Научная статья на тему 'Современные педагогические целевые установки каникулярного отдыха детей: казахстанский опыт'

Современные педагогические целевые установки каникулярного отдыха детей: казахстанский опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОТДЫХ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА / EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF THE CHILDREN''S HEALTH CENTER / CHILDREN''S REST / RECREATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Досанова Сая Сабировна, Глушковская Мария Анатольевна, Лепешев Дмитрий Владимирович, Черненко Юлия Викторовна

В статье авторский коллектив на основании законодательной базы и нормативно-правовых документов Республики Казахстан рассматривает целостную динамику развития детского каникулярного отдыха. Авторы проводят системный анализ по состоянию проблемы развития единого педагогического процесса в условиях детского оздоровительного центра, вычленяют основные проблемы развития казахстанского детского отдыха, где педагогический процесс в центре является частью объективного процесса трансляции социокультурного опыта из поколения в поколение, обусловлен социально-экономическим, политическим состоянием общества, развитием его культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PEDAGOGICAL PURPOSES OF CHILDREN`S VACATION REST: KAZAKHSTAN EXPERIENCE

In the article the group of authors on the basis of legislative base and standard and legal documents of the Republic of Kazakhstan considers complete dynamics of development of children's vacation rest. Authors carrying out the system analysis on a condition of a development problem of uniform pedagogical process in the conditions of the children's health center, isolate the main problems of development of the Kazakhstan children's rest where pedagogical process in the center is part of broadcast objective process of sociocultural experience from generation to generation is caused by a social and economic, political condition of society, development of its culture.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические целевые установки каникулярного отдыха детей: казахстанский опыт»

РАЗДЕЛ 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

PART 2 PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 371.3:613.76 "20" (574)

С. С. Досанова, М. А. Глушковская, Д. В. Лепешев, Кокшетауский университет имени А. Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан) Ю. В. Черненко, Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ КАНИКУЛЯРНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ: КАЗАХСТАНСКИЙ ОПЫТ

Статья выполнена в рамках государственного заказа ГУ «Комитет науки Министерства образования и науки Республики Казахстан» на 2015-2017 гг. по бюджетной программе 055 «Научная и(или) научно-техническая деятельность», подпрограмма 101 «Грантовое финансирование научных исследований», специфика 156 «Оплата консалтинговых услуг и исследований» по приоритету: Интеллектуальный потенциал страны, по теме: «Социально-педагогические аспекты разработки нормативно-правового обеспечения подготовки и переподготовки организаторов детского каникулярного отдыха в Республике Казахстан».

В статье авторский коллектив на основании законодательной базы и нормативно-правовых документов Республики Казахстан рассматривает целостную динамику развития детского каникулярного отдыха.

Авторы проводят системный анализ по состоянию проблемы развития единого педагогического процесса в условиях детского оздоровительного центра, вычленяют основные проблемы развития казахстанского детского отдыха, где педагогический процесс в центре является частью объективного процесса трансляции социокультурного опыта из поколения в поколение, обусловлен социально-экономическим, политическим состоянием общества, развитием его культуры. Ключевые слова: детский отдых, оздоровительная деятельность, воспитательно-образовательная среда, воспитательный процесс в условиях детского оздоровительного центра.

Из года в год социальную значимость приобретают детские оздоровительные центры и лагеря, создаваемые на базе организаций образования.

Детский отдых и оздоровление - неотъемлемая составная часть жизни социума, закреплённая Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О правах ребёнка».

Кроме удовлетворения потребности детской и подростковой субкультуры в общении, в совместной деятельности, в реализации возрастных интересов, детский отдых направлен в первую

очередь на развитие оздоровительных, здоровьесберегающих программ по формированию здорового образа жизни юного поколения казахстанцев.

Детский отдых включает детей в жизнь общества, позволяет формировать и приобретать положительный опыт социального взаимодействия и созидательной деятельности, служит средством самовыражения и защиты их интересов и прав. Участие в организации отдыха и оздоровления через детские оздоровительные центры - это ступень к полноценной гражданской деятельности, школа воспитания будущих активных граждан, становления лидеров. Участие ребят на отдыхе при непосредственном сопровождении педагогических и медицинских работников в разнообразных полезных, познавательных программах - это площадка развития внутреннего мира будущего гражданина страны, его социальная адаптация. Эти свойства детских центров делают их уникальным институтом детской и подростковой субкультуры по формированию позитивной динамики социализации подрастающего поколения, который дополняет воздействие семьи, школы и других социальных институтов. Позитивно ориентированная социальная деятельность детских оздоровительных центров уводит детей от негативных влияний, предотвращает их антиобщественное поведение [1].

Так, в республике по итогам 2014 года в летний период удалось оздоровить 46,2 % подростков от общего числа обучающихся в общеобразовательных школах. Функционировали 167 загородных оздоровительных лагерей, 34 лагеря санаторного типа, 6488 пришкольных лагерей с питанием и 5159 без питания, 5 круглогодичных лагерей. При организациях дополнительного образования были открыты 1499 профильных, 53 спортивно-оздоровительных, 200 дебатных, 323 палаточных и туристических лагерей. В летний период была активизирована деятельность 1815 дворовых клубов, 5932 клубов по интересам, 9990 ремонтных бригад, 13 649 бригад по озеленению и благоустройству, 754 школьных лесничеств, 6891 семейный арендатор. К работе оздоровительных лагерей были привлечены 26 000 педагогических, медицинских и других работников.

В значительной мере позитивное развитие организации летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в летний период в республике определили такие факторы, как:

- профессионализм и гражданская позиция директорского корпуса и педагогических коллективов;

- программно-целевой подход руководителей и педагогических коллективов организаций образования при проектировании и реализации основных направлений развития систем летнего отдыха, оздоровления и занятости школьников;

- развитие и обогащение кадровой инфраструктуры общеобразовательных учреждений для организаций внеурочной и внешкольной работы (педагог дополнительного образования, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог);

- дифференцированная работа методической службы с педагогическими и руководящими кадрами по вопросам организации воспитательного процесса в летний период;

- разнообразие форм и укрепление взаимодействия организаций образования с семьями воспитанников [2].

Казахстан является одной из стран, которая имеет обширный и разнообразный опыт организации летнего отдыха детей. При этом необходимо отметить тот неоспоримый факт, что в развитии системы летнего отдыха заложены два основных приоритета - воспитание и оздоровление. Здесь мы сталкиваемся с достаточно противоречивыми позициями восприятия учреждений летнего отдыха в общественном сознании.

Данный вид учреждений дополнительного образования воспринимается обществом либо в однозначной характеристике - доминирования воспитания или оздоровления, либо как многогранное понятие, включающее в себя и образование (как обучение, так и воспитание), и оздоровление.

Считаем, что первая позиция более традиционна и исторически имеет большее подкрепление, так как базируется на исследованиях педагогов, которые предметом своего интереса определяли различные сферы функционирования летних детских оздоровительных центров (лагерей). Они сконцентрированы и отнесены к сфере внешкольной работы и динамике процесса социализации личности ребёнка в условиях временной среды пребывания. В исследованиях медицинских работников раскрыты проблемы профилактики и эффективности оздоровления детей, организации и особенностей санаторно-курортного лечения в условиях загородных детских оздоровительных центров (лагерей).

Вторая позиция более современна и актуальна сегодня, когда речь идёт о новых тенденциях в формировании оздоровительно-воспитательной среды летних детских оздоровительных центров и их регламенте работы, процессе социализации участников каникулярного отдыха в условиях временного детского объединения.

Хотелось бы обозначить новые тенденции в развитии детских оздоровительных центров, к которым принято относить следующие понятия.

Современное определение понятия летнего детского учреждения как «детского оздоровительно-образовательного учреждения» в соответствии с Законом «Об образовании» (2007 г.) [3] объединило возникшее в последнее время многообразие различных форм дополнительного образования в сфере организации летнего детского отдыха и оздоровления (детский оздоровительный центр, база детского отдыха, летний дом детского отдыха, экологическая площадка, дача, детский лагерь санаторного типа, летняя школа здоровья, палаточные туристские лагеря, лагеря юных лидеров и т. д.).

Оздоровительно-воспитательная деятельность признаётся основой функционирования этих учреждений, а её специфика определяется направленностью на развитие и формирование личностных компетенций и положительной социализации.

Под оздоровительной деятельностью понимается создание комплекса условий и реализация мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний, текущее санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха в экологически благоприятной среде, закалку организма, занятия физической культурой и спортом.

Под воспитательно-образовательной деятельностью подразумевается реализация дополнительных образовательных программ, обеспечивающих актуализацию и адаптацию потенциальных ресурсов ребёнка через самоопределение и самореализацию в образовательной деятельности как в формальной, так и в неформальной сфере деятельности оздоровительно-образовательного учреждения в соответствии с Законом «Об образовании».

Соответственно, задача оптимального сочетания образования и оздоровления в сфере детского отдыха обозначена как актуальная и перспективная стратегия развития данной сферы.

При этом учёный мир выделяет новые функции летних детских оздоровительных центров: рекреативно-экологическую, лечебно-оздоровительную, психотерапевтическую, социокультурную, развивающую, коммуникативную, пропедевтическую, компенсаторно-профилактическую.

Рассматривая динамику развития детского отдыха и оздоровления, необходимо остановиться на том факте, что на данный момент в Казахстане отсутствует современный, отвечающий актуальным реалиям и потребностям документ, обуславливающий деятельность подобных учреждений. Разработан проект «Положение о детском оздоровительном центре (лагере)» (2001 г.) [4], согласно которому деятельность центров должна быть направлена на организацию рекреативной деятельности и индивидуально ориентированного досуга, способствующих физическому и духовному развитию детей, удовлетворению их возрастных и индивидуальных потребностей, развитию разносторонних способностей.

Основной задачей центров в проекте общего Положения является создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры: реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и духовно-нравственное развитие.

Положением устанавливается, что деятельность центра основывается на следующих принципах:

- безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;

- приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребёнка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил центра;

- гуманный характер отношений в оздоровительно-воспитательных программах;

- конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей;

- единоначалие в сочетании с детским и педагогическим соуправлением [5, с. 12].

Действующим законодательным документом является «Положение о детском оздоровительном лагере» (2001 г.), которое не регулирует правовое поле, не отвечает потребностям структурно-организационной деятельности, не определяет психолого-педагогических стратегий и технологических линий современных детских оздоровительных центров.

Справедливо будет отметить наличие и других нормативных актов и документов, которые косвенно или непосредственно затрагивают данную сферу, особенно важным стало принятие Закона Республики Казахстан «О правах ребёнка в Республике Казахстан» (2002 г.) [5], через который стало возможным определить задачи организации оздоровления детей как приоритетные. В контексте поставлен вопрос о разработке минимальных социальных стандартов в сфере отдыха и оздоровления всех детей и особенно детей, «находящихся в трудной жизненной ситуации».

В разные годы целевые установки детского отдыха сменяли друг друга. Определение лагеря как оздоровительно-воспитательного учреждения на первое место выдвинуло задачу внедрения инновационных направлений деятельности, где исходным источником выступает всё же здоровье ребёнка - физическое и психологическое. Комплексное сочетание воспитательно-образовательных и оздоровительных технологий определяет новый характер по созданию оздоровительно-воспитательной среды.

В связи с принятием новой редакции Закона Республики Казахстан «Об образовании» (2007 г.) стала очевидной необходимость поиска новых путей развития системы образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности, занятости детей и подростков в каникулярный период. Огромную социальную значимость приобретает деятельность детских оздоровительных центров (лагерей) в каникулярный период. При этом отмечаем, что на данный момент особое внимание уделено выдаче лицензий на деятельность лагерей всех типов независимо от форм собственности, соблюдению принципов светского характера образования и воспитания при организации летнего отдыха и оздоровления подростков.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 мая 2006 года № 132-р «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в период летних каникул на 2010-2015 годы» [6], Министерством образования и науки страны разработан комплексный план мероприятий по реализации данного Постановления.

Сегодня в Казахстане разработана форма учёта всех типов лагерей и зон отдыха для подростков, составлена памятка по изучению деятельности областных управлений (департаментов) образования по обеспечению организации отдыха, оздоровления, занятости подростков. Целенаправленно проводится работа по изучению и распространению опыта организации детского отдыха в регионах. Согласно рекомендациям МОН РК во всех областных, г. Астаны, Алматы управлениях (департаментах) образования создаются оперативные штабы с целью проведения мониторинга организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, эти вопросы освещаются в средствах массовой информации.

По итогам исследования, проведённого Национальной академией образования им. Ы. Алтын-сарина [7], анализ практики по организации оздоровления и отдыха подростков в регионах, анализ статистических материалов показывают наличие противоречий. Они заключаются в том, что:

- социально-экономические условия, связанные с переходом к рынку, нарастающей инфляцией, сделали невозможным для части предприятий решение социальных вопросов в прежнем объёме. Материально-техническая база пришкольных лагерей в условиях сокращения финансирования бюджетной сферы переживает упадок;

- нормативно-правовые условия, вернее их отсутствие, которые бы соответствовали новым социально-экономическим и политических условиям, стали серьёзным тормозом стабилизации и развития системы детского, молодёжного отдыха. В результате - правовая незащищённость оздоровительных лагерей, неопределённость их статуса, стихийность ресурсного обеспечения, отсутствие блока законов, обеспечивающих экономическую защиту для выживания и стимулирования рыночных механизмов развития;

- организационно-управленческие условия требуют скорейшего разрешения упорядочения представления о системе летнего отдыха как государственно-общественном организме, со всеми присущими ему признаками: жёсткостью планирования, административно-командной педагогической идеологией, строгостью контрольных функций, оставляемых государством за собой;

- психолого-педагогические противоречия появляются из-за недостаточного понимания специфики «педагогики лета». Подготовка кадров сегодня не соответствует педагогической технологии лагерной смены, недостаточен уровень методической подготовки педагогов, работающих с детьми летом;

- культурно-этнические противоречия проявляются в необходимости работы педагогов для сохранения культурных национальных и социальных традиций в связи с массовой миграцией и вынужденным переселением.

Необходимость и разработка новых педагогических условий эффективной воспитательной работы в детском оздоровительном центре связаны с актуализацией проблем динамики процесса социализации и воспитания, обеспокоенностью современного общества ростом негативных явлений в детской и подростковой среде. В связи с этим особое значение приобретает та социокультурная среда, участником которой ребёнок становится в свободное от учёбы время.

По нашему мнению, в настоящее время проблема развития воспитательной работы детских оздоровительных центров (лагерей) вышла на первый план и требует научной и практической разработки в связи с очевидностью противоречий между:

а) воспроизведением педагогами центров традиционного опыта воспитательной работы и качественно новыми характеристиками окружающего социокультурного пространства;

б) социокультурным опытом педагогов-организаторов и личным опытом прибывающих на отдых детей и подростков;

в) тенденцией к признанию приоритетности образовательного процесса относительно воспитательной работы;

г) утратой обществом старой воспитательной системы на государственном уровне и неготовностью педагогов компенсировать отмирающие формы, методы воспитательной работы новыми;

д) ограниченным информационно-методическим обеспечением воспитательной работы педагогов центров и широким информационным полем современных подростков, обусловленным интенсивностью развития средств массовой коммуникации;

е) открывшимися возможностями создания вариативных программ и отсутствием необходимого профессионального, квалифицированного уровня подготовки педагогов-организаторов [9].

Анализ исследования проблем воспитания в системе внешкольных учреждений образования нашей страны показывает недостаточную научную разработанность проблемы развития воспитательной работы и её эффективности в условиях детского оздоровительного центра как одного из Институтов воспитания. Воспитательный потенциал детских оздоровительных центров в изменяющихся социокультурных условиях остаётся малоизученным; интенсивная инновационная деятельность, широко применяемая в ДОЦ с 90-х годов XX века по настоящее время, не подкреплена достаточным научным анализом и обоснованием.

Особенно важным считаем анализ подходов к инновационной деятельности, складывающихся на протяжении последнего десятилетия. Происходящие сегодня процессы осознания обществом крайнего обострения проблем в области воспитания обусловливают необходимость повышения эффективности воспитательной работы, добиться который можно в результате применения теоретических подходов, позволяющих максимально реализовать социальный заказ и возможности базы самого Института воспитания как среды динамики социализации личности [8].

Очевидно также, что педагогический процесс в центре, являющийся частью объективного процесса трансляции социокультурного опыта из поколения в поколение, обусловлен социально-экономическим, политическим состоянием общества, развитием его культуры.

Расширение масштабов коммерциализации социально значимых услуг, прежде всего, таких как оздоровление и детский отдых, в условиях продолжающегося сокращения финансирования этой отрасли из бюджета приводит к их сокращению. Приходится констатировать тот факт, что в стране нет ни одного подросткового специализированного центра.

В последние годы не удаётся побороть негативную тенденцию сокращения сети детских лагерей и детских оздоровительных учреждений, что отражается на снижении уровня и качества жизни детей. Усилия семьи сконцентрированы на выживании в кризисных условиях, при этом подавляющая часть семей не в состоянии обеспечить ребёнку условия многогранного развития, требующего дополнительного образования и активно развивающего отдыха. Родители не имеют возможности расходовать средства на детский досуг.

Библиографический список

1. Лепешев, Д. В. Менеджмент управления системы организации детского оздоровительного центра / Д. В. Лепешев. - Астана, 2011. - 165 с.

2. Глушковская, М. А. Современное состояние и проблемы детского каникулярного отдыха: Итоги Ле-та-2014. / М. А. Глушковская, Д. В. Лепешев. // Вестник АПНК. - Алматы - № 3 (42). - С. 56.

3. Закон «Об образовании» (2007 г.) / Казахстанская правда, 2007. - № 3542. - С. 3.

4. Положение о детском оздоровительном центре (лагере) - Астана : МОН РК, 2007. - 49 с.

5. Закон Республики Казахстан «О правах ребёнка в Республике Казахстан» (2002 г.) / Казахстанская правда, 2002. - № 2465. - С. 7.

6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 мая 2006 года № 132-р «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в период летних каникул на 2010-2015 годы». - Астана: МОН РК, 2010.(каз. яз. + рус. яз.). - 67 с.

7. Современные тенденции детского отдыха. - Астана : НАО им. Ы. Алтынсарина. - 2014. - 78 с.

8. Досанова, С. С. Социализация молодёжи: опыт междисциплинарного исследования в Казахстане / С. С. Досанова, А. Н. Тесленко //«Наука о человеке: гуманитарные исследования». - Омск : ОмГА - № 1 (11), 30.06.2013. - С. 146-153.

9. Лепешев, Д. В. Социализационная траектория личности подростка в условиях детского оздоровительного центра (на примере РГКП РУОЦ «Балдаурен») : автореф. дисс. .. .канд. пед. наук / Д. В. Лепешев. - Астана : ЕАГИ, 2010. - 21 с.

S. S. Gasanova, M. A. Glushkovskaya, D. V. Lemeshev, Kokshetau university of a name ofAbai Myrzakhmetov Y. V. Chernenko, Sh. Ualihkanov State Kokshetau University

MODERN PEDAGOGICAL PURPOSES OF CHILDREN'S VACATION REST:

KAZAKHSTAN EXPERIENCE

Article is carried out within the state order of GI «Science Committee of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan» on 2015-2017 according to the budgetary program 055 "Scientific and (or) scientific and technical activity», the subprogramme 101 «Grant financing of scientific researches», specifics 156 «Payment of consulting services and researches» according to the priority: Intellectual potential of the country, on a subject: «Social and pedagogical aspects of carrying out the standard legal support ofpreparation and retraining of organizers of children's vacation rest in the Republic of Kazakhstan»

In the article the group of authors on the basis of legislative base and standard and legal documents of the Republic of Kazakhstan considers complete dynamics of development of children's vacation rest.

Authors carrying out the system analysis on a condition of a development problem of uniform pedagogical process in the conditions of the children's health center, isolate the main problems of development of the Kazakhstan children's rest where pedagogical process in the center is part of broadcast objective process of sociocultural experience from generation to generation is caused by a social and economic, political condition of society, development of its culture.

Keywords: children's rest, recreation activity, the educational environment, educational process in the conditions of the children's health center.

References

1. Lepeshev D.V. Menedzhment upravleniya sistemy oiganizatcii detskogo ozdorovitelnogo centra. - Astana, 2011. - 165 s.

2. Glushkovskaya M.A., Lepeshev D.V. Sovremennoe sostoyanie I problem detskogo kanikulyarnogo otdykha: Itogi Leta - 2014.//Vestnik APNK. - Almaty, № 3 (42). - S. 56.

3. Zakon "Ob obrazovanii" (2007) / Kazakhstanskaya pravda, 2007. № 3542. - S. 3

4. Polozhenie o detskom ozdorovitelnom centre (lagere) - Astana: MON RK, 2007. - 49 s.

5. Zakon Respubliki Kazakhstan "O pravakh rebenka v Respublike Kazakhstan" (2002) / Kazakhstanskaya pravda, 2002. № 2465. - S. 7.

6. Postanovlenie Pravitelstva Respubliki Kazakhstan ot 18 maya 2006 goda za № 132-р «Ob organizatcii otdykha, ozdorovleniya I zanyatosti detei I podrostkov v period letnikh kanikul na 2010 - 2015 gody». - Astana: MON RK, 2010.(kaz.yaz+rus.yaz). - 67 s.

7. Sovremennye tendentcii detskogo otdykha. - Astana: NAO im. Y. Altynsarina. - 2014. - 78 s.

8. Dosanova S.S., Teslenko A.N. Socializatciya molodezhi: opyt mezhdisciplinarnogo issledovaniya v Kazakhstane //«Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya». - Omsk: OmGA, № 1 (11), 30.06.2013. S. 146-153

9. Lepeshev D.V. Socializatcionnaya traektoriya lichnosti podrostka v usloviyakh detskogo ozdorovitelnogo centra (na primere RGKP RUOC «Baldauren»). Avtoref.. .diss. cand. ped. nauk. - Astana: EAGI, 2010. - 21 s.

© С. С. Досанова, М. А. Глушковская, Д. В. Лепешев, Ю. В. Черненко, 2015

Авторы статьи - Сая Сабировна Досанова, доктор педагогических наук, профессор, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Республика Казахстан), e-mail: Dosanova56@mail.ru

Мария Анатольевна Глушковская, кандидат педагогических наук, доцент, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Республика Казахстан), e-mail: mglushkovskaya@yandex.ru

Дмитрий Владимирович Лепешев, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических наук Казахстана, профессор, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Республика Казахстан), e-mail: d_Lepeshev@mail.ru

Юлия Викторовна Черненко, магистр педагогических наук, Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (Республика Казахстан), e-mail: yulchikxx@mail.ru

Рецензенты:

С. А. Мурзина, кандидат педагогических наук, доцент, Кокшетауский государственный университет имени Ш. Уалиханова.

А. Н. Тесленко, доктор педагогических наук, профессор, доктор социологических наук (РФ), Казахская государственная юридическая академия (г. Астана).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.