Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4934
532
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧЕНИК / УЧИТЕЛЬ / УРОК / УРОВЕНЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акишева А. К., Абзелова А. Н.

Под дифференцированным обучением понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая минимумом общеобразовательной подготовки, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акишева А. К., Абзелова А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

УДК 373

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Акишева А.К., Абзелова А.Н. Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г.Кокшетау Республика Казахстан)

Аннотация. Под дифференцированным обучением понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая минимумом общеобразовательной подготовки, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Ключевые слова. дифференцированное обучение, общеобразовательная школа, ученик, учитель, урок, уровень.

В настоящее время в условиях обновленного содержания образования происходит много изменений в практике учителей. Эти изменения направлены на развитие опыта учителя. Таким образом, возрастает важность дифференциации в планировании и обучении. Дифференцированное обучение (дифференциация) происходит от латинского слова «difference» и означает классифицировать, дифференцировать единый предмет, разделяя его на различные части, варианты, стадии, а во французском языке «differentiation» означает различие, исключение.

Одна из первых попыток изменить систему обучения в целях повышения его развивающего эффекта для каждого ученика была предпринята под руководством Л.В. Занкова (1963). Главным параметром дифференциации обучения и основанием индивидуального подхода к ребенку в этой научной школе являлся уровень успешности овладения учебным материалом. Данный подход требовал существенных изменений в организации классно-урочной формы обучения: одновременной работы учителя с разными группами школьников, разработки к каждому уроку заданий различной степени сложности, использования разных критериев оценок. Ряд исследований, проведенных в научной школе Л.В. Занкова, показал целесообразность такой формы дифференциации обучения. Однако она ограничена лишь одним параметром различий детей и может, вероятно, в известной мере удовлетворить потребности ученика начальной школы в комфортном положении в классе и доступном ему темпе продвижения в учебном материале [1].

По мнению А.М. Абрамова дифференциация обучения - создание относительно стабильных или временных учебных групп, различающихся по тем или иным признакам (содержание, уровень учебных требований, интересы, формы обучения и т.п.).

С точки зрения Г.В. Дорофеева дифференциация - такая система обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации, в постоянно изменяющихся условиях получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Е.А. Певцова, И.Г. Унт рассматривают дифференциацию обучения как процесс, направленный на развитие способностей, интересов школьников, на выявление их творческих возможностей.

Дифференцированное обучение означает:

• вид организации учебного процесса, при котором учитель ведет работу с группой учащихся (гомогенной группой), сгруппированной в зависимости от определенных общих особенностей, имеющих важное значение в учебном процессе;

• составной частью общей дидактической системы, созданной таким образом, что позволяет адаптировать учебный процесс для различных групп учащихся.

• регулирование процесса обучения учащихся в соответствии с учебными требованиями;

• внесение изменений от мала до велика, позволяющих учащимся эффективно учиться;

• ведение учебной программы по-разному. Показать, что навыки, знания, понимание и разнообразные задания могут быть даны по-разному;

• учитывать особенности учащихся и планировать в соответствии с уровнем знаний;

• дать работу по различным способностям отдельных лиц или групп учащихся для расширения знаний учащихся.

Одним из основных видов дифференцированного обучения является индивидуализированное обучение, поэтому большинство авторов рассматривают понятие «дифференцированное обучение» в тесной связи с понятием «индивидуализированное обучение» (учет определенных особенностей, качеств учащегося), но дают разные определения (способ, вид, комплекс, группировка, средства и т.д.).

Результаты исследований дают два вида дифференциации. Они подразделяются на внешние и внутренние (внутриклассовые) дифференциации:

Внешняя дифференциация это деление учащихся на устойчивые группы по явным признакам (способности, интересы и т.д.), В этих группах различны как содержание образования, так и способы обучения, а также формы организации.

Во внутренней дифференциации учитываются специфические особенности детей в устойчивой группе, сформированной по случайным признакам. При этом деление на группы может быть явным или произвольным, в зависимости от поставленной цели обучения состав группы меняется.

Наряду с внешней дифференциацией в процессе организации учебного процесса целесообразно совмещать внутреннюю дифференциацию. Потому что классы, формируемые внешней дифференциацией, хотя и похожи друг на друга по определенным признакам, но различаются по другим признакам, в этом случае учителя используют внутреннюю дифференциацию.

Дифференциация может осуществляться на разных уровнях. Например, Рональд Де Гроот определил три уровня [2]:

Первый микроуровень, различные подходы, реализуемые в отдельных группах детей внутри класса. Этот тип дифференциации иногда называют внутренним или внутриклассовым.

Второй мезоуровень - уровень дифференциации между классом, отраслью и направлениями, осуществляемый внутри школы.

Третий макроуровень - дифференциация между школами. Разработка школ различного типа. Два предыдущих означают внутреннюю дифференциацию выше.

Различают следующие виды внутриклассовой дифференциации: дифференциация по способностям, уровневая дифференциация, дифференциация по интересам. Как правило, внутренняя дифференциация учащихся по индивидуальным особенностям основывается на индивидуальном подходе к каждому из них, т. е. учитываются их психофизиологические особенности (память, особенности мышления, темперамент и др.).

Согласно исследованию Кэрол Энн Томлинсон, учителя могут проводить дифференцированное обучение четырьмя способами [3].

Учитель должен организовать различные методы обучения для группы учащихся, которые охватывают различные уровни содержания обучения по таксономии Блума (классификация интеллектуальных уровней от низкого уровня мышления до высокого уровня мышления).

Дифференциация по процессу: это действия, в которых ученик участвует для понимания или усвоения содержания. Упражнения и практические работы и действия, выполняемые учащимися для лучшего понимания содержания.

В процессе обеспечить учащихся наглядными пособиями в зависимости от их способности воспринимать информацию, прослушать аудиозаписи для аудиалов, дать кинестетикам возможность самим выполнять задания.

Дифференциация по результату. Результат-это попытка продемонстрировать полученные учеником знания по содержанию в конце урока. Учитель дает задание с целью усвоения знаний, хотя все учащиеся выполняют одно и то же задание, результаты у них разные. Но важнее, чем работать в направлении единственного «правильного» ответа, чтобы учащиеся отвечали за свои сильные и слабые стороны и думали о совершенствовании своих знаний. На уроке учитель дает указания, адресованные всем ученикам, и пытается убедиться, что каждый из них понимает, чего он от них ожидает.

По учебной среде: учителям необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить безопасную и комфортную учебную среду в классе.

Также определены явные и скрытые формы дифференциации.

Четкая дифференциация вид дифференциации, когда дети осознают, что они дифференцируются. Например:

• уровневые задания для индивидуальной работы;

• задания для учащихся высокого уровня;

• задания разного уровня;

• индивидуальный подход к каждому ученику;

• индивидуальная творческая работа;

• подготовка учеником дополнительного материала к уроку;

• выполнение заданий с использованием моделей решений, теоретических определений, подзадач и т.д.

При четкой дифференциации появляется возможность работать с трудными детьми, помогать слабоуспевающим, уделять внимание учащимся с высокой успеваемостью. Также у сильных учеников появится возможность проявить свои способности, у слабоуспевающих -проверить свои достижения.

Скрытая дифференциация не означает» приватизация обучения «или использование уровня, равного» группировке «учащихся и» индивидуальной работе". Скрытая дифференциация это учет отдельных особенностей учащихся в процессе обучения, видов и методов обучения, предоставление права выбора заданий в соответствии с их потребностями.

Итак, по нашему мнению, единственным преимуществом внешней дифференциации по уровню обученности является возможность учителя работать с наименьшими усилиями, не занимаясь внутренней дифференциацией. В целом, данная форма дифференциации недостаточно эффективна, недемократична и поэтому бесперспективна по двум основным причинам:

а) она перекрывает путь ребенку к достижению более высокого уровня обученности. развитию его потенциальных возможностей, о чем в свое время предупреждал Л. В. Занков и его сотрудника, утверждая, что возможности организма крайне индивидуальны и для полноценного развития ребенка необходимо обучение в таком классе, который состоял бы из разных индивидуальностей [5];

б) она создает предпосылки к социальному расслоению общества, так как разделение детей практически происходит не по интеллектуальному, а по социальному признаку и зависит от стартовых возможностей родителей.

Анализ реальных возможностей различных форм дифференциации детей по уровню их обучаемости и умственного развития показывает, что ни дифференцированный подход, ни создание гомогенных классов не решает полностью тех задач, которые стоят перед современной школой как адаптивной педагогической системой. Такой формой может стать уровневая дифференциация, предложенная В.В. Фирсовым, В.А. Орловым, В.М. Монаховым [18], и разработанная на их основе технология разноуровневого обучения, осуществляемая на основе разноуровневого обучения в гетерогенном классе, позволяющая создать условия для включения каждого ученика в деятельность в соответствии с его зоной ближайшего развития.

При планировании и обучении урока следует практиковать наиболее целесообразное использование этих общепринятых подходов дифференциации. Это связано с тем, что, применяя такие эффективные методы дифференциации, можно учитывать масштабные особенности учащихся. Психолог Н. А. Менчинская отмечает, что» эффективность обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от особенностей личности учащихся " [9]. Следовательно, в процессе задания, передачи упражнений учащимся, предполагающих достижение цели обучения, должны учитываться индивидуальные особенности и потребности ребенка. Об этом говорит сам великий Аристотель: «чтобы ученики могли видеть с высоты, они должны достигать первых и не доводить до последних». То есть каждый ребенок должен достигать цели обучения, выполняя задания и упражнения в соответствии со своими особенностями, потребностями и возможностями.

В процессе планирования и обучения превалирует важность дифференциации задачи. Этот способ дифференциации предполагает разработку различных заданий, содержащих основное содержание.

Учащимся раздельно или группам даются задания, основанные на усвоенных ими знаниях. Наиболее способным учащимся можно дать сложные задания, позволяющие развивать мышление на достаточно высоком уровне, требующие использования способностей к решению проблем и исследовательских способностей.

Условием организации дифференцированной учебной деятельности является использование дифференцированных заданий, отличающихся сложностью, учебно-познавательными интересами, характером помощи со стороны учителя [10, с. 6].

Учителю в обязательном порядке необходимо знать причины неуспеваемости младших школьников, индивидуальные особенности этих детей, а также учитель должен знать как организовывать свою работу с детьми, имеющими индивидуальные особенности, чтобы процесс обучения и воспитания был более эффективен.

Под дифференцированным обучением понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая минимумом общеобразовательной подготовки, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям. Самой

«популярной формой внутренней дифференциации» до сего времени в общеобразовательной школе является дифференцированный подход, как средство учета индивидуальных особенностей учащихся.

К методам и средствам дифференцированного подхода можно отнести разноуровневое изложение материала, индивидуальные карточки заданиями разной сложности, образцы, парная и групповая работа, полностью самостоятельная работа без чьей-либо помощи с выбором способа выполнения, контроль, самоконтроль, проекты.

Дифференцированное обучение - это специально организованная учебно-познавательная деятельность (субъект - субъектное взаимоотношение), которая, учитывая возрастные, индивидуальные особенности ученика, его социальный опыт и стартовое состояние, направлено на оптимальное физическое, духовное и психическое развитие учащихся, усвоение необходимых знаний и практических действий. Успешное осуществление дифференцированного обучения возможно при условиях, когда учитель: умеет предвидеть трудности, которые могут возникнуть у ребенка во время освоения материала; учитывает общую готовность учеников к дальнейшей деятельности, то есть уровень сформированных знаний, способность самостоятельно работать; использует в системе дифференцированные задания индивидуального и группового характера; проводит перспективный анализ: для чего планируется задание, почему их нужно использовать на этом этапе урока, как продолжить работу на следующих уроках.

Библиографический список

1.Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педагогика. 1996. №5.

2.Веселаго И.А., Левина М.З. Структура коллектива и обучение // Математика в школе. 1994. №4. - С. 47.

3.Гильбух Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике // Педагогика. 1994. №5.

Акишева А.К., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

Абзелова Айсулу Нурсултановна, магистрант Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)

Дата поступления статьи: 10.02.2021

© А.К. Акишева, А.Н. Абзелова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.