ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ФОРМЫ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ИНОВАЦИОННО-ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Жумашева С.А.1, Паникарская М.А.2, Алхатова Т.С.3, Ракишева А.Ж.4
1 Жумашева Сауле Амантаевна - учитель начальных классов;
2Паникарская Маргарита Александровна - учитель начальных классов, Школа-лицей № 60, г. Астана; 3Алхатова Толкын Сериковна - магистр психологии, кафедра социально-педагогических дисциплин, гуманитарно- педагогический факультет, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова, аспирант, Омская гумунитарная академия;
4Ракишева Алтын Жолболдыевна - учитель математики, Средняя школа № 18, г. Кокшетау, Республика Казахстан
Аннотация: на данный момент, в образовании Республики Казахстан очень часто опираются на курс, связанный с инновационной парадигмой и инклюзивным образованием. Обозначилась новейшая стратегия воспитания нынешней молодежи и полного образования в целом, целью которой является формирование различных компетенций, функциональной грамотности у детей младших классов. Ключевые слова: иновационное, инклюзивное образование, иновационная парадигма, игровая форма занятий, субъект, багаж знаний, стратегия, начальный класс, педагогические технологии, методика преподавания.
Начато внедрение общенациональной идеи «Мэнгшк Ел», направленной на формирование патриотичного воспитания детей как личности. Объективной необходимостью в этих условиях становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей в современно развитом мире. Сегодня не должно быть такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным и ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика, лично? Как привить ценности «Мэнгшк Ел?» Как воспитывать детей в инклюзивном образовании? Как преподнести все интереснее свои педагогические технологии и новаторства?
Новая реформа образовательных стандартов, это новое отношение к жизни, которые предъявляют новые требования к школе, к ученику и соответсвенно к учителю. Инклюзивное образование, иновационные педагогические технологии, это новая старница современного учителя начального класса. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённого багажа знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта в инклюзивной наваторской образовательной деятельности для дальнейшего выбора сферы работы молодому поколении. В основе современного образования лежит активность ученика как субъект, направляемая все цело учителем субъектом. Именно этой цели -воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться, готовой самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающей, чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны отвечать учит, в инклюзивной образовательной среде учитель. Он активно участвует на протижении 4-х лет в судьбе ребенка, учит всему и в достижении главной цели Стратегии «Казахстанский путь - 2050 - одна цель, одни интересы, одно будущее» и подчиняются основные задачи современного инклюзивного образования и образовательной деятельности в целом нашего государства Казахстана.
Главный вопрос в нашем случае, это где любой инновационной, инклюзивной образовательной технологии в нашем современном Казахстане заключается в следующем:
Чему мы должны научить школьников в XXI веке в нынешнем техническо-развитом современном мире?
Что мы можем дать, нового, в предверии инновационно-коммуникационных техологии молодежи?
Актуальные игровые технологии на уроках в начальных классах, данного инклюзивного, инновациоонго образования отвечают на этот вопрос следующим образом. Мы должны научить технического развитого современного школьника:
- Организованности и сплоченности детей друг другом в целом;
- Самореализации, сохранению различных ценностей мира;
- Умению логически мыслить, принимать мышления как субъект;
- Гибкости среди одноклассников и глубоко мыслить для принятия какого-либо другого решения;
- Умению слушать других, при высказывании мнения;
- Математической грамотности, при решении логических задач;
- Быть коммуникабельным во всем, контактным, уметь работать в группе для решения различных учебных и игровых задач.
Математическая или какая либо другая игра используется в следующих случаях:
> в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы или даже раздела учебного предмета при инклюзивном образовании;
> как элемент более обширной и разносторонной технологии при разработке учительских наваторств;
> в качестве занятии или его части при иновациооном и инклюзивном образовании;
> как педагогическая технология внеклассной работы для младшего звена.
Под инновационно-коммуникационным технологиями понимают - набор различных методов, средств и мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность при инклюзивном образовании [1].
Исследованию проблемы педагогической технологии инклюзивного образования посвящены множество работ ведущих Российских, так и Казахстанских педагогов. В содержание термина «педагогическая технология» одни авторы вкладывают понятие проект учебно-воспитательного процесса. Другие - методы, средства разработки занятия, операции, способы, приемы, условия, формы организации учебно-воспитательного процесса. Третьи - модель совместной педагогической деятельности при иновационном и инклюзивном образовании. В общем, на данный момент, кто на что горазд, то и прописывает в своем педагогической технологии.
В казахстанской школе игровые технологии занимают определенно ведущее место, так как применяются учителями на своих различных предметах иновационного инклюзивного образования. Опыт описан и расписан как в методических пособиях, так и в интернет ресурсах современного технического мира [2]. К примеру, С.А. Зубко, учитель высшей категории средней общеобразовательной школы № 10 отдела образования акимата, г. Экибастуза считает, что игровые технологии на уроках математики способствуют формированию знаний и умений, быстроты мышления учащихся, исследовательским навыкам учащихся, а также воспитывают чувство сплочённости и коллективизма. М.О. Сеитова активно применяет информационно -коммуникационные игровые технологии обучения на уроках математики («Потанинская средняя общеобразовательная школа» Павлодарская область) и это ей позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока. Тажибаева М.Ш. учитель математики школы №273 города Байконур, выбрала темой опыта использование игровых элементов обучения на уроках математики и использует инновационные дидактические игры - упражнения (викторины,
26
кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки) игры - путешествия, сюжетные (ролевые) игры, интеллектуальные и другие. Игровая технология обучения позволяет педагогу развить ребенка всесторонее, она учит будущее поколение разносторнему мышлению, логический думать, ораторский говорить, и математический решать. Так как мы готовим будущих: инженеров, медиков, писателей, худождиков и т.д.
Мы считаем, что первым образом, игровая форма занятия является сильной мотивацией для пробуждения познавательного интереса младшего школьника, активизируется внимание, запоминание, восприятие, интерес и мышление. В данном учебном процессе в виде игры ребенок может выполнить огромный объем познавательной работы, пропадает боязнь сделать ошибку или неправильно ответить, осуществляется самостоятельный поиск знаний.
Во-вторых, в социальном смысле игровая учебная деятельность сплачивает школьников и воспитывает уважение друг к другу, формирует толерантное отношение к различным мнениям и понимание социального многообразия иновационного, инклюзивного образования в целом в нашем государстве. Высокий потенциал удовлетворения коммуникационных потребностей школьников способствует становлению коллектива в процессе совместной учебно-игровой деятельности. Игровая форма обучения используется как инструмент общения субъекта с субъектом, а также для преодоления неприятных ситуаций, боязливого барьера и решения эмоциональных проблем иновационного инклюзивного образования.
В третьем случае, игровая форма обучения образует, диалектическое единство свободы и нет необходимости, жестких обязательств и условности поведенческих границ иновационного инклюзивного образования. В ней младшеклассник естественен, искренен, открыт, создается своеобразное полемышления для самовыражения, происходит объединение рационального и эмоционального компонента человеского поведения, окружающая ценность своего эго, где сочетается с ценностью других одноклассников в иновационном и инклюзивном образовании. Все это способствует развитию творческих способностей, где овладению навыками исследовательских наваторств, являет педагог-субъект где выработка его навыков контроля в повседневных ситуациях, развитии различного рода умений социального взаимодействия, разработки и усвоения, различных правил, обеспечивающих открытое соперничество и «честную игру».
Четвертым пунктом нашего исследования является, игра-урок, это одновременно и хранилище различных норм, сберегающих устойчивость бытия, и школа социализации, готовности к непредсказуемой реальной жизни в иновационном и инклюзивном образовании. С одной стороны, жесткая структура с требованием обязательного соблюдения жестких правил. С другой, - правила игровой формы занятия, в определенной степени ограничивая ту свободу, которая имелось раньее, допускают разнообразные импровизации и вариативность поведения детской психологической нестабильности. Образуется противоречивое единство свободы и необходимости, заданности и гипотетичности, жестких игровых обязательств и условности поведенческих границ иновационного и инклюзивного образования. Игровая форма обучения, т.е. методика, оно строится как целостное система образования для младших классов иновационного и инклюзивного образования. Составление игровых-педагогических технологий из отдельных компонентов игр (тем занятии) и элементов - забота каждого учителя начальной школы о самом главном, нашего будущего в иновационном и инклюзивном образовании [3].
Технология деловой игры состоит из нескольких этапов (таблица 1).
Учебный предмет «Математика, литература, окружающий мир и т. д.» в начальных классах предполагает формирование основу грамотности, включающих такие математические, речевые, мыслительные компетентности как умение работать:
> с числами, различной цифровой информацией (арифметические счетные навыки, ораторские способности ребенка);
> логика мышления, способности измерения длины, ширины, пространственное воображение, освоение математической речи и др. [4].
Следовательно, применение игровых технологий, должно быть направлено на решение какой, либо задачи, у которого должен быть итоговый результат.
Микроисследования, это как одна из форм реализация различного рода игровых технологий.
Предложите детям стать ненадолго стать научным исследователя, какой-либо проблемы в какой-нибудь сфере науки.
Различные виды задания предполагают формирование у обучащихся различного рода исследовательских умений: работы с научно-популярной литературой и справочниками; умения анализировать математические сведения; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада, эссе) при иновационном и инклюзивном оббразовании в целом республике. Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке при любой сложности темы, в занимательном характере исследования юнного исследователя. Здесь за внешней простотой формы - серьезное идеологическое мышление или другого вида сложности содержание инклюзивного образования. Задания рассчитаны на различный уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения иновационного инклюзивного образования.
Таблица 1. Технологическая схема деловой игры
Этап подготовки Разработка игры - разработка сценария - план деловой игры - общее описание игры - содержание инструктажа - подготовка материального обеспечения
Ввод в игру - постановка проблемы, целей - условия, инструктаж - регламент, правила - распределение ролей - формирование групп - консультация
Я
Этап проведения Групповая работа над заданием - работа с источниками - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником
Межгрупповая дискуссия - выступления групп - защита результатов - правила дискуссии - работа экспертов
- вывод из игры
- анализ, рефлексия
Этап анализа и обобщения - оценка и самооценка работы
- выводы и обобщения
- рекомендации
В целях устранения перегрузки обучащихся учебным материалом, как на уроке, так и домашних заданиях, целесообразно по-разному организовывать игровую форму занятия. Для научно-учебной деятельность детей на уроках, в особенности в 1-11 классах, использовать упражнения и задания, в которых представлены герои
известных детям книжек, сказок, мультфильмов, любимых современных персонажей при разнообразных дидактических игр. Число игр, их содержаниетой или иной дисциплины, методика проведения и время, которое может быть выделено играм на различных уроках, определяются с учетом тех основных учебно-воспитательных задач, которые преследует данная тема каждый урок, отведенный на ее изучение иновационном инклюзивном образовании. Некоторые игры математического содержания используются затем во внеурочное время в группе продленного дня и во внеклассных занятиях, на усмотрения учителя, если таковы имеется в данной школе.
Современный учитель нынешнего поколения просто обязан владеть современными средствами обучения, иновационного инклюзивного образования. Комбинируя их, учитель может планировать свои игровые уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала данных в ГОС стандартах данного государством. Возможность комбинирования инновационных технологий имеет немаловажное значение и для самого педагога - он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями, задачам и навыкам в нашем иновационном инклюзивном образовании. Комбинирование различных приемов и новаторств помогает научить детей применять эти технологии самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни в нашем техническо-развитом мире.
Список литературы
1. Колосов В.Г. Введение в инноватику. СПб., 2002. С. 15.
2. Неманихина Л. Развитие математической грамотности младших школьников как одна из базовых компетенций 12-летнего образования. // Сборник статей вторых городских педагогических чтений «Организация педагогического процесса в начальной школе по формированию функциональной грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования» казахстанской модели образования». Рудный, 2013.
3. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении: Учебное пособие. М. Просвещение, 1992. 269 с.: ил.
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Кушнеревич И.А.
Кушнеревич Ирина Александровна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей № 1, г. Астрахань
Аннотация: в статье рассматривается проблема организации внеурочной деятельности, соответствующей Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка, а также реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Данная проблема особенно актуальна в отношении начальной школы, поскольку первые шаги ребёнка в образовании являются самыми важными и ответственными для дальнейшего формирования успешной личности.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внеурочные занятия, реализация внеурочной деятельности.