Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ'

УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1228
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акишева А.К., Кульмагамбетова Алмагуль Айтпаевна

Инклюзивное обучение полное включение детей в общеобразовательный процесс и специальная поддержка коррекционно-педагогических и социальных потребностей детей в призыве к активности родителей к социальной адаптации, устранению барьеров, отличающих детей независимо от пола, происхождения, вероисповедания, формирование условий для возрастной адаптации детей к окружающей среде, т. е. эффективная политика при сохранении качества общего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акишева А.К., Кульмагамбетова Алмагуль Айтпаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ»

УДК 376

УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Акишева А.К., Кульмагамбетова А. А.

Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г.Кокшетау. Республика Казахстан)

Аннотация. Инклюзивное обучение полное включение детей в общеобразовательный процесс и специальная поддержка коррекционно-педагогических и социальных потребностей детей в призыве к активности родителей к социальной адаптации, устранению барьеров, отличающих детей независимо от пола, происхождения, вероисповедания, формирование условий для возрастной адаптации детей к окружающей среде, т. е. эффективная политика при сохранении качества общего образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, общеобразовательная школа, дети с ограниченными возможностями, педагог, психолог.

На сегодняшний день в направлении поддержки инклюзивного образования в общеобразовательных школах обучаются учащиеся с отклонениями в умственном развитии или умственной отсталостью по определенным причинам. Каждый ученик имеет свои особенности в обучении. Так, уровень развития эмоциональных и психических познавательных процессов у каждого учащегося различен. В настоящее время осознанное воспитание, индивидуальный подход к каждому ученику, является жизненным требованием качественного образования. Сегодня во всех регионах страны на основе поддержки образования детей с ограниченными возможностями постепенно открываются классы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях. Цель данного класса: объединить учащихся с ограниченными возможностями в один класс и дать каждому ученику индивидуальный класс и программу обучения. [1].

Цель инклюзивного образования: воспитание детей с ограниченными возможностями в развитии с нормальными детьми. То есть система образования человека как равноправной личности независимо от пола, религии, происхождения. Инклюзивное образование -одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями.

Инклюзивное образование- используется при описании процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Инклюзивное обучение-упрощенная система обучения детей с ограниченными возможностями в развитии с целью упрощения процессов социализации и интеграции с нормально развитыми детьми. Инклюзивное обучение проводится в интегрированных (ученик учится в обычном детском классе -группе и дефектолог получает систематическую помощь учителя), частичных (отдельные дети проводят половину дня в специальных группах, а вторую часть) простых группах. Дети во временных специальных группах объединяются для проведения совместных прогулок, праздников, конкурсов, личных дел.

Инклюзивное обучение -позволяет всем детям активно участвовать в жизни школы и школы в дошкольных учебных заведениях. Инклюзивное обучение- определяет равные права учащихся и позволяет участвовать в деятельности коллектива. Позволяет развить необходимые способности к общению с людьми. Инклюзивное обучение-развитие общеобразовательного процесса, обеспечивающего получение образования детьми с особыми потребностями, учитывающее потребности всех детей. Инклюзивное образование удовлетворяет потребности детей в учебном процессе и стремится к разработке нового направления обучения и преподавания. Если изменения, внесенные в инклюзивное обучение и преподавание, будут эффективными, то изменится и положение детей с особыми потребностями. Дети, обучающиеся в школах, открывших инклюзивное образование, получают возможность получить знания о правах человека. Инклюзивное обучение полное включение детей в общеобразовательный процесс и специальная

поддержка коррекционно-педагогических и социальных потребностей детей в призыве к активности родителей к социальной адаптации, устранению барьеров, отличающих детей независимо от пола, происхождения, вероисповедания, формирование условий для возрастной адаптации детей к окружающей среде, т. е. эффективная политика при сохранении качества общего образования.

Цель развития инклюзивного образования - реализация равного права всех категорий лиц на качественное образование.

Основные задачи развития инклюзивного образования:

1. совершенствование нормативно-правовых и организационно-экономических основ и механизмов развития инклюзивного образования;

2. совершенствование методологических, учебно-методических основ развития инклюзивного образования (разработка учебных планов и учебных программ,

3. адаптация и модификация учебников, учебно-методических комплексов, внедрение критериальной системы оценки учебных достижений);

4. оказание персонифицированной коррекционно-педагогической и социально -педагогической поддержки, создание благоприятной образовательной среды, чтобы обучающиеся чувствовали себя активными членами школьного общества, имели высокую самооценку, повышали мотивацию к обучению и социализировались;

5. создание «безбарьерной доступной среды» и обеспечение обучающихся компенсаторными средствами;

6. улучшение кадрового обеспечения организаций, осуществляющих инклюзивное образование;

7. создание условий для продолжения обучения лиц с особыми образовательными потребностями на уровне технического и профессионального, высшего образования и дальнейшего освоения профессии;

8. проведение прикладных научных исследований в области инклюзивного образования.

С целью организации образования детей с ограниченными возможностями в развитии разработана типовая специальная образовательная программа. В нем предусмотрены общеобразовательные процессы, обеспечивающие получение образования с учетом потребностей детей. Инклюзивное обучение удовлетворяет потребности детей в учебном процессе и стремится к разработке нового направления обучения и преподавания. Если изменения в инклюзивном обучении, вносимые в обучение и преподавание, являются эффективными, то изменяются и ситуации с детьми с особыми потребностями. Дети, обучающиеся в школах, открывших инклюзивное обучение, получают возможность получить знания о правах человека. Ведь они учатся общаться, узнавать, принимать друг друга.

Эффективным развитием системы медико-педагогической и социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является реализация принципов и идей целостного образования. Его инструментами являются не выделение детей и постоянное проявление их неполноценности, а создание структуры социальной траектории жизни, которая решается путем включения детей с ограниченными возможностями в здоровую детскую среду, интегрированного обучения, организации совместного досуга и оказания им взаимопомощи.

Кроме того, в оздоровительных центрах, коррекционных школах и детских садах открыты экспериментальные группы и классы для детей со сложными формированиями и другими отклонениями в развитии, с выраженными нарушениями в волевом поле.

Специальное и инклюзивное образование осуществляется посредством специальных и общеобразовательных учебных программ, разработанных с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консультирования, предназначенных для удовлетворения образовательных потребностей всех учащихся.

В настоящее время дети, нуждающиеся в особом обучении, имеют право выбирать учреждения для получения образования, поэтому на каждом этапе обучения необходимо учитывать условия социальной адаптации и требования к приобретению знаний, умений, навыков.

Содержание образования детей, нуждающихся в особом обучении, должно определяться особенностями их развития, обеспечение условий для получения образования наравне с основными потребностями.

Для активной социализации ребенка, нуждающегося в особом обучении, необходимо исправлять пороки, предотвращать пороки реального вторичного порядка и компенсировать пороки через образование. Это состояние сопровождается полным удовлетворением особых потребностей в образовании, возникших у ребенка в связи с психическими или физическими недостатками.

Например, чтобы предотвратить негативные последствия развития неслышащего ребенка, необходимо обеспечить условия для получения новых знаний, которые:

- развитие слухового восприятия и обучение использованию остаточного слуха;

- учить связывать речь говорящего с речью;

- следить за тем, чтобы ранее сформированный словарный запас не терялся путем коррекционной педагогической поддержки;

- учить ориентироваться в беззвучном пространстве.

Важно учитывать, что ограниченность возможностей развития ребенка в слуховом, зрительном, двигательном и т.д. носит качественный характер. Здесь становление личности полностью трансформируется и требует особых условий для развития, получения знаний. Прежде всего, необходимо не останавливаться на освоении образовательной программы, а формировать навыки личной жизни. Умения жить, будь то пространственная или временная ориентация в окружающей среде, формируют различные отношения, социальную адаптацию, сознательную дисциплинированность своего поведения и позитивное отношение к будущей жизни.

Специальное обучение и воспитание в тесном контакте друг с другом требуют обеспечения специальных образовательных условий. Специальные образовательные условия:

- обеспечение специальными образовательными программами, в том числе общеобразовательными учебными программами и коррекционно-развивающими программами. Специальные образовательные учебные программы разрабатываются на основе общеобразовательных учебных программ и направлены на обучение и развитие детей с ограниченными возможностями с учетом предложений психолого-медико-педагогических консультаций обучающихся и воспитанников учитывают психические и физические недостатки, а также познавательные возможности.

Будут разработаны и внедрены специальные коррекционные общеобразовательные учебные программы для лиц, нуждающихся в длительном лечении, а также для детей и подростков с ограниченными возможностями в развитии;

- учет особенностей развития каждого ребенка, использование специальных коррекционных средств и (технических) приемов;

- обеспечение адекватных условий для полноценной жизни;

- требование проведения коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами, т. е. оказание психологических услуг тифлопедагогом, сурдопедагогом, логопедом и специальными психологами; организация психологического, медицинского, социального обслуживания.

Дети могут овладеть различными уровнями знаний в соответствии с уровнем дефекта и возможностями познания и в зависимости от качества специальных условий для получения знаний. Система образования в нашей стране включает в себя следующие уровни образования на основе принципа непрерывности и преемственности образовательных учебных программ:

• дошкольное воспитание и обучение;

• начальное образование;

• основное среднее образование;

• среднее образование (общее среднее образование, техническое и профессиональное

образование);

• послесреднее образование;

• высшее образование;

• послевузовское образование.

А лица с ограниченными возможностями смогут освоить уровень образования, соответствующий их развитию, при условии своевременной коррекционной поддержки. Некоторые неслышащие, слабослышащие, незрячие, слабовидящие и с нарушениями опорно -двигательного аппарата, эмоционально-волевого развития, речи способны овладеть уровнем общего среднего образования и обучаться в высшем учебном заведении.

Основным путем совершенствования содержания специального образования является эффективное использование современных психолого-педагогических, теоретических и экспериментальных исследований. Они отражают огромные возможности физического и психического развития учащихся, способы их коррекции и развития.

К содержанию образования в специальной школе предъявляются следующие требования:

- коррекционно-развивающее направление обучения;

- результативность обучения, т. е. содержание должно формировать систему знаний,

- доступность обучения, учет возрастных и познавательных особенностей учащихся;

- научность обучения;

- закрепление учебного материала в образовательных учебных программах;

- содержание образования должно быть тесно связано с жизнью, опытом;

- обеспечение межпредметных связей для повышения эффективности обучения;

- разработка образовательных учебных программ в соответствии с современными требованиями, предложить различные варианты (например: отдельно для детей с отклонениями в интеллекте, отдельно для детей с незначительными отклонениями, отдельно для детей с легкими отклонениями).

Вышеназванные требования закрепляются в четко установленных документах: образовательном стандарте, учебном плане, образовательных учебных программах и учебниках.

Существуют утвержденные образовательные правила, учитывающие физические и психические особенности и недостатки в развитии учащихся. Он называется государственным стандартом общего образования или специальным образовательным стандартом для детей с ограниченными возможностями здоровья. В стандарте закреплена система основных показателей государственного уровня знаний. Эти показатели заключаются в том, что общество видит в данных лицах необходимый уровень знаний и, во-вторых, учитывает возможности личности овладеть тем же уровнем знаний, что и она.

Специальный образовательный стандарт устанавливает требования к общему общеобразовательному уровню, коррекционно - развивающей работе, подготовке к оздоровительному и профессиональному труду для всех групп лиц с особыми образовательными потребностями. При разработке требований стандарта учитываются пороки развития, характерные для всех лиц с ограниченными возможностями.

Последовательность изучения предметов обеспечивает систематическое усвоение содержания учебных предметов с учетом познавательных возможностей учащихся, сохранения гармонии, взаимосвязи учебных предметов.

Учебный план определяет общее количество часов на изучение каждого учебного предмета, время, отведенное на изучение учебного предмета в неделю, а также размер каждого недельного учебного часа. В специальной педагогике учебный предмет определяется как основа науки, суть которой заключается в том, что содержание учебного предмета позволяет в дальнейшем осваивать современные научные знания.

Учебный предмет отражает часть человеческого опыта и в соответствии с ним формируются знания, умения, навыки. Совокупность учебных предметов определяет все, что ученик должен усвоить из человеческого опыта в процессе обучения в школе, способствует самостоятельному существованию в будущем.

Совокупность учебных предметов, содержание которых отражено в образовательной учебной программе, определяет уровень знаний, предоставляемых ученику. Осуществление образовательной деятельности предполагает условие содержания учебных предметов и программ.

В специальном образовании каждый выполняет свою функцию: учебники, учебные программы, учебные планы, учебные пособия, методические пособия, рабочие тетради, дневники наблюдений, учебное оборудование, наглядные пособия, технические средства обучения, учебные кинофильмы, компьютерные технологии - все это составляет учебно-методический комплекс. Такой комплекс организует и дисциплинирует труд учителя, дает возможность эффективно планировать свою деятельность и предвидеть ее результаты, закладывает основы нового поиска, созидания.

Библиографический список

1. Рсалдинова А. К., Кемешова А. М Инклюзивт бшм беру жагдайында ерекше к;ажеттшктер1 бар окушылардыц оку жепспктерш багалаудьщ жолдары: Алматы: ФГБОУ ВО» НЦПК "брлеу", 2019-с. 64

2. Поташник М.М. Управление качеством образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 а

3. Алтаева Г. Ж. Роль психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного образования. (КРО) школа-интернат общего типа, г. Щучинск - 2015 год.

Акишева А.К., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

Кульмагамбетова Алмагуль Айтпаевна, магистрант, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау) e-mail: almu76@mail.ru

Дата поступления статьи: 08.02.2021

© А.К. Акишева, А.А. Кульмагамбетова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.