Научная статья на тему 'Программа работы научно-практического центра "калейдоскоп" с одарёнными детьми младшего школьного возраста'

Программа работы научно-практического центра "калейдоскоп" с одарёнными детьми младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ / GIFTED CHILDREN / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRIMARY SCHOOL AGE / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / SCIENTIFIC-PRACTICAL CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованова Любовь Анатольевна, Шарыпова Надежда Владимировна

В статье представлена программа работы с одарёнными детьми, основные мероприятия, организуемые научно-практическим центром, направленные на развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых и индивидуально-личностных способностей и интересов детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милованова Любовь Анатольевна, Шарыпова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The program of scientific-practical centre "Kaleidoscope" with gifted children of primary school age

The article presents the program of work with gifted children, the main activities organized by the research centre aimed at developing the intellectual, emotional-volitional and individual personal abilities and interests of children of primary school age.

Текст научной работы на тему «Программа работы научно-практического центра "калейдоскоп" с одарёнными детьми младшего школьного возраста»

УДК 373.3

Л.А. Милованова, Н.В. Шарыпова г. Шадринск

Программа работы научно-практического центра «Калейдоскоп» с одарёнными детьми младшего школьного возраста

В статье представлена программа работы с одарёнными детьми, основные мероприятия, организуемые научно-практическим центром, направленные на развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых и индивидуально-личностных способностей и интересов детей младшего школьного возраста.

Одарённые дети, младший школьный возраст, научно-практический центр.

L.A. Milovanova, N.V. Sharypova Shadrinsk

The program of scientific-practical centre «Kaleidoscope» with gifted children of primary school age

The article presents the program of work with gifted children, the main activities organized by the research centre aimed at developing the intellectual, emotional-volitional and individual personal abilities and interests of children of primary school age.

Keywords: gifted children, primary school age, scientific-practical center.

Федеральные стандарты второго поколения акцентируют внимание на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей.

Научно-практический центр «Калейдоскоп» ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» организует внеурочную работу с одарёнными детьми для максимально возможного развития их способностей при выполнении различного рода проектной деятельности, интеллектуальных и творческих заданий.

Благодаря разработанной программе НПЦ «Калейдоскоп» ориентирует на создание равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым обучающимся, способствование увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности, что и является одним из важных направлений деятельности центра.

Внедрение Программы работы с одаренными детьми младшего школьного возраста выполнимо в течение 2014-2015 учебного года. Вместе с тем научно-практический центр не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.

Цель программы: создание образовательной среды для проявления развития и демонстрации способностей одаренных детей.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. Задачи программы:

• развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

• создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;

• стимулирование творческой деятельности одаренных детей;

• развитие творческого и логического мышления учащихся;

• развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.

Участники программы: учащиеся 1-4 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями. Принципы программы:

- преемственность, то есть развитие тех форм, которые сложились в Центре за предыдущий год работы и были отражены в нормативных актах;

- принцип предоставления возможностей (или создание условий) для предметной творческой деятельности и диагностики собственно одаренности по продуктивности конечного результата) этой деятельности за определенный период;

- системность, то есть использование возможностей всех компонентов образовательной среды Центра и других образовательных учреждений;

- вариативность, то есть изменения содержания с учетом вновь открывшихся реалий (новых методов, технологий);

- адаптивность, т.е. ориентированность на максимально широкий спектр потребностей, способностей, возможностей детей.

Принципы работы с одаренными детьми:

■ принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

■ принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

■ принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

■ принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Формы работы с одаренными детьми: конкурсы, викторины, олимпиады, интеллектуальный марафон, конференции, проектная деятельность, мастер-классы, экскурсии, индивидуальное консультирование и другие. Форма организации проведения мероприятий - очная и дистанционная. Статус мероприятий: региональный, Всероссийский, Международный (при поступлении работ из-за рубежа).

Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей ведущими и основными являются методы творческого характера - поисковые, проблемные, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной,

индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал, и соответствуют уровню познавательной активности и интересов учащихся.

Этапы реализации Программы Организационный этап (сентябрь 2014 г.): разработка программы, рассмотрение и утверждение положений мероприятий, разработка заданий.

Этап реализации (сентябрь 2014 г. - май 2015 г.): непосредственная работа с одаренными детьми. На этом этапе планируется организация и проведение конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Проведение мастер-классов, тематических экскурсий.

Завершающий этап (июнь 2015 г.): контроль и анализ реализации Программы и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации, путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.

Содержание программы Проблема развития одарённости в образовательных учреждениях актуальна. Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества. Важным условием является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Эта задача - выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности - является одной из важнейших в работе учителя и, конечно же, родителей. Основные понятия:

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Б. Кларк, Дж. Репзулли, С. Риз и др.) одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах детства.

В настоящее время одарёнными принято считать:

• детей с интеллектом выше среднего;

• детей с высоким уровнем творческих способностей;

• детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);

• детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Выделяют следующие виды одарённости:

• одарённость в практической деятельности;

• одарённость в познавательной деятельности;

• одарённость в художественно-эстетической деятельности;

• одарённость в коммуникативной деятельности;

• одарённость в духовно-ценностной деятельности.

Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности учащегося, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.

Выявление потенциальной и скрытой одаренности продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием привлечь внимание к большему числу детей. При понимании всей теоретической сложности доминирующим является стремление не "упустить" ни одного ребенка, требующего внимания педагога.

Потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует небольшая часть детей.

Комплекс мероприятий, предлагаемый научно-практическим центром «Калейдоскоп», направлен на всестороннее развитие и интерес учащихся.

Примерный план работы на 2014/2015 учебный год

№ Мероприятие Срок проведения

1. Заседание творческой группы. Постановка целей и задач. Обсуждение плана работы на год. 28 августа 2014 года

2. Региональный творческий конкурс сочинений «Я учитель будущего», посвященный «Дню учителя» 1 сентября - 15 октября 2014 г.

3. Консультирование учащихся по выполнению проектных работ 1 октября - 25 декабря 2014 г.

4. Городская викторина «Волшебный мир сказок» Ноябрь, 2014 г.

5. II Всероссийский конкурс «Экологическая сказка» 10 - 30 декабря 2014 года

6. Городская викторина «Новогодний калейдоскоп» 25 декабря 2014 г.

7. I Всероссийский дистанционный конкурс «Музыкальные творцы», посвященный великим композиторам-юбилярам 10 января - 10 февраля 2015 года

8. Всероссийская дистанционная олимпиада «Язык родной, дружи со мной» 12 января - 12 февраля 2015 года

9. II Всероссийский творческий конкурс, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 15 января - 15 апреля 2015 года

10. Всероссийский дистанционный конкурс «По страницам русского фольклора» 19 января - 19 февраля 2015 года

11. II Всероссийский конкурс «Юный химик» 10 февраля - 10 марта 2015 года

12. Всероссийская дистанционная олимпиада «Занимательная 9 марта - 9

математика» апреля 2015 года

13. Городской конкурс исследовательских работ и проектов «Первое открытие» среди учащихся младших классов 20 марта - 10 апреля 2015 года

14. Всероссийский экологический конкурс «Школьники за экологию: думать и действовать!» 22 марта - 12 мая 2015 года

15. Научно-методический семинар для учителей начальных классов «Проектно-исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми» 26 марта 2015 года

16. I школьная всероссийская заочная научно-исследовательская конференция «Юный исследователь» 28 марта 2015 г.

17. Всероссийская дистанционная олимпиада «Музыкальный калейдоскоп» 1 апреля - 1 мая 2015 года

18. Всероссийский дистанционный конкурс «Удивительное вокруг нас» 10 апреля - 10 мая 2015 года

19. Всероссийский дистанционный конкурс «Литературная математика», посвященный году литературы в России 15 апреля - 15 мая 2015 года

20. Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС» 29 апреля 2015 г.

21. Научно-методический семинар для учителей «Работа с одаренными детьми в начальной школе» 28 мая 2015 г.

22. III Всероссийский творческий конкурс «10 полезных дел на каникулах» 1 июня - 15 сентября 2015 года

23. Мастер-классы в течение года

24. Тематические экскурсии в течение года

25. Издание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,конкурсов по завершению мероприятий

26. Анализ критических замечаний и предложений по результатам конкурсов, олимпиад и т.д. с выработкой рекомендаций. 24 июня 2015 года

Результаты реализации Программы Ожидаемый результат Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит: сформировать эффективную систему работы с одарёнными детьми; создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях; совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми; укрепит позитивный имидж учреждения за счет высоких достижений одаренных детей; повысит методическую компетентность педагогов, работающих с одаренными учащимися; укрепит профессиональные связи с образовательными, культурными, научными учреждениями города и России.

Методический аспект работы с одарёнными детьми отразится в разработке методических рекомендаций для учителей и педагогов.

Прогнозируемый результат

Совершенствование и повышение качества знаний и умений учащихся; развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора; наличие призовых мест или дипломов у учащихся; развитие творческого и логического мышления; ясность и последовательность изложения своих мыслей, аргументировано доказывать свою точку зрения; владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности; самостоятельно мыслить.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

1. Количественные и качественные показатели участия учащихся в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.

2. Положительная динамика проявления интереса учащихся к различным видам деятельности.

3. Положительная динамика проявления интереса педагогов и родителей к исследовательской деятельности и организуемым мероприятиям.

4. Уровень успешности участников мероприятий.

Диагностика и мониторинг результативности Анализ результатов проведенных мероприятий, корректировка заданий при необходимости. Общий анализ результативности программы работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста, ее корректировка, выявление «слабых мест», планирование стратегии развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинскип, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков. - М., 1998.

2. Больных, Е.М. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности : науч.-метод. пособие / Е.М. Больных, Г.В. Икрин, О.П. Пиянзина. - Екатеринбург : Дворец молодежи, 2002.

3. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух. - М, 1991.

4. Савенков, А.И. Одаренный ребенок дома и в школе / А.И. Савенков. - Екатеринбург : У-Фактория, 2004. - 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Шадриков, В.Д. Способности и интеллект человека / В.Д. Шадриков. - М. : Изд-во Современного гуманитарного университета, 2004. - 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.