Научная статья на тему 'Проблемы организации внеурочной деятельности в начальной школе'

Проблемы организации внеурочной деятельности в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8322
566
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушнеревич Ирина Александровна

В статье рассматривается проблема организации внеурочной деятельности, соответствующей Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка, а также реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 2020 годы. Данная проблема особенно актуальна в отношении начальной школы, поскольку первые шаги ребёнка в образовании являются самыми важными и ответственными для дальнейшего формирования успешной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кушнеревич Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации внеурочной деятельности в начальной школе»

известных детям книжек, сказок, мультфильмов, любимых современных персонажей при разнообразных дидактических игр. Число игр, их содержаниетой или иной дисциплины, методика проведения и время, которое может быть выделено играм на различных уроках, определяются с учетом тех основных учебно-воспитательных задач, которые преследует данная тема каждый урок, отведенный на ее изучение иновационном инклюзивном образовании. Некоторые игры математического содержания используются затем во внеурочное время в группе продленного дня и во внеклассных занятиях, на усмотрения учителя, если таковы имеется в данной школе.

Современный учитель нынешнего поколения просто обязан владеть современными средствами обучения, иновационного инклюзивного образования. Комбинируя их, учитель может планировать свои игровые уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала данных в ГОС стандартах данного государством. Возможность комбинирования инновационных технологий имеет немаловажное значение и для самого педагога - он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями, задачам и навыкам в нашем иновационном инклюзивном образовании. Комбинирование различных приемов и новаторств помогает научить детей применять эти технологии самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни в нашем техническо-развитом мире.

Список литературы

1. Колосов В.Г. Введение в инноватику. СПб., 2002. С. 15.

2. Неманихина Л. Развитие математической грамотности младших школьников как одна из базовых компетенций 12-летнего образования. // Сборник статей вторых городских педагогических чтений «Организация педагогического процесса в начальной школе по формированию функциональной грамотности учащихся в условиях обновления содержания образования» казахстанской модели образования». Рудный, 2013.

3. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении: Учебное пособие. М. Просвещение, 1992. 269 с.: ил.

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Кушнеревич И.А.

Кушнеревич Ирина Александровна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей № 1, г. Астрахань

Аннотация: в статье рассматривается проблема организации внеурочной деятельности, соответствующей Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка, а также реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Данная проблема особенно актуальна в отношении начальной школы, поскольку первые шаги ребёнка в образовании являются самыми важными и ответственными для дальнейшего формирования успешной личности.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внеурочные занятия, реализация внеурочной деятельности.

Внеурочные занятия с младшими школьниками являются для педагогов «урожайной нивой», «не паханым полем» для реализации воспитательных и образовательных задач. Школа после окончания уроков — это мир энергии и творчества, проявления и раскрытия каждым школьником своих интересов и увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после учёбы, что для профессионального педагога не должно вызывать сложностей. Уставшие после занятий школьники, которые не так давно расстались с размеренным, спокойным графиком семьи и детского садика, с большим удовольствием идут на контакт и активно участвуют во всех послеурочных мероприятиях.

Несомненно, отработка механизма реализации внеурочной деятельности требует решения ещё многих проблем. Тем не менее, уже наработанный, сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности может стать прочным фундаментом дальнейшего её развития.

Организация внеурочной деятельности для педагогического коллектива школы в целом, конкретного учителя младших классов, в частности, - дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включается комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию комплекса образовательных целей и задач.

Главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Одним из основных средств решения данной задачи становится осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования [3].

Реализация программ внеурочной деятельности совершенно определённо направлена на поэтапное достижение трех уровней результатов:

- приобретение младшими школьниками социальных знаний;

- формирование у младшего школьника позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

- получение младшим школьником опыта самостоятельного социального действия [6].

Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности в первых классах, и, в частности, выбора ее содержательных направлений, следует, прежде всего, ориентироваться на пожелания родителей, законных представителей первоклассников, на приоритетные направления деятельности школы. Следует учитывать интересы и склонности всех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к внеурочным занятиям.

Нельзя выпускать из внимания возможности образовательных учреждений дополнительного образования. Немаловажную роль играют профессиональные рекомендации психолога, как представителя интересов и потребностей ребёнка, и социального педагога.

Будет очень удачно и целесообразно на первом родительском собрании в самом начале учебного года обсудить с родителями предложения педагога по внеурочной деятельности, которые должны быть аргументированными согласно целесообразности введения тех или иных методов и средств воспитательной и образовательной внеурочной работы. Разъяснены их цели, задачи и ожидаемые результаты.

Мнение родителей никогда нельзя исключать при составлении программ внеурочной деятельности. Педагог начальной школы, профессионально взаимодействуя с родителями в процессе своей работы, имеет возможность не только узнать мнения и пожелания семей своих воспитанников, но и получить от них реальную помощь в организации культурного и социального воспитания младших школьников, формированию гражданской позиции при изучении истории «Малой Родины». Родители, как показывает практика, с большим удовольствием принимают

30

участие в мероприятиях по укреплению здоровья детей и приобщения школьников к здоровому образу жизни.

Притом что учитель начальных классов в процессе осуществления своих основных педагогических задач имеет достаточное количество помощников и консультантов, он испытывает обоснованные трудности. Это обусловливается недостаточностью готовых программ по реализации духовно-нравственного направления; нехватка знаний и опыта у учителей начальных классов по написанию программ кружков, направленных на достижение результатов определенного уровня; сложность перестройки мероприятий на обязательное достижение воспитательного результата; трудность в составление индивидуального расписания внеурочной деятельности обучающегося [6].

Изменение требований к выпускнику образовательных учреждений потребовало пересмотра содержания образования, что нашло отражение в стандартах нового поколения. Одним из существенных отличий стандартов нового поколения от предыдущих программ является факт содержания в базисном учебном плане методики и планирования не только учебной, но и внеурочной деятельности [7].

Согласно новому стандарту выделяются основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное.

Эти направления значительно расширяют права участников образовательного процесса по удовлетворению их образовательных запросов [7].

На сегодняшний день повсеместно востребованы учебные заведения, где учащиеся могут находиться в течение рабочего времени их родителей. На мой взгляд, «школа полного дня» является очень удачным решением проблемы организации образовательного процесса, касательно школьника младших классов.

Следовательно, российской школе со временем надлежит построить принципиально новую функциональную модель своей деятельности, в которой общее и дополнительное образование будут выступать равноправными, взаимодополняющими компонентами, обеспечивая единое образовательное пространство, ориентированное на развитие ученического коллектива в целом и личности каждого школьника в частности.

Если дошкольное образовательное учреждение является подготовительным этапом, то начальная школа - стартом в получении полного комплекса образовательных и воспитательных компонентов для успешного, полноценного развития растущей личности.

У каждого старта должна быть надёжная, фундаментальная опора. В данном случае - это и есть те знания, которые даёт школьнику начальное образование. Чем основательнее будет база познания, полученная в первых классах, тем легче и удачнее сложится система получения знаний у каждой отдельно взятой личности в будущем.

При составлении рекомендаций и методических назначений для начальной школы необходимо обязательно учитывать мнения и пожелания педагогов - практиков. Только такие специалисты могут стать действительными профессиональными консультантами в деле подготовки различных федеральных и региональных образовательных и воспитательных программ.

Список литературы

1. Аллагулов А.М. Образовательная политика в России на современном этапе / А.М. Аллагулов / Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов V Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 1 / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. С. 15-19.

2. Воровщиков С.Г. Теоретические подходы к построению системы в образовании/ С.Г. Воровщиков / Очерки системной педагогики: Сб. науч.тр. / Коллектив авт. / Под ред. Р.А. Лачашвили, М.: Сентябрь, 2008. С. 57-58.

31

3. Гуткина Л.Д. «Планирование и организация воспитывающей деятельности в школе в рамках ФГОС общего образования второго поколения». М.: Педагогический поиск, 2014.

4. Делор Ж. Образование: скрытое сокровище / Ж. Делор. UNECKO, 1996.

5. Жбанова О.А. Инновационная или традиционная форма обучения / О.А. Жбанова // Начальная школа, 2010. № 4. С. 60.

6. Золоторева А.В. Развитие образовательных учреждений на основе усиления доминанты дополнительного образования детей / А.В. Золоторева // Ярославский педагогический вестник, 2008. № 3. С. 73-77.

7. Рудик Е.Л. Шинчуковская В.М. «Особенности организации внеурочной деятельности в школе». М.: Учитель, 2015.

8. Тивикова С.К. «Организация внеурочной деятельности младших школьников». Сборник программ ФГОС. М: Русское слово, 2015.

9. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследований / М.А. Холодная. Томск: Изд-во Том. ун-та. М.: Изд-во «Барс», 1997. С. 300.

10. Шамова Т.И. Избранное / Т.И. Шамова. М.: Центральное издательство, 2004. С. 72.

11. «Организация внеурочной деятельности в начальной школе». Сборник программ. Методическое пособие. М.: Планета, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.