5%, не определились - 22,1%.

Основными факторами, влияющими на осуществление профессионального выбора, для одаренных школьников стали собственный интерес к профессии - 57,5%; совет родителей -17,5%; совет друзей - 7,5%; престижность - 5%; возможность самореализации, профессиональный рост - 2,5%; высокий доход - 1,6%, см. рисунок 3.

одаренные дети ожидают проявления таких качеств, как: общительность, контактность - 20%; умение объяснять материал - 18%; глубокое знание своего предмета - 16,4%; увлеченность наукой - 13,4%; хорошее знание практики -12,7%; чувство юмора - 10,8%; а также 4,2% опрошенных оказались безразличны к качествам и знаниям будущих педагогов.

Больше всего в будущей учебной деятельности в профессиональной

образовательной организации одаренных привлекает беседы и встречи с интересными людьми - 42,3%; возможность самому делать что-либо практически - 28,2%; новые знания в выбранной области - 16,6%; интересные занятия - 12,9%.

Интересны результаты ответа одаренных школьников на вопрос «Что делает человека счастливым?». Максимальные результаты набрал ответ «профессиональные достижения» (18,3%). Следующими по значимости и примерно одинаковыми по оценкам выступили ответы «высокое социальное положение» (14,1%) и «душевное спокойствие» (13,9%). И только потом «высокий заработок» (12,5%), см. рисунок 4.

высокий доход проф. рост престижность мнение друзей мнение родителей интерес к профессии

Ц 1,60%

2,50%

: : : 5%

:„ ,.,:) 8%

18%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

Рисунок 3. - Факторы, влияющие на профессиональный выбор одаренных школьников

20,00% 18,00% 16,00% 14,00% 12,00% 10,00% 8,00% 6,00% 4,00% 2,00% 0,00%

Рисунок 4. - Ответ на вопрос «Что делает человека счастливым?» (п=71)

Таким образом, на основании проведенного исследования мы выявили ряд особенностей профессионального самоопределения одаренных школьников:

1. В рамках проведенного исследования становится очевидным раннее профессиональное самоопределение одаренных школьников, большинство из которых сориентированы на будущую профессиональную деятельность с начальной школы.

2. Наиболее востребованными профессиональными сферами являются большой спорт, образование, медицина и система массовых коммуникаций. Надо заметить, что речь идет о бюджетных сферах профессиональной деятельности, не связанных с высокими доходами, что, на наш взгляд, говорит об искренности выбора и действительном интересе к данным областям.

3. Для большинства одаренных школьников доминирующим фактором при профессиональном самоопределении является собственный интерес к профессии.

4. При поступлении в профессиональную организацию осознают необходимость занятий с репетитором и посещение дополнительных курсов при ВУЗе, большинство из опрошенных школьников ориентированы на поступление на бюджетную форму обучения. Однако серьезный процент опрошенных склонны рассчитывать только на собственные силы при подготовке к поступлению.

5. Наиболее предпочитаемыми городами для получения профессионального образования являются г. Москва и г. Санкт-Петербург.

6. Профессиональные достижения, по мнению респондентов, сделают их счастливыми. Но следующими по значимости они ставят «душевное спокойствие» и «высокое социальное положение». По нашему мнению, это свидетельствует о важности для опрошенных одаренных школьников социальных контактов, социометрического статуса и зависимости от этих контактов их душевного спокойствия и равновесия.

Таким образом, проведенное исследование позволяет увидеть достаточно раннее профессиональное самоопределение одаренных школьников, высокую уверенность в своих силах и требовательность к себе. Несмотря на цель исследования, мы отметили наряду со значимостью профессиональных достижений, ориентацию одаренных школьников на социальное положение и душевное спокойствие. Именно эти параметры, по мнению опрошенных, позволят человеку стать счастливым.

Учет перечисленных особенностей в работе с одаренными школьниками, на наш взгляд, позволит сделать социально-педагогическую работу с данной категорией детей более эффективной и повысить успешность их профессионального самоопределения.

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс] / Д.Б. Богоявленская // Вопросы образования. - 2004. - № 2. -

С. 46-68. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id= 9172194

2. Захарова Ж.А. Особенности социально-педагогической работы с одаренными школьниками в условиях современных образовательных организаций / Ж.А. Захарова, И.Н. Грушецкая, О.С. Щербинина // Science for Education Today (предыдущее название -Вестник Новосибирского государственного педагогического университета). - 2019. - Том 9. - № 1. - С. 27-42.

3. Грушецкая И.Н., Щербинина О.С. Взаимодействие одаренных школьников с микросоциумом как условие их социального развития / И.Н. Грушецкая, О.С. Щербинина // Перспективы Науки и Образования. - 2018. - № 5 (35) - С. 136-144.

4. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности [Электронный ресурс] / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 13-19. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=9203403

5. Леутина Л.А. Социализация детей в современных педагогических исследованиях [Электронный ресурс] / Л.А. Леутина // Вопросы образования. - 2014. - № 3. - С. 152-173. - Режим доступа: http://dx.doi.org/10.17323/1814-9545-2014-3-152-173

6. Мешкова Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект [Электронный ресурс] / Н.В. Мешкова // Современная зарубежная психология. - 2015. - Т. 4. - № 1. - С. 26-

44. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id= 23733139

7. Панов В.И. Одаренность: от парадоксов к развитию субъектности [Электронный ресурс] / В.И. Панов // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. - 2014. - № 4. -Том 5. - С. 129-137. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23028561

8. Попова Л.В. Образовательные программы для одаренных детей в странах Европы [Электронный ресурс] / Л.В. Попова // Психологическая наука и образование. - 2009. - №4. - С. 101-114. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=12991708

9. Смирнов В.А., Хазова С.А. Опыт реализации программы развития личностных ресурсов для одаренных старшеклассников в рамках психолого-педагогического сопровождения процесса социализации [Электронный ресурс] / В.А. Смирнов, С.А. Хазова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - Т. 23. - № 5. - С. 39-43. -Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32728541

10. Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь / В.С. Юркевич // Современная зарубежная психология. -2018. - Т. 7. - № 2. - С. 28-38.

Сведения об авторах:

Грушецкая Ирина Николаевна (г. Кострома, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Щербинина Ольга Станиславовна (г. Кострома, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», e-mail: [email protected]

Data about the authors:

I. Grushetskaya (Kostroma, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor, assistant professor of the chair of psycho-pedagogical education, Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education, 'Kostroma State University', e-mail: [email protected]

O. Shcherbinina (Kostroma, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor, assistant professor of the chair of psycho-pedagogical education, Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education, Kostroma State University', e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.10.2019

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.