Научная статья на тему 'Школьное научное общество учащихся как фактор совершенствования организации выявления иподдержки одаренных детей'

Школьное научное общество учащихся как фактор совершенствования организации выявления иподдержки одаренных детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАРЫНДЫ ОқУШЫЛАР / ОқУШЫЛАРДЫң ГЫЛЫМИ ЦОГАМДАСТЫГЫ / ДАРЫНДЫЛЪЩ / ОДАРЕННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / GIFTED STUDENTS / НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ / SCIENTIFIC SOCIETY OF STUDENTS / ОДАРЕННОСТЬ / GIFTEDNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нугуманова К.А.

В данной статье описывается практическая работа по работе с одаренными детьми в КГУ ШОД «Озат». Приведена система и результаты работы школьного научного сообщества в школе для одаренных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьное научное общество учащихся как фактор совершенствования организации выявления иподдержки одаренных детей»

ШИН

к

л- J/^fe

*

s x

Ш

О

«

О с о

l-ч

w Ei

2

с н о

£ п о

с *

S

X

<с н s с о о m

ш

ч

W О о. С

ш

X -а

£

н <

К.А. Нугуманова,

магистр педагогики, заместитель директора по НМР КГУ ШОД «Озат», Костанайская область

Нег1зг1 свздер: дарынды оцушылар, оцушылардыц гылыми цогамдастыгы, дарындылъщ.

Ключевые слова: одаренные учащиеся, научное общество учащихся, одаренность.

Keywords: gifted students, scientific society of students, giftedness.

ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫЯВЛЕНИЯ И

ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Ацдатпа

Осы макалада «Озат» ДБМ» КММ-сшщ дарынды балаларымен ж^мыс жасау женш-де практикалык ж^мысы сипатталады. Дарынды балаларга арналган мектетеп гылы-ми-когамдастьщ ж^мысыньщ жYЙесi жэне нэтижес керсетiледi.

Аннотация

В данной статье описывается практическая работа по работе с одаренными детьми в КГУ ШОД «Озат». Приведена система и результаты работы школьного научного сообщества в школе для одаренных детей.

Annotation

This article describes the practical task on work with gifted children at SFGS Ozat. The system and results of the work of the scientific community at the school for gifted children are presented.

"Если дети - национальное достояние любой страны, то одаренные дети - ее интеллектуальный и творческий потенциал "

Р.Н. Бунеев

Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть сохранит существование и самого общества.

В Стратегии «Казахстан-2050» Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил, что «знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современной системы образования, подготов-

Ш

ки и переподготовки кадров. Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией» [1].

Президент страны Н.А. Назарбаев поставил высокую планку перед отечественным образованием. Оно должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжать обучение в зарубежных вузах.

Наша школа - это многофункциональное учреждение, реализующее образовательные и воспитательные задачи в объединенной структуре, ориентируется и опирается на три рода ценностей: ценности индивидуального развития, уважение к культурному наследию, ценности социальной интеграции.

Исходя из цели Программы развития школы - определение средообразователь-ных факторов и путей развития инновационной среды, способствующей формированию педагогического контингента новой формации, ученической среды, мотивированной на обучение и самосовершенствование и созданию прочных связей между учениками, учителями, родителями и общественностью, сформулированы приоритетные задачи:

• совершенствование содержания и технологий образования в направлении развития познавательной активности учащихся ШОД «Озат», увеличения доли самостоятельной работы учащихся в общем объеме учебного времени;

• развитие системы научно-методического обеспечения качества образовательных услуг;

• повышение эффективности управления образовательной системой школы путем диверсификации и оптимизации управленческих механизмов;

• создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим и определения собственного уникального пути осво-

ения знания одаренного ученика, которое ему более всего необходимо;

• создание условий для сопровождения процесса самостоятельной познавательной деятельности и формирования учебной, социальной и других видов ком-петентностей, важных для реализации дальнейших жизненных планов учащихся и выстраивание совместно с обучающимся его индивидуальной образовательной траектории;

• установление партнерских взаимоотношений с родителями школьников.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще до школьной скамьи. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности [2, с.54].

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно отметить, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Важно этот дар в ребенке разглядеть, помочь ему, поддержать его. Такому ребенку особенно необходима помощь взрослых: родителей, воспитателей, социальных педагогов, учителей. В школе одаренному ребенку нужна педагогическая поддержка со стороны учителя [2, с.86].

*

К X

ш Ч

О

«

о с о

1-4

м ^

2

с н

о «

о

с *

к

X

<с н

с о о т

ш

ч

РЧ

О о. С

ш

X -а

¡3

Н *

С

¡ш

X

ш

ч

о

«

о

X

о

1-4

м ^

2

<

н

о

£ о

X ^

X

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<с н

X

X о о т

ш

ч

РЧ

О о. X

ш

X -а

¡3

Н <

В школе - интернат для одаренных детей «Озат» действует школьное научное общество учащихся «Эрудит». Деятельность ШНОУ «Эрудит» в 2016-2017 учебном году осуществлялась в соответствии с Программой развития школы, планом работы на текущий учебный год.

В течение учебного года деятельность ШНОУ строилась для достижения цели - создание условий для развития одаренности обучающихся путём оптимального сочетания основного, дополнительного и индивидуального образования. Решались следующие задачи:

• помочь учащимся научиться управлять своей исследовательской деятельностью, т.е. перевести его из режима управления в режим самоуправления;

• решение задачи социализации личности, формирование коммуникативных навыков;

• разработка индивидуальных программ для одаренных учащихся, внедрение в образовательное пространство школы альтернативного варианта оценивания обучающихся в форме творческого экзамена;

• организация системного целенаправленного сопровождения учащихся по подготовке к творческому экзамену;

• систематизация и активизация деятельности ШНОУ «Эрудит»;

• активизация деятельности учащихся по системной подготовке и качественному участию в республиканских соревнованиях научных проектов школьников;

• с целью повышения мотивации учащихся, активизация деятельности школьного самоуправления организовать обучения в НОУ по принципу равный-равному, внедряя технологию тьюторства в работу школьного НОУ.

Организационная структура научного общества учащихся выглядит следующим образом: секция естественно-математического направления и секция общественно-гуманитарного направления.

Официальными членами НОУ являются учащиеся, изъявившие желание участвовать в работе одной-двух секций общества. Неофициальными членами являются все остальные, которые занимаются проектной деятельностью с элементами исследования и подготовкой к олимпиадам.

Основные направления поддержки одаренных детей:

• вселение в них уверенности в их способности жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию;

• выработка у одаренных детей умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели;

• преодоление психологической изоляции одаренных детей в ученических коллективах.

Психофизиологические особенности одаренных детей:

Одаренных детей, как правило, отличают:

• высокая любознательность;

• исследовательская активность;

• повышенная биохимическая активность мозга;

• эмоциональность;

• вспыльчивость [3, с.74].

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями школы «Озат» стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности - это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Основной формой организации учебно-

Н

го процесса в школах остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

Ежегодно ученики школы выступают с защитой своих научно- исследовательских проектов. С каждым годом растет не только их число, но и качество. Ученические исследования стали интереснее, содержательнее, более актуальны.

Традиционные олимпиады, предметные недели, интеллектуальные марафоны, викторины, различные внеклассные мероприятия, предметные международные конкурсы, проводимые в нашей школе, занимают важное место в развитии одаренных детей, помогают одаренным детям проявить свои способности, определиться в выборе приоритетных предметов. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы.

Согласно плану работы НОУ были проведены: школьная НПК конференция для учащихся; интеллектуальные игры для учащихся, внеклассные мероприятия, творческий экзамен. В рамках Дня науки ежегодно проводится творческий экзамен по общеобразовательным предметам и награждение победителей областных, республиканских и международных этапов олимпиады и НПК.

Так, в 2016-2017 учебном году на областном этапе РНПК приняло участие 33 проекта, 23 из которых завоевали призовые места: 1 место - 4, 2 место - 7, 3 место - 12. Качество составило 70 %. Из 23 проектов на республиканский этап прошло 12 проектов, из которых 8 проектов

вернулись с победой: 2 место - 1, 3 место -7. В международном этапе участвовало 11 проектов, из которых 5 призовых мест и 3 грамоты.

Диапазон участия в мероприятиях учащихся ШОД «Озат» в 2016-2017 году представлен олимпиадами, интеллектуальными конкурсами и соревнованиями:

• Республиканский конкурс научных проектов по общеобразовательным предметам.

• Международный конкурс исследовательских работ школьников по механике и математике имени У. Джолдасбекова.

• Международные соревнования по космическим исследованиям «Открываем мир науки».

• Всероссийский конкурс им. В.И.Вернадского.

• XVI Всероссийская олимпиада «Со-звездие-2015» научно-исследовательских учебно-исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек -Земля -Космос».

• Балтийский научно-инженерный конкурс.

• XII Межрегиональная конференция школьников «Язык и мир.

• Международный конкурс НОУ «Математика и проектирование».

• Областной фестиваль по робототехнике.

• Республиканский чемпионат по робототехнике.

Следует заметить, что ежегодно диапазон участия в мероприятиях разного уровня расширяется, а также значительно увеличивается качество участия учащихся ШОД «Озат», что, несомненно, говорит о качественной подготовке учащихся и высоком уровне профессионального мастерства педагогов школы.

Нужно отметить, что в 2016-2017 учебном году учащиеся школы принесли значимые победы в конкурсах научных проектов: химия - Всероссийский конкурс

*

К X

ш Ч

О

«

о с о

1-4

м ^

2

с н

о «

о

с *

к

X

<с н

с о о т

ш

ч

РЧ

О о. X

ш

X -а

¡3

Н *

С

ш

*

х х

ш

ч

О

«

О X

о

1-4

W

Ei

2

с н о

£ п о

X *

X

X

<с н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

X о о m

ш

ч

W О о. X

ш X

-Q

Н <

исследовательских проектов им. В.И.Вернадского - Гран-При, Республиканский конкурс научных проектов - 3 место, Всероссийская олимпиада Человек-Земля-Космос- 4 место; биология Республиканский конкурс научных проектов - 3, 3 места, физика - Всероссийская олимпиада Человек-Земля-Космос- 2 место, Республиканский конкурс научных проектов - 2 место, Международный конкурс научных проектов «Открывая мир науки г. Байконур - 2,3,4 места, Республиканский конкурс научно-исследовательских работ по астрофизике и проблемам космоса г. Алматы - 2,3,4 места, английский язык - XII Межрегиональная конференция школьников «Язык и мир» (г. Москва) - 4 место, Республиканский конкурс научных проектов-3 место, история -Республиканский конкурс научных проектов - 3 место, техника -Республиканский конкурс научных проектов - 3 место, русский язык и литература - Республиканский конкурс научных проектов - 3 место.

Таким образом можно сделать вывод о том, что невозможно привить интерес к предмету ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен.

Учитель должен быть:

• талантливым;

• способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

• профессионально грамотным;

• интеллигентным, нравственным и эрудированным;

• владеть передовыми педагогическими технологиями;

• психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

• знатоком во всех областях человеческой жизни [4, с. 91].

Можно сделать вывод о том, что ШНОУ даёт возможность одарённым детям осознать свою значимость, свою принадлежность к науке, развивает познавательный интерес и любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками. Навыки, полученные в НОУ, помогут выпускникам нашей школы успешно справляться в дальнейшем в вузах с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию.

В заключение хочется привести замечательное высказывание: «Если в конце исследования не видно начала следующего - значит исследование не доведено до конца»,- говорил Д.С. Лихачёв. Можно сказать, что исследование - это первый научный труд ученика.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства». [Электронный ресурс] adilet. zan.kz/

2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе [Текст]/Н.И. Дереклеева. М., "Вербум-М", 2001. - 462с.

3. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст]: Методический сборник./А.С. Обухов. М.: Народное образование, 2001. - 272с.

4. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности [Текст]/Н.К. Сергеев. М, 2008.- 216с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.