Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности воспитания детей в условиях детского лагеря'

Психолого-педагогические особенности воспитания детей в условиях детского лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1949
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Елена Олеговна, Винтин Игорь Анатольевич

В статье анализируются условия развития, воспитания и социализации ребенка в условиях учреждений дополнительного образования на примере разнопрофильных лагерей. Критикуются (и не без оснований) отдельные формы, методы, приемы разнопрофильных оздоровительно-образовательных лагерей. В работе дается описание наиболее продуктивных технологий внешкольной деятельности. Авторы обращаются в статье к вопросам дополнительного образования и его содержания, а также определяют социальное значение организации жизнедеятельности ребенка в условиях оздоровительно-образовательного лагеря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Елена Олеговна, Винтин Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности воспитания детей в условиях детского лагеря»

Таким образом, для повышения эффективности мотивации к учебной деятельности студентам медицинских среднеспеци-альных образовательных учреждений необходимо оказывать психологическую помощь через реализацию различных мероприятий. На I курсе, в большей мере для тех, кто поступил после 9 класса, предлагается путем выявления особенностей психологического развития определять индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе. Также рекомендуется проводить разъяснительные беседы, активно подключать к работе с ними студентов старших курсов и преподавателей в качестве кураторов. Для улучшения сплоченности коллектива эффективны «круглые столы» и различные игры, позволяющие раскрыть способности, проявить себя и обсудить насущные проблемы. Для уменьшения негативно-

го влияния стрессовых факторов учебного процесса во время обучения и повышения профессиональной мотивации необходимо регулярно проводить тренинги по снятию тревожности и повышению профессиональной мотивации, такие как «Твой профессиональный выбор»; «Психологическая подготовка к экзаменам»; «Саморегуляция»; «Саморазвитие и самоактуализация личности»; «Учись учиться» [3]. В период подготовки к написанию и защите дипломного проекта для студентов выпускных курсов необходимо включать в план занятия, способствующие снятию эмоционального напряжения и положительному настрою на дальнейшую работу в данной области: беседы, направленные на снятие у студентов состояния неуверенности, работу с пассивными студентами с целью преодоления их собственного стереотипа поведения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков — М., 1972. — С. 41—42.

2. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. ~ М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

3. Якобсон П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема / П. М. Якобсон. — М. : Знание, 1973. — 32 с.

Поступила 18.04.11.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ

Е. О. Абрамова, И. А. Винтин

В статье анализируются условия развития, воспитания и социализации ребенка в условиях учреждений дополнительного образования на примере разнопрофильных лагерей. Критикуются (и не без оснований) отдельные формы, методы, приемы разнопрофильных оздоровительно-образовательных лагерей. В работе дается описание наиболее продуктивных технологий внешкольной деятельности. Авторы обращаются в статье к вопросам дополнительного образования и его содержания, а также определяют социальное значение организации жизнедеятельности ребенка в условиях оздоровите л ьно-образовател ы юго лагеря.

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно ориенти-

рованной педагогики. Одной из задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей

Серия «Психологические науки»

т

Е. О. Абрамова, И. А. Винтин, 2011

245

проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности воспитательных, обуча-кяце-развивающих процессов, в связи с чем обновление образования, его модернизация стали насущной потребностью современных учреждений дополнительного образования. В качестве учреждений дополнительного образования мы будем рассматривать детские разнопрофильные лагеря.

Активная разработка соответствующих аспектов реализации обозначенной проблемы ведется в настоящее время в сфере неформальной педагогики, а именно педагогами, педагогическими объединениями (педагогическими отрядами) и специалистами в области организации детского отдыха в условиях детского оздоровительного лагеря (далее —

ДОЛ).

Функционируя как открытые социально-педагогические системы в структуре единого культурно-образовательного пространства, ДОЛ предлагают разнообразные программы, способствующие устойчивой мотивации детей к познанию и творчеству, содействуют их самоопределению, формируют самостоятельность в осуществлении различных видов деятельности, обеспечивают включенность детей в социальные отношения окружающей среды. ДОЛ является эффективным инструментом развития творческих способностей ребенка, создавая необходимое социальное пространство для получения безопасного опыта жизнедеятельности и жизне-творчества в современном обществе, необходимого для активизации творческих процессов. Вопрос о детском отдыхе не раз поднимался главой государства Д. А., Медведевым. Президент призвал не экономить на детях, особенно на их летнем отдыхе. Относилось это в первую очередь к регионам, на которые легла вся забота об отдыхе детей. «Летний отдых — это не только отдых, но и особая среда для воспитания, дополнительного образования детей, развития их способностей. Для этого важно, чтобы те, кто работает в лагерях, — а это административный персонал, тренеры, психологи, вожатые — были подготовленными людьми. Пусть даже это молодые люди, которые способны сделать отдых интересным, а не просто отбывать номер», — сказал Медведев на совещании, темой которого стал летний отдых детей. «Здесь основной расчет — на студенческие отряды, на студентов педагогических университетов. У нас их немало. Но нужно, естественно, выбирать лучших», — отметил глава государства [3]. Вот почему так важно понять специфику психолого-педагогических

246

особенностей воспитания в условиях внешкольного образования.

Внешкольные формы работы — образовательно-воспитательные занятия и культурно-просветительски е массовые мероприятия, проводимые во внешкольных учреждениях (станции юного техника, юного натуралиста, центры технического творчества, дома творчества и детские разнопрофильные лагеря и др.) [3]. На наш взгляд, наиболее продуктивной формой внешкольной работы является Logo Polis — система детских образовательных лагерей. ДООЛ Logo Polis является эффективным и результативным инструментом развития творческих способностей ребенка, создавая необходимое социально-психологическое, социально-педагогическое, общественное пространство для усвоения бесценного опыта жизнедеятельности и жизнетвор-чества в современном обществе, необходимого для активизации творческих процессов.

Миссией социально-педагогической системы ДООЛ Logo Polis является воспитание многосторонней гармоничной личности, способной к критическому осмыслению мира, созидательной и инновационной деятельности в роли достойного гражданина современного мира.

Именно поэтому Н. Ф. Голованова, А. В. Мудрик, И. И. Фришман и другие ученые все чаще ставят оздоровительно-об-разовательный лагерь в один ряд с другими институтами социализации, такими как дошкольные учреждения, школа, средства массовой коммуникации, детские организации — и называют лагерь эффективным фактором прямого влияния на ребенка в процессе социализации [2; 4; 6].

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, ранней профессиональной ориентации. Оно позволяет детям развить творческий потенциал и адаптироваться в современном обществе [5].

Содержание дополнительного образования детей обусловлено функциями свободного времени, которое в образовательном оздоровительном лагере является одной из психолого-педагогических особенностей. Оно содержит:

— рекреативно-оздоровительное развитие ребенка;

— организацию социального опыта;

— педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;

— персонификацию объемов и темпов усвоения программ дополнительного образования.

Гибкость дополнительного образования,

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | Jsfe 2

его мобильность и вариативность создают условия для удовлетворения образовательных запросов заказчиков, т. е. детей и их родителей [4]. В данном случае значительно меняется роль школы. Ретроспективный анализ развития отечественной и зарубежной школы показывает, что в поисках путей преодоления серьезных пробелов в школьном образовании предлагалось множество вариантов решения. Одним из таких вариантов является внешкольное воспитание и обучение, в частности, детский лагерь. Детский лагерь является важнейшим социальным институтом, дающим детям систематическое образование и подготовку к трудовой и общественно-политической жизни. Воспитание и обучение в условиях детского лагеря приобретают характер творческих процессов, обеспечивающих плодотворную почву для самоформирования, саморазвития, самовоспитания, самоопределения и самоактуализации личности ребенка; личность педагога-вожатого и личность ребенка выступают здесь в роли равноправных соучастников этих процессов с равной ответственностью за их планирование, организацию, проведение и анализ, включая и конечный результат. Процесс социализации в оздоровительно-образовательном лагере необходимо рассматривать как социально-педагогическое явление характеризующееся включенностью воспитанников в различные виды деятельности, 1 ^знообразием социально значимых ролей и позиций участников этой деятельности, новизной связей и контактов, в которые вступают дети, повышенной коммуникабельностью, коллективным характером деятельности. Подобная воспитательно-образовательная среда способствует созданию наиболее благоприятных условий для педагогического регулирования процесса социализации:

— создание ситуации успеха;

— сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;

— построение занятия на игровом сюжете;

— создание ситуации творческого поиска;

— стимулирование творчества воспитанников занимательным содержанием;

— применение в воспитании и обучении разнообразных визуальных материалов и техник;

— наличие творческих заданий;

— обогащение (расширение) информационного поля и др.

Социальное значение организации жизнедеятельности ребенка в оздоровительно-образовательном лагере велико по следующим

причинам, что и является психолого-педаго-гическими особенностями процесса воспитания:

1) деятельность в свободное время ребенок воспринимает как удовольствие, что развивает инициативу (самостоятельность. — Е. А), фантазию, воображение;

2) жизнедеятельность детей в лагере — это добровольная практическая деятельность с целью (самопознания. — Е. А), самовыражения, самоутверждения и удовлетворения их интересов;

3) деятельность выполняет роль регулятора интересов и способностей личности, дает возможность проявления социальной, творческой (созидательной. — Е. А) активности детей, является сферой их самоутверждения (самоопределения и самоактуализации. — Е. А.) в различных видах деятельности;

4) поиск своего «Я» происходит за счет возможности выбора видов деятельности и быстрой их смены (вне зависимости, усвоил воспитанник основы деятельности или нет. — Е. А.) [5].

В целом процесс социализации в оздо-ровительно-образовательном лагере можно представить как совокупность трех составляющих, что также, на наш взгляд, является отличиями психолого-педагогического характера:

1) стихийная социализация — происходит во взаимодействии ребенка с субъективно значимыми для него лицами (ими в лагере могут быть любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.) и под влиянием объективных обстоятельств жизнедеятельности в лагере;

2) относительно социально (общественно. — Е. А.) контролируемая социализация — воспитание;

3) самоизменение ребенка — более или менее сознательное самоизменение, индивидуализация происходят в деятельности, которая осуществляется ребенком вначале с помощью взрослых (рядом и немного впереди. — Е. А.), а затем — самостоятельно [1].

Создать эффективные инструменты для сопровождения творческого процесса ребенка в условиях современной школы практически невозможно, в силу того что наше школьное образование не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. В образовательных учреждениях преобладают работа по заданным эталонам, готовым правилам и схемам, дедукция, вербально-симво-лический язык, а не более естественный для большинства ребят образный и практический. Педагог нашей обычной школы, зажа-

Серия 4Психологические науки»

247

I тый тисками базисного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных.

Больше таких возможностей у педагога неформала в условиях детского оздоровительного лагеря, детского клуба или учреждений дополнительного образования. Сегодня большинство функций школы принимают на себя детские разнопрфильные лагеря. Достаточно гармонично решается проблема индивидуализации воспитания и обучения в рамках внешкольного образования.

I

Детский лагерь, предоставляя возможность активно участвовать в разнообразных видах деятельности, обеспечивает воспитаннику полную включенность в социальные отношения окружающей среды и предоставляет возможность общения как со сверстниками, так и со старшими товарищами. Именно поэтому детские лагеря являются полноценными факторами развития и воспитания разносторонней гармоничной личности, способной к критическому осмыслению мира, созидательной, инновационной деятельности в роли достойного гражданина современной цивилизации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Волохов А. В. Социализация ребенка в условиях детского оздоровительного центра : концептуальные основы / А. В. Волохов, М. И. Журавлев // Летний отдых детей : концептуальные и нормативно-правовые основы / сост. А. М. Панов. — М., 1998. — С. 10 — 39.

2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Голованова. — СПб. : Речь, 2004. — 272 с.

3. Дмитрий Медведев требует повысить контроль за качеством продуктов для детских лагерей [Элетронный ресурс]. — Режим доступа: http://w\vw.rg.ru/2010/06/08/pitanie=anons.html. — Загл. с экрана.

4. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина. — 4-е изд., доп. — М. : Академия, 2003. — 200 с.

5. Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей // Отдых и оздоровление детей и подростков : сб. норматив, док. / сост. С. В. Барканов, М. И. Журавлев, В. И. Савоськина. — М., 2002. — С. 72 — 73.

6. Фришман И. И. Методика работы педагога дополнительного образования / И. И. Фриш-ман. — М. : Академия, 2001. — 160 с.

Поступила 10.05.11.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ГРУППЫ КРАСНОГО КРЕСТА ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

А. В. Жерноклеев

В статье описана деятельность молодежной группы Красного Креста Историко-соци-

ологического института МГУ им. Н. П. Огарева. Особое внимание автор уделяет

благотворительным акциям, а также семинарам и тренингам, проводимым организацией.

Молодежная группа Красного Креста Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарева (МГКК ИСИ) образова-

лась 15 апреля 1998 г. по инициативе Мордовского республиканского отделения Российского Красного Креста. МГКК ИСИ яв-

© А. В. Жерноклеев, 2011

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | Ме 2

т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.