Научная статья на тему 'Особенности работы с одаренными учащимися в инновационной школе'

Особенности работы с одаренными учащимися в инновационной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3970
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАРЫНДЫ БАЛАЛАР / УЭЖДЕМЕ / БАГЫТТАНУШЫЛЫЦ / ИКЕМДіЛіК / ЖАССМПАЗДЫЦ / ЖЕДЕЛ-ДЕТУ / ТЕРЕЦДЕТУ / БАЙЫТУ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / GIFTED CHILDREN / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ГИБКОСТЬ / FLEXIBILITY / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / УСКОРЕНИЕ / ACCELERATION / УГЛУБЛЕНИЕ / DEEPENING / ОБОГАЩЕНИЕ / ENRICHMENT / DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ельжасов И.Б.

В данной статье описываются особенности работы с одаренными учащимися, признаки и способности одаренных детей, категории одаренных детей, стратегии их обучения. Статья адресована всем специалистам, работающим с одаренными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности работы с одаренными учащимися в инновационной школе»

И.Б. Елъжасов,

директор, учитель истории, КГУ ШОД «Озат»

Сз? S

к с

m О

го £

« О

He?n?i свздер: дарынды бала-лар, уэждеме, багыттанушылыц, икемд1Л1к, жасампаздыц, жедел-дету, терецдету, байыту.

Ключевые слова: одаренные дети, мотивация, направленность, гибкость, креативность, ускорение, углубление, обогащение.

Keywords: gifted children, motivation, direction, flexibility, creativity, acceleration, deepening, enrichment.

w «

О

Он

С w S

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5 w s

U ©

О

и

о -

s ©

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Ацдатпа

Осы макал ада дарынды окушылармен жумыс жасау ерекшел1ктер1, дарынды балалардьщ белплер1 жэне ка-бшеттер1, дарынды балалардьщ санаттары, оларды окы-ту стратегнясы сипатталады. Макала дарынды балалар-мен жумыс iстеРт н барльщ мамандарга арналган.

Аннотация

В данной статье описываются особенности работы с одаренными учащимися, признаки и способности одаренных детей, категории одаренных детей, стратегии их обучения. Статья адресована всем специалистам, работающим с одаренными детьми.

Annotation

This article describes the features of work with gifted students, the signs and abilities of gifted children, the categories of gifted children, the strategies for their education. The article is addressed to all specialists working with gifted children.

Приоритетной задачей современного этапа развития образования становится достижение высокого качества образовательных услуг. В ежегодных Посланиях народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев подчеркивает первостепенное значение сбалансированной системы образования для прогресса общества: «Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов» [1].

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного общества. Необходимо создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми.

Государству нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути социально-экономического и политического развития страны. В настоящее время общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности. И могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной одаренно-

сти зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «хочу» и «могу». Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности [2, с.54].

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: наличие специфических стратегий деятельности.

Способы действий одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

• быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

• использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в данной ситуации;

• выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен, главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражаемого в склонности «все делать по своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

Высокая структурированность знаний, умений видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны. Практически мгновенно схва-

тывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий), и, с другой стороны удивительно легко переходить от единичной детали к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом - сложное.

Особый вид обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений [3, с.75].

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

• повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, техническим устройствам, т. д.), либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной и т.д.), сопровождающаяся как правило, переживанием чувства удовольствия;

• ярко выраженный интерес к тем или § иным занятиям или сферам деятельности, ^ чрезвычайно высокая увлеченность каким-ли- § бо предметом, погруженность в то или иное < дело. Наличие столь интенсивной склонности ^ к определенному виду деятельности имеет з своим следствием поразительное упорство и м трудолюбие; «

• повышенная познавательная потреб- ^ ность, которая проявляется в ненасытной лю- м бознательности, а также готовности по соб- ^ ственной инициативе выходить за пределы ^

исходных требований деятельности; §

О

• предпочтение парадоксальной, проти- ^ воречивой и неопределенной информации, сг неприятие стандартных, типичных заданий и н готовых ответов; 2!

• высокая критичность к результатам соб- щ

ственного труда, склонность ставить сверх- §

и

трудные цели, стремление к совершенству. ф

Следует подчеркнуть, что поведение ода- 3 ренного ребенка совсем необязательно долж- § но соответствовать всем вышеперечисленным ¡@

ш

признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часть противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ конкретного индивидуального случая.

Среди основных слагаемых одаренности, как правило, принято выделять следующие составляющие:

Мотивация. Любая деятельность человека полимотивирована, то есть в основе любых действий лежат самые разные мотивы. Но при этом исследователи отмечают, что сама мотивационно-потребностная сфера личности имеет иерархическую структуру: одни мотивы занимают относительно устойчивое доминирующее, другие - подчиненное положение. Это явление получило наименование «направленность личности».

Направленность - одна из основных характеристик творческой личности, выражена она в иерархической структуре мотивационно-по-требностной сферы, в которой доминируют мотивы, непосредственно связанные с содер-g жанием творческой деятельности. Одаренные ® дети характеризуются тем, что в основе их § деятельности вне зависимости от ее предмет-< ной ориентации (научная, художественная,

Рч

g коммуникативная) доминируют мотивы, не-

3 посредственно связанные с содержанием де-

и ятельности.

g Важные аспекты этой проблемы вскрыты

^ в исследованиях психологов В.Э. Чудновско-

м го и B.C. Юркевича. Они отмечают, в част-

g ности: «...умственная работа, выполняемая не в результате долга, не для отметки, не для

§ того, чтобы победить на конкурсе, а потому,

§ что хочется самому, то есть по потребности,

§: обязательно связана с деятельностью центра

н положительных эмоций». Этот выявленный

S экспериментально факт дополнен утвержде-

щ нием о том, что лишь деятельность мотивиро-

§ ванная таким образом, содействует развитию

Ф данных способностей. Эта мысль многократ-

3 но подчеркивалась многими зарубежными и

§ отечественными последователями.

¡|! С точки зрения воспитания особенно важ-

но, что многие последователи приняли точку зрения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую креативность. Как считалось ранее, а ее мотивацию. Так, например, Р.М.Грановская и Ю.С.Крижанская пишут: «... люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно-значимую задачу, оказываются в конечном счете, более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные» [4, с. 12].

Креативность (или творческость) - одна из важнейших характеристик одаренности. Творчеством созданы науки и искусства, все изобретения человеческой цивилизации. Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству представляет прежде всего особый склад ума. При этом установлено, что никакое отвлеченное познание не может быть продуктивным в полном отрыве от чувственного. Важное значение в процессе творчества имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности.

В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, содержатся довольно много параметров, характеризующих это свойство личности. У П.Торренса их четыре (беглость, оригинальность, гибкость, разработанность), у В.Лоу-энфельда - восемь (умение видеть проблему, беглость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализу, ощущение стройности организации идей), у А.Н.Лука их выделено более десяти.

«Креативность - пишет П.Торренс - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Есть в его работах и более строгое описание. Так понятие беглость он рассматривает как способность к продуцированию максимально большего числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако, чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наи-

более оригинальных.

Гибкость - представляет собой способность легко переходить от явления одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию. Противоположное качество называют инертностью мышления.

Оригинальность - один из основных показателей креативности. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающихся от широко известных, общепринятых.

Другой полюс креативности обозначается термином - «разработанность». Творцы могут быть условно разделены на две большие группы: одни умеют лучше всего продуцировать оригинальные идеи, другие детально творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.

Способности выше среднего уровня. В данном контексте термин «способности» имеет несколько нетрадиционный оттенок. Здесь имеется в виду широкий спектр явлений, таких как самые разнообразные знания, умения и навыки, без которых никакая творческая деятельность невозможна - это с одной стороны, с другой - как бы представлены возможности их применения в самой разнообразной деятельности [5, с.57].

В моделях, где вместо данного качества представляется «интеллект» понятие одаренность неоправданно сужается и модель оказывается пригодной лишь для описания одаренности лишь в познавательной сфере. Иначе говоря, мы в этом случае, имеем дело с одним из видов частной или специальной одаренности.

Но при этом, в некоторых работах Дж.Рен-зулли данный компонент раскрывается как проявляющиеся в разных сферах способности выше среднего уровня (основные интеллектуальные способности, специальные академические способности, психологические умения и т.д.) Сходная трактовка этой позиции при описании модели Дж.Рензулли принадлежит Х.Гарднеру. Разрабатывая данный аспект модели Дж.Рензулли, он расклассифицировал интеллект, выделив семь его категорий:

• музыкальный интеллект;

• телесно-кинестетический;

• логикоматематический;

• лингвистический пространственный;

• внутреннеперсональный;

• внешнеперсональный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одаренные дети - дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности. В научной литературе и в обыденной речи одаренных детей нередко называют вундеркиндами, подчеркивая тем самым исключительный характер их способностей. Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное -«Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Известный специалист в области детской одаренности Н. Лейтес, классифицирует разные педагогические подходы к этой проблеме выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными:

• дети с высоким 10;

• дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности;

• дети с высокой креативностью. § Другой специалист в области психологии К

интеллекта М.А.Холодная утверждает, что § следует выделять шесть категорий таких де- ^ тей: «сообразительные»; «

• «блестящие ученики»; д

• «креативы»; §

• «компетентные»; 2

О

• «талантливые»;

с

• «мудрые». м По многим наблюдениям реальная педа- ^

гогическая практика научилась определять «

лишь три категории одаренных детей. Именно §

эти представления, что совсем не случайно, и §

закладываются в фундамент дифференциа- §;

ции обучения. Первая категория одаренных - н

дети с высокими показателями по уровню об- 5!

щей одаренности. Вторая группа одаренных ^

- дети, достигшие успехов в каких-либо об- §

ластях деятельности. Их выявление строится ^

на «экологически валидных» методах диагно- §

стики и не представляет особых сложностей. ^

Одаренные юные музыканты, художники, ма- §

тематики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность») [5, с.82].

Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем - к рисованию; вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам; в науке раньше проявляются способности к математике. Общеинтеллектуальная одаренность может выражаться необычно высоким уровнем интеллектуального развития и качественным своеобразием умственной деятельности.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

Одаренных детей, как правило отмеча-^ ют высокая любознательность и исследова-® тельская активность. Психофизиологические § исследования показали, что у таких детей < повышена биохимическая и электрическая ак-

Рч

^ тивность мозга. Недостаток информации, ко-3 торую можно усвоить и переработать одарен-м ные дети воспринимают болезненно. Поэтому « ограничение их активности чревато негативен ными реакциями невротического характера, м Одаренных детей в раннем возрасте от-^ личает способность отслеживать причин-^ но-следственные связи и делать соответству-§ ющие выводы; они особенно увлекаются § построением альтернативных моделей и си-§: стем. Для них характерна более быстрая пере-н дача нейронной информации, их внутримоз-5! говая система является более разветвленной, щ с большим числом нервных связей. § Одаренные дети обычно обладают отмен-Ф ной памятью, которая основана на раннем ов-3 ладении речью и абстрактным мышлением. § Их отличают способность классифицировать ¡|! и категоризировать информацию и опыт, уме-

ние широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные по их мнению выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

Раннее развитие способностей школьника существенно сказывается на всем стиле поведения и формирования его личности. Такому ученику нет необходимости полагаться на постороннюю помощь, у него меньше бывает эмоциональных стрессов во время ответов у доски, во время контрольных работ и экзаменов. Сравнительная легкость овладения учебным материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, определенных навыков преобразовывать обстоятельства в соответствии поставленными перед собой целями [5, с.98].

Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд преимуществ перед своими сверстниками, им приходится сталкиваться и со специфическими трудностями. В первую очередь это связано с отношениями родителей к одаренности своих детей. Некоторые обнаруживая у своего ребенка ранние проявления одаренности, все свои усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. При этом, как отмечает A.B. Петровский, считая своего ребенка вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова - акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком. Если одаренность проявляется в какой-то

специфической области, то родители заполняют его жизнь занятиями в данной области, препятствуя полноценному развитию прочих способностей и наклонностей ребенка. Многие известные ученые музыканты, художники и писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А.Моцарта, К.Гаусса, Н.Винера, Г.Лейбница, В.Гюго, Ф.Шуберта, И.А. Римского-Кор-сакова, М.Мусоргского и этот список можно продолжать. Не секрет, что одаренные дети, как уже говорилось часто становятся выдающимися взрослыми, хотя далеко не всегда.

И, наоборот, не менее часто люди, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в последующем, зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал как свидетельствуют биографии многих выдающихся людей, долгое время оставался незамеченным окружающими. Например, Н, Коперник не только не значился среди одаренных детей, но даже формально не принадлежал к числу ученых-астрономов. Сравнительно поздно начал свою литературную деятельность известный русский писатель И.А.Крылов.

Естественно, что в каждом таком случае причины, по которым одаренность осталась незамеченной, различны. Потенциал может действительно не проявиться до определенного времени. А может быть родители, педагоги и другие взрослые не проявили должного внимания движениям детской души, им не хватило знаний, у них не сработала интуиция. А может быть напротив, они в силу непонимания они не заметили в ребенке этих потенциальных выдающихся возможностей и даже рассматривали проявление креативности, интеллектуальной инициативы как негативные свойства. А наиболее умными считали совсем других [5, с. 102].

Всем нам по собственному опыту известно, что нередко встречаются родители, школьные учителя, вузовские профессоры, которые ценят прилежание, послушность, аккуратность выше оригинальности, смелости, независимости действий и суждений. Своеобразным подтверждением этой мысли нашли американские ученые, изучившие под этим углом

зрения биографии четырехсот выдающихся людей. В исследовании обнаружено, что 60% из них имели серьезные проблемы в период школьного обучения в плане приспособления к условиям школьной жизни.

Факты существования актуальной и потенциальной, явной и скрытой, ранней и поздней одаренности еще раз подчеркивают сложность и важность проблемы прогнозирования развития. Какие признаки, свойства личности черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому, на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником и т.д. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющие прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных, обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

• обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

• работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;

• очно - заочные школы;

• каникулярные сборы, лагеря, ма- ^ стер-классы, творческие лаборатории; К

• система творческих конкурсов, фестива- § лей, олимпиад; ^

• детские научно практические конферен- « ции и семинары. д

Для того, чтобы начать работать с одарен- § ными детьми, необходимо выявить направле- 2 ния их одаренности и затем работать с ними ^ по программам в соответствии с их способно- м стями. Одним из важнейших условий эффек- ^ тивного обучения детей с разными типами « одаренности является разработка таких учеб- § ных программ, которые бы в максимальной § мере соответствовали качественной специфи-

О

ке конкретного типа одаренности и учитывали н внутренние психологические закономерности 5! его формирования. ^

Можно выделить четыре стратегии обу- § чения, которые могут приметаться в разных ^ комбинациях. Каждая стратегия позволяет в § разной степени учесть требования к учебным ^ программам для одаренных детей. §

1. Ускорение. Это стратегия позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся высоким темпом развития. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. Примером такой формы обучения могут быть творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

2. Углубление. Данный тип стратегии обучения эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.

Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем.

3. Обогащение. Соответствующая стратегия обучения ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет

§ установления связей с другими темами, проК блемами или дисциплинами. Кроме того, обо-§ гащенная программа предполагает обучение ^ детей разнообразным способам и приемам « работы. Такое обучение может осуществлять-3 ся в рамках традиционного образовательного § процесса, а также через погружение учащихся « в исследовательские проекты, использование ^ специальных интеллектуальных тренингов по м развитию тех или иных способностей и т.д. ^ Отечественные варианты инновационного об-« учения могут рассматриваться как примеры § обогащенных программ.

4. Проблематизация. Этот тип стратегии обучения предполагает стимулирование лич-

н ностного развития учащихся. Фокус обучения 5! в этом случае - использование оригинальных ^ объяснений, пересмотр имеющихся сведений, § поиск новых смыслов и альтернативных ин-0 терпретаций, что способствует формирова-§ нию у учащихся личностного подхода к изу-^ чению различных областей знаний, а также ¡§ рефлексивного плана сознания. Как правило,

такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо существуют в виде специальных тренинговых внеучебных программ [5, с.216].

Важно иметь в виду, что две последние стратегии обучения являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть особенности одаренных детей, поэтому должны быть в той или иной мере использованы как при ускоренном, так и при углубленном вариантах построения учебных программ.

Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации обучения актуальна для всех детей и тем более для детей одаренных.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: "Способности - объяснение вашего успеха" [6, с.18].

ЛИТЕРАТУРА

1. [Электронный pecypc]http://www.akorda. kz/ru/

2. А. Г. Шмелев и коллектив. Основы психодиагностики [Текст]/. Учебное пособие для студентов педвузов. - Москва, Ростов-на-Дону: Феникс, 2009,- 544с.

3. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст/А. Анастази . - М.: Педагогика, 2001,- 172с.

4. Беляев, Н., Савенко, А. Одаренные дети в обычной школе [Текст]/Н. Беляев, А. Савенко // Народное образование. - 2004 - № 9,- С. 1215.

5. Вьюжек, Т. Логические тесты, игра и упражнения [Текст]/Т.Вьюжек. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.-304с.

6. Матюшкин, А. М. Концепции творческой одаренности [Текст]/А.М. Матюшкин // Вопросы психологии - 2006 - № 6.-С.17-21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.