Инновационные формы, технологии и методы обучения в системе образования
УДК 378 (075.8)
В.В. Захлебаева
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы успешной социализации ребенка в условиях летнего оздоровительного центра, а так же влияние психолого-педагогических условий на эффективность процесса социализации.
Ключевые слова: социализация, летний детский оздоровительный центр.
UDC 378 (075.8)
V.V. Zakhlebaeva
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF THE CHILD IN THE CONDITIONS OF THE SUMMER IMPROVING CENTER
Kokshetau University named after Abai Myrzakhmetov
Abstract: In this article questions of successful socialization of the child in the conditions of the summer improving center, and also influence of psychology and pedagogical conditions on efficiency of process of socialization are considered.
Keywords: socialization, summer children's improving center.
Социально-экономические и политические изменения в Республике Казахстан обусловили необходимость решения системой социального воспитания целого ряда сложных проблем, касающихся детей и подростков, особенно в сфере их свободного времени.
С приданием Законом РК «Об образовании» бывшим пионерским лагерям нового правового статуса (образовательно-оздоровительные учреждения) возрастает их роль как открытых социально-педагогических систем. Они призваны выполнять государственный заказ по оздоровлению детей, особенно в канику-
лярныи период, их социализации, педагогической поддержке и реабилитации, обеспечивать социальную защиту личности, ее социальное развитие.
Организация отдыха и оздоровления детей стала неотъемлемой частью социальной политики государства. Однако общественная значимость этой деятельности все больше впадает в зависимость от степени разработанности и концептуальных и нормативно-правовых основ. Не имея фундаментальных методологических подходов, современной юридической базы, необходимых для функционирования государственной системы организаций отдыха и оздоровления детей и подростков, невозможно преодолеть кризисные явления в этой сфере и совершенствовать ее в соответствии с изменившимися требованиями со стороны детей, родителей, педагогов.
«Концепция образования Республики Казахстан до 2015 года», основанная на идеях гуманистической педагогики, предполагает такую организацию системы образования, которая исходила бы из стремления помочь каждому человеку выявить свои способности, возможности самореализоваться как личности, а также адаптироваться к окружающей среде, обрести гармонию взаимоотношений в социуме, подготовиться к будущей жизнедеятельности.
Одним из самых эффективных, на наш взгляд, средством формирования этих качеств у подрастающего поколения является поддержка и развитие их социальных инициатив, направленных на благо республики, организация со стороны взрослого населения страны предельного внимания к подрастающему поколению, особенно актуально это в каникулярное время по организации досуга, оздоровления и отдыха подростков.
Многочисленные психолого-
педагогические исследования показывают, что деятельность различных детских объединений и детских временных коллективов содержит значитель-
ный потенциал для развития социализации подростков [1-4].
Основной задачей является изучение основных теоретических положений, раскрывающих сущность социализации личности подростков в детском оздоровительном центре. Выявление возможности развития личности подростков, определение условий, способствующих формированию социализации личности подростков в процессе организации их деятельности в детском лагере, разработать и экспериментально проверить комплекс педагогических средств и приемов, методов обеспечивающих развитие социализации в детском оздоровительном центре, способствовать формированию социальных потребностей, мотивов, интересов детей [5].
А так же создать проектирование социального поведения и условий для социальной деятельности, коррекция социального поведения.
В Казахстане данная проблематика впервые целостно и всесторонне была изучена в 1998 году в кандидатской диссертации А.Н. Тесленко, где автор рассматривает летний детский центр как эффективный институт социализации личности подростка, обладающий уникальным воспитательным потенциалом [6].
Продолжил и развил изложенные научные идеи и концептуальный подход А.Н. Тесленко, его ученик и соратник Лепешев Д.В. в своей кандидатской диссертации, где рассмотрел социализаци-онные траектории личности подростков в условиях воспитательно-образовательной среды детского оздоровительного центра [7].
Новизна исследования заключается в применении новых подходов к психолого-педагогическим условиям успешной социализации личности ребенка в условиях детского оздоровительного центра. А так же в социализации подростка в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования: создание скоординированной социальной среды, способствующей комфортному вхождению подростка в систему соци-
альных отношений; актуализации мо-тивационной сферы подростка за счет наполнения социально-значимой деятельности личностным смыслом, обеспечение педагогического сопровождения социализации подростка в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования детей.
Данной исследование проводилось на базе детского оздоровительного лагеря им. Космонавтов с ОЦ «Березка» г. Караганда, В исследовании принимали участие дети в возрасте от 10 до 14 лет в количестве 31 человек, сформированный в отряд «Умники и умницы». На
момент исследования действовала и проходила специально разработанная смена «Физики и лирики» для улучшения процессов прохождения социализации.
На данном этапе работы нами была проведена методика изучения социали-зированности личности (М.И. Рожков), для первичного анализа показателей уровня социализации детей находящихся в лагере в период смены.
Данная методика помогает выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности детей (табл. 1).
Таблица 1
Результаты методики изучения социализированности ребенка отряд «Умники и
умницы»
Уровень социальной 14 девочек 17 мальчиков Средний процент
адаптированности (100 %) (100%) от всего отряда
31 детей (100%)
Высокая степень со- 14% 18% 16% (5 детей)
циализированности
Средняя степень со- 21% 29% 26%( 8 детей)
циализированное™
Низкая степень со- 65% 53% 58% (18 детей)
циализированности
Итого 100% 100% 100% (31 ребенка)
По результатам таблицы видно, что у большинства детей из отряда «Умники и умницы» это 58%, преобладает низкий уровень социальной адаптиро-ванности и социальных качеств и только 16 % детей - это 5 детей из всего отряда на первом этапе эксперимента имеют высокие и положительные показатели социальной адаптированности и социальных качеств детей. Что в свою очередь говорит о низких показателях уровня автономности детей, социальной активности, приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности и нравственности в целом у всего отряда.
Далее посредствам реализация специально подготовленной формирующей авторской программы к.п.н. Глуш-ковской А.М., и координационного со-
вета ОО АОПО «Юность» по актуализации и развитию социального потенциала в летнем оздоровительном центре «Физики и лирики мы создали условия для успешного прохождения процесса социализации [8].
Основной целью формирующей программы является создание условий, способствующих развитию условий успешной социализации детей в условиях детского оздоровительного центра.
Особое внимание в программе акцентировано на аспектах социализации личности. Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности» [8-10].
Социализация детей осуществляется на всех ступенях обучения. Социальный опыт дети приобретают в результате реализации образовательных и воспитатель-
ных программ, действующих в УДО, в процессе взаимодействия в рамках ДОЛ им. Космонавтов с ОЦ «Березка», в результате приобретения опыта общения в молодежной, социальной, внешкольной среде.
Программа по актуализации и развитию социального потенциала в летнем оздоровительном центре опирается на следующие аспекты воспитания [1115]:
1. Создать условия для творческого роста детей.
2. Создать комфортные здоровье сберегающие условия детей через обеспечение оптимальной нагрузки.
3. Создание психологических комфортных условий.
4. Создать условия для формирования нового мышления
5. Систематизировать работу над творческим развитием детей, уровнем воспитанности и здоровьем детей, обеспечивая индивидуальными программами развития.
Методологической основой программы является современные идеи гуманизации, концепция личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ребенку. Программа предусматривает краткосрочный характер и состоит из трех этапов смены: организационный, основной, заключительный.
Благодаря формирующей программе по актуализации и реализации социального потенциала у детей, уже в первые три дня организационного периода смены у детей данной выборки позволили увидеть, что все было благополучно в общении как с вожатыми, так и с остальными детьми своего отряда и других. Дети активно участвовали в играх на знакомство, с удовольствием учили отрядные кричал-ки, дружно оформляли отрядное место. Наблюдалась сдержанность, активность, дисциплинированность, исполнительность. Главными причинами, которых были умения данной категорией детей управлять своими эмоциями, присутствие особого значения общению в воспитательном процессе.
В основной период смены дети стали намного дружнее, отряд сплотился, присутствует здоровый дух команды, почти весть отряд принимает участие в вечерних мероприятиях, дружно посещают спортивные секции, активно принимают участие в спортивных и познавательных эстафетах.
Программа смены положительно влияет на развитие социального потенциала у детей и это видно из результатов повторно проведенной методики выявления уровня социализированности личности ребенка (табл. 2).
Таблица 2
Результаты повторного проведения методики изучения социализированности ребенка отряд «Умники и умницы»
Уровень социальной адаптиро- Средний процент от всего отряда
ванности 31 детей (100%)
Высокая степень социализиро- 63% (20 детей)
ванное™
Средняя степень социализиро- 27% (8 детей)
ванности
Низкая степень социализиро- 10% (3 детей)
ванности
Итого 100% (31 ребенка)
По результатам таблицы видно, что уровень социальной адаптации существенно увеличился в данной выборке
подростков, существенно повысилась активность и нравственная воспитанность детей (рис. 1).
Рисунок 1 - Сравнительный анализ результатов социализированности
Наши исследования показывают, что у детей данной выборки наблюдается положительный рост навыков социализации по средствам программы смены, процент детей с низким уровнем со-циализированности, что составляет 58%, понизился до 10%, что составляет всего три ребенка имеющих низкий уровень социализированности, которые так и не смогли повысить свои возможности нахождения в лагере. И те 16% высокого уровня социализированности повысился до 63%. Процент детей, имеющий средний уровень социализированности не изменился. Это говорит о положительном влиянии смены на детей и на процесс прохождения успешной социализации личности в условиях детского оздоровительного центра.
В заключении хочется отметить, что анализ влияния нахождения детей в детском лагере показал, что процесс прохождения социализации в условиях детского оздоровительного центра наиболее благополучен и эффективен. В результате теоретического анализа социализации личности ребенка были выделены основные характеристики социализации личности как психолого-педагогической категории, а так же, критерии и результаты социализации личности ребенка в условиях ЛДОЦ.
Результаты исследования можно использовать в практической работе педагогов - организаторов, а так же педагогами дополнительного образования детей, студентами высших учебных заведений.
Библиографический список
1. Абдурахманова М.А., Аминова Д.К., Асильдерова М.М., Цахаева А.А. Формирование толерантного мировозрения как средство нейтрализации агрессии // Успехи современной науки. 2016. Т. 4. № 4. С. 29-35
2. Ларина А.А. Основные ценности современной молодежи // Территория науки. 2015. № 5. С. 67-72
3. Дуров В.И., Линенко И.В. Система воспитания и обучения А.В. Суворова // Территория науки. 2013. № 2. С. 6-10
4. Цахаева А.А., Сиражудинова Р.Р., Аминова Д.К. Паттерны реального и виртуального мира в сознании личности // Успехи современной науки и образования. Т. 3. № 4. С. 32-35
5. Иванченко В.В. Психолого-педагогические условия успешной социализации ребенка в условиях летнего оздоровительно го центра // Автореф. дисс. маг. пед. наук. -Казахстан: КУАМ, 2014. - 21 с.
6. Тесленко А.Н. Воспитательный потенциал детского оздоровительного лагеря. Дисс. ...канд. пед. наук. - Алматы: АГУ, 1998. - 176 с.
7. Лепешев Д.В. Социализационная траектория личности подростков в условиях детского оздоровительного центра (на примере РГКП РУОЦ «Балдаурен») Автореф. -Астана: «Балдаурен», 2010. - 22 с.
8. Глушковская М.А. Организация культурно - досуговой работы в ДОЦ: Метод. пособие для студентов и магистрантов. - Омск: Сентябрь, 2013. - 201 с.
9. Плаксина Н.И., Сорокина А.А. Предпосылки формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста // Территория науки. 2014. Т 1. № 1. С. 54-58.
10. Цахаева А.А., Газиева А.М., Аминов У.К. Методологическая база исследования психологии возникновения ценностей личности // Успехи современной науки и образования. Т. 3. № 4. С. 24-27
11. Глушковская М.А. Я в вожатые пойду, пусть меня научат! - Кокшетау: КУАМ, 2003. - 195 с.
12. Пронин М.В. Социально-психологические аспекты изучения личности делинквентных подростков // Территория науки. 2013. № 6. С. 200-207.
13. Путан Л.Я. Перспективы теории поэтапного формирования умственных действий в психолого-педагогической науке XXI века // Успехи современной науки. 2016. № 1. 119-122
14. Самохвал В.Г. Особенности деструктивного поведения в молодежной среде // Территория науки. 2015. № 3. С. 42-44.
15. Солопанова О.Ю., Целковников Б.М. Эмоционально-смысловая организация образовательного процесса: сущность и специфика // Успехи современной науки и образования. 2015. № 3. С. 71-75.
Информация об авторе: Information about author:
Захлебаева Виктория Викторовна, Zakhlebaeva Viktoriya Viktorovna ,
Магистр педагогических наук, Кокшетауский Master of pedagogical sciences , Kokshetau
университет имени Абая Мырзахметова, University named after Abai Myrzakhmetov,
г. Кокшетау, Казахстан Kokshetau , Kazakhstan