Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность / формирование готовности / педагогический процесс / физкультурно-оздоровительная деятельность / младшие школьники. / readiness / development of readiness / pedagogical process / sports and fitness activities / elementary school students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т. А. Степченко, Ю. А. Украинцева

В данной статье рассматриваются компоненты как главные составляющие процесса формирования готовности студентов к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников. В ходе данного процесса были выделены следующие компоненты: содержательно-целевой, деятельностный, мотивационно-ценностный, результативный. Предполагается, что в результате тесного взаимодействия и целенаправленной реализации содержательной части выделенных компонентов у обучающихся будет сформирована целостная система знаний, умений и навыков, профессиональных качеств, позволяющих эффективно организовать физкультурно-оздоровительную деятельность с младшими школьниками. Авторы сделали вывод о том, что реализация содержания выделенных компонентов на практике позволит сформировать готовность студентов к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников, что, в свою очередь, обеспечит с большей степенью вероятности сохранение и укрепление здоровья обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т. А. Степченко, Ю. А. Украинцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF STUDENTS TO ORGANIZE PHYSICAL AND HEALTH-RESERVING ACTIVITIES FOR SCHOOLCHILDREN

The article considers the main components of the process of forming readiness to organize physical culture and health activities for schoolchildren in unversity students. In the process of formation of such readiness, the authors define such components as content-oriented, activity-oriented, motivational-value, and effective ones. It is assumed that as a result of close interaction and purposeful implementation of the content of the selected components, students will form an integral system of knowledge, skills, and professional qualities that would allow them to effectively organize physical education and health activities with younger students. The authors conclude that the implementation of the content of the selected components in practice will allow students to form readiness for the organization of physical education and health activities of younger students, which in turn will provide a greater degree of probability – the preservation and strengthening of the health of students.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

References

1. Levitan K.M. Pedagogicheskie kompetencii i kompetentnost'. Sel'skaya shkola. Moskva, 2004; № 3: 29 - 32.

2. Muromceva O.V. Podgotovka uchitelya nachal'nyh klassov k organizacii uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2018; № 4.

3. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii kak komponent lichnostno orientirovannoj paradigmy obrazovaniya. Narodnoe obrazovanie. 2003; № 2: 55 - 61.

4. Kuz'mina N.V. Sovershenstvovanieprocessa obucheniya. Moskva: Pedagogika, 1981.

5. Stouns 'E. Psihopedagogika. Psihologicheskaya teoriya ipraktika obucheniya. Moskva, 1984.

6. Klimenko G.V., Shatalova N.S. Professional'naya podgotovka lingvistov-perevodchikov v sovremennom vuze. Aktual'nyeproblemy obucheniya russkomuyazyku kakinostrannomu i russkomu yazyku kak nerodnomu: sbornik statej. Moskva, 2016: 101 - 109.

7. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era. Moskva, 2019.

8. Gorbunova N.V., Vezetiu E.V. Mediaobrazovatel'nye tehnologii v sisteme formirovaniya informacionnoj kompetentnosti buduschih pedagogov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 66 - 69.

9. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.

Статья поступила в редакцию 03.03.20

УДК 371

Stepchenko T.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Bryansk State University n.a. Academician I.G. Petrovsky

(Bryansk, Russia), E-mail: ta-step2007@yandex.ru

Ukraintseva Yu.A., senior teacher, Department of Physical Education and the Basics of Medical Knowledge, Bryansk State University n.a. Academician

I.G. Petrovsky (Bryansk, Russia), E-mail: yulya-gudova@yandex.ru

READINESS OF STUDENTS TO ORGANIZE PHYSICAL AND HEALTH-RESERVING ACTIVITIES FOR SCHOOLCHILDREN. The article considers the main components of the process of forming readiness to organize physical culture and health activities for schoolchildren in unversity students. In the process of formation of such readiness, the authors define such components as content-oriented, activity-oriented, motivational-value, and effective ones. It is assumed that as a result of close interaction and purposeful implementation of the content of the selected components, students will form an integral system of knowledge, skills, and professional qualities that would allow them to effectively organize physical education and health activities with younger students. The authors conclude that the implementation of the content of the selected components in practice will allow students to form readiness for the organization of physical education and health activities of younger students, which in turn will provide a greater degree of probability - the preservation and strengthening of the health of students.

Key words: readiness, development of readiness, pedagogical process, sports and fitness activities, elementary school students.

Т.А. Степченко, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «БГУ имени академика И.Г. Петровского», г. Брянск, E-mail: ta-step2007@yandex.ru

Ю.А. Украинцева, ст. преп., ФГБОУ ВО «БГУ имени академика И.Г. Петровского», г. Брянск, E-mail: yulya-gudova@yandex.ru

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье рассматриваются компоненты как главные составляющие процесса формирования готовности студентов к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников. В ходе данного процесса были выделены следующие компоненты: содержательно-целевой, де-ятельностный, мотивационно-ценностный, результативный. Предполагается, что в результате тесного взаимодействия и целенаправленной реализации содержательной части выделенных компонентов у обучающихся будет сформирована целостная система знаний, умений и навыков, профессиональных качеств, позволяющих эффективно организовать физкультурно-оздоровительную деятельность с младшими школьниками. Авторы сделали вывод о том, что реализация содержания выделенных компонентов на практике позволит сформировать готовность студентов к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников, что, в свою очередь, обеспечит с большей степенью вероятности сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Ключевые слова: готовность, формирование готовности, педагогический процесс, физкультурно-оздоровительная деятельность, младшие школьники.

В национальном проекте «Образование», федеральном проекте «Современная школа» и других нормативно-правовых документах в сфере образования на первый план выдвигаются задачи выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, формирование гармонично развитой и социально ответственной личности, ведущей здоровый образ жизни и ответственно относящейся к своему здоровью. Одним из основных условий их решения является высокопрофессиональная деятельность педагогических работников, обладающих как общепрофессиональными, так и специальными компетенциями, в данном случае по организации физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми младшего школьного возраста [1 - 11].

Готовность студентов к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников является актуальной и всесторонне изучаемой научной проблемой, которой уделяется огромное внимание в психолого-педагогических исследованиях.

Анализ учебных планов и содержания основных образовательных программ факультетов физической культуры в Брянском государственном университете имени академика И.Г Петровского, Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, Московском педагогическом государственном университете, Белгородском государственном национальном исследовательском университете показал, что организация педагогического процесса по подготовке будущих учителей физической культуры поставлена на должном уровне, однако специфика организации физкультурно-оздоровительной деятельности с младшими школьниками в анализируемых документах не отражена и, соответственно, не находит практического воплощения. В частности, отсутствуют современные научно-методические и методико-практические рекомендации по осуществлению подготовки студентов к данной деятельности.

Целевым ориентиром, основой организации педагогического процесса является ФГОС ВО по направлению в бакалавриате 44.03.05 - «Педагогическое

образование (с двумя профилями подготовки)» [12], в котором чётко указаны виды деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, и перечислены задачи, которые он должен уметь решать, в частности:

- обучение и воспитание в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;

- использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей;

- обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

Следовательно, актуальным для нашего исследования является выявление компонентов, которые включает рассматриваемый процесс, и какова их сущность.

Анализируя различные подходы к понятию «готовность студентов к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников, можно выделить следующие:

- профессиональное свойство, в котором выражается степень усвоения учащимися социального опыта в аспекте здоровьесбережения, направленного на сохранение и укрепление собственного здоровья [5];

- интегративное образование личности, определяющее ее направленность на сохранение и развитие здоровья участников педагогического процесса, имеющее сложную многоуровневую структуру и реализующееся в процессе здо-ровьесбережения [8];

- поликомпонентное состояние личности, обеспечивающее ее самореализацию в решении здоровьесберегающих задач начального образования школьников с учетом конкретных условий и личностного опыта [6].

На основе известных подходов учёных-исследователей [8, 9 и др.] к данной дефиниции под готовностью студентов к организации физкультурно-оздоро-

вительной деятельности младших школьников мы понимаем свойство личности будущего учителя физической культуры, характеризующееся системой знаний, умений и навыков осуществления традиционных и современных видов физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми младшего школьного возраста.

Преломляя данное понятие через призму нашего исследования, необходимо сделать следующее уточнение: формирование готовности студентов к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников - это специфический, относительно самостоятельный педагогический процесс, функционирующий в образовательной организации (учреждении) высшего образования, направленный на обучение, воспитание и развитие обучающихся, способных и готовых (компетентных) к организации физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

Итак, в процессе формирования готовности студентов к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников мы выделяем следующие компоненты: содержательно-целевой, деятельностный, мотивацион-но-ценностный, результативный.

В основе содержательно-целевого компонента лежит разработанная нами рабочая программа в рамках элективной дисциплины по физической культуре и спорту «Организация физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников», содержание которой реализуется через комплекс технологий для достижения поставленных целей и задач.

Отличительной особенностью программы является предоставление возможностей для овладения студентами специальных теоретических знаний, практических умений и навыков готовности к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников. В программе дополнительно предусмотрены:

- теоретические занятия по вопросам здоровьесбережения и готовности к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников с приглашением ведущих спортсменов города Брянска, физиологов, врачей, психологов;

- включение студентов в различные виды внеаудиторной деятельности (физкультурно-оздоровительные мероприятия);

- самостоятельная работа по разработке проектов, технологических карт и комплексов современных форм физкультурно-оздоровительной деятельности с применением инновационных педагогических технологий для детей в начальной школе;

- использование интерактивных и активных методов обучения при организации данной деятельности с детьми младшего школьного возраста;

- применение геймификации в исследуемом процессе.

Деятельностный компонент отражает взаимодействие преподавателей и

студентов вуза, их сотрудничество, организацию и управление процессом готовности будущих учителей физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников. Данный компонент представляет собой поэтапное, логически выстроенное использование активных форм и методов, средств обучения и воспитания, способствующее формированию зна-

Библиографический список

чимых профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих их использование в практической педагогической деятельности для компетентного решения профессиональных педагогических задач.

С этой целью нами был разработан практикум «Организация физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников». Учебный материал практикума направлен на закрепление и углубление практических знаний, умений и навыков готовности студентов к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников.

Для эффективной организации образовательного процесса в содержание практикума предусмотрен комплекс практических заданий различного уровня сложности, учитывающий разные уровни освоения студентами практического материала по организации физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми младшего школьного возраста. В процессе экспериментальной работы нами выделены наиболее эффективные методы и технологии обучения.

Основными средствами обучения являются следующие: учебно-методические и наглядные пособия, научная литература, технические средства обучения, современная электронная образовательная среда.

Мотивационно-ценностный компонент характеризуется ценностным отношением к здоровью как фактору и показателю качества жизни; к физкультурно-оздоровительной деятельности как средству сохранения и укрепления физического здоровья; мотивация на личное самосовершенствование в направлении физического развития как важнейшего условия сохранения устойчиво хорошего самочувствия и расширения и углубления теоретических и практических знаний как основы качественного выполнения профессиональных обязанностей; готовность отвечать за последствия своих решений и педагогических действий; стремление переучиваться и совершенствоваться в течение жизни. Данный компонент включает качества и ценностные ориентации, которые будущий учитель должен иметь или стремиться вырабатывать, открытость личности по отношению к новому, осознание необходимости самопознания и саморазвития. Задача учителя -создать ситуацию успеха у ребёнка, помочь поверить ему в собственные силы.

В подтверждение вышесказанного в содержании программы нами включены такие темы, как «Формирование положительной мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности детей в начальном звене школы», «Основы здорового образа жизни детей в младшем школьном возрасте», «Физкультурно-оздоровительная деятельность в обеспечении здоровья ребенка» и др.

Основу результативного компонента составляет оценка педагогического процесса, которая позволит проанализировать на этапе рефлексии степень сформированности профессионально-личностных качеств, знаний, умений и навыков, мотивационно-ценностных ориентиров, важно значимых для осуществления будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, реализация содержания данных компонентов на практике позволит сформировать готовность студентов к организации физкультурно-оздоровительной деятельности младших школьников, что, в свою очередь, обеспечит с большей степенью вероятности сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

1. Барчуков И.С. Физическая культура: методики практического обучения: учебник. Москва: Кнорус, 2014.

2. Булах К.В., Бурцева Е.Т. Педагогическое обеспечение развития инновационных процессов в профессиональном образовании. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. 2017; № 4 (208): 50 - 56.

3. Бурдин Д.В. Пути привлечения детей к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью. Электронный журнал «СтРИЖ». 2016; № 1 (05): 9 - 12.

4. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Комитет по образованию и науке. Решение. «Опыт и проблемы формирования здорового образа жизни у детей и молодежи, внедрение здоровьесберегающих технологий и основ медицинских знаний». Протокол № 60-1, 2018: 9.

5. Давыдова С.А. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры к формированию здоровьесберегающей стратегии обучающихся. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2017.

6. Диканова Е.Г Подготовка будущего учителя к формированию культуры здоровья младшего школьника в условиях педколледжа. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2004.

7. Калоша А.И. Формирование культуры здоровья младших школьников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях радиационного загрязнения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Брянск, 2012.

8. Козуб М.В. Формирование профессиональной готовности будущих учителей физической культуры к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в школе. Диссертация . кандидата педагогических наук. Елец, 2007.

9. Лямзин М.А., Собина В.А., Лазукин А.Д. Система образования Российской Федерации: Анализ компонентов. Вестник Екатерининского института. 2013; № 2: 3 - 10.

10. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015г. Система ГАРАНТ Available at: http://base.garant.rU/197127/#ixzz5apAo3IzW

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Available at: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf

12. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Available at: http://fgosvo.rU/support/40/4/5

References

1. Barchukov I.S. Fizicheskaya kul'tura: metodikiprakticheskogo obucheniya: uchebnik. Moskva: Knorus, 2014.

2. Bulah K.V., Burceva E.T. Pedagogicheskoe obespechenie razvitiya innovacionnyh processov v professionalem obrazovanii. VestnikAdygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: pedagogika i psihologiya. 2017; № 4 (208): 50 - 56.

3. Burdin D.V. Puti privlecheniya detej k zanyatiyam fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nost'yu. 'Elektronnyjzhurnal «StRIZh». 2016; № 1 (05): 9 - 12.

4. Gosudarstvennaya Duma Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii sed'mogo sozyva. Komitet po obrazovaniyu i nauke. Reshenie. «Opyt i problemy formirovaniya zdorovogo obraza zhizni u detej i molodezhi, vnedrenie zdorov'esberegayuschih tehnologij i osnov medicinskih znanij». Protokol № 60-1, 2018: 9.

5. Davydova S.A. Professional'naya podgotovka buduschih uchitelej fizicheskoj kul'tury k formirovaniyu zdorov'esberegayuschej strategii obuchayuschihsya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2017.

6. Dikanova E.G. Podgotovka buduschego uchitelya k formirovaniyu kul'tury zdorov'ya mladshego shkol'nika v usloviyah pedkolledzha. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2004.

7. Kalosha A.I. Formirovanie kul'tury zdorov'ya mladshih shkol'nikov v processe fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti v usloviyah radiacionnogo zagryazneniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Bryansk, 2012.

8. Kozub M.V. Formirovanie professional'noj gotovnosti buduschih uchitelej fizicheskoj kul'tury k osuschestvleniyu zdorov'esberegayuschej deyatel'nosti v shkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Elec, 2007.

9. Lyamzin M.A., Sobina V.A., Lazukin A.D. Sistema obrazovaniya Rossijskoj Federacii: Analiz komponentov. VestnikEkaterininskogo instituta. 2013; № 2: 3 - 10.

10. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373 s izmeneniyami i dopolneniyami ot: 26 noyabrya 2010 g., 22 sentyabrya 2011 g., 18 dekabrya 2012 g., 29 dekabrya 2014 g., 18 maya, 31 dekabrya 2015g. Sistema GARANT. Available at: http://base.garant.ru/197127/#ixzz5apAo3IzW

11. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Available at: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf

12. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru/support/40/4/5

Статья поступила в редакцию 29.02.20

УДК 371

Turovsky A.N., postgraduate, Academy of the Humanities and Pedagogics, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),

E-mail: viza_1986@ukr.net

SPORTS AS A FACTOR IN FORMING SOCIAL HEALTH OF STUDENTS. The article discusses the main theoretical aspects associated with the phenomenon of social health of an individual, analyzes the role of sports in its formation. The main problems associated with the popularization of sports in the student community are identified, the possible positive consequences of the impact of sports on the social health of an individual are described. The article concludes that human social health is an essential element of a holistic system of student development, self-determination and outlook. It depends on the different influences of social aspects of public life, as well as on the degree of individual involvement in sports activities. Sport is the most important factor in the formation and maintenance of social health, as well as a particularly important part of the life of a modern young man. Student youth are greatly influenced by the university as a key institution of socialization in the process of socialization in the process of social health formation and development.

Key words: sports activity, social health, socialization, sport, activity, self-actualization.

А.Н. Туровский, аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@ukr.net

СПОРТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются основные теоретические аспекты, связанные с феноменом социального здоровья личности, анализируется роль спортивной деятельности в его формировании. Выявляются основные проблемы, связанные с популяризацией спорта в студенческом сообществе, описываются возможные положительные последствия влияния спорта на социальное здоровье личности. В статье делается вывод о том, что социальное здоровье человека является важнейшим элементом целостной системы развития студента, его самоопределения и мировоззрения. Оно зависит от разных влияний социальных аспектов общественной жизни, а также от степени вовлеченности личности в спортивную деятельность. Спорт является важнейшим фактором формирования и поддержания социального здоровья, а также особо важной частью жизни современного молодого человека. На студенческую молодежь огромное влияние оказывает вуз как ключевой институт социализации в процессе формирования и развития социального здоровья.

Ключевые слова: спортивная деятельность, социальное здоровье, социализация, спорт, активность, самоактуализация.

Спорт - неотъемлемая часть жизни каждого современного человека. В последнее время все больше популяризируется здоровый образ жизни, спортивная деятельность, физическая активность, тренажерные залы, йога и активный отдых, поскольку для этого созданы все возможные условия. Это еще и абсолютно социальное явление, формирующее и поддерживающее социальное, физическое и психическое здоровье личности. Студент особенно нуждается в поддержании всех этих видов здоровья, поскольку в основном его деятельность направлена на интеллектуальную работу, которая предполагает длительное нахождение перед компьютером или за книгами. Этим обусловливается актуальность выбранной темы [1 - 7].

Спортивные соревнования, различные мероприятия и обязательные дисциплины, введенные в рамках учебного процесса, несомненно, обеспечивают развитие творческого потенциала студентов. Рассмотрим мнения разных научных деятелей на этот счет.

0.В. Матыцин считает, что «уровень развития студенческого спорта является отражением эффективности государственной молодежной политики, а успехи на международных студенческих соревнованиях являются доказательством жизнеспособности и силы нации» [6].

В.Ф. Кошелев выделяет формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе, которые используются в физическом воспитании студентов [4]. Рассмотрим их в контексте крымского высшего образования.

1. Учебные занятия - основная форма физического воспитания, проводимые в виде:

• теоретических, практических, контрольных занятий;

• элективные практические, индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.

2. Внеучебные занятия организуются и проводятся в форме:

• выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

• занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

• массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что спортивно-массовые мероприятия в вузах - явление достаточно частое и регулярное. Этому есть несколько

объяснений. Во-первых, руководство вузов часто внедряет в учебный процесс всех специальностей обязательные занятия физической культурой и способствует организации спортивных секций. Кроме того, активно развивается инфраструктура, строятся новые спортивные комплексы и стадионы. Этому свидетельствуют постоянные упоминания в средствах массовой информации полуострова, а также на сайтах вузов. Во-вторых, этого требует выбранная студентами специальность (например, кафедры спорта и физического воспитания пользуются огромной популярностью среди абитуриентов). В-третьих, этому способствуют тенденции современного мира. Студенты чаще подвергаются общественному мнению и легковнушаемы, поэтому активно реагируют на «тренд» на здоровое питание, правильный образ жизни, занятия спортом, фитнесом, йогой, танцами. Так, социальная сеть «Инстаграм» пестрит блогами о фитне-се и правильном питании и является значительным мотиватором, побуждающим молодых людей к самосовершенствованию путем спортивной деятельности. Эти слова подтверждает исследование Л.А. Боярской, которая отмечает: «В последнее время в России возникает социальный феномен, выражающийся в заинтересованности людей в сохранении и укреплении своего здоровья как основы активного долголетия, материального благополучия, успехов в профессиональной деятельности. Несмотря на то что с каждым годом все больше людей посещают фитнес-клубы, бассейны и другие спортивные сооружения, регулярные занятия физической культурой и спортом среди различных категорий населения, к сожалению, еще не приобрели черты устойчивой и целостной системы поведения» [1].

Социальная и индивидуальная ценность физической культуры и спорта растет с каждым годом все больше и больше. Спорт считается основой не только физического, физиологического, но и ментального, психического здоровья личности. Студенты особенно нуждаются в поддержании социальной активности и всестороннего развития, поэтому обращаются к спорту как формирующему фактору этого самого развития. Именно физическая культура помогает самореализации, формированию мировосприятия и поддержанию социального здоровья, поскольку влияет на все сферы жизни человека.

Формирование социального здоровья студенческой молодежи рассматривается в трудах некоторых отечественных ученых, таких как В.Л. Гатило, А.В. Ильин, С.В. Рыльский, В.И. Ильинич, Н.А. Котова, Д.О. Рассохина, Н.К. Тер-Геворкова и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.