Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ НА ДОСТУПНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ НА ДОСТУПНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ПОЛИТИКА ПРАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ / КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович

В представленной статье автор рассматривает основные приоритетные цели и задачи по развитию инклюзивного образовательного пространства в Республике Казахстан. Обращает внимание на анализ состояния организации на современном этапе развития организации работы с лицами ООП и перспективами развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT EDUCATIONAL POLICY OF STUDENTS ' RIGHTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS FOR AFFORDABLE AND HIGH-QUALITY EDUCATION

In this article, the author considers the main priority goals and objectives for the development of inclusive educational space in the Republic of Kazakhstan . Draws attention to the analysis of the state of the organization at the current stage of development of the organization of work with OOP persons and development prospects.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ НА ДОСТУПНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

УДК 37.013.42

ORCID: 0000-0002-9899-2831

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ ПРАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ НА ДОСТУПНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Лепешев Д.В.

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В представленной статье автор рассматривает основные приоритетные цели и задачи по развитию инклюзивного образовательного пространства в Республике Казахстан. Обращает внимание на анализ состояния организации на современном этапе развития организации работы с лицами ООП и перспективами развития.

Ключевые слова: лица с особыми образовательными потребностями, политика прав обучающихся, качественное образование

MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT EDUCATIONAL POLICY OF

STUDENTS ' RIGHTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS FOR AFFORDABLE AND HIGH-QUALITY EDUCATION

D. V. Lepeshev Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Republic of Kazakhstan, Kokshetau)

Annotation. In this article, the author considers the main priority goals and objectives for the development of inclusive educational space in the Republic of Kazakhstan . Draws attention to the analysis of the state of the organization at the current stage of development of the organization of work with OOP persons and development prospects.

Keywords: persons with special educational needs, students ' rights policy, quality education.

Выбор профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности. Обеспечение преемственностив системе образования и как результат - получение профессии является одним из ключевых факторов образования.

В системе образования более 153 тысяч обучающихся с особыми образовательными потребностями. Для обеспечения социально-трудовой адаптации

обучающихся с особыми образовательными потребностями в этом году разработаны 16 программ по присвоению навыков рабочих профессий на базе школ. Это программы по швейному, столярное дело, пчеловодство, младший медицинский персонал, цетовод озеленитель и др. Это позволяет обеспечить преемственность с организациями ТиПО. В целях обеспечения равного доступа к образованию в настоящее время представители колледжей проводят профориентационную работу (беседа с родителями, со школьниками о выборе профессии) в школах, где организовано инклюзивное образование.

По данным Министерства образования и науки Республики Казахстан в 29 учебных заведениях ТиПО обучаются 2928 детей с ООП, из них инвалидов с детства - 2 192, инвалидов 1 и 2 группы - 736.

Из 821 колледжей в 247-ми созданы равные условия и безбарьерный доступ для студентов с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) (30%) [1].

В классификаторе специальностей предусмотрено 70 профессий, по которым ведется подготовка кадров с ООП. Данная категория лиц, обучается по несложным профессиям и специальностям, а именно, мастер отделочных строительных работ, штукатур-маляр, столяр, сестринское дело, автомеханик, повар, швейное производство, моделирование одежды, дизайн, туризм, информационные системы и

др. [2].

На сегодня по 20 специальностям ТиПО разработана специальные учебные программы по освоению рабочих квалификаций лицами с умственной отсталостью с учетом степени заболевания (легкая и умеренная).

Предусмотрена доплата в подушевом финансировании ТиПО для преподавателей, осуществляющих работу с данной категорией лиц. Норма расхода образовательного процесса на детей с ООП рассчитывается в двойном размере (Приказ МОН РК от 27.11.17 г. № 597).

Для участия во вступительных экзаменах дети-инвалиды и инвалиды (с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата) дополнительно могут подавать заявление в произвольной форме на имя председателя госкомиссии о предоставлении:

1) отдельной аудитории;

2) помощника, не являющегося преподавателем предметов, сдаваемых в рамках вступительного экзамена для детей-инвалидов и инвалидов с нарушением зрения, функций опорно-двигательного аппарата, и (или) специалиста, владеющего жестовым языком для детей-инвалидов и инвалидов с нарушением слуха» (Приказ МОН РК от 18.10.18 г. № 578).

Студентам-инвалидам по зрению и инвалидам по слуху обучающимся предусмотрена повышенная стипендия в размере - 29328 тенге.

В проекте ПП РК 77 предусмотрена норма в части включения штатных единиц, сурдопереводчика (где обучаются студенты с ОПП нарушением слуха и речи), дефектолога, тьютора, медицинского психолога при обучении лиц ООП.

В вопросах подготовки педагогов для обучения граждан с ООП продолжается политика увеличения грантов и повышения квалификации действующих педагогов. В текущем учебном году были увеличены гранты на специальность «Дефектология»

в 17-ти вузах страны с 250 до 400 мест в бакалавриате, выделено 100 мест в магистратуре и 30 в докторантуре.

Профориентационная работа в системе технического и профессионального образования проводится совместно с Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен», местными исполнительными органами и всеми заинтересованными сторонами.

В целях обеспечения равного доступа к образованию в настоящее время представители колледжей проводят профориентационную работу (беседа с родителями, со школьниками о выборе профессии) в школах, где организовано инклюзивное образование.

В учебных заведениях ТиПО функционируют Советы по профориентационной работе, деятельность которых направлена на содействие абитуриентам в выборе дальнейшего обучения и выстраивания траектории профессиональной карьеры.

Социализация детей с ООП проводится не только через учебный процесс, но и через вовлечение их в различные творческие и спортивные кружки.

Повышению привлекательности и престижности ТиПО для молодежи способствует проведение чемпионатов World Skills на мировом уровне, который направлен на укрепление связи между бизнесом и системой ТиПО и подготовки кадров, доступ к международной базе данных профессиональных стандартов по востребованным специальностям, обновлению образовательных программ ТиПО по подготовке квалифицированных специалистов, внедрению новейших технологий и методик в образовательный процесс ТиПО, развитию профессиональных компетенций и конкурентоспособности выпускников ТиПО и вхождению Казахстана в мировое образовательное пространство по подготовке квалифицированных кадров.

Основываясь на международный опыт ранней профориентации, основ состязаний школьников и профессиональной подготовки, в сфере ТиПО ведется работа по широкому вовлечению школьников в движение World Skills, Junior Skills.

В этом году в рамках Национального чемпионата World Skills Kazakhstan в городе Нур-Султане проходил II Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди учащихся с особыми образовательными потребностями -«Абилимпикс-2019» и «Deafskills-2019».

Главной целью этих чемпионатов является привлечение внимания общественности к проблеме профессионального самоопределения школьников с особыми потребностями, содействие развитию профессиональной инклюзии обучающихся, выпускников и молодых специалистов с инвалидностью и содействию в их трудоустройстве.

В настоящее время по поручению Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы, Н.А. Назарбаева ведется работа по проекту «Жас маман», направленного на модернизацию инфраструктуры колледжей.

В каждом регионе будет создано не менее 5 современных колледжей с развитой материально-технической базой, зарубежными партнерами и преподавателями, новыми учебными планами и программами, а также партнерством с бизнес средой. Данные учебные заведения, наряду с предоставлением образования, станут центрами компетенций.

Основным, главным направлением образовательной политики является признание прав всех обучающихся на доступное и качественное образование, построение эффективной модели обучения, воспитания и развития обучающихся с особыми образовательными потребностями для их социальной адаптации в общество.

Библиографический список

1. Государственная программа развития системы образования в Республике Казахстан на 2020-2025 годы. - Нур-Султан, 2019. - 150 с.

2. Программа ТиПО . - Нур-Султан, 2019. - 45 с.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, профессор, академик Академии педагогических наук Казахстана, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Lepeshev D.V., candidate of pedagogical Sciences, Professor, academician of the Academy of pedagogical Sciences of Kazakhstan, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Republic of Kazakhstan).

е-mail: d_Lepeshev@mail.ru

Дата поступления статьи: 10.11.2020

© Д.В. Лепешев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.