СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Жаныс А.Б.1, Есмаганбет М.Г.2, Алхатова Т.С.3
1Жаныс Арай Бошанкызы - PhD, профессор, старший преподаватель, кафедра информационных систем, Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина, г. Астана;
2Есмаганбет Мусатай Галымович - кандидат физико-математических наук, профессор, кафедра информационных систем и информатики, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова;
3Алхатова Толкын Сериковна - старший преподаватель,
кафедра социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова, магистр психологии, аспирант, Омская государственная академия, г. Кокшетау, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассмотрены некоторые аспекты развития инклюзивного образования в Республике Казахстан. Воспитание окружающих через включения детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивную среду, а также актуальные проблемы по реализации инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, медико-педагогическая коррекция, экстериоризация, эмоционально-информационная субстанция.
Вопросы обеспечения жизнедеятельности детей данной категории определены в Законах Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», а также в ряде нормативных правовых актов.
Имея в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законом РК «Об образовании» равные со всеми другими детьми права на образование и творческое развитие. В жизни же дети с ограниченными возможностями сталкиваются с трудностями, а то и невозможностью получить хорошее образование. Сегодня большинство детей с ограниченными возможностями получают образование в специальных коррекционных учреждениях образования с проживанием в интернате или же на дому.
Основной целью инклюзивного образования является реализация права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования. В соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка [1].
Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан утвержденный приказом МОН РК от 1 июня 2015 года № 348 подтверждает развитие системы образования одним из важнейших приоритетов государственной политики.
В настоящее время в Казахстане работает 56 психолого-медико-педагогических консультаций, финансируемых местными бюджетами. Согласно нормативам, таких организаций в республике должно быть 79. Методическое руководство данными консультациями закреплено за Республиканской психолого-медико-педагогической консультацией, расположенной в Алматы.
По данным МОН РК, на 1 января текущего года в стране проживают 149246 детей с ограниченными возможностями, это примерно 3,15% от общего числа несовершеннолетних граждан республики. Однако данная статистика не отражает реальную ситуацию, поскольку существуют факты приписки статистических данных и, наоборот, невключения в учет нуждающихся детей.
Согласно Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011 -2020 годы, утвержденной Указом Президента РК от 7 декабря 2010 г. № 1118, представлен комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, способствующих созданию необходимой организационной основы включения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс. Планируется к 2020 году увеличить до 70% долю школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества [2].
По словам директора Департамента среднего образования МОН РК Н. Аршабекова, международные организации отмечают, что в Республике Казахстан, по сравнению с другими центральноазиатскими республиками, процесс внедрения инклюзивного образования идет очень активно, что конечно еще раз подтверждает политический курс состоявшегося государства.
В текущий период реализуется интернет-проект на базе сайта www.inclusion.kz в рамках информационной поддержки заинтересованных сторон в развитии инклюзивного образования в Казахстане [2].
Результаты социологических опросов показали, что более 68% казахстанцев считают, что эти ребята должны учиться в обычной среде, чтобы быстрее развиваться и включаться в общество. Но на сегодняшний день существует много проблем, которые являются барьерами для детей с ограниченными возможностями на пути получения образования среди своих сверстников.
В реализации данной программы инклюзивного образования в целом по республике остается еще ряд нерешенных задач развития инклюзивного образования, таких как:
- совершенствование нормативно-правовых и организационно-экономических основ и механизмов развития инклюзивного образования;
- совершенствование методологических, учебно-методических основ развития инклюзивного образования (адаптация и модификация учебных планов и программ, учебников, учебно-методических комплексов, внедрение критериальной системы оценки учебных достижений);
- осуществление индивидуализированной коррекционно-педагогической и социальной-психологической поддержки обучающимся, создание комфортной образовательной среды, предоставляющей обучающимся возможность стать значимым и активным участником школьного сообщества, повысить свою самооценку, мотивированность к обучению и социализации;
- создание доступной «безбарьерной среды» и обеспечение обучающихся компенсаторными средствами;
- улучшение кадрового обеспечения организаций образования, реализующих инклюзивное образование;
- обеспечение условий для продолжения обучения лиц с особыми образовательными потребностями на уровнях технического и профессионального и высшего образования с перспективой освоения профессии;
- проведение прикладных научных исследований в области инклюзивного образования.
Инклюзивное образование способствует фопмированию внутреннего мира личности.
Внутренний (субъективный) мир - психическая реальность, организованное содержание человеческой психики, потребностно-эмоционально-информационная субстанция, вся сознательная духовная жизнь человека, источник его духовной энергии.
Внутренний мир человека можно считать словесной метафорой, определяющей виртуальную реальность, моделируемую электрохимическими процессами взаимодействия нейронов. Внутренний мир может быть богатым, глубоким, гармоничным, сложным или простым.
Б.Г. Ананьев считал, что человек развивается во взаимодействии с миром на протяжении всего жизненного пути в динамике экстериоризации и интериоризации. Внутренний мир человека вместе с отражением действительности является составляющей частью сознания. Во внутреннем мире происходит определённая работа, которая затем экстериоризируется в процессе деятельности. Человек, как субъект деятельности, постоянно изменяется в процессе ее осуществления. Личность производит неповторимый вклад в общественное развитие путем экстериоризации своего внутреннего мира. Именно в продуктах экстериоризации внутреннего мира возможно наблюдение индивидуальности [4].
Инклюзивное образование нам дает:
Нельзя с этим не согласиться. Сознательно или бессознательно современное общество будет совершенствовать свой внутренний мир, если мы позволим ему заботиться и принимать участие в жизни детей с особыми образовательными потребностями.
1. Алхатова Т.С., Алхатова Р.К., Жансериков Р.К. Приоритетные направления развития науки и технологий доклады XXI международной научно-технической конференции, 2017. № 2. 98 с.
2. Ibrayev М. On state of inclusive education in educational institutions of Akmola region, 2015. № 4. 102 с.
3. Алхатова Т.С., Бейсембаева А. Подготовка будущих преподавателей предмета «Самопознания», как фактор динамического развития общества Стандарты нового поколения, 2017. № 9. 68 с.
Обычный ребенок по отношенню к ребенку с особенными потребностями
Рис. 1. Экстериоризации внутреннего мира
Список литературы