Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельность / младший школьник / деятельность / виды деятельности / традиции и обычаи / independence / primary school student / activity / types of activities / traditions and customs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.А. Касумова

В статье рассматривается проблема формирования самостоятельности у младших школьников. Автор дает обобщенную характеристику сущности понятия «самостоятельность». В статье показано, что младший школьный возраст является сенситивным для воспитания самостоятельности, которую можно рассматривать как интегративный показатель развития ребенка, способствующий реализации умений ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и способности в решении нестандартных ситуаций. Обозначены наиболее продуктивные виды деятельности младших школьников, в процессе которых развиваются знания, умения и навыки самостоятельности. Подчеркивается важность народных традиций в формировании самостоятельности учащихся. Автор делает вывод о том, что вовлечение младшего школьника в коллективную трудовую деятельность помогает развитию его самостоятельности и ответственности за выполнение деятельности, которая была поручена ему группой. Формирование самостоятельности младших школьников должно осуществляться на основе интеграции возможностей семьи, урочной и внеурочной деятельности с учетом особенностей традиционной культуры воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ASPECTS OF THE FORMATION OF INDEPENDENCE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article deals with a problem of formation of independence in primary school students. The author gives a generalized description of the concept “independence”. The researchers shows that the primary school age is sensitive for the education of independence, which can be considered as an integrative indicator of the child’s development, contributing to the realization of the ability to navigate in changing conditions, to use knowledge and abilities in solving non-standard situations. The most productive activities of primary school students are identified, in the process of which knowledge and skills of independence are developed. The importance of folk traditions in the formation of students’ independence is emphasized. The author concludes that the involvement of the younger student in the collective work activity helps to develop his independence and responsibility for the performance of the activities that are assigned to him by the group. The formation of independence of primary school students should be based on the integration of family opportunities, regular and extracurricular activities, taking into account the peculiarities of the traditional culture of education.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

11. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazovyjkurs lekcij: posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i uchitelej. Moskva, 2008.

12. Filatov V.M., Belogrudova V.P., Isaeva T.E. i dr. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v nachal'noj i osnovnoj obscheobrazovatel'noj shkole: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu, 2004.

13. Sokolova M.A., Gintovt K.P., Tihonova I.S., Tihonova R.M. Teoreticheskaya fonetika anglijskogo yazyka: uchebnik dlya studentov vuzov. Moskva, 2003.

14. Leont'eva S.F. Teoreticheskaya fonetika sovremennogo anglijskogo yazyka: uchebnik dlya studentov pedagogicheskih vuzov i universitetov. Moskva, 2004.

15. Yakunina A.A., Chugunova 'E.I. Foneticheskie oshibki v anglijskom proiznoshenii u studentov v neyazykovom vuze. Nauchnoe obozrenie. 2019; № 2: 106 - 108.

Статья поступила в редакцию 26.03.21

УДК 371

Kasumova L.A., postgraduate, Chechen State Teachers' University (Grozny, Russia), E-mail: diana.musaevna@mail.ru

ON SOME ASPECTS OF THE FORMATION OF INDEPENDENCE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN. The article deals with a problem of formation of independence in primary school students. The author gives a generalized description of the concept "independence". The researchers shows that the primary school age is sensitive for the education of independence, which can be considered as an integrative indicator of the child's development, contributing to the realization of the ability to navigate in changing conditions, to use knowledge and abilities in solving non-standard situations. The most productive activities of primary school students are identified, in the process of which knowledge and skills of independence are developed. The importance of folk traditions in the formation of students' independence is emphasized. The author concludes that the involvement of the younger student in the collective work activity helps to develop his independence and responsibility for the performance of the activities that are assigned to him by the group. The formation of independence of primary school students should be based on the integration of family opportunities, regular and extracurricular activities, taking into account the peculiarities of the traditional culture of education.

Key words: independence, primary school student, activity, types of activities, traditions and customs.

Л.А. Касумова, аспирант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: diana.musaevna@mail.ru

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается проблема формирования самостоятельности у младших школьников. Автор дает обобщенную характеристику сущности понятия «самостоятельность». В статье показано, что младший школьный возраст является сенситивным для воспитания самостоятельности, которую можно рассматривать как интегративный показатель развития ребенка, способствующий реализации умений ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и способности в решении нестандартных ситуаций. Обозначены наиболее продуктивные виды деятельности младших школьников, в процессе которых развиваются знания, умения и навыки самостоятельности. Подчеркивается важность народных традиций в формировании самостоятельности учащихся. Автор делает вывод о том, что вовлечение младшего школьника в коллективную трудовую деятельность помогает развитию его самостоятельности и ответственности за выполнение деятельности, которая была поручена ему группой. Формирование самостоятельности младших школьников должно осуществляться на основе интеграции возможностей семьи, урочной и внеурочной деятельности с учетом особенностей традиционной культуры воспитания.

Ключевые слова: самостоятельность, младший школьник, деятельность, виды деятельности, традиции и обычаи.

Актуальным направлением в работе образовательных организаций на современном этапе развития отечественной системы образования становится формирование у учащихся самостоятельности, личной ответственности и способностей к дальнейшему саморазвитию [1 - 12]. В ФГОС НОО представлен «портрет выпускника начальной школы» в контексте следующих характеристик:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный,

- активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом» [8].

Младший школьный возраст является сенситивным для воспитания такого личностного качества, как самостоятельность, которое можно рассматривать как интегративный показатель развития ребенка, способствующий реализации умений ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и способности в решении нестандартных ситуаций. Выполнение задач на всех этапах образования зависит от основ самостоятельности, которые закладываются в младшем школьном возрасте. Воспитание этого качества личности можно осуществлять в процессе организации практической деятельности, существенной для этого возраста на уроках и во внеурочной деятельности. Именно внеурочная работа является значимой деятельностью в развитии навыков самостоятельности младшего школьника. В процессе этой деятельности можно создать условия для проявления самостоятельности учащихся, развития наклонностей с учетом интересов и способностей ребенка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) особо подчеркивается, что внеурочная деятельность является совокупностью всех видов деятельности учащихся, осуществление которой позволяет решать следующие задачи: воспитание, социализация, развитие и активизация творчества с учетом потребностей и наклонностей учащихся.

Следует отметить, что рационально организованная внеурочная работа позволяет системно, всесторонне воспитывать и развивать умения и навыки самостоятельной деятельности школьника.

Проблемы формирования самостоятельности у учащихся рассматривались в педагогических исследованиях М.И. Дьяченко, М.И. Махмутова, H.A. По-

ловниковой, Т.Н. Шамовой, в трудах психологов А.А.Вербицкого, Л.В. Кандыбо-вич, Л.М. Митиной и др.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что ученые по-разному подходят к понятию «самостоятельность»:

- по М.И. Махмутову - это интеллектуальные способности и умения ученика, которые дают ему возможность осваивать материал самостоятельно;

- согласно H.A. Половникову, это изначальная готовность ученика осваивать знания самостоятельно;

- Т.И. Шамова определяет самостоятельность как качество личности, которое проявляется в том, что учащийся стремится овладевать знаниями с помощью своих сил и навыков;

- К.К.Платонов, Е.П.Ильин - как волевое качество личности.

В своих трудах К. Роджерс, А. В. Мудрик, И.Д. Егорычева самостоятельность рассматривают в контексте самореализации. Различные подходы к решению проблем развития самостоятельности у учащихся представлены также в трудах Ю.К.Бабанского, В.А. Беликова, Б.П. Есипова, Б.И. Коротяева, В.В. Кра-евского и др.

В рамках педагогической науки и практики необходимо провести больше исследований для выявления потенциала самостоятельной деятельности учащегося, которые развивают личностно значимые качества у младших школьников (Н.Н. Абаева, Л.В. Байбородова, Д.В. Григорьев, П.В. Степанов и др.).

Самостоятельность не дается человеку от рождения. Это качество формируется по мере его взросления и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

Возрастные особенности младших школьников раскрываются в трудах П.П. Блонского, Л.И. Божович, Л.В. Выготского, Р.М. Грановской, В.В. Давыдова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, И.М. Никольской, Л.А. Петровской, В.В. Столина, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.

Выдающийся психолог А.Г Рубинштейн самостоятельность рассматривает как «неподверженность чужим влияниям и внушениям, когда сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе» [6, с. 44].

Т.Н. Тищенко в своих работах подчеркивает важность осознанной самостоятельной деятельности, выполняющейся без помощи других и привносящей в работу часть личного [7].

В психологии самостоятельность рассматривается как «волевое качество личности, которое заключается в умении по собственной инициативе ставить пе-

ред собой цели, без посторонней помощи находить пути их достижения и выполнять принятые решения» [4].

В педагогической энциклопедии понятие «самостоятельность» рассматривается как «умение сформулировать определённую цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой ситуации, но и в новых условиях, которые требуют принятия нестандартных решений» [5].

Как подчеркивает Осницкий А.К., самостоятельность формируется и проявляется в многообразной жизни личности, а также в учебной, социальной, профессиональной и творческой деятельности [4].

Различают несколько видов самостоятельности:

- учебная, познавательная (С.И. Архангельский, М.А. Данилов, М.Н. Скат-кин, И.Я. Лернер, Н.М. Шахмаев, В.В. Краевский, М.И. Махмутов),

- практическая, организационно-техническая (З.Ф. Пономарева),

- умственная (Н.В. Кухарев),

- прикладная и учебная (H.A. Половникова),

- общественно-политическая, творческая (В.И. Андреев, Я.А. Пономарев, Ю.П. Миронова, М.П Ярошевский),

- трудовая (С.В. Баранова, А.И. Кочетов, Ю.В. Янотовская),

- читательская (И.В. Бодрова).

Разносторонний анализ того, какое определение дают понятию «самостоятельность» разные исследователи, дает возможность определить самостоятельность как интегрированное качество личности. Оно характеризуется такими факторами, как инициативность, критичность, ответственное отношение к собственной деятельности, способность ставить задачи и находить пути их решения, которые опиряются на опыт, знание, умения и навыки человека. Таким образом, рассматривая самостоятельность младших школьников в рамках умения ребенка действовать без потребности в помощи взрослых, можно говорить о проявлении самостоятельности в подражании и воспроизводящей деятельности. Многие исследователи считают огранизованность составным элементом самостоятельности в младшем школьном возрасте, а наиболее значимыми характеристиками считаются возможность формирования позиций самоотношения, самокорректировки и самопознания.

Согласно результатам исследований отечественных психологов, основным видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Л. Венгер, ПА. Цукерман и др.). В учебной деятельности самостоятельность проявляется в наличии навыков самостоятельного мышления, понимания задачи и нахождения решений [1; 3]. Самостоятельность в младшем школьном возрасте, по мнению психологов, развивается в процессе высказывания собственной позиции по различным вопросам и выполнения заданий без помощи взрослых, поэтому такая возможность должна быть предоставлена взрослыми.

Во внеучебной деятельности самостоятельность детей начинается в семейных условиях, в которых они растут. В Чеченской Республике в семейном воспитании широко используются народные традиции и обычаи, а также принципы максимальной адаптации ребенка к существующей реальности. Выражается это в том, что ребенок участвует во всех вопросах, которые возникают в семье, в поисках их решения и способов выживания. Все, что необходимо знать в жизни, ребенок познает в семье, в повседневной жизни, при выполнении определенных обязанностей по дому, а участвуя в процессе поиска решений различных задач, ребенок развивает самостоятельность и творческий подход в решении возникающих задач. В данном процессе происходит социализация ребенка.

Как отмечают исследователи, традиционная культура воспитания имеет большое значение в этом процессе. Например, в воспитании самостоятельности родители привлекают народные традиции и обычаи, воспитательный потенциал сказок, преданий, пословиц, поговорок и др.

Педагогическое значение фольклора в воспитании самостоятельности у детей выразил в своих исследованиях Ш.М. Арсалиев, который подчеркивает, что на примере положительных героев сказок, преданий подрастающее поколение учится тем качествам, которые составляют идеалы свободы, независимости,

Библиографический список

человеческого достоинства. Народная пословица гласит: «Усвоенное в детстве -как высеченное на камне» [1, с. 38].

В трудах Хасбулатовой З.И. [9] говорится о том, что дети в чеченских семьях с раннего детства знали, как вести себя в гостях и как принимать гостей. Как вести себя в гостях дети узнавали, наблюдая за взрослыми членами семьи и за гостями. Как должен вести себя гость было предопределено: появившись, он должен издать звук - кашель, осмотреться и дать хозяевам время для приготовления к его принятию.

Как отмечает Н.У. Ярычев [11; 12], у чеченского народа всегда были четкие представления о хорошо воспитанном человеке, поэтому детей воспитывали таким образом, чтобы максимально приблизить к идеалу, который был принят в обществе:

- мальчик, как хозяин в доме, должен быть смелым, добрым, сасмостоя-тельным и сдержанным;

- девочкам с раннего детства прививали навыки хорошей жены, матери, хозяйки. Она должна быть мягкой, трудолюбивой, самостоятельной и тихой.

В целом можно отметить, что выработке навыков самостоятельности способствуют пример, подражание, показ и другие методы и средства семейного воспитания. Игровая деятельность также занимает важное место в развитии самостоятельности ребенка. В ролевых играх дети, выступая в различных ролях, как правило, развивают те качества личности, которые встречаются на различных этапах жизни. Более того, игра является источником удовлетворения таких потребностей ребенка, как движение, деятельность, активность, познание окружающего мира. Игры помогают с ранних лет развивать у детей активность, любознательность, умение работать в группе, выносливость и наблюдательность. Во время игры дети трудятся и развивают различные бытовые навыки. Мальчики могут научиться изготовлять различные орудия труда: стульчики, столики, деревянные лопатки и т.д., а девочки - куклы из различных материй и ниток. В разных ролевых играх, где необходимо продемонстрировать различные сцены, праздники, семейные обряды и т.д., дети выступали, например, в роли землепашца, скотовода, главы семьи и т.д. Большое значение в воспитательном процессе имели деятельность и поведение родителей, на которых хотели походить дети и на которых они ориентировались. Кроме учебной и игровой деятельности в младшем школьном возрасте на развитие самостоятельности влияет также трудовая деятельность школьника. Трудовое воспитание и традиции, связанные с ним, имеют глубокие корни, которые исходят от любви к самому труду, к земле и различной трудовой деятельности, к ценностям, которые были созданы в процессе труда, уважении к самому труду и т.д. Данные традиции передаются из поколения в поколение устами старших в семье и стремлением воспроизвести их поведение. Трудовая деятельность в чеченском обществе в целом и в чеченской семье в частности имеет в своем составе ряд воспитательных средств. Воспитание осуществляется в контексте трудовой деятельности, а традиции являются составной частью повседневной жизни.

Как отмечает Хасбулатова З.И. [9], в чеченской народной педагогике придавали большое значение «подготовке своих детей к трудовой жизни, родители разъясняли им, что «лучше сделать хотя бы что-нибудь, чем ничего не сделать», «кто не научится в детстве работать, будет мучиться всю жизнь», что «только труд приносит счастье в жизни» и т.п. [9]. Подрастающему поколению, вступающему в жизнь, с детства давались советы и наставления, напоминающие о необходимости жить своим трудом. В чеченском фольклоре глубокое воплощение получила мысль, что только в труде человек обретает счастье, что полезен обществу лишь тот, кто трудится, что труд является важнейшим средством формирования в человеке лучших нравственных качеств («Человек хорошеет только в труде», «Цена человека - его работа», «Человек почитается по результатам работы его рук» и т.д.)» [9].

Вовлечение младшего школьника в коллективную трудовую деятельность помогает развитию его самостоятельности и ответственности за выполнение деятельности, которое было поручено ему группой. Тем самым формирование самостоятельности младших школьников должно осуществляться на основе интеграции возможностей семьи, урочной и внеурочной деятельности с учетом особенностей традиционной культуры воспитания.

1. Венгер А.Л., Цукерман ГА. Развитие учебной самостоятельности. Москва, 2010.

2. Костина В.К. Развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста в семье. Современная педагогика. 2014; № 5. Available at: http://pedagogika.snauka. ru/2014/05/2383

3. Маммадова Л.А. Формирование самостоятельности младших школьников в учебной деятельности. Молодой ученый. 2020; № 48 (338): 429 - 433. Available at: https:// moluch.ru/archive/338/75591/

4. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Москва; Нальчик: Эльфа, 1996.

5. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Москва: Большая российская энциклопедия, 1993 - 1999, 1993: Т. 1.

6. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Серия: Мастера психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2010.

7. Тищенко Т.Н. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества школьников в процессе общественно-полезного труда. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1962.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Available at: //https://fgos.ru/

9. Хасбулатова З.И. Традиционная культура воспитания детей у чеченцев (XIX - начало ХХ в.). Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2015.

10. Арсалиев Ш.М.Х. Этнопедагогика чеченцев. Москва, 2007.

11. Ярычев Н.У. Культурная модернизация и изменение стереотипов старшего поколения в системе межпоколенческого взаимодействия. Нана. 2006; № 5: 30 - 35.

12. Ярычев Н.У, Саракаева А.Х. Теоретико-методологические основы традиционной системы воспитания у народов Северного Кавказа. Современные проблемы науки и образования. 2012; № 3.

References

1. Venger A.L., Cukerman G.A. Razvitie uchebnojsamostoyatel'nosti. Moskva, 2010.

2. Kostina V.K. Razvitie samostoyatel'nosti u detej mladshego shkol'nogo vozrasta v sem'e. Sovremennaya pedagogika. 2014; № 5. Available at: http://pedagogika.snauka. ru/2014/05/2383

3. Mammadova L.A. Formirovanie samostoyatel'nosti mladshih shkol'nikov v uchebnoj deyatel'nosti. Molodoj uchenyj. 2020; № 48 (338): 429 - 433. Available at: https://moluch.ru/ archive/338/75591/

4. Osnickij A.K. Psihologiya samostoyatel'nosti. Moskva; Nal'chik: 'El'fa, 1996.

5. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya: v 2 t. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 1993 - 1999, 1993: T. 1.

6. Rubenshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii: v 2 t. Seriya: Mastera psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2010.

7. Tischenko T.N. Razvitie iniciativy, samostoyatel'nostii tvorchestva shkol'nikov vprocesse obschestvenno-poleznogo truda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1962.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: //https://fgos.ru/

9. Hasbulatova Z.I. Tradicionnaya kultura vospitaniya detej uchechencev (XIX- nachaloXX v.). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

10. Arsaliev Sh.M.H. 'Etnopedagogika chechencev. Moskva, 2007.

11. Yarychev N.U. Kul'turnaya modernizaciya i izmenenie stereotipov starshego pokoleniya v sisteme mezhpokolencheskogo vzaimodejstviya. Nana. 2006; № 5: 30 - 35.

12. Yarychev N.U., Sarakaeva A.H. Teoretiko-metodologicheskie osnovy tradicionnoj sistemy vospitaniya u narodov Severnogo Kavkaza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; № 3.

Статья поступила в редакцию 22.03.21

УДК 378

Magomedov G.Kh., Head of Department of Physical Education and Sports Medicine, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: imbir84@mail.ru

THE ROLE OF SPORTS AND ENTERTAINMENT ACTIVITIES AS A FACTOR OF INCREASING THE EFFICIENCY OF HEALTH WORK WITH THE POPULATION. The article reveals the role of sports and entertainment events as a factor in increasing the effectiveness of physical culture and health-improving work with the population and, in particular, with students. Mass sports competitions and artistic and sports performances are an important part of the general training and sports-health process. It is concluded that a large percentage of children and young people demonstrate poor health and disinterest, lack of motivation to participate in a healthy lifestyle. These problems also directly relate to the training of personnel for the implementation of the tasks, in which the main stake is placed on graduates of the Institutes of Physical Culture and Sports, who are able to attract activists, enthusiasts, practitioners, athletes who have retired and who are simply willing and active residents of the common courtyard, district, cities, regions capable of solving the assigned tasks effectively.

Key words: physical education teacher, sports and entertainment events, student, healthy lifestyle.

Г.Х. Магомедов, зав. каф. физического воспитания и спортивной медицины ФГБОУВО «Дагестанский государственный медицинский

университет», г. Махачкала, Е- mail: imbir84@mail.ru

РОЛЬ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ

В статье выявлена роль спортивно-зрелищных мероприятий как фактора повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы с населением, в частности со студенческой молодежью. Массовые спортивные соревнования и художественно-спортивные представления являются важной составляющей общего учебно-тренировочного и спортивно-оздоровительного процесса. Сделан вывод о том, что большой процент детей и молодежи имеют слабое здоровье и демонстрируют незаинтересованность, отсутствие мотивации в участии в системе здорового образа жизни. Указанные проблемы напрямую касаются и подготовки кадров для реализации поставленных задач, в которых главная ставка делается на выпускников институтов физической культуры и спорта, способных привлечь активистов энтузиастов, специалистов-практиков, спортсменов, вышедших на пенсию, просто желающих и активных жителей общего двора, района, города, области, способных разрешить поставленные задачи эффективно.

Ключевые слова: педагог физкультуры, спортивно-зрелищные мероприятия, студент, здоровый образ жизни.

Современная молодежь в большей степени проводит свободное время дома, сидя за компьютером, общаясь не во дворе, а в Интернете и социальных сетях. Все это делает двигательную активность современной молодежи и детей очень низкой, что усугубляет и без того часто слабое наследственное здоровье. Примеров неудовлетворительного здоровья нации большое множество. Выявленные проблемы можно разрешить, если многочисленные секции, ледовые катки и стадионы станут в шаговой доступности, входя изначально в инфраструктуру каждого жилого района, каждого города, каждой улицы и микрорайона. В настоящее время отмечается значительное ухудшение состояния физической подготовленности и уровня здоровья подрастающего поколения. По данным Минздрава и Госсанэпиднадзора РФ, только 14% студентов по России практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35 - 40% - хронические заболевания. У каждого четвертого студента обнаруживается патология сердечнососудистой системы, у каждого третьего - близорукость, нарушение осанки. Согласно исследованиям НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, учебно-воспитательный процесс особенно отрицательно сказывается на психосоматическом здоровье учащихся (малоподвижный образ жизни, умственные нагрузки, интенсификация учебного процесса и др.), отклонения со стороны нервной системы регистрируются у 32,6% девушек и 16,4% юношей, а 50% студентов нуждаются в помощи психолога. Таким образом, многогранная проблема сохранения и укрепления здоровья молодежи и студентов в контексте формирования их здорового образа жизни в настоящее время становится приоритетной в аспекте дальнейшего развития российской системы образования как здоровьесберегающей системы. Наряду с озабоченностью государства проблема формирования здорового образа жизни у студентов и молодежи актуальна для исследователей (П.К. Дуркин, М.П. Лебедев, Ю.П. Лисицин, Н.И. Соловьева,

М. М. Борисова, В.А. Ясвин и др.) и практиков системы высшего образования. В настоящее время увеличивается количество издаваемых рекомендаций по здоровому образу жизни студентов; постепенно увеличивается число программ, ориентированных на решение образовательно-воспитательных задач; создаваемого специального спортивного оборудования, расширяется перечень методов, форм организации, направленных на формирование здорового образа жизни студентов. Однако недостаточное внимание уделяется исследованиям и программному обеспечению формирования ЗОЖ студентов в спортивно-оздоровительных центрах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными условиями формирования здорового образа жизни современной молодежи и студентов являются:

- осознание собственного здоровья как ценности, включающей благоприятный психологический климат в спортивно-оздоровительном центре; рациональное питание; выполнение режима дня и др.;

- формирование культуры здорового образа жизни;

- включение в спортивно-оздоровительные мероприятия;

- создание благоприятной образовательно-воспитательной среды;

- организация просветительно-воспитательной работы: лекций и уроков здоровья;

- организация психолого-развивающих групповых и индивидуальных занятий.

Для реализации перечисленных выше условий необходим анализ существующих программ здорового образа жизни студентов и разработка новых программ их пребывания в спортивно-оздоровительных центрах/лагерях.

Главные причины возникновения проблем со здоровьем у населения следующие: нежелание родителей уделять больше внимания своим детям, отсутствие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.