Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2926
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акишева А.К., Кульмагамбетова Жанар Айтпаевна

Развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста и анализ педагогических возможностей учебной деятельности по развитию самостоятельности у детей младшего школьного возраста. В статье рассматривается основные психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акишева А.К., Кульмагамбетова Жанар Айтпаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Акишева А.К., Кульмагамбетова Ж. А.

Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста и анализ педагогических возможностей учебной деятельности по развитию самостоятельности у детей младшего школьного возраста. В статье рассматривается основные психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста

Ключевые слова. Самостоятельность, общеобразовательная школа, младший школьный возраст, педагог, психолог.

Младший школьный возраст, по мнению психологов и педагогов, является наиболее важным для развития у детей различных качеств, с помощью которых они смогут реализовать себя в жизни, таких как: произвольность, творческая активность, самостоятельность, уверенность, настойчивость, сдержанность и ответственность. Одним из главных направлений становления ребенка в этом возрасте является развитие самостоятельности, ведь именно это качество определяет его успешность в дальнейшей жизни.

При характеристике самостоятельности младших школьников, важно не забывать, что ее проявление еще неустойчиво и носит ситуативный характер. Стремление к активной деятельности и самостоятельности определяют характерные качества психики младшего школьника: эмоциональность, впечатлительность, подвижность, а также внушаемость и подражательность. Нужно помнить и об импульсивности детей, то есть склонности незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Младшие школьники очень сложно скрывать эмоции, они не умеют контролировать свои чувства. Кроме того, они непосредственны и откровенны в выражении радости, печали, страха. Учащиеся характеризуются большой эмоциональной неустойчивостью и частыми переменами настроения, а потому самостоятельность является очень важным волевым качеством. Следует помнить, что чем меньше ученик, тем слабее его способность действовать самостоятельно, он все равно не умеет управлять собой, поэтому подражает другим. В некоторых случаях отсутствие самостоятельности приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему, и плохому. Поэтому важно, чтобы примеры поведения учителя и окружающих людей были положительными.

В младшем школьном возрасте изучаемое нами качество может быть успешно сформировано на основе особенностей психики младших школьников. Психологи отмечают активное стремление ребенка к самостоятельности, которое проявляется в психологической готовности к самостоятельным действиям. У младших школьников растет потребность в самостоятельности, они хотят быть самостоятельными в своем мнении обо всем, в делах и оценках.

Образовательная деятельность состоит из действий, направленных на самого обучающегося ребенка. Ребенок учится не только получать знания, но и осваивать их. Зная письмо, счет, чтение и многое другое, ребенок может направить себя на изменение себя, т.овладение способами, необходимыми для деятельности и разума (свойственными культуре вокруг него). Рефлексивный, т. е. проникая через свое сознание в свое психологическое состояние, он может сравнивать себя с прежним и настоящим. Индивидуальные изменения отслеживаются и определяются личными достижениями.

Как только ребенок переступает порог школы, его социальное положение меняется, но его внутренний мир, его психология все еще находятся в дошкольном положении. Основная деятельность ребенка -игра, рисование, рисование игрушек. Учебная деятельность все еще находится на уровне, требующем развития. Добровольность необходимых действий в учебной деятельности, в поддержании дисциплины возможна только в первые моменты, когда ребенок осознает небольшое количество целей и задач, требующих его усилий, которые могут быть достигнуты в ближайшее время. Произвольное внимание к учебной деятельности легко дается ребенку.

С того момента, как он переступает порог школы и ставит перед ребенком условия учебной деятельности, он становится причиной того, что ребенок на самом деле быстро вмешивается в учебную деятельность (в данном случае она сформирована для получения образования), или до его неуместных учебных заданий, он постепенно теряет уверенность в себе и вызывает чувство любви к школе и учебе, что становится привычкой даже для ребенка. На практике оба эти варианта типичны: и число детей, готовых учиться, и число детей, неспособных учиться в определенных условиях, очень высоки.

В случае учебной деятельности нужно постараться объяснить ребенку, что это не игра, и только тогда он научится менять себя, не обращать внимания на учебу, как на энтузиазм и искренность. Дети должны научиться различать задания и учебные задания, созданные в процессе игры, и, даже если они этого не делают, они должны знать, как выполнять учебные задания. Конечно, игра не должна выходить за рамки активной жизни ребенка. Нельзя говорить ребенку слова "большой", ему стыдно играть с игрушками, как маленьким детям. Игра-это не только детская деятельность, она является средством общения и развлечения людей всех возрастов в свободное время. Обычно ребенок на новом месте в системе социальных отношений людей постепенно начинает понимать суть игры и играет с большой страстью. Играя, ребенок формирует важнейшие социальные навыки. Роль и правила" детского общества " позволяют взрослым узнать об устоявшихся правилах общества. Игра создает ощущение сотрудничества и соперничества. Попытки добиться справедливости и несправедливости, равенства, лидерства, подчинения, верности, предательства формируют личностные качества ребенка.

Особенностью правильной психики ребенка является активность в познании. Интерес ребенка направлен на познание окружающего его мира и самореализации в этом мире. Ребенок проходит практику, играет, пытается раскрыть причинно-следственную связь и причину зависимости.

Характеризуя самостоятельность младшего школьника, все еще наблюдается неустойчивый и в большинстве случаев ситуативный характер его личностных проявлений. Это связано с психическими особенностями возраста. Стремление к активности и самостоятельности определяет характерные черты психики младшего школьника: эмоциональность, импрессионизм, подвижность. Кроме того, для младших школьников характерно предположение и подражание.

Самостоятельность формируется постепенно по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. В то же время на каждом этапе необходимо рационально поощрять независимость детей, развивать необходимые навыки и способности. Ограничение детской самостоятельности может привести к подавлению личности и вызвать негативную реакцию. Исследователи в процессе формирования включают не только совершенствование знаний, умений и навыков, но и развитие соответствующих мотивов Самостоятельность тесно связана с таким психологическим аспектом как воля, где ребенок сознательно регулирует свое поведение и деятельность, которая выражается в умении преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

Младший школьник настроен оптимистично, чаще всего любит играть и фантазировать. Это натура интересующаяся, личность в целом независима, которая имеет свои собственные мнения и суждения и не всегда принимает мнение другого человека без доказательств. В то же время авторитет взрослого, его мнение, по-прежнему в значительной степени определяет поведение младшего школьника. Все это напрямую влияет на взаимодействие ребенка с окружающим его миром. Тем не менее, ребенку трудно поддерживать постоянное добровольное

внимание в течение длительного времени, чтобы запомнить значительное количество материала [1].

Одна из ведущих целей работы в школе - создание условий для формирования самостоятельности младших школьников через организацию учебной, игровой и трудовой деятельности. В современных условиях особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у детей личностных качеств, необходимых для успешной социализации. На развитие самостоятельности оказывает влияние семья, школа, общество. Однако, ведущая роль «остаётся за самим ребенком, т.е. воспитание остаётся успешным только тогда, когда оно превращается в программу самовоспитания» Одним из важнейших качеств, которые необходимо формировать и развивать с детства, является самостоятельность. У многих детей самостоятельность не сформирована. Не удивительно, что когда дети становятся старше, родители начинают задумываться, почему их ребёнок ни к чему не приучен и ничего не умеет, и порой начинают винить в этом окружающих. Но, прежде всего всё зарождается в семье. Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, так как это для них проще и удобнее. Например, когда ребёнок выполняет домашнее задание под полным контролем родителей и отказывается его делать, если взрослых нет дома. Или дети приучены к тому, что ничего нельзя делать без ведома родителей и поэтому без особых указаний они не сделают чего-нибудь по дому. Или ребёнок хочет сделать какое-то дело самостоятельно, но взрослые из-за чрезмерной опеки и боязни за него не позволяют ничего сделать самостоятельно. Таким образом, обращение к проблеме формирования самостоятельности у младших школьников актуально.

Самостоятельность формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. При этом в любом возрасте важно разумно поощрять детскую самостоятельность, развивать необходимые навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребёнка приводит к подавлению личности, вызывает негативные реакции. Младший школьный возраст, по мнению психологов и педагогов, является ключевым для развития у детей различных качеств, с помощью которых они смогут реализовать себя в жизни.

Отличительная черта любого младшего школьника - интерес к окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые его окружают, но и о достаточно абстрактных. Поэтому учителю важно приучить ребенка к самостоятельному овладению новыми знаниями. Помощью в этом ему будут служить разнообразные формы самостоятельной работы, которые помогут ребенку поэтапно изучать окружающий мир.

Особенно важно подчеркнуть такую психологическую особенность младшего школьника, как целостное восприятие мира.

Познание окружающего мира связано с такими психологическими особенностями ребенка младшего школьного возраста, как доброжелательность, открытость, позитивная рефлексия. Тем не менее, познание окружающего мира должно происходить только после формирования самопознания, тесно связанного с самостоятельностью.

Идея саморазвития оказалась настолько привлекательной для современной науки и практики, что смогла стимулировать развитие специальных технологий. Одной из таких технологий является технология саморазвития студента, разработанная Г. К. Селевко. Ученый определяет главную цель педагогического коллектива - ввести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать уверенность в себе.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе

сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте - мотивом достижения успеха [2].

Познавательная активность проявляется в учебной деятельности, однако отмечен тот факт, что чем более ребенок успешен в учебной деятельности, тем больше у него интереса к ней.

Анализ познавательных процессов показывает общее направление, в котором происходит их развитие. Доказано, что первоначально в 1-11 классах дети запоминают не то, что наиболее значимо с точки зрения поставленной перед ними учебной задачи, а то, что произвело на них наибольшее впечатление, то есть то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно. На этих занятиях они не умеют самостоятельно ставить цель обучения и организовывать запоминание в соответствии с этой целью. На этом возрастном этапе проявляются особенности памяти, характерные для дошкольников, при которых запоминание материала осуществлялось в игровой или практической деятельности и происходило непроизвольно.

Самостоятельность формируется по мере взросления ребенка и приобретает свои особенности на каждом возрастном этапе. Кроме того, в любом возрасте важно осознанно стимулировать самостоятельность детей, развивать необходимые умения и навыки. Ограничение самостоятельной деятельности ребенка приводит к подавлению личности, вызывает негативные реакции. Младший школьный возраст, по мнению психологов и педагогов, является ключом к развитию у детей различных качеств, которые они могут реализовать в жизни.

Чтобы способствовать развитию самостоятельности в учебной деятельности, психологи советуют ребенку высказать свою точку зрения по той или иной проблеме и постараться выполнить учебные задания без посторонней помощи. На занятиях в школе важную роль играют задания для самостоятельной работы. Степень помощи в этом случае может зависеть от успеваемости конкретного ребенка. Например, один ребенок нуждается в проблемном тексте для решения сложной задачи, другой в кратком изложении проблемы, а третий в последовательности (плане) решения задачи, включающей все вышесказанное. Развитию самостоятельности учащихся способствует организация внеклассного чтения, при котором дети самостоятельно знакомятся с произведением, а во время викторин, кроссвордов появляется возможность продемонстрировать навыки чтения на занятиях или во внеурочное время [3].

Большое место в жизни младших школьников занимает игровая деятельность. В процессе сюжетно-ролевой игры дети могут овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни. Например, школьник, который плохо учится, берет себе роль отличника и старается, выполнив все игровые правила, полностью соответствовать роли. Такая ситуация будет способствовать усвоению младшим школьником требований, которые необходимо соблюдать, чтобы стать успевающим учеником. Самостоятельность проявляется и развивается в выборе и в развертывании сюжетов ролевых игр, в умении принимать решения в различных ситуациях, а также контролировать свои действия и поступки. На развитие самостоятельности младших школьников также влияет включение их в игровую деятельность при реализации проектов. Для этого учитель составляет поисковые игровые задания по стенгазетам, сборникам, оформленным в процессе проектной деятельности.

В младшем школьном возрасте на развитие самостоятельности влияет не только учеба и игра, но и трудовая деятельность. Особенностью этого возрастного периода является то, что ребенок больше интересуется трудовым процессом, а не результатом. Поскольку все психические процессы в этом возрасте носят непроизвольный характер, юный ученик не всегда является образцом для подражания, часто встречается, получает случайные данные, начинает придумывать что-то свое. Если младший школьник принимает участие в коллективной трудовой деятельности, у него развивается не только самостоятельность, но и ответственность за выполнение дела, порученного группе. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других людей. Большое значение имеют чувства, связанные с успешно выполненной работой. Ребенок испытывает радость, удовлетворение от того, что он что-то делает своими руками, что у него хорошо получается та или иная вещь, что он оказывает помощь взрослым.

Развитию самостоятельности у младших школьников способствует создание ситуации выбора. Как отмечает С.Ю. Шалова, «ситуация выбора предполагает определенную степень свободы, т.е. возможность человека самому определять наиболее подходящий в данной ситуации вариант поведения или способ решения проблемы и т.д., и в то же время нести ответственность за свой выбор, а значит, за результаты своей деятельности. В педагогическом процессе важно, чтобы это была «позитивная» свобода - свобода для проявления социально и личностно значимых качеств, для реализации способностей, составляющих индивидуальный потенциал каждого обучающегося».

Таким образом в младшем школьном возрасте развитие самостоятельности происходит наиболее эффективно, так как дети в этом возрасте настроены оптимистично, у них присутствует интерес к окружающему миру и начинает проявляться потребность в самостоятельности, но в то же время авторитет взрослого остается значимым для ребенка, что позволяет педагогу или родителю направлять деятельность ребенка в нужное русло. Необходимо помнить, что каждый ребенок индивидуален и степень проявления самостоятельности у всех разный.

Библиографический список

1. Казакова Е.И. Развивающий потенциал школы: опыты нелинейного проектирования: Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2013. - № 2. - 50с.

2. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. - М., 1992.-108с.

3. Анцыферова, Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. - М.: Просвещение, 2010.-160 с.

Акишева А.К., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).

Кульмагамбетова Жанар Айтпаевна, магистрант, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау). e-mail: belgibaeva_80@mail.ru

Дата поступления статьи: 08.02.2021

© А.К. Акишева, Ж.А. Кульмагамбетова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.