Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1864
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЗОНЫ РИСКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович

Автор определяет современное проблемное поле для педагогов при организации работы с одаренными детьми в условиях современного мира и угроз и вызовов времени. В статье определены авторские позиции проблемы и пути решения для педагогов и психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ»

УДК 37.04

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ

Лепешев Д.В.

Кошетауский университет им. А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Автор определяет современное проблемное поле для педагогов при организации работы с одаренными детьми в условиях современного мира и угроз и вызовов времени. В статье определены авторские позиции проблемы и пути решения для педагогов и психологов.

Ключевые слова: одаренные дети, социальная адаптация, социальная адаптация, социальные зоны риска, психолого-педагогическое сопровождение родителей.

Педагогика стран постсоветского пространства активно развивает современные дидактические и методические подходы по поиску совершенствования работы с одаренными детьми.

Одарённые и талантливые дети - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В рамках данного направления педагогами должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также их психолого-педагогическое сопровождение в течение всего периода становления личности.

Особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных и талантливых детей. Сегодня проблема обучения данной категории детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

Современные педагоги работающие с детьми должны сегодня быстро уметь ориентироваться в разных жизненных ситуациях, уметь грамотно принимать педагогические решения направленные на поддержку и развитие одаренных и талантливых детей.

Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одарённых и талантливых детях, представляющих собой особую ценность для общества.

Проблемы работы с одаренными и талантливыми учащимися - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков.

Анализ современных теоретических научных взглядов, концепций в области одаренности представлен очень широко, но ни одна из научных концепций не является общепринятой. Причина заключается в том, что представленные современные теории отражают разное понимание источников одаренности, движущих сил ее развития, культурно-исторических и социальных условий ее проявлений и т.д. Особенно актуальными и дискуссионными являются вопросы, связанные с ранними проявлениями одаренности у ребенка.

Необходимо заметить, что по мнению ученого Д.Б. Богоявленской [1, с. 16], термин «одаренность» использовался для обозначения любого уровня потенциальных возможностей детей, в современной литературе им обычно обозначают высокий уровень потенциала. При этом выделяют общую (умственную) и специальную (по видам деятельности) одаренность. В дальнейшем под этим термином мы будем подразумевать высокий уровень умственной одаренности детей.

Но, Межиева М.В. в своей работе «Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет» [2, с. 56], считает, что критерий достижений широко используется для суждений об одаренности выдающихся людей, оказавших влияние на жизнь всего человечества, науку, культуру и другие сферы деятельности. Однако мнения о том, какие достижения следует считать выдающимися, не совпадают. Тем более трудно оценить достижения детей: то, что удивляет в четырехлетних детях, кажется вполне естественным у шестилетних, а успехи детей, уже специально наученных чему-то, могут значительно превосходить успехи новичков, даже гораздо более способных. И все же наиболее часто одаренными считают детей, которые значительно опережают в развитии большинство своих сверстников и уже демонстрируют неординарные успехи в учении, в освоении какой-либо деятельности: отличную успеваемость, грамоты и медали, победы на конкурсах, признание экспертов.

По её же мнению (Межиева М.В.), такие «победители» значительно чаще получают блестящее образование, ученые степени и признание в своей области, чем их менее успешные сверстники, о чем говорят многочисленные исследования. Но в то же время известно и немало противоположных случаев, когда большего успеха во взрослой жизни достигли те, чьи достижения в детстве были не слишком блестящими, а бывшие вундеркинды себя ни в чем не проявляли. Нередко раннее достижение успеха объясняется не столько неординарными способностями ребенка, сколько его (или его близких) повышенным стремлением к внешнему признанию и «наградам», «натасканностью» - интенсивной и узконаправленной тренировкой, умением манипулировать людьми, особенным трудолюбием и старательностью [2, с. 47].

Таким образом, если рассуждать логически, исходя, из представленных двух мнений ведущих ученых получается, что достижения не могут служить абсолютно верным и тем более единственным критерием детской одаренности. Поэтому многие современные ученные призывают парктиков педагогов при определении одаренности ориентироваться не столько на успехи, уже реально демонстрируемые ребенком, сколько на его потенциальные возможности достичь высоких результатов в будущем.

При этом, мы считаем, что акцент на прогнозе будущих успехов служит главным источником разногласий между концепциями одаренности по вопросу о том, какие качества ребенка, в каком возрасте, и при каких условиях могут предсказать их достаточно надежно. Одним из таких предсказателей одаренности, помимо же имеющихся достижений, считают способности детей к познанию, к творческому освоению опыта. В своих выступлениях я неоднократно говорил и настаиваю на той позиции, что каждый из детей, пришедших в этот мир - одаренный от Бога.

Множество представленных современных психологических исследований и срезы результатов обучения одаренных детей во многих странах показали, что для развития высокой одаренности необходимо совпадение по крайней мере трех факторов: уровня интеллектуального развития выше среднего для данного возраста, высокой креативности (творческих возможностей) и таких личностных особенностей, как любознательность, увлеченность задачей, уверенность в успехе.

Таким образом, исходя из выше сказанного можно резюмировать, что к личностным признакам одаренности, относят не только когнитивные (познавательные, умственные) способности, но и некогнитивные (мотивационные, эмоциональные, волевые) характеристики. Причем мы солидарны во мнении с Марченко Е.В., которая высказала свое предположение в своей статье «Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка» [3, с. 121], предположение о том, что появление высоких достижений объясняется чрезвычайно сложным взаимодействием в процессе развития этих личностных качеств и влияния среды (семья, сверстники, школа, социальное и культурное окружение). Сложный характер взаимодействия факторов и условий развития одаренности затрудняет прогноз последующих достижений детей в учебе и взрослой жизни.

Ландау Э. в свое научной монографии «Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка» [4, с. 103] пришел к заключению, что понятие «одаренные дети», «одаренность» следует относить к умственным преимуществам на данном возрастном этапе, а не воспринимать как точное указание на будущие успехи. По его мнению, прогноз развития детской одаренности не может быть абсолютно надежным в силу слитности ее возрастных и индивидуальных моментов, но это не отменяет проблему одаренных детей, а доказывает необходимость перенесения акцента с угадывания будущих рекордсменов на выявление детей, требующих уже на данном этапе своего развития особых условий воспитания, обучения для реализации высоких умственных возможностей и восприимчивости к учению.

Такой вывод подтверждают и многочисленные данные о том, что потребности одаренных детей в индивидуализации обучения, эмоциональном комфорте, осознании ценности собственного дара, независимости и признании очень велики и при обучении, ориентированном на среднего ученика, часто не удовлетворяются.

Сегодня наиболее самый общепринятый ошибочный критерий определения одаренности - успехи детей на различных конкурсах и олимпиадах. Неудачи и поражения в этих случаях, такие дети переживают остро и продолжительно. Кроме того, ожидание высоких результатов от одаренного ребенка со стороны родителей ставят его в ситуацию необходимости всеми средствами оправдать эти ожидания и

поддержать свою репутацию не только в школе, но и в семье. Следствием этого являются проблемы одаренных детей в поведении, общении, обучении. Талантливых детей относят к категории детей с проблемами в социализации (об этом говорят данные многих исследований), а также такие дети должны находиться в центре социальной педагогики. Поэтому проблема уровня подготовки квалифицированного выпускника вуза педагога-психолога стала и проблемой работы с одаренными детьми. Только он сможет оказать квалифицированную помощь такому ребёнку в кризисный момент, более того, распознать и предупредить его приближение.

Следующая и, пожалуй, самая важная проблема - это личность того учителя, который работает с одаренными детьми. Одарённую личность в состоянии воспитать только одарённый и подготовленный в этом плане педагог. Поскольку учителя не всегда могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, то часто перед ним стоит вопрос, как осуществлять учебно-воспитательный процесс с одаренными детьми? Учитель должен быть обеспечен не только соответствующими профессиональными умениями, но и способностями к экспериментальной, научной и творческой деятельности, а зачастую у учителей практически нет образовательных программ для одаренных детей, которые он мог бы использовать в своей работе.

По нашему мнению, основной идеей работы с одарёнными детьми в современных условиях является объединение усилий педагогов, родителей, общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала каждого обучающегося.

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми должна быть выстроена и иметь постоянный характер по следующему алгоритму содержания:

- выявление всех категорий одаренных и талантливых детей;

- системный анализ особых успехов и достижений учеников;

- создание и регулярное пополнение банка данных по талантливым и одаренным детям;

- системная диагностика потенциальных возможностей детей с учетом анатомических, физиологических, психологических особенной детей в развитии с учетом возраста и определения нагрузки на обучающегося;

- системность дидактических подходов, методов и приемов, преемственность между начальным и основным и дополнительным образованием;

Помощь одаренным и талантливым учащимся в самореализации их творческой направленности должна быть направлена на:

- создание для ученика ситуации социального успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание;

- включение в учебный план школы расширенного изучения предметов школьной программы, через привлечение педагогов дополнительного образования;

- организация научно-исследовательской и проектной деятельности;

- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;

- научить ребенка адекватно оценивать свои достижения и поражения.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных и

талантливых школьников должен быть систематизирован и логически представлен в:

-тематическом контроле знаний в рамках учебной деятельности;

- контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровняи направлений.

Поощрение одаренных детей:

- премии победителю внутришкольного (городского, областного, краевого, республиканского, международного конкурса, олимпиады и т.д. с присвоением почетного звания - «Ученик года» (фото ребёнка на «Доску почета», вручить публично удостоверение);

- найти спонсора для организации премии победителям областных, республиканских и международных олимпиад, конкурсов для выпускников, окончившим школу на золотую медаль;

- благодарственные письма родителям учеников, педагогам;

- работа по публикациям в СМИ, на сайте школы.

Работа с родителями одаренных и талантливых детей:

- постоянное психологическое консультирование и сопровождение родителей одаренных и талантливых детей;

- совместная практическая деятельность детей и родителей;

Работа с педагогами:

- обучающие семинары, тренинги по вопросам организации работы и психологического сопровождения с одаренными, и талантливыми детьми;

- повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;

- стимулирование работы педагогов с одарёнными и талантливыми детьми

Таким образом, сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана

с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

Современное общество - это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макро-(социальные) факторы и микро- (индивидуальные факторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые. Темп развития современного общества зависит от творческого усилия личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.

Выявление и поддержка одаренных и талантливых детей их родителей это продолжительный сложный и многомерный процесс, связанный с грамотным анализом развития конкретного ребенка.

Библиографический список

1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Текст] /Д.Б. Богоявленская. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2010. - 68 с.

2. Межиева М.В., Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет [Текст] /М.В. Межиева - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2008. - 128 с.

3. Марченко Е.В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка [Текст] /Е.В. Марченко. //Библиогр. № 6, 2010. - С. 121.

4. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка /Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. [Текст] /Э. Ландау - М., 2005. - 144 с.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, профессор, академик Академии педагогических наук Казахстана, Кошетауский университет им. А. Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) ОЯСГО 0000-0002-9899-2831

Дата поступления статьи: 06.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.