Научная статья на тему '«Школа олимпиадников» как инновационный образовательный проект в сфере дополнительного образования: анализ и перспективы развития'

«Школа олимпиадников» как инновационный образовательный проект в сфере дополнительного образования: анализ и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1098
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ОЛИМПИАДА / СПОСОБНЫЕ И ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ТЬЮТОРСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / INNOVATIVE EDUCATIONAL PROJECT / THE OLYMPIADS / TALENTED CHILDREN / MENTORING / EDUCATIONAL REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рождественская Ирина Николаевна, Анохина Анастасия Петровна

В статье представлен опыт внедрения инновационного образовательного проекта, целью которого является выявление и поддержка способных и одаренных детей, участвующих в олимпиадном движении.Описаны теоретическиеоснования и практические задачи, являющиеся принципиально важными при создании новой образовательной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«School Olympiads» As an Innovative Educational Project in the Sphere of Additional Education: Analysis and Prospects of Development

The article presents the experience of the innovative educational project, which aims at identifying and supporting the talented children involved in the olympiad movement. Theoretical foundations and practical tasks that are fundamental to the creation of a new educational structure are described.

Текст научной работы на тему ««Школа олимпиадников» как инновационный образовательный проект в сфере дополнительного образования: анализ и перспективы развития»

УДК 789.01 ББК 572

Рождественская Ирина Николаевна

заместитель директора по научно-методической работе МАУДОД ДПШ им. Н.К. Крупской г. Челябинск Анохина Анастасия Петровна магистр психологии, психолог Центра по работе со способными и одаренными детьми МАУДОД ДПШ им. Н.К. Крупской г. Челябинск Rozhdestvenskaya Irina Nikolaevna Vice-Director in Charge of Science and Teaching Techniques The Palace for Pioneers and Schoolchildren named aafter N.K. Krupskaya

Chelyabinsk Anokhina Anastasia Petrovna Master of Psychology,

Counselor at the Center for Gifted Children at the Municipal Autonomous Institution for Additional Education of Children - the Palace for Pioneers and Schoolchildren n.

a. N.K. Krupskaya Chelyabinsk rin2174@yandex.ru

«Школа олимпиадников» как инновационный образовательный проект в сфере дополнительного образования: анализ и перспективы развития

«School Olympiads» As an Innovative Educational Project in the Sphere of Additional Education: Analysis and Prospects of Development

В статье представлен опыт внедрения инновационного образовательного проекта, целью которого является выявление и поддержка способных и одаренных детей, участвующих в олимпиадном движении.Описаны теоретическиеос-нования и практические задачи, являющиеся принципиально важными при создании новой образовательной структуры.

The article presents the experience of the innovative educational project, which aims at identifying and supporting the talented children involved in the olympiad movement. Theoretical foundations and practical tasks that are fundamental to the creation of a new educational structure are described.

Ключевые слова: Инновационный образовательный проект, олимпиада, способные и одаренные дети, тьюторство, образовательная рефлексия

Key words: innovative educational project, the Olympiads, talented children, mentoring, educational reflection.

Одним из требований инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации является обеспечение доступности качественного образования. Среди ряда поставленных задач, направленных на реформацию образовательной среды, ключевой является создание стратегических проектов развития образования. Такие проекты, реализующиеся в последние годы в различных субъектах Российской Федерации образовательными учреждениями и организациями с участием профессионального педагогического сообщества, в настоящее время должны быть преобразованы в устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения и оценки их результативности [1].

Приоритетным направлением в развитии системы образования в России является также поиск и поддержка талантливой молодежи [2]. Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, в обществе существует социальная необходимость выявления и развития детской одарённости^]. Актуальными методологическими проблемами здесь выступают: во-первых, определение и разграничение таких понятий как талантливый ребенок, ребенок, обладающий выдающимися способностями, одаренный ребенок; во-вторых, способы адекватной диагностики различного рода таланта, способности, одаренности детей и, в-третьих, какого рода сопровождение будет являться максимально эффективным и развивающим для детей с различным видом одаренности. В данной статье акцент сделан на исследовании и сопровождении детей, обладающих интеллектуальной и академической одаренностью.

Для того чтобы яснее представлять изучаемые понятия перечислим основные признаки данных явлений. Интеллектуально одаренным детям свойственны такие качества личности как: повышенная любознательность, исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочтительную сферу деятельности, успешное

применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитическо-

100

го ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор, развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели.Академическую одаренность можно охарактеризовать такими чертами как: ярко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного овладения понятиями, терминологией по избранному предмету, демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям, полная отдача сил, энергии, времени достижению высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета [3].

По мнению М. А. Холодной, в общем виде интеллектуальная одаренность

- это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, то есть деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д [5].

На данный момент можно выделить как минимум шесть типов интеллектуального поведения, которые в рамках разных исследовательских подходов соотносятся с проявлением интеллектуальной одаренности:

1. Лица с общим уровнем развития «общего интеллекта», имеющие показатели ^ больше 135-140 единиц; выявляются с помощью психометрических тестов интеллекта («сообразительные»);

2. Лица с высоким уровнем академической успешности в виде показателей учебных достижений; выявляются с использованием критериальноориентированных тестов («блестящие ученики»);

3. Лица с высоким уровнем развития дивергентных способностей в виде показателей беглости и оригинальности порождаемых идей; выявляются на

основе тестов креативности («креативы»);

4. Лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных конкретных видов деятельности, имеющие большой объем предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответствующей предметной области («компетентные»);

5. Лица с экстраординарными интеллектуальными достижениями, которые нашли свое воплощение в некоторых реальных, объективно новых, в той или иной мере общепризнанных формах («талантливые»);

6. Лица с высоким уровнем интеллектуальных возможностей, связанных с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей («мудрые») [5].

Дж. Рензулли, обсуждая качественные особенности обучения одарённых детей, писал, что содержание их учебных программ должно: выходить за рамки общепринятой, учитывать специфику интересов, соответствовать стилю усвоения знаний, не ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы. Основной вопрос в обучении заключается не в том, насколько одарён или способен данный человек, а в том, какова одарённость и каковы способности данного человека. Только реализация личностного подхода в обучении обеспечит развитие в детский период здоровой, гармоничной, уникальной личности ребёнка.Для этого нужны психолого-педагогические технологии, обеспечивающие подлинный индивидуальный подход к школьникам [цит. по 4].

Важным условием в процессе развития творческого мышления и формирования способности к самовыражению выступает качество и количество заданий творческого характера. При конструировании таких заданий следует помнить, что эффективность обучения обеспечивается:

- широким использованием коллективных форм познавательной деятельности (создание групп по интересам, гомогенных групп по предметам);

- различными видами проблемного обучения (исследовательские, поисковые, метод проекта и т. д.);

- реализацией индивидуального обучения с учётом когнитивного стиля одарённого учащегося.

По мнению Вейковой И.Ю., групповая форма организации занятий в наибольшей степени способствует формированию ответственности, взаимопонимания, одарённые учащиеся более заинтересованно обсуждают возникшие проблемы, что повышает прочность полученных знаний, формируются умения творческой работы в коллективе, проявляется инициатива и настойчивость в принятии решений [8].

Учитывая все вышеизложенные факты и опыт создания на территории России образовательных проектов, целью которых является поиск и сопровождение одаренной молодежи, в городе Челябинске на базе Центра по работе со способными и одаренными детьми МАУДОД ДПШв 2012-2013 учебном году-был запущен инновационный образовательный проект «Школа олимпиадни-ков». В рамках этой школы проводится обучение способных и одаренных школьников по восьми направлениям олимпиадной подготовки: астрономия, биология, география, история, математика и экономика, русский язык, химия, экспериментальная физика. Для этогопривлечены преподаватели, имеющие опыт подготовки победителей и призеров регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников. Организация занятий осуществлена таким образом, что ребенок один день в неделю вместо школьных уроков посещает шестичасовые занятия, посвященные выбранному им предмету[6, 7].

Первый год обучения принес свои результаты. Если рассматривать статистику участия учащихся «Школы олимпиадников» во Всероссийской олимпиаде школьников, то мы можем говорить об определенных успехах: в региональном этапе Всероссийской олимпиады 45детейзаняли призовые места.В заключительном этапе Всероссийской олимпиады приняли участие 17 человек, трое из которых получили призовые места.

Анализ первого года обучения, помимо учета достижений, позволил также наметить перспективы развития образовательного проекта по многим на-

правлениям. Активными участниками образовательного процесса в «Школе олимпиадников» со следующего года обучения будут являться не только педагоги и дети, но и их родители,психологиЦентра по работе со способными и одаренными детьми МАУДОД ДПШ, а также педагоги, психологи и тьюторы основных образовательных учреждений учащихся (рисунок 1).

/------------------ч

"Школа олимпиадников":

- Педагоги

- Психологи

Рисунок 1. Схема взаимодействия участников образовательного процесса в инновационном образовательном проекте «Школа олимпиадников».

Целью всех участников является создание условий для эффективного педагогического, психологического и тьюторского сопровождения построения учащимися индивидуальных образовательных программ в открытом образовании. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

- осуществление предметной подготовки учащихся;

- создание оптимальных условий для социальной адаптации учащихся в группах «Школы олимпиадников» и их интеграции в общеобразовательном учреждении и социуме;

- разработка индивидуальных образовательных маршрутов учащихся;

- осуществление тьюторского сопровождения учащихся в его основном образовательном учреждении;

- диагностика личностных и социально-психологических ресурсов академической успешности учащихся;

- осуществление психологической подготовки учащихся к участию в различного рода мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.д.);

- организация проектной деятельности учащихся.

Если говорить об изменениях в специфике организации образовательного процесса в «Школе олимпиадников», то в 2013-2014 учебном году основная структура будет представленатремя направлениями работы: предметный блок, рефлексивно-психологический блок и проектный блок (рисунок 2).

г~

новныевнды

работы

Предметный

блок

Рефлексивно-

ПСІІХОЛОГІІЧЄСКІІІІ

блок

Проектно-

исследовательскпп

блок

г

0J

3 н

К U

н к

ю

S к

п 0J

0J &

& И

G

L

ГС

и

о

о

к

ч

о

и

о

G

Зч

и

о

0J

о к

R U О Рч

И н

о

G

s S н к к %

£ Й І « s

й Й W 2

о ^ ^ щ

г-1 Ч 2 0 й4

м К m м

Р Я о и ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

, ^ со р ^ і

н о ^

г ь

3

К

Л 3

Еч

н И

(С 0J

и о

о г~,

(С к

&

ю

о

Рисунок 2. Основные направления работы в «Школе олимпиадников».

Предметный блок включает в себя как традиционные лекционносеминарские занятия, так и предметные тренинги, которые являются новым методом работы со способными и одаренными учащимися. Основная особенность предметных тренингов - это представленность как информационного, так и психологического содержания в плане занятия. Причем, психологическое наполнение занятия определяется, исходя из результатов психологической диагностики личностных ресурсов учащихся «Школы олимпиадников», которая проводится в начале учебного года.

Рефлексивно-психологический блок включает в себя, во-первых: психологическую диагностику, исследующую личностные ресурсы академической успешности учащихся; во-вторых: психологические тренинги и консультации,

которые направлены на развитие данных ресурсов; и, в-третьих: групповую и индивидуальную образовательную рефлексию всех участников процесса обучения. Здесь необходимо подробнее остановиться на процессе проведения психологической диагностики. Основной акцент сделан не на диагностике собственно феномена одаренности, но на тех личностных особенностях, которые являются необходимыми и сопровождающими для академической успешности детей, таких как творческая активность, толерантность к неопределенности, мотивация к творческой деятельности и другие.

Проектный блок представлен организацией исследовательских мероприятий в «Школе олимпиадников» по двум направлениям: образовательные проекты, такие как, организованное посещение учащимися выставок, встреч с представителями науки, походы и др., а также социальные проекты,где учащиеся работают над проектами, реально воплощаемыми и полезными для общества.

Внедрение и распространение такого инновационного образовательного проекта как «Школа олимпиадников» позволяет достичь нескольких целей: организовать эффективную муниципальную системупо поиску и сопровождению одаренных и способных учащихся, осуществлять выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов школьников, а также внедрить программу тьютор-ского сопровождения в образовательных учреждениях города Челябинска.

Библиографический список

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»

2. Концепция общенациональной системы по поиску и развитию молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации (№Пр-827 от 03 апреля 2012 года)

3. Доровской, А.И. Дидактические основы развития одаренных учащихся / А.И. Доровской - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. -210 с.

4. Психология одаренности детей и подростков/ под ред. Н.С. Лейтеса, - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.

5. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная,-2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

6. Рождественская, И.Н. Развитие системы подготовки школьников к

участию во Всероссийской олимпиаде в условиях муниципального образования // Вестник ЧГПУ. - 2013. - №3.

7. http://www.olymp74.ru

8. http://veykova.ru/content/rabota-s-odarennymi-detmi

Bibliography

1. Concept for the National System for Searching Out and Developing Talents in Children and Young People; Approved by the President of the Russian Federation (Order - № 827, dated April 3rd , 2012)

2. Dorovskoy, A.I. Didactic Foundations of the Gifted Students Development / A.I. Dorovskoy - M.: The Russian Teaching Agency, 1998. - 210 p.

3. [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.olymp74.ru

4. [Electronic Resource]. - Access Mode: http://veykova.ru/content/rabota-s-odarennymi-detmi

5. Kholodnaya, M. A. Psychology of Intellect: Research Paradoxes / M.A. Kholodnaya, - 2nd Edition,Rev. and Enl.- SPB.: Peter, 2002. - 272 p.

6. Rozhdestvenskaya, I.N. Development of the System of Training the Schoolchildren for the Participation in National Olympiads Under the Conditions of Public Education // News Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2013. - №3.

7. Ruling of the Government of the Russian Federation, Dated February 7th , 2011, № 61, «About the Federal Program of Education Development for 20112015».

8. The Psychology of Talent in Children and Teenagers / Chief Editor N.S. Leites. -M.: “Academy” Editing Center, 1996. - 416 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.