Теория и методика обучения и воспитания
123
6. Силантьева Н.Л. Методика изучения направленности личности // Сб. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. -М., 1990. - С. 29-36.
7. Федеральные государственные образовательные стандарты // Вестник образования России. - 2010. - № 2. - С. 44-73.
ВЫЯВЛЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ
ДЕТСКОЙ СТУДИИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
© Бабалова О.В.*, Завьялова С.В.*, Левашова Е.В.*
Центр детского творчества «Солнечный», г. Рыбинск
Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну их главных задач современной системы образования.
Ключевые слова: одарённость, одарённый ребёнок, модель работы с одарёнными и талантливыми детьми, психолого-педагогическая диагностика, индивидуальный образовательный маршрут.
«Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития».
Г.В. Плеханов
Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [6].
Большую роль в развитии детской одарённости и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенси-
* Заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
* Директор.
* Руководитель структурного подразделения «отдел декоративно-прикладного творчества».
124
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ровать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребёнок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одарённость. Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. В эти учреждения часто приходят дети, одарённость которых уже начала раскрываться. Они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний [6].
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Солнечный» - самое крупное в городе многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, основной задачей которого является обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет.
В учреждении созданы и успешно развиваются 5 структурных подразделений: отдел художественного воспитания, отдел декоративно-прикладного творчества, отдел раннего развития, спортивно-технических отдел, отдел организационно-массовой работы. Контингент воспитанников стабилен на протяжении последних трёх лет. На 01.09.2013 г. в 178 группах занимается 2300 человек, среди которых - дети с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с дополнительными образовательными программами 7 направленностей: художественно-эстетической, научно-технической, спортивно-технической, экологобиологической, социально-педагогической, физкультурно-спортивной, военно-патриотической.
Одно из главных направлений работы учреждения - создание условий для выявления, сопровождения и оптимального развития одарённых детей, включая тех, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одарёнными детьми реализуется как в рамках дополнительной образовательной программы, так и через организацию работы по индивидуальным образовательным маршрутам. Претворяя в жизнь национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в Центре реализуется эффективная модель работы с талантливыми детьми, продвигающая их через многоэтапную систему олимпиад, конкурсов, соревнований, выставок.
В работе по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых детей имеют место определенные пробелы. Недостаточно хорошо организована работа по психолого-педагогической диагностике и адресной поддержке обучающихся и педагогов, мало внимания уделяется организации взаимо-
Теория и методика обучения и воспитания
125
действия с семьями одарённых детей, не соответствует современным требованиям уровень профессиональной подготовки педагогических кадров по актуальным вопросам педагогики одарённости.
В настоящее время в Центре появилась потребность в создании нового творческого объединения - «Детской студии мультипликации», которое позволит расширить сферу творческих возможностей одарённых детей. На примере Студии мы разработали модель организации деятельности по выявлению и сопровождению талантливых и одарённых детей (рис. 1). Данная разработка выступает в качестве теоретического и методического обоснования для практической работы и направлена на совершенствование образовательной среды, которая создает условия для развития одаренных детей, в первую очередь, реализацию индивидуальности учащихся через индивидуальные образовательные маршруты. Описание модели представлено в табл. 1.
Рис. 1. Модель организации деятельности по выявлению и сопровождению талантливых и одаренных детей
126
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Таблица 1 Описание модели
Компоненты Содержание и структура
Положение о Детской студии мультипликации Разработано на основе Закона РФ «Об образовании», а также Устава Учреждения, определяет порядок организации и оказания образовательных услуг с целью всестороннего удовлетворения потребностей детей, их родителей (законных представителей) в дополнительном образовании, является локальным актом, рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается директором. Структура: 1. Общие положения. 2. Цель и задачи Студии. 3. Права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса. 4. Программно-методическое оснащение и организация учебно-воспитательного процесса (на основе чего осуществляется образовательная деятельность, участники реализации, комплектование, состав и количество учащихся в группах, продолжительность занятий и т.д.) 5. Принципы работы Студии. 6. Учебный план и предполагаемые результаты работы. 7. Символы и атрибуты Студии.
Дополнительная образовательная программа Детской студии мультипликации Программа включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 6. Список литературы.
Пакет психодиагностических методов исследования педагогов 16-ти факторный личностный опросник Р Кеттелла (16PF). Цель использования: анализ индивидуально-психологических особенностей личности педагогов. Тест интеллекта, свободный от влияния культуры (Тест Кеттелла - CFIT). Цель использования: определение уровня развития интеллекта педагогов. Тест Торренса. Цель использования: оценка уровня развития креативности и творческих способностей педагогов.
Пакет психодиагностических методов исследования одаренных детей Анализ содержания и уровня развития деятельностно важных качеств. Цель использования: экспертная оценка уровня развития качеств личности и деятельности детей. 14-ти факторный личностный опросник Р Кеттелла (HSPQ). Цель использования: анализ индивидуально-психологических особенностей личности детей. Тест интеллекта, свободный от влияния культуры (Тест Кеттелла - CFIT). Цель использования: определение уровня развития интеллекта детей. Тест Торренса. Цель использования: оценка уровня развития креативности и творческих способностей детей.
Индивидуальный образовательный маршрут Составляется на каждого ребёнка, пришедшего в коллектив, и корректируется на основании проведённой диагностики и индивидуальных особенностей учащегося. Следовательно, в «Маршруте» отмечаются все шаги учащегося: от самых первых, пусть еще неумелых, до шагов его творческих достижений. Это своего рода история развития мастерства ребенка, которая позволяет проследить динамику творческих способностей, найти индивидуальный подход и приспособиться к его особенностям.
Индивидуальный или коллективный творческий проект Проведение кон^рса среди учащихся Студии «Твой первый шаг к Оскару».
Презентация проектов Участие в кон^рсах и фестивалях различного уровня от городского до международного
Теория и методика обучения и воспитания
127
Таким образом, процедуры выявления одаренных детей должны быть экологически валидными с точки зрения специфики детской одарённости и своеобразия признаков одарённого ребенка. ... Оценка ребенка как одарённого не должна являться самоцелью. Выявление одарённых детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки [6].
Список литературы:
1. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы / Под ред. Д.Б. Богоявленской // Основные современные концепции творчества и одаренности. - М., 1997. - 402 с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002. - 320 с.
3. Кара Ж.Ю. Художественная одаренность и пути её развития // Одарённый ребёнок. - М., 2011. - № 6. - С. 133-136.
4. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубева; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. - М., 2002. - 144 с.
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации, 2010.
6. Рабочая концепция одаренности. / Науч. ред. В.Д. Шадрикова. - 2-е изд-е, расш, перераб. - М., 2002. - 94 с.
7. Развитие и диагностика способностей / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. - М., 2003.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕНЕРА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА СРЕДНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
© Белова Н.Ю.*
Филиал Сибирского государственного университета путей сообщения,
г. Новоалтайск
В статье рассматривается творческая активность спортивного наставника, возможности его влияния на студента и зависимость успешности его действий от собственных творческих способностей.
Ключевые слова творческая деятельность; мотивация.
Физкультурно-спортивная деятельность позволяет выявлять новые аспекты сущности человека, поскольку она создает условия и предоставляет воз-
Преподаватель физической культуры.